Принято решением педагогического совета МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Протокол № 1 от 31.08.2023г Утверждаю:_____________ Ю.С. Трушкова, директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Приказ от 31.08.2023 г. № 192 -Д Положение о рабочих программах/адаптированных рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах/адаптированных рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПГО «СОШ № 16»). 1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных документов: ⎯ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); ⎯ приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); ⎯ приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО); ⎯ приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО); ⎯ приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; ⎯ приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); ⎯ приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); ⎯ приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); ⎯ приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированное образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФАОП НОО); ⎯ устава МБОУ ПГО “СОШ № 16”; ⎯ иных локальных актов ОУ. 1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: ⎯ уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; ⎯ федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных МБОУ ПГО «СОШ № 16» компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы; ⎯ образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; ⎯ рабочая программа/ адаптированная рабочая программа (далее - рабочая программа)– методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) соответствующего уровня образования; ⎯ учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки; ⎯ учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета; ⎯ учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов; ⎯ оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы. 1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана МБОУ ПГО «СОШ № 16» и должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования. Разработка рабочей программы относится к компетенции МБОУ ПГО «СОШ № 16» и осуществляется педагогическим работником/ группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы. 1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции: ⎯ обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком; ⎯ обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования; ⎯ создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению; ⎯ обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся; ⎯ определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся; ⎯ приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 1.6. МБОУ ПГО «СОШ № 16» предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». 1.7. МБОУ ПГО «СОШ № 16» предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский МБОУ ПГО «СОШ № 16» язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». 1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП соответствующего уровня. 1.9. Обязанности педагогического работника/группы педагогических работников в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до замены его новым положением. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и иными локальными нормативными актами МБОУ ПГО «СОШ № 16». 2.2. Рабочие программы включают обязательные компоненты учебных предметов, учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП соответствующего уровня, разработанных по ФГОС общего образования. 2.2.1. Рабочие программы ООП соответствующего уровня образования должны содержать следующие обязательные компоненты: ⎯ пояснительную записку; ⎯ содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; ⎯ планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; ⎯ тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (в том числе отводимых на контрольные и практические работы), и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании; ⎯ поурочное планирование; ⎯ оценочные материалы. 2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов, включенных в действующий Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны содержать указание на форму организации занятий, направление внеурочной деятельности в разделе «Пояснительная записка». 2.2.4. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Формы учета рабочей программы воспитания отражаются в пояснительной записке к рабочей программе. 2.3. Раздел «Пояснительная записка» включает: ⎯ общую характеристику учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; ⎯ цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; ⎯ место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане/плане внеурочной деятельности школы; МБОУ ПГО «СОШ № 16» учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля. 2.4. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе фиксируются: ⎯ требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; ⎯ виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата; ⎯ организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики проектов). 2.5. Раздел «Пояснительная записка» учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля включает: ⎯ краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля с учетом требований ФГОС общего образования; ⎯ межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля; ⎯ ключевые темы в их взаимосвязи; ⎯ практические или лабораторные работы. 2.6. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы: № Количество часов Электронные Наименование п/п (цифровые) Практические разделов и тем Контрольные образовательные Всего работы программы работы ресурсы 1 2 … ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2.6.1.Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания поурочного планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год. 2.7. Раздел «Поурочное планирование» оформляется в виде таблицы: № Количество часов Тема урока п/п Электронные (цифровые) Контрольные Практические образовательные ресурсы Всего работы работы ⎯ 1 2 … ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОГРАММЕ ПО 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается в конструкторе рабочих программ на сайте Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/ как часть ООП (по уровням общего образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с преподаваемым учебным предметом. 3.2. Рабочая программа является единой для всех учителей данного учебного предмета, работающих в школе. 3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования с последующей корректировкой. МБОУ ПГО «СОШ № 16» 3.4. Рабочая программа учебного курса, курса внеурочной деятельности, учебного модуля разрабатывается педагогическим работником/ группой педагогических работников в соответствии с настоящим Положением и является единой для всех учителей, преподающих данный учебный курс, курс внеурочной деятельности, учебный модуль. 3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе: ⎯ федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования; ⎯ федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; ⎯ федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля). 3.5. Содержание и планируемые результаты разработанной рабочей программы должны быть не ниже содержания и планируемых результатов, указанных в федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных рабочих программ учебного предмета (курса, модуля) соответствующего уровня образования. 3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения: ⎯ изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета; ⎯ корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем федеральной рабочей программы. 3.7. Педагогический работник вправе: ⎯ конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей программы; ⎯ выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858; ⎯ при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699; ⎯ выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания; ⎯ подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства. 3.8. Рабочая программа предоставляется для анализа и согласования в учебную часть заместителю директора по УВР, курирующему данное направление деятельности. 3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом руководителя школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте. 4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, указанием классов, уровня изучения (начальное общее образование, основное общее образование); содержать выходные данные согласования с заместителем директора по УВР и утверждения директором МБОУ ПГО «СОШ № 16». Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.3. Печатная версия рабочей программы выпускается по необходимости и дублирует электронную версию. 4.4. Электронный вариант рабочей программы размещается на официальном сайте МБОУ ПГО «СОШ № 16» (https://16school.ru/ ) в разделе «Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование». 4.5. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы. В аннотации указываются: ⎯ название рабочей программы; ⎯ краткая характеристика программы; МБОУ ПГО «СОШ № 16» срок, на который разработана рабочая программа. 4.6. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе «Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование». 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования. 6. Реализация рабочей программы 6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки качества. 6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой. 6.3. МБОУ ПГО «СОШ № 16», наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования. 6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение: ⎯ дистанционных образовательных технологий; ⎯ модульных форм организации образовательной деятельности; ⎯ сетевых форм организации образовательной деятельности; ⎯ электронного обучения; ⎯ различных форм внеурочной деятельности. 6.5. При реализации рабочих программ не допускается: ⎯ сокращение запланированной практической части (контрольные, практические, лабораторные работы и др.); ⎯ сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля). 6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. 7. Контроль за реализацией рабочих программ 7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного периода. 7.2. Этапы контроля: ⎯ по окончании учебного периода (триместр, год) заместитель директора по УВР анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой; ⎯ результаты контроля по итогам триместра рассматриваются на совещании при директоре по итогам каждого учебного периода; ⎯ результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года. 8.Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на педагогическом совете МБОУ ПГО «СОШ № 16» и утверждается приказом директора школы. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых документов. 8.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым. ⎯ МБОУ ПГО «СОШ № 16»