Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Приложение
к дополнительной образовательной программе
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.С. Можаровская
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
для 1-4 классов
Срок освоения: 1 год
Количество часов: в год- 34 часа;
в неделю-1 час.
Разработчик:
Вотинов М.А.,
учитель физической культуры
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Пояснительная записка
Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за
выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические
нагрузки. Данная ситуация ведет к малой активности детей, которая с поступлением их в школу
снижается наполовину. В связи с этим, у большинства школьников наблюдаются ухудшение
деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ,
снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. В условиях недостатка двигательной
активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация дополнительной
физкультурно-оздоровительной работы в школе. Ведь именно систематические занятия физическими
упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма
школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. В ряду наиболее
эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками ОФП занимает одно
из ведущих мест.
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными
для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры
побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной
игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал "Лови!", "Беги!",
"Стой!" и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений
об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств.
Свободу действий дети реализуют в подвижных играх, которые являются ведущим методом
формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как
важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их
полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого
народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим
как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил
поведения, этнических ценностей общества.
Целью курса общая физическая подготовка является формирование у обучающихся 1-4
классов основ здорового образа жизни, повышение уровня физической подготовленности
посредством освоения двигательной деятельности.
Направленность образовательной программы: по общей физической подготовке физкультурно-спортивная.
Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)
Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила,
выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества
преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной
направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и
здоровья младших школьников.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в
последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации
здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому
вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего
школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет
недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой,
имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского
организма.
Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся
занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего
развития.
Адресат программы: Данная программа разработана для детей 6,5-11 лет, желающих
обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей
обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Цель физического воспитания:
формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие
интереса и творческой самостоятельности, всестороннее физическое развитие, способствующее
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Задачи программы
Программный материал объединен в целостную систему спортивной и общей подготовки и
предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
• • способствовать укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
• • ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
• • ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
Развивающие:
• повышение уровня физической подготовленности
• развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству
• развивать чувство команды
• развивать воображение, мышление, память, умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
• способствовать формированию представлений об общечеловеческих, нравственных
ценностей.
• формирование умения работать в команде.
• воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Отличительные особенности данной программы
Программа по общей физической подготовке учитывает интересы детей (в зависимости от
возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются
популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности занимающихся.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.
4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
Условия реализации программы
Набор детей в группу осуществляется с 6-11 лет, с различным уровнем физической
подготовки, относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский
допуск врача.
Принципы реализации программы:
• принцип гармонического воспитания личности;
• принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
• принцип успешности;
• принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
• принцип творческого развития;
• принцип доступности;
• принцип ориентации на особенности и способности
• принцип индивидуального подхода;
• принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
• Групповые, теоретические и практические занятия,
• Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
• Подвижные игры,
• Эстафеты.
Структура спортивного занятия
Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работаотработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного
материала).
В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой,
наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию
обучающихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию
креативности.
Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности
важным моментом является участие в соревнованиях городского уровня.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися
Общие:
Правила техники безопасности при проведении занятий;
- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;
- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);
-будет укреплено здоровье;
-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности
Промежуточные:
- будет расширен и развит двигательный опыт,
- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,
формирование правильной осанки и культуры движений.
Планируемые результаты отражаются в индивидуальных качественных компетенциях
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы.
Личностные результаты
•
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
•
воспитание морально-этических и волевых качеств;
•
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
•
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
•
умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты
•
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
•
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
•
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Предметные результаты
•
знать о физических качествах и правилах их тестирования;
•
выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
•
знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях различными
•
упражнениями и правила его предупреждения.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам:
основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика (легкоатлетические
упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры, гимнастика.
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба,
бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения
человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических
качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих
процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные
наблюдения
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Раздел1: «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с
основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Раздел 2: Общая физическая подготовка
- «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья
обучающихся. Данный раздел включает:
• упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее
воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной
осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с
гимнастической палкой и др.);
• упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно
влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных
звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной,
смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях);
• общеразвивающие упражнения; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса,
туловища, ног и плечевого пояса;
• упражнения
для повышения функциональных возможностей сердечнососудистой
системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа,
сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).
Раздел 3: Специальная физическая подготовка (СФП)
-«Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения
в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются
наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечнососудистой и
дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости.
Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации
движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые
качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное
влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и
специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены
прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки,
заболеваниях сердечнососудистой системы и органов зрения.
- «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы
акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и перелезании. Благодаря возможности
довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм,
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в
равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и
руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях
сердечнососудистой системы и органов зрения.
Раздел 4. Двухсторонние игры:
- «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и
спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и
баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для
воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность
приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических
качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися теоретических
знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает
физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и основную
медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и
последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения материала
(поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение одновременно
средств 2-3 видов физической подготовки.
Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и
непрерывность развития у обучающихся основных физических качеств, повышения уровня
функциональных возможностей и физической подготовленности.
Раздел 1. Теория
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Знакомство с планом работы группы. Правила поведения и меры безопасности на спортивной
площадке и в спортивном зале.
Спорт и здоровье. Соблюдение личной гигиены. Распорядок дня.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Строевые упражнения
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
З. Дыхательная гимнастика
4. Корригирующая гимнастика
5. Оздоровительная гимнастика
6. Оздоровительный бег
7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Упражнения на ловкость
2. Упражнения на координацию движений
З. Упражнения на гибкость
4. Различные виды бега, челночный бег
Соревнования
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1.Соревнования по ОФП
2.Соревнования по СФП
З.Соревнования — эстафеты
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
4.Соревнования "Веселые старты"
Раздел 4. Двухсторонние игры
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
Игры между группами
Перечень контрольных испытаний/работ
• тестирование
• соревнования по видам спорта
1. Программный материал.
Основная направленность
1. Гимнастика
Упражнения
Развитие гибкости:
ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Эстафеты с
элементами гимнастики: скамейки, набивные мячи, обручи,
скакалки.
Общеразвивающие упражнения.
2. Легкая атлетика
Развитие скоростных способностей:
эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением; с
максимальной скоростью на расстояние до 60 м; бег с
изменением направления, темпа, ритма; из различных
исходных положений.
Развитие скоростно-силовых способностей:
разнообразные
прыжки,
многоскоки;
упражнения
с
отягощением в повышенном темпе.
Развитие ловкости:
лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; полоса
препятствий; различные прыжки: многоскоки, «лягушка», в
высоту; в длину; на тумбу; с высоким подниманием бедра;
барьерный бег.
Развитие силовой выносливости:
подтягивание, упражнение в висах и упорах, отжимание.
Развитие силы:
упражнения с отягощением: гриф, штанга, блины, гиря,
эспандер, различные тренажеры.
3. Спортивные игры
Развитие быстроты, ловкости, координации:
волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, «догонялки», «чайчай выручай», хоккей на льду с мячом.
Развитие выносливости:
плавание на время
Развитие ловкости, быстроты, координации:
4. Функциональное многоборье Развитие силы, выносливости, быстроты, силовой
выносливости, скоростно-силовой координации.
Отжимания с выпрыгиванием (максимальное количество раз за
1 мин)
-Двойные прыжки на скакалке (максимальное количество раз
за 1мин)
-Подтягивания на турнике
(максимальное количество раз за 1мин)
-Максимальный наклон вперед из положения сед (показатель
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
измеряется в сантиметрах)
Зашагивание на гимнастическую скамейку, поочередно каждой
ногой.
-Выпады ногами вперед и в стороны.
-Мобилизация голеностопа у гимнастической стенки.
-Поочередные махи ногами назад.
-Наклон вперед.
-Отведение гимнастической палки за спину.
-Круговые движения в локтевых суставах.
-Сведение лопаток, прижавшись спиной к стене.
-Воздушные приседания.
-Отжимания.
-Прыжки на скакалке.
Становая тяга
-Отжимания с выпрыгиванием
Мах гирей
-Бросок медбола в стену
1. Практические занятия.
Упражнения на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости,
ловкости, координации движений, скоростно-силовых.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения для рук, туловища и ног.
Общеразвиваюшие упражнения с предметами. Со скакалкой. С гимнастической палкой.
Упражнения с теннисным мячом. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом
(вес мяча от 1 до 3 кг). Упражнения с отягощениями (с гантелями, штангой, гирями).
Упражнения на гимнастических снарядах (на канате и шесте, на бревне, на перекладине и
кольцах, на козле и коне).
Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, подъемы).
Легкая атлетика (бег на короткие дистанции, кроссы с преодолением различных естественных и
искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание мяча и гранаты).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом; прыжками, элементами
сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с прыжками и
бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр,
комбинированные эстафеты.
Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в
баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, водное поло, футбол. Двухсторонние игры по упрощенным
правилам.
Силовая подготовка. Упражнения на специальных тренажерах.
1. Освоение техники по различным видам спорта.
Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с
преодолением препятствий 30-40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами;
тройной прыжок с места; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание
мяча и гранаты на дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.
Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; брусья – для девочек: вис
на верхней, размахивание, вис присев на нижней, сед на правом бедре; для мальчиков: упор,
размахивание в упоре, сед ноги врозь, махом назад соскок; бревно – приставной и переменный шаг,
повороты на одной, соскок прогнувшись; акробатика – кувырки вперед и назад, стойка на лопатках,
прыжок вверх прогнувшись; перекладина низкая – вис стоя, переворот в упор, вис согнувшись, вис
прогнувшись, соскок махом назад; переворот боком, стойка на руках с помощью.
Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и
левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.
Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя подача;
прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите –
индивидуальные, групповые и командные.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной
стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой;
обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной стороной
стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание, вбрасывание,
выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и
командные действия.
Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта,
повышению уровня ОФП, развитию координации движений.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
1. Примерные упражнения для развития двигательных качеств
Содержание
Возраст
Свыше 14
7-10 лет 11-14 лет
лет
Для развития силы
1. Общеразвивающие упражнения с предметами
2. Упражнения с гантелями
2. Упражнения с гирей 16 кг
3. Упражнения со штангой в положении стоя
и лежа)
4. Удержание угла в висе и упоре
5. Силовые упражнения с собственной массой
6. Упражнения с партнером
7. Подвижные и национальные игры
Скоростно-с иловые
+
+
0,5—1 кг 1-3 кг
—
—
—
до 10 кг
+
3—5 кг
+
+
+
+
—
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1. Прыжки через скакалку
2. Прыжки на одной и двух ногах
3, Многоскоки
4. Выпрыгивание из приседа
5. Тройные и пятерные прыжки с места
6. Бег с партнером на спине и плечах
7. Метание набивных мячей
8. Толкание ядра
9. Игровые задания по сигналу
10. Подвижные и национальные игры
На общую и силовую выносливость
1.Кросс
2. Прыжки со скакалкой 1—3 мин
3. Серийное выполнение упражнений с умеренной интенснвностью (например, 50 подскоков
+ 30 приседаний в темпе + 30 подскоков).
Повторить 2—3 раза
4. Круговая тренировка
5. Спортивные игры
6. Серийное выполнение силовых упражнений
7. Вис на согнутых руках
8. Удержание угла в упоре и висе
На координацию движений
+
+
—
—
—
—
+
—
+
+
+
+
+
+
+
—
+
—
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
—
+
+
+
+
+
+
—
—
—
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
—
—
1. Разнонаправленные движения руками и но гами
одновременно и последовательно
2. Жонглирование различными предметами
+
+
+
+
+
+
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
3. Метание на точность
+
+
4. Полосы препятствий
+
+
5. Эстафеты
+
+
6. Подвижные и национальные игры
+
+
На гибкость
1. Пружинящие наклоны из различных исходных +
+
положений
2. Повороты и вращения туловища с большой
+
+
амплитудой
3. Акробатические упражнения
+
—
Календарно-тематическое планирование
1-4 класс
+
+
+
+
+
+
—
№
Количество
Тема
п/п
часов
1
Правила техники безопасности на занятиях ОФП.
Значение
легкоатлетических упражнений для человека. Пробегание отрезков до 30 м,
1
60м. Развитие быстроты, игровые эстафеты.
2
Влияние занятий физкультурой на организм. Бег на скорость по сигналу из
различных исходных положений. Упражнения на развитие ловкости.
1
Закрепление упражнения « отжиманий с выпрыгиванием ».Соревнование.
3
Подбор упражнений для самостоятельных занятий. Метание мяча и гранаты
на дальность. Упражнения на развитие силы.Развитие координационных
способностей: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на
1
руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием и перелазанием. Игровые
эстафеты.
4
Закаливание. Прыжки в длину с места. Игры на координацию
1
движений.Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты
5
Прыжки в длину с разбега. Игры на внимание. Челночный бег. Упражнения
1
на развитие быстроты. Соревнование.
6
Упражнения с набивными мячами. Броски теннисного мяча правой и левой
рукой в подвижную и неподвижную мишень. Упражнения на развитие
1
ловкости. Игровые эстафеты. Игры с метанием мяча.
7
Бег на выносливость. Преодоление полосы препятствий. Игры на
1
координацию движений. Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты.
8
Возможные травмы и их предупреждения. Упражнения на развитие
1
выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами.
9
Бег на длинные дистанции. Бег на выносливость 2000м. Игра по выбору.
1
10 Строевые
упражнения.Развитие
быстроты:
Преодоление
полосы
препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по
разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с
1
преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание
различных предметов в сочетании с переноской тяжестей
11 Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Развитие
координационных, силовых способностей. Элементы функционального
1
многоборья. Игра.
12 Акробатические упражнения: кувырок вперед, мост из положения лежа,
кувырок назад в упор присев. Упражнения на развитие ловкости. Игровые
1
эстафеты.
13 Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из
1
положения стоя с помощью. Упражнения на развитие силы. Соревнование.
14 Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из
положения стоя с помощью; кувырок назад в упор присев. Элементы
1
функционального многоборья. Игра.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Лазанье по канату. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с
набивными мячами. Упражнения на развитие ловкости и силы.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 - 110
см). Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с
предметами.
Полоса препятствий. Упражнения на развитие выносливости и быстроты.
Контрольные упражнения.
Эстафетный бег 4*50м- на результат. Развитие координационных движений:
прохождение усложнённой полосы препятствий. Прыжки через скакалку.
Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре
лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Игра по выбору.
Челночный бег – тест. Развитие координационных движений: броски
теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную
мишень. Подтягивание, отжимания с изменяющейся высотой опоры ног.
Преодоление горизонтальных препятствий. Разработка индивидуальных
планов-конспектов тренировочных занятий. Упражнения на развитие
выносливости. Игровые эстафеты
Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Подтягивание на результат.
Бег на выносливость до 10 мин. СП/ игры (футбол).
Личная гигиена.
Упражнения на развитие силы и выносливости. Круговая тренировка (8
станций) на результат.
Равномерный бег до 20 мин - на результат. Упражнения на г/стенке, г/
скамейке на гибкость, растяжение. Упражнения в висе и упоре на руках.
Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры
ног. Передвижения с грузом на плечах. Упражнения на развитие быстроты.
Игровые эстафеты.
Развитие силовых способностей: комплекс силовых упражнений:
подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание –
30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек
– на результат. Сп./игра по выбору.
Упражнения на развитие силы. Развитие быстроты: Преодоление полосы
препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по
разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с
преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание
различных предметов в сочетании с переноской тяжестей. Игровые
эстафеты.
Упражнения на развитие выносливости. Бег до 6 мин. Игровые эстафеты
Упражнения основной гимнастики, общеразвивающей направленности.
Упражнения с набивными мячами из различных и.п.; броски и ловля в
парах; балансирование, лежащим на голове, на месте и в движении.
Упражнения на гимнастической скамейке: в равновесии; подтягивание по
наклонной скамейке; прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку;
сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание. Контрольные
упражнения.
Упражнения прикладной гимнастики: Упражнения с набивными мячами из
различных и.п.; броски и ловля в парах; балансирование, лежащим на
голове, на месте и в движении. Прыжки со скамейки, на скамейку, через
скамейку; сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание,
лазание и перелазание. Элементы атлетической гимнастики. Подъём ног из
виса -на результат. Бег на выносливость до 12 мин. Игра по выбору.
Гимнастика (общефизической направленности). Круговая тренировка (8
станций) – оценить. Контроль ЧСС. Самостоятельные занятия
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
Гимнастика (общефизической направленности). Сгибание и разгибание рук
в упоре лёжа- тест. Упражнения на мышцы брюшного пресса. Бег на
выносливость до 10-12 мин. Сп.Игра
Гимнастика (общефизической направленности). Упражнения на растяжение
мышц бедра и голени. Лазание по канату. Подъём в упор силой - оценить.
Повторные выполнения упражнений с прыжками, лазанием и перелазанием
на г/ скамейке. Броски набивного мяча в парах. Эстафета с преодолением
препятствий. 1
Гимнастика (прикладной направленности): Упражнения на гибкость и
растяжение на г/ стенке. Передвижения в висе и упоре на руках,
подтягивания. Упражнения силового характера на перекладине. Броски
набивного мяча на дальность. Лазание по канату. Комплекс упражнений на
растяжение. Силовой комплекс на мышцы брюшного пресса. Игра по
выбору.
Гимнастика (общефизической направленности). Развитие координационных
движений: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку,
безопорным прыжком; прыжки на месте и с продвижением через
г/скамейку; лазанием и перелазанием; касание ногой мишеней
подвешенных на разной высоте, с места и с разбега; акробатическими
упражнениями.
Комплекс упражнений с гантелями. Упражнения локального воздействия: с
внешним сопротивлением, за счёт веса предметов (штанга, гири-16кг);
противодействие партнёра; упражнения с отягощением (подтягивания,
отжимания от пола и в упоре); упражнения на тренажёрах. Статические
упражнения на перекладине.
Комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со
сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из
упора присев в упор лёжа – 30 сек. Сп./игра по выбору. Контрольные
упражнения. Подведение итогов.
Уровень физической подготовленности обучающихся 6,5 – 11 лет
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
1
1
1
1
1
1
№
№
п/п
Физичес
кие
способн
ости
Скорост
ные
Контроль
ное
упражнен
ие (тест)
Бег 30 м, с
Воз
рас
т,
лет
7
8
9
10
2.
Координ
ационны
е
Челночны
й бег 3х10
м, с
7
8
9
10
3.
Скорост
носиловые
Прыжок в
длину с
места, см
7
8
9
10
4.
Выносли
вость
6–
минутный
бег, м
7
8
9
10
5.
Гибкост
ь
Наклон
вперед из
положени
я сидя, см
7
8
9
10
7,5 и
более
7,1
6,8
6,6
11,2 и
более
10,4
10,2
9,9
100 и
менее
110
120
130
700 и
менее
750
800
850
1и менее
1
1
2
6.
Силовые
Подтягива
ние: на
высокой
переклади
не из виса,
кол-во раз
(мальчики
)
На низкой
переклади
не из виса
лежа, колво раз
(девочки)
7
8
9
10
1
1
1
1
1.
Уровень
Мальчики
Средний
Низкий
Высокий
Низкий
7,6 и
более
7,3
7,0
6,6
11,7 и
более
11,2
10,8
10,4
90 и менее
100
110
120
3–5
3–5
3–5
4–6
5,6 и
менее
5,4
5,1
5,0
9,9 и
менее
9,1
8,8
8,6
155 и
более
165
175
185
1100 и
более
1150
1200
1250
9 и более
7,5
7,5
8,5
2–3
2–3
3–4
3–4
4 и выше
4
5
5
7,3 – 6,2
7,0 – 6,0
6,7 – 5,7
6,5 – 5,6
10,8 – 10,3
10,0 – 9,5
9,9 – 9,3
9,5 – 9,0
115 – 135
125 – 145
130 – 150
140 – 160
730 – 900
800 – 950
850 – 1000
900 – 1050
7
8
9
10
Девочки
Средний
7,5 – 6,4
7,2 – 6,2
6,9 – 6,0
6,5 – 5,6
11,3 – 10,6
10,7 – 10,1
10,3 – 9,7
10,0 – 9,5
110 – 130
125 – 140
135 – 150
140 – 155
500 и
менее
550
600
650
2 и менее
2
2
3
600 – 800
650 – 850
700 – 900
750 – 950
2 и ниже
3
3
4
4–8
6 – 10
7 – 11
8 – 13
6–9
6–9
6–9
7 – 10
Высокий
5,8 и
менее
5,6
5,3
5,2
10,2 и
менее
9,7
9,3
9,1
150 и
более
155
160
170
900 и
более
950
1000
1050
11,5 и
более
12,5
13,0
14,0
12 и выше
14
16
18
Анализ тестирования подготовленности воспитанника
№
п/п
Фамилия, имя
учащегося
Контрольные упражнения
Бег 30
м,
С
Челночный бег
3/10 м,с
Прыжки в 6длину с
минутн
места, см ый бег,
м
Наклон
вперёд из
положени
я сидя, см
Подтягивание: на
высокой
перекладине из
виса(мальчики),
кол-во раз.
1.
Начало года
5.9
9.0
175
1000
5
3
2.
Середина года
5.6
8.8
180
1200
7
6
3.
Конец года
4.8
8.0
200
1500
10
10
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Список литературы и средств обучения
1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и
спорт, 2016.
2. Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.
3. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский
спорт, 2014.
4. Лях В.И.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.
5. Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.
6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.
7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М: Физкультура и спорт,
2018.
8. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое
пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.
9. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е
изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб.,
Изд-во Олимп,СПб,2018
10. Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
11. Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования
России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
12. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский
спорт, 2014.
13. Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
14. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и
спорт, 2016.
Электронные ресурсы:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Организационные, методические материалы.
http: //. www.novgorod.fio/progects/ progects 1552/index.htm
2. Спорт в школе и здоровье детей – разработки уроков и внеклассных мероприятий на сайте
Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». http: // festival.1september/ru
3. Организация спортивной работы в школе. Нормативные документы. Инструкции и
рекомендации. Планирование контроль. Внеклассная работа. www.uchmag. ru
4. Журнал «Физическая
культура». Образование, воспитание, тренировка. http: //.
www.infosport/ ru/press
Интернет ресурсы
1.
Сайт учителя физической культуры. Планирование уроков физической культуры. Форум
учителей. http: // www.trainer.hl. ru
2.
Сообщество учителей физической культуры. Библиотека документов:
http:it – n.
ru/cjmmuniities. Aspx.
3.
Сайт Мега Талант: https://mega-talant.com/biblioteka/programma-kruzhka-po-ofp-84619.html.
4.
Социальная
сеть
работников
образования:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2012/10/20/programma-dlya-sektsii-ofp
5. Ведущий образовательный портал России Инфоурок: https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programmadopolnitelnogo-obrazovaniya-obschaya-fizicheskaya-podgotovka-s-uchyotom-programmnogo-materiala2732484.html.
МБОУ ПГО «СОШ № 16»