Принято решением педагогического совета МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Протокол №4 от 08.11.2021г. Принято с учетом мнения Совета родителей Протокол №2 от 08.12.2021г. Принято с учетом мнения Совета родителей, обучающихся ОУ Протокол №1 от 15.12.2021г. УТВЕРЖДАЮ:_____________ Ю.С. Трушкова, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Приказ от 28.12.2021г. № 279-Д Положение о ведении и проверке тетрадей учащихся Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом школы, и другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующими единые подходы к ведению и порядку проверки ученических тетрадей с целью упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе, распространяется на обучающихся 1–9-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения. I. Общие требования к ведению тетрадей. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым 1.1 почерком. 1.2 Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). 1.3 Соблюдать красную строку. 1.4 Обучающиеся 1-9 классов пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета. 1.5 Для обучающихся 1-9 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. 1.6 Допустимо, начиная с 4-го класса дату в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории и другим предметам писать арабскими цифрами на полях: Например, 21.12.2021. (без буквы “г”). 1.7 Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки (строчки), а в тетрадях по математике и другим предметам - 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). 1.8 Пользоваться “штрихом” при ведении тетради запрещается. 1.9 Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. 1.10 Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки. 1.11 Наличие тетради для контрольных работ обязательно по русскому языку и математике. Количество рабочих тетрадей по предмету и наличие тетради для контрольных работ по остальным предметам определяет учитель и доводит информацию до обучающихся и их родителей (законных представителей) до начала учебного года 1.12 Рабочие тетради обучающихся и для контрольных работ обязательно должны быть обернуты и подписаны в одном стиле. Тетрадь № 1 Тетрадь для работ по математике для контрольных работ ученика (цы) 4 « » класса по математике МБОУ ПГО «СОШ № 16» ученика (цы) 4 « » класса ____________________________ МБОУ ПГО «СОШ № 16» ___________________________ 1.13 В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. 1.14 При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся, учитель в обязательном порядке руководствуется требованиями к оцениванию в АООП НОО, ООП НОО, ООП ООО, АООП ООО и ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ. 1.15 В начальной школе надлежит проверять каждую работу учащихся по каждому предмету 1.16 Всем учителям следует исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, даже если они не влияют на результат выполнения работы по предмету II. Оформление письменных работ по русскому языку. 2.1 После каждой классной (домашней) работы в 1-9 классах следует отступать две строчки. 2.2 При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса. 2.3 В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. 2.4 Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. 2.5 Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. 2.6 По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца. Например, 1 декабря. 2.7 Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью: Например, Первое декабря. 2.8 Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например, Классная работа. Диктант. Сочинение. Изложение. Работа над ошибками. 2.9 При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется: Дата Домашняя работа. 2.10 Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать. Например, Упражнение № 56 Задача №1 № 18 2.11 Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета. 2.12 В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся. 2.13 В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.). 2.14 Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I). 2.15 Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.). 2.16 Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки. 2.17 Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 9 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку. 2.18 Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. 2.19 Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы - две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки - во 2 классе, 3-4 строки - в 3-4 классах. 2.20 В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. 2.21 Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку. III. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии, истории. 3.1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу). 3.2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать). 3.3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой. 3.4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки. 3.5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца прописью. Например, 1 декабря. А через клеточку - вид работы. Например, Классная работа. 3.6. В тетрадях по математике в 4-9 классах дата пишется на полях цифрами. Например, 23.12.2021. (без буквы “г”) 3.7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 29 классах посередине. Например, № 15. 3.8. При выполнении домашней работы во 2-9 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа. 3.9. Во 2-9 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. I – вариант. 3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки. 3.11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки. 3.12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы. Например: Контрольная работа №1. Практическая работа №1. IV. Оформление письменных работ по иностранным языкам 4.1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим требованиям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по иностранному языку имеются свои особенности: 4.2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-9 классах вести в клетку. 4.3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы. 4.4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками: Mistakus work. 4.5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка). 4.6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки. V. Порядок проверки письменных работ учителем. 5.1. Тетради обучающихся, в которых выполняются классные и домашние работы проверяются: - по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно; со II полугодия в 6 классах и 7 классах - 2 раза в неделю; в 8 классах - 1 раз в неделю; в 9 классах - по мере необходимости; - по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно; со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах - выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели; - по предметам 2 и более часов в неделю - общее количество проверок – не реже 1 раза в 2 недели. - по предметам 1 час в неделю – не реже 1 раз в месяц 5.2. Проверочные и контрольные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке. 5.3. Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки: во 2-9 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9 классах - отводится 10 дней; во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах проверяются в течение недели. Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии и другим предметам проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели. У учащихся 2-9 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии и другим предметам проверяются и оценки выставляются к следующему уроку. 5.4. Во 2-9 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине: Работа над ошибками. Во 2-9 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости. 5.5. Во 2-9 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка V - пунктуационная ошибка Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения. При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку: - в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка); - в 9 классах учитель подчеркивает ошибочное написание. При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка). При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка - за содержание - включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4. После контрольной работы в 5-9 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке: Работа над ошибками. В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля. По другим предметам правильные ответы отмечают знаком “+”, неправильные знаком “-“. В случае частично верного ответа допустимо выставление знака “v”. 5.6. После каждой письменной работы по всем предметам учитель выставляет отметку и дает комментарий, на что необходимо обратить внимание обучающемуся и его родителям (законным представителям) для повышения качества обучения по предмету