РП учебного курса Техническое творчество 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса
«Техническое творчество»
для обучающихся 8 классов
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Рабочая программа учебного курса «Техническое творчество» включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения в 8 классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа учебного курса «Техническое творчество» основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учебного курса «Техническое творчество» направлена на знакомство с
первоначальными и основными шагами в области черчения, на формирование графической
культуры обучающихся, развитие пространственного мышления, а также творческого
потенциала личности.
Черчение – особая учебная дисциплина, имеющая не только образовательное значение
(овладение графическим языком техники), но и воспитательное значение – формирование у
обучающихся таких качеств, как усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность и
точность в работе, требовательность к себе, чувство красоты. Поэтому занятия направлены на
работу над развитием технической грамотности обучающихся, умения ориентироваться в типах
и видах чертежей, навыков практического выполнения чертежей разных видов, навыков чтения
чертежей.
Курс раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления;
покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе, дизайне;
научит создавать художественно ценные изделия, архитектурные сооружения. Кроме этого,
графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов учебного
плана, обеспечивая пропедевтику некоторых из них, а также позволяет школьникам активно
проявить себя в проектной и конструкторской деятельности.
Приоритетная цель программы:
развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и
выполнять несложные чертежи; моделировать изделие на основе чертежа;
создание условий для самореализации обучающихся;
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
формирование технического мышления, пространственных представлений, графической
грамотности обучающихся;
формирование способностей к познанию техники с помощью графических изображений;
развитие конструкторских способностей;
изучение роли чертежа в современном производстве;
установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, технологии.
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Промежуточная аттестация: средняя арифметическая отметка за триместры
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Содержание курса
Введение
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как
основной графический документ. Из истории чертежа. Современные технологии выполнения
чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация
рабочего места.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила
оформления чертежа (форматы, основная надпись на чертеже, нанесение размеров, масштабы).
Графическая работа №1«Линии чертежа».
Метод проецирования и графические способы построения изображений
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное)
проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекции. Применение методов ортогонального проецирования
для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Аксонометрические проекции. Прямоугольная
изометрическая проекция. Способы построения в прямоугольной проекции плоских и объемных
фигур. Технический рисунок. Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали». Графическая
работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению».
Чтение и выполнение чертежей
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы
предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на
чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба
изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части, сопряжения)
Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным»
Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Техническое
творчество» на уровне основного общего образования.
В результате изучения учебного курса внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, с которыми обучающимся предстоит
взаимодействовать в рамках реализации программы курса; готовность к разнообразной
совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на
основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе реализации программы
курса внеурочной деятельности.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору
будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
овладение методами эстетического оформления блюд, обеспечение сохранности продуктов
труда; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям,
вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних
ресурсов; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями
сферы «человек-природа»;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением курса, на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том
числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в работе с различными
инструментами;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации;
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же
право другого на подобные ошибки;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать
цель и процесс её достижения.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа
к любым объёмам информации.
Предметные результаты освоения рабочей программы учебного курса «Техническое
творчество».
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков
деталей;
владеть информацией об автоматизированных способах вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
создавать различные виды документов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и
приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Техника выполнения чертежей и
9
https://infourok.ru/plan-uroka-poправила их оформления
chercheniyu-tehnika-vipolneniyachertezhey-i-pravila-ih-oformleniyaklass-408241.html
2. Метод проецирования и графические
12
https://урок.рф/library/urok_po_cherche
способы построения изображений
niyu_v_8_klasse_«obshie_svedeniya_o_
spos_204642.html
https://spravochnick.ru/articles/chertezhi
/proekcii_na_chertezhe/
3.

Итого

Чтение и выполнение чертежей

13

https://www.youtube.com/watch?v=oUj
U7Lm8hKQ
https://infourok.ru/prezentaciya-potehnologii-pravila-vipolneniyachertezhey-klass-3453368.html

34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и тем Количеств
Электронные (цифровые)
п/п
программы
о часов
образовательные ресурсы
Всего
Блок 1.
1.1 Введение.
1
1.2 Чертеж как основной графический
1
документ.
1.3 Чертеж как основной графический
1
документ.
1.4 Техника выполнения чертежей и правила
1
https://infourok.ru/plan-uroka-poих оформления
chercheniyu-tehnika-vipolneniyachertezhey-i-pravila-ih-oformleniyaklass-408241.html
1.5 Техника выполнения чертежей и правила
1
их оформления
1.6 Техника выполнения чертежей и правила
1
их оформления
1.7 Техника выполнения чертежей и правила
1
их оформления
1.8 Чертежный шрифт. Основная надпись
1
чертежа.
1.9 Графическая работа №1«Линии чертежа».
1
Блок 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.
2.1 Центральное
и
параллельное
1
https://infourok.ru/plan-uroka-poпроецирование.
Прямоугольное
chercheniyu-tehnika-vipolneniya(ортогональное) проецирование.
chertezhey-i-pravila-ih-oformleniyaklass-408241.html
2.2 Выполнение изображений предметов на
1
https://www.youtube.com/watch?v=oUj
одной,
двух,
и
трех
взаимно
U7Lm8hKQ
перпендикулярных плоскостях проекции.
2.3 Графическая работа №2 «Чертеж плоской
1
детали».
2.4 Применение методов ортогонального
1
проецирования для выполнения чертежей
(эскизов).
2.5 Виды
1
2.6 Аксонометрические проекции..
1
https://yandex.ru/video/preview/9035209
897349531105
2.7 Прямоугольная изометрическая проекция
1
2.8 Способы построения в прямоугольной
1
https://infourok.ru/plan-uroka-poпроекции плоских и объемных фигур.
chercheniyu-tehnika-vipolneniyachertezhey-i-pravila-ih-oformleniyaklass-408241.html
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ Название блоков, модулей, разделов и тем Количеств
Электронные (цифровые)
п/п
программы
о часов
образовательные ресурсы
Всего
2.9 Способы построения в прямоугольной
1
проекции плоских и объемных фигур.
2.10 Технический рисунок.
1
2.11 Технический рисунок.
1
2.12 Графическая работа №3 «Построение трех
1
https://infourok.ru/graficheskaya-rabotaвидов детали по ее наглядному
postroenie-treh-vidov-detali-po-eeизображению».
naglyadnomu-izobrazheniyu3955899.html
Блок 3. Чтение и выполнение чертежей
3.1 Анализ геометрической формы предметов
1
3.2 Анализ геометрической формы предметов
1
3.3 Нахождение на чертеже вершин, ребер,
1
граней и поверхностей тел, составляющих
форму предмета.
3.4 Нахождение на чертеже вершин, ребер,
1
граней и поверхностей тел, составляющих
форму предмета.
3.5 Определение необходимого и
1
https://infourok.ru/prezentaciya-poдостаточного числа видов на чертеже.
tehnologii-pravila-vipolneniyaВыбор главного изображения и масштаба
chertezhey-klass-3453368.html
изображения.
3.6 Графическая работа №4 «Чертежи и
1
аксонометрические проекции предметов».
.
3.7 Нанесение размеров на чертежах с учетом
1
https://yandex.ru/video/preview/8139238
формы предметов
336507296709
3.8 Графическая работа №5 «Построение
третьего вида по двум данным»

1

https://yandex.ru/video/preview/1314066
6026696488344

3.9 Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических
построений (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части,
сопряжения)
3.10 Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических
построений (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части,
сопряжения)
3.11 Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических
построений (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части,

1

https://yandex.ru/video/preview/1746121
4263861024758

1

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ Название блоков, модулей, разделов и тем Количеств
п/п
программы
о часов
Всего
сопряжения)
3.12 Графическая работа №6 «Выполнение
чертежа детали с сопряжениями.

1

3.13 Графическая работа №6 «Выполнение
чертежа детали с сопряжениями.

1

Общее количество часов по программе

34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/1396557
3578281877755

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».