Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Приложение
к дополнительной образовательной программе
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.С. Можаровская
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
для 5-9 классов
Срок освоения: 1 год
Количество часов: в год- 34 часа;
в неделю-1 час.
Разработчик:
Бабушкин Г.П.,
учитель физической культуры
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая
подготовка» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности предназначена для
обучения основам физической подготовки, направлена на всестороннее развитие личности, широкое
овладение физической культурой с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
приобретение инструкторских навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой;
формирование моральных и волевых качеств.
Актуальность данной программы заключается в том, что приоритетной задачей Российского
государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной
основой оздоровления нации. Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических
дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека.
Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования. В
связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков
является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
• несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
• перегрузка учебных программ;
• ухудшение экологической обстановки;
• недостаточное или несбалансированное питание;
• стрессовые воздействия;
• распространение нездоровых привычек.
В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом
психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных
психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и
самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медикопрофилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся,
сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни. ОФП - это не спорт, но
без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для ребенка, которого каждый
здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом. ОФП - это
система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. ОФП - это способ
развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического,
биохимического уровня.
Целью курса в основной школе является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. Активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Новизна программы заключается в том, что составлена она в поддержку основной рабочей
программы по физической культуре для обучающихся 5-9 классов. Так же новизна данной
программы состоит в том, что в ней прослеживается более глубокое изучение различных видов
спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных
способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение
техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Курс «Общая физическая подготовка» в основной школе строится так, чтобы были решены
следующие задачи:
• Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей организма;
• Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями
и приемами базовых видов спорта;
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
• Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли
в формировании здорового образа жизни;
• Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 12-16 лет.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная
рабочая программа для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, предметных,
метапредметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты обучения:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами
физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии
с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в
процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные
мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической
культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим.
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
• обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и
форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных
привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо
от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от
индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и
режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений,
подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической
подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической
подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической
направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и
индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий
и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в
познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных
качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую
сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости
и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты
собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и
обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и
сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых
видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно
организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
•
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
Формы занятий
Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы
наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный.
При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и
образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические,
комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу,
инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной
направленности; соревнования; эстафеты.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам:
основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика (легкоатлетические
упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры, гимнастика.
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба,
бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения
человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие
физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих
процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные
наблюдения
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Раздел1:«Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с
основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Раздел 2:Общая физическая подготовка
- «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья
обучающихся. Данный раздел включает:
• упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее
воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной
осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с
гимнастической палкой и др.);
• упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно
влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных
звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной,
смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях);
• общеразвивающие упражнения; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса,
туловища, ног и плечевого пояса;
• упражнения
для повышения функциональных возможностей сердечнососудистой
системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа,
сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Раздел 3:Специальная физическая подготовка (СФП)
-«Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения
в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются
наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечнососудистой и
дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости.
Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации
движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые
качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное
влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и
специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены
прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки,
заболеваниях сердечнососудистой системы и органов зрения.
- «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы
акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и перелезании. Благодаря возможности
довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм,
гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в
равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и
руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях
сердечнососудистой системы и органов зрения.
Раздел 4. Двухсторонние игры:
- «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и
спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и
баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для
воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность
приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических
качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися теоретических
знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает
физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и основную
медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и
последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения материала
(поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение одновременно
средств 2-3 видов физической подготовки.
Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и
непрерывность развития у обучающихся основных физических качеств, повышения уровня
функциональных возможностей и физической подготовленности.
Раздел 1. Теория
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Знакомство с планом работы группы. Правила поведения и меры безопасности на спортивной
площадке и в спортивном зале.
Спорт и здоровье. Соблюдение личной гигиены. Распорядок дня.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Строевые упражнения
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
З. Дыхательная гимнастика
4. Корригирующая гимнастика
5. Оздоровительная гимнастика
6. Оздоровительный бег
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Упражнения на ловкость
2. Упражнения на координацию движений
З. Упражнения на гибкость
4. Различные виды бега, челночный бег
Соревнования
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1.Соревнования по ОФП
2.Соревнования по СФП
З.Соревнования — эстафеты
4.Соревнования "Веселые старты"
Раздел 4. Двухсторонние игры
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
Игры между группами
Перечень контрольных испытаний/работ
• тестирование
• соревнования по видам спорта
1. Программный материал.
Основная направленность
1. Гимнастика
2. Легкая атлетика
Упражнения
Развитие гибкости:
ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Эстафеты с
элементами гимнастики: скамейки, набивные мячи, обручи,
скакалки.
Общеразвивающие упражнения.
Развитие скоростных способностей:
эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением; с
максимальной скоростью на расстояние до 60 м; бег с
изменением направления, темпа, ритма; из различных
исходных положений.
Развитие скоростно-силовых способностей:
разнообразные
прыжки,
многоскоки;
упражнения
с
отягощением в повышенном темпе.
Развитие ловкости:
лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; полоса
препятствий; различные прыжки: многоскоки, «лягушка», в
высоту; в длину; на тумбу; с высоким подниманием бедра;
барьерный бег.
Развитие силовой выносливости:
подтягивание, упражнение в висах и упорах, отжимание.
Развитие силы:
упражнения с отягощением: гриф, штанга, блины, гиря,
эспандер, различные тренажеры.
Развитие быстроты, ловкости, координации:
волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, «догонялки», «чайМБОУ ПГО «СОШ № 16»
3. Спортивные игры
чай выручай», хоккей на льду с мячом.
Развитие выносливости:
плавание на время
Развитие ловкости, быстроты, координации:
Развитие силы, выносливости, быстроты, силовой
выносливости, скоростно-силовой координации.
Отжимания с выпрыгиванием (максимальное количество раз за
1 мин)
4. Функциональное многоборье -Двойные прыжки на скакалке (максимальное количество раз
за 1мин)
-Подтягивания на турнике
(максимальное количество раз за 1мин)
-Максимальный наклон вперед из положения сед (показатель
измеряется в сантиметрах)
Зашагивание на гимнастическую скамейку, поочередно каждой
ногой.
-Выпады ногами вперед и в стороны.
-Мобилизация голеностопа у гимнастической стенки.
-Поочередные махи ногами назад.
-Наклон вперед.
-Отведение гимнастической палки за спину.
-Круговые движения в локтевых суставах.
-Сведение лопаток, прижавшись спиной к стене.
-Воздушные приседания.
-Отжимания.
-Прыжки на скакалке.
Становая тяга
-Отжимания с выпрыгиванием
Мах гирей
-Бросок медбола в стену
1. Практические занятия.
Упражнения на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости,
ловкости, координации движений, скоростно-силовых.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения для рук, туловища и ног.
Общеразвиваюшие упражнения с предметами. Со скакалкой. С гимнастической палкой.
Упражнения с теннисным мячом. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом
(вес мяча от 1 до 3 кг). Упражнения с отягощениями (с гантелями, штангой, гирями).
Упражнения на гимнастических снарядах (на канате и шесте, на бревне, на перекладине и
кольцах, на козле и коне).
Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, подъемы).
Легкая атлетика (бег на короткие дистанции, кроссы с преодолением различных естественных и
искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание мяча и гранаты).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом; прыжками, элементами
сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с прыжками и
бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр,
комбинированные эстафеты.
Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в
баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, водное поло, футбол. Двухсторонние игры по упрощенным
правилам.
Силовая подготовка. Упражнения на специальных тренажерах.
1. Освоение техники по различным видам спорта.
Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с
преодолением препятствий 30-40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами;
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
тройной прыжок с места; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание
мяча и гранаты на дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.
Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; брусья – для девочек: вис
на верхней, размахивание, вис присев на нижней, сед на правом бедре; для мальчиков: упор,
размахивание в упоре, сед ноги врозь, махом назад соскок; бревно – приставной и переменный шаг,
повороты на одной, соскок прогнувшись; акробатика – кувырки вперед и назад, стойка на лопатках,
прыжок вверх прогнувшись; перекладина низкая – вис стоя, переворот в упор, вис согнувшись, вис
прогнувшись, соскок махом назад; переворот боком, стойка на руках с помощью.
Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и
левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.
Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя
подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите –
индивидуальные, групповые и командные.
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной
стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой;
обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной стороной
стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание, вбрасывание,
выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и
командные действия.
Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта,
повышению уровня ОФП, развитию координации движений.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
1. Примерные упражнения для развития двигательных качеств
Содержание
Возраст
Свыше 14
7-10 лет 11-14 лет
лет
Для развития силы
1. Общеразвивающие упражнения с предметами
+
+
+
2. Упражнения с гантелями
0,5—1 кг 1-3 кг
3—5 кг
2. Упражнения с гирей 16 кг
—
—
+
3. Упражнения со штангой в положении стоя
—
до 10 кг
+
и лежа)
4. Удержание угла в висе и упоре
+
+
+
5. Силовые упражнения с собственной массой
+
+
+
6. Упражнения с партнером
—
+
+
7. Подвижные и национальные игры
+
+
+
Скоростно-с иловые
1. Прыжки через скакалку
+
+
+
2. Прыжки на одной и двух ногах
+
+
+
3, Многоскоки
—
+
+
4. Выпрыгивание из приседа
—
+
+
5. Тройные и пятерные прыжки с места
—
+
+
6. Бег с партнером на спине и плечах
—
—
+
7. Метание набивных мячей
+
+
+
8. Толкание ядра
—
—
+
9. Игровые задания по сигналу
+
+
+
10. Подвижные и национальные игры
+
+
+
На общую и силовую выносливость
1.Кросс
+
+
+
2. Прыжки со скакалкой 1—3 мин
+
+
+
3. Серийное выполнение упражнений с умерен—
+
+
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
ной интенснвностью (например, 50 подскоков
+ 30 приседаний в темпе + 30 подскоков).
Повторить 2—3 раза
4. Круговая тренировка
5. Спортивные игры
6. Серийное выполнение силовых упражнений
7. Вис на согнутых руках
8. Удержание угла в упоре и висе
На координацию движений
1. Разнонаправленные движения руками и но гами
одновременно и последовательно
2. Жонглирование различными предметами
3. Метание на точность
4. Полосы препятствий
5. Эстафеты
6. Подвижные и национальные игры
На гибкость
1. Пружинящие наклоны из различных исходных положений
2. Повороты и вращения туловища с большой
амплитудой
3. Акробатические упражнения
—
—
—
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
—
—
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
—
—
Календарно-тематическое планирование
5-9 класс
№
Количество
Тема
п/п
часов
1
Правила техники безопасности на занятиях ОФП. Значение легкоатлетических
упражнений для человека. Пробегание отрезков до 30 м, 60м. Развитие
3
быстроты, игровые эстафеты.
2
Влияние занятий физкультурой на организм. Бег на скорость по сигналу из
различных исходных положений. Упражнения на развитие ловкости.
3
Закрепление упражнения « отжиманий с выпрыгиванием ».Соревнование.
3
Подбор упражнений для самостоятельных занятий. Метание мяча и гранаты на
дальность. Упражнения на развитие силы.Развитие координационных
способностей: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на
3
руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием и перелазанием. Игровые
эстафеты.
4
Закаливание. Прыжки в длину с места. Игры на координацию
3
движений.Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты
5
Прыжки в длину с разбега. Игры на внимание. Челночный бег. Упражнения на
3
развитие быстроты. Соревнование.
6
Упражнения с набивными мячами. Броски теннисного мяча правой и левой
рукой в подвижную и неподвижную мишень. Упражнения на развитие
3
ловкости. Игровые эстафеты. Игры с метанием мяча.
7
Бег на выносливость. Преодоление полосы препятствий. Игры на координацию
3
движений. Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты.
8
Возможные травмы и их предупреждения. Упражнения на развитие
3
выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами.
9
Бег на длинные дистанции. Бег на выносливость 2000м. Игра по выбору.
3
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Строевые упражнения.Развитие быстроты: Преодоление полосы препятствий,
включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с
максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор
различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов в
сочетании с переноской тяжестей
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Развитие
координационных, силовых способностей. Элементы функционального
многоборья. Игра.
Акробатические упражнения: кувырок вперед, мост из положения лежа,
кувырок назад в упор присев. Упражнения на развитие ловкости. Игровые
эстафеты.
Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения
стоя с помощью. Упражнения на развитие силы. Соревнование.
Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения
стоя с помощью; кувырок назад в упор присев. Элементы функционального
многоборья. Игра.
Лазанье по канату. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с набивными
мячами. Упражнения на развитие ловкости и силы.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 - 110 см).
Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с
предметами.
Полоса препятствий. Упражнения на развитие выносливости и быстроты.
Контрольные упражнения.
Эстафетный бег 4*50м- на результат. Развитие координационных движений:
прохождение усложнённой полосы препятствий. Прыжки через скакалку.
Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа
с изменяющейся высотой опоры ног. Игра по выбору.
Челночный бег – тест. Развитие координационных движений:
броски
теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень.
Подтягивание, отжимания с изменяющейся высотой опоры ног. Преодоление
горизонтальных препятствий. Разработка индивидуальных планов-конспектов
тренировочных занятий. Упражнения на развитие выносливости. Игровые
эстафеты
Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Подтягивание на результат. Бег
на выносливость до 10 мин. СП/ игры (футбол).
Личная гигиена.
Упражнения на развитие силы и выносливости. Круговая тренировка (8
станций) на результат.
Равномерный бег до 20 мин - на результат. Упражнения на г/стенке, г/
скамейке на гибкость, растяжение. Упражнения в висе и упоре на руках.
Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног.
Передвижения с грузом на плечах. Упражнения на развитие быстроты.
Игровые эстафеты.
Развитие силовых
способностей: комплекс силовых упражнений:
подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание –
30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек –
на результат. Сп./игра по выбору.
Упражнения на развитие силы. Развитие быстроты: Преодоление полосы
препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по
разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с
преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание
различных предметов в сочетании с переноской тяжестей. Игровые эстафеты.
Упражнения на развитие выносливости. Бег до 6 мин. Игровые эстафеты
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Упражнения основной гимнастики, общеразвивающей направленности.
Упражнения с набивными мячами из различных и.п.; броски и ловля в парах;
балансирование, лежащим на голове, на месте и в движении. Упражнения на
гимнастической скамейке: в равновесии; подтягивание по наклонной скамейке;
прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку; сгибание и разгибание рук
из различных и.п., подтягивание. Контрольные упражнения.
27 Упражнения прикладной гимнастики: Упражнения с набивными мячами из
различных и.п.; броски и ловля в парах; балансирование, лежащим на голове,
на месте и в движении. Прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку;
сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание, лазание и
перелазание. Элементы атлетической гимнастики. Подъём ног из виса -на
результат. Бег на выносливость до 12 мин. Игра по выбору.
28 Гимнастика (общефизической направленности). Круговая тренировка (8
станций) – оценить. Контроль ЧСС. Самостоятельные занятия
29 Гимнастика (общефизической направленности). Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа- тест.
Упражнения на мышцы брюшного пресса. Бег на
выносливость до 10-12 мин. Сп.Игра
30 Гимнастика (общефизической направленности). Упражнения на растяжение
мышц бедра и голени. Лазание по канату. Подъём в упор силой - оценить.
Повторные выполнения упражнений с прыжками, лазанием и перелазанием на
г/ скамейке. Броски набивного мяча в парах. Эстафета с преодолением
препятствий. 1
31 Гимнастика (прикладной направленности): Упражнения на гибкость и
растяжение на г/ стенке. Передвижения в висе и упоре на руках, подтягивания.
Упражнения силового характера на перекладине. Броски набивного мяча на
дальность. Лазание по канату. Комплекс упражнений на растяжение. Силовой
комплекс на мышцы брюшного пресса. Игра по выбору.
32 Гимнастика (общефизической направленности). Развитие координационных
движений: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку,
безопорным прыжком; прыжки на месте и с продвижением через г/скамейку;
лазанием и перелазанием; касание ногой мишеней подвешенных на разной
высоте, с места и с разбега; акробатическими упражнениями.
33 Комплекс упражнений с гантелями. Упражнения локального воздействия: с
внешним сопротивлением, за счёт веса предметов (штанга, гири-16кг);
противодействие партнёра; упражнения с отягощением (подтягивания,
отжимания от пола и в упоре); упражнения на тренажёрах. Статические
упражнения на перекладине.
34- Комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со
35 сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из
упора присев в упор лёжа – 30 сек. Сп./игра по выбору. Контрольные
упражнения. Подведение итогов.
26
3
3
3
3
3
3
3
2
2
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки
в соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям
текущего самочувствия).
Уровень физической подготовленности
Оценка
Экспресс-тесты
5 класс
Бег 30 м с высокого старта, сек
Мальчики
«5»
«4»
«3»
Девочки
«5»
«4»
«3»
5,0
6,1
5,1
6,2
5,6
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
5,8
Бег 1000 м, мин, сек
Челночный бег 3х10 м, сек
Прыжок в длину с места, см
4,20
4,50
5,30
4,40
5,25
5,50
8,4
8,9
9,4
8,8
9,4
10,0
185
165
155
180
160
145
30
25
32
27
22
5
3
19
15
9
Поднимание туловища из положения лежа
ноги согнуты в коленях и опускание его в
исходное положение, руки за головой, в
35
течении 1 мин
Подтягивание – мальчики из виса на
высокой перекладине; девочки из виса лежа 7
на низкой (1м) перекладине
Экспресс-тесты
6 класс
1. Бег 30 м с высокого старта, сек
2. Бег 1000 м, мин, сек
3. Челночный бег 3х10 м, сек
4. Прыжок в длину с места, см
5.Поднимание туловища из положения лежа
ноги согнуты в коленях и опускание его в
исходное положение, руки за головой, в
течении 1 мин
6. Подтягивание – мальчики из виса на
высокой перекладине; девочки из виса лежа
на низкой (1м) перекладине
Оценка
Мальчики
«5»
«4»
5,0
4.20
8,4
185
«3»
Девочки
«5»
«4»
«3»
5,6
4.50
8,9
165
6,1
5.30
9,4
155
5,1
4.40
8,8
180
5,8
5.25
9,4
160
6,2
.,50
10,0
145
35
30
25
32
27
22
7
5
3
19
15
9
Оценка
Контрольные упражнения
7 класс
1. Бег на 30 метров, сек
2. Бег 1000 метров, мин, сек
3. Челночный бег 3х10м, сек
4. Прыжок в длину с места, см
5. Поднимание туловища в течение 1мин,
кол-во раз
6. 6. Подтягивание – мальчики из виса на
высокой перекладине; девочки из виса лежа
на низкой (1м) перекладине
Экспресс-тесты
8 класс
1. Бег 30 м с высокого старта, сек
"5"
Мальчики
"4"
"3"
"5"
Девочки
"4"
"3"
4,9
4.20
8,3
190
5,4
4.45
8,8
175
5,9
5.25
9,3
160
5,0
4.40
8,7
185
5,7
5.20
9,3
165
6,1
5.45
10,0
150
35
31
26
32
27
23
8
6
4
19
15
9
Оценка
Мальчики
«5»
«4»
«3»
Девочки
«5»
«4»
«3»
4,8
5,8
5,0
6,0
5,2
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
5,7
2. Бег 1000 м, мин, сек
3. Челночный бег 3х10 м, сек
4. Прыжок в длину с места, см
5. Поднимание туловища из положения лежа
ноги согнуты в коленях и опускание его в
исходное положение, руки за головой, в
течение 1 мин
6. Подтягивание – мальчики из виса на
высокой перекладине; девочки из виса лежа
на низкой (1м) перекладине
Экспресс-тесты
9 класс.
1. Бег 30 м с высокого старта, сек
2. Бег 1000 м, мин, сек
3. Челночный бег 3х10 м, сек
4. Прыжок в длину с места, см
5. Поднимание туловища из положения лежа
ноги согнуты в коленях и опускание его в
исходное положение, руки за головой, в
течение 1 мин
6. Подтягивание – мальчики из виса на
высокой перекладине; девочки из виса лежа
на низкой (1м) перекладине
4,15
8,0
210
4,40
8,6
190
5,20
9,1
170
4,35
8,6
190
5,20
9,2
170
5,40
9,9
155
36
32
27
33
28
23
9
7
5
17
14
8
Оценка
Мальчики
«5»
«4»
«3»
Девочки
«5»
«4»
«3»
4,6
4,10
7,8
210
5,0
4,35
8,4
190
5,6
5,15
9,0
170
4,9
4,30
8,5
190
5,7
5,15
9,0
170
6,0
5,35
9,7
155
38
33
28
34
28
24
10
8
6
16
14
6
Список литературы и средств обучения
1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и
спорт, 2016.
2. Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.
3. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский
спорт, 2014.
4. Лях В.И.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.
5. Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.
6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.
7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М: Физкультура и спорт,
2018.
8. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое
пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.
9. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е
изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб.,
Изд-во Олимп,СПб,2018
10. Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
11. Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования
России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
12. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский
спорт, 2014.
13. Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
14. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и
спорт, 2016.
Электронные ресурсы:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Организационные, методические материалы.
http: //. www.novgorod.fio/progects/ progects 1552/index.htm
2. Спорт в школе и здоровье детей – разработки уроков и внеклассных мероприятий на сайте
Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». http: // festival.1september/ru
3. Организация спортивной работы в школе. Нормативные документы. Инструкции и
рекомендации. Планирование контроль. Внеклассная работа. www.uchmag. ru
4. Журнал «Физическая
культура». Образование, воспитание, тренировка. http: //.
www.infosport/ ru/press
Интернет ресурсы
1.
Сайт учителя физической культуры. Планирование уроков физической культуры. Форум
учителей. http: // www.trainer.hl. ru
2.
Сообщество учителей физической культуры. Библиотека документов:
http:it – n.
ru/cjmmuniities. Aspx.
3.
Сайт Мега Талант: https://mega-talant.com/biblioteka/programma-kruzhka-po-ofp-84619.html.
4.
Социальная
сеть
работников
образования:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2012/10/20/programma-dlya-sektsii-ofp
5. Ведущий образовательный портал России Инфоурок: https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programmadopolnitelnogo-obrazovaniya-obschaya-fizicheskaya-podgotovka-s-uchyotom-programmnogo-materiala2732484.html.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»