АРП ВД Становлюсь грамотным читателем 2 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с задержкой
психического развития (вариант 7.2.)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю»
для обучающихся 2 классов (вариант 7.2.)
(начальное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь
грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения во 2 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного,
а в будущем и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
воспитанию обучающегося - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи
эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также
проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество,
и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование читательской
компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются на
уровне начального общего образования, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Грамотный читатель – это
человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, владеющий техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю,
понимаю»:
- создает условия для использования приобретенных знаний и умений на уроках
литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой;
- позволит младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать,
читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных,
энциклопедических);
- дает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Младший школьник-читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей,
формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей, обогащает
нравственно–эстетический опыт.
Приоритетная цель программы:
- совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой
деятельности с необычными формами представления информации;
- развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
- формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг;
- формирование умения извлекать информацию из различных текстов;
- формирование умения применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
- развитие способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- обеспечение усвоения ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке
и искусству; уважения к честному труду, таланту, гению; осознание солидарности каждого
отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщение к проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: коммуникативная деятельность
Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система
практических занятий).
Промежуточная аттестация: тестирование
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО
(вариант 7.2):
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, при
обязательном условии создания специальных условий получения образования, адекватных
образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и другими обучающимися;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи
и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов
и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на
компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности
к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения
АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает
вовлеченность в оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и
их родителей (законных представителей).
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП НОО призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей в оценке
достижений обучающихся с ЗПР. На основе выявления характера динамики образовательных
достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя
или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП НОО являются значимыми
для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению
оценки результатов МБОУ ПГО «СОШ № 16» опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и
социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного
общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с
ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих
основных формах:
достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная
основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися
даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведется как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В
процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием
педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому
и семантическому оформлению);
предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Книга, здравствуй.
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы
о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал:
самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?» Игра «Я —
библиотекарь».
Книги о детях и для детей.
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.
Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал.
Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные
отзывы).Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко». Живой журнал «Парад героев-сверстников»
(инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Книги-сборники о детях и для детей
(В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий,
Н. Сладков и др.).Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков,
А. Барто). Крупицы народной мудрости.
Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс
«Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники.
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников.
Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок.
Викторина. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики
и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная
карточка. Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам
учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в
группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о
семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается.
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг
детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или
героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

«Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение,
рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг.
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книгисборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по
оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и
весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» на уровне начального
общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к
их поступкам.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с учебным произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
-

Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу обучения во 2
классе обучающийся научится:
- владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать
прочитанное, правильно, сознательно и выразительно;
- воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать
фактический материал;
- отвечать на вопросы в устной и письменной формах;
- задавать вопросы к прочитанным произведениям;
- определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
- составлять план текста; пересказывать текст;
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
- находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в
произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и других источников информации;
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотек;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности;
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Книга, здравствуй.
5
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/reade
rs-help-events/virtualny-tour-po-rgb
2. Книгочей — любитель чтения.
4
3. Книги о детях и для детей.
4
https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlyadetej-7-8-9-10-let/
4. Книги-сборники.
4
5

Писатели-сказочники.

5

6.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

4

7.
8.

Защитникам Отечества посвящается
По страницам любимых книг

4

Итого

4
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов Количество
Электронные (цифровые)
п/п
и тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
Блок 1. Книга, здравствуй.
1.1 Роль книги в жизни человека.
1
Учебная книга и её справочный
аппарат. Конкурс "Пословицы о
книге и учении".
книги.
1.2 Художественные
1
Иллюстрации в книге и их роль.
1.3 Правила работы с книгой.
1
Читательский зал: самостоятельное
чтение и выбор книги.
1.4 Правила работы с книгой.
1
Читательский зал: самостоятельное
чтение и выбор книги.
1.5 Экскурсия в библиотеку .
1
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/readershelp-events/virtualny-tour-po-rgb
Блок 2. Книгочей — любитель чтения.
2.1 Поиск книг по каталогам.
1
2.2 Викторина «Что вы знаете о книгах»
1
2.3 Игра «Я- библиотекарь»
1
2.4 Игра «Я- библиотекарь»
1
Блок 3. Книги о детях и для детей.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ Название блоков, модулей, разделов Количество
п/п
и тем программы
часов
Всего
3.1 Библиотечный урок «Дети — герои
1
детских книг».
Выставка книг. Книги-сборники В.
Осеевой,
Е.
Пермяка,
В.
Драгунского, Н. Носова и других
детских писателей.
3.3 Читальный
зал.
Чтение
произведений о детях на страницах
детских газет и журналов.
3.4 Конкурс кроссворд «Имена героев
детских книг». Презентация книг о
детях-ровесниках.
Блок 4. Книги-сборники.
4.1 Путешествие
по
тропинкам
фольклора. Пословицы.
4.2 Загадки. Темы и виды загадок. Игра
«Отгадай загадку».
4.3 Скороговорки.
Конкурс
«Чистоговорщики».
4.4 Проект «Живой цветок народной
мудрости» (работа в группах).
Блок 5. Писатели-сказочники.
5.1 Ш. Перро "Кот в сапогах",
"Золушка" .
5.2 Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок",
"Дюймовочка".
5.3 Рассказ-описание любимого героя
сказки.
5.4 Викторина по сказкам зарубежных
писателей.
5.6 Книги сказок народов мира
Блок 6. Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
6.1
Жанры произведений о семье:
стихотворения. пословицы, сказки.
6.2 Конкурс стихов о маме .
6.3 Литературная игра «По страницам
учебника и художественных книг».
6.4
Мини-проект. Рукописная книга
"Семья".
Блок 7. Защитникам Отечества посвящается
3.2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

1

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlya-detej-78-9-10-let/

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ Название блоков, модулей, разделов Количество
п/п
и тем программы
часов
Всего
7.1 Былины и сказы о защитниках
1
Отечества.
7.2 Работа с книгой А. Гайдара «Сказка
1
о Военной тайне, МальчишеКибальчише и о его твёрдом слове»
7.3 Мини-проект. Рукописная книга
1
«Защитники Отечества в твоей
семье»
7.4 Мини-проект. Рукописная книга
1
«Защитники Отечества в твоей
семье»
Блок 8. По страницам любимых книг
8.1 Презентация любимых книг
1
8.2 Презентация любимых книг
1
8.3 Коллективная творческая работа:
1
комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее
чтение» или «Дневник читателя».
8.4 Коллективная творческая работа:
1
комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее
чтение» или «Дневник читателя».
Общее количество часов по программе
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».