МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с задержкой
психического развития (вариант 7.2.)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир шахмат»
для обучающихся 4 классов (вариант 7.2.)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир шахмат»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения в 4 классах на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, с учетом авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы школе», а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков
и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игры в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от
своих сверстников.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим младшим
школьникам не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,
мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего игрой, но носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности младшего школьника происходит через
шахматную игру, в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и
требуемых в обществе качеств: устремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Младший школьник, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в учебе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением. У обучающихся начального общего
образования на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной
степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем
забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого
раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения,
коммуникации и способствует развитию логики мышления, концентрации внимания,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
воспитанию воли.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворения их потребностей в активных
формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами.
Изучение шахмат в,4 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя развитию логики, концентрации внимания,
умению выяснять закономерности.
Приоритетная цель программы:
- расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать,
наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы;
развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения;
- развитие личностного и интеллектуального потенциала младших школьников,
формировать общую культуру и организацию содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
- познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом;
- научить ориентироваться на шахматной доске;
- научить
правильно
помещать
шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат;
- сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход;
- познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур;
- сформировать умение записывать шахматную партию;
- сформировать умение проводить элементарные комбинации;
- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часов: в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское.
Форма организации: учебный курс - факультатив; игры-соревнования в шахматы "Юные
шахматисты".
Промежуточная аттестация: соревнование
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП
НОО (вариант 7.2):
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, при
обязательном условии создания специальных условий получения образования, адекватных
образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
педагогическими работниками и другими обучающимися;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
- увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных
часов и использования соответствующих методик и технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на
компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает
вовлеченность в оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся
и их родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки,
ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП НОО призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект
и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование УУД;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей в
оценке достижений обучающихся с ЗПР. На основе выявления характера динамики
образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного
процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП НОО являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов МБОУ ПГО «СОШ № 16» опирается на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
УУД
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а
также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
дальнейшем АООП основного общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с
ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих
основных формах:
- достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
- достижение
метапредметных
результатов
может
рассматриваться
как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения
учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
- достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися
даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведется как в ходе текущего
и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В
процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием
педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
- адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению);
- предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
обучающегося проявлений утомления, истощения;
- недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
Содержание курса внеурочной деятельности.
4 класс
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы
мира по шахматам.
ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,
какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет
с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот,
кто побьет все фигуры противника.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но
с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет
с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, уобучающиеся должны
назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли?
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь
(например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает обучающимся две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на
одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на
угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется
наименьшее количество полей для отхода.
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале,
середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.
ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от- влечения, завлечения,
блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации,
ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Мир шахмат» на уровне начального общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, умозаключение;
- осуществлять смысловое чтение;
- делать обобщение и выводы;
- формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- определять способы действия в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
- соблюдать правила общения и поведения;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
- участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы;
- принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
-
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- знать и применять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие;
- ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать и применять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка; шах,
мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- применять правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и
тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
- применять основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля;
- грамотно
располагать
шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания;
- определять горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры; ценность шахматных
фигур, сравнительную силу фигур;
- записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и
ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и тем Количество
Электронные (цифровые)
программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Краткая история шахмат
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
3
2
1
10
3
2
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
8.
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального
положения
Шахматная нотация
2
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
9.
Ценность шахматных фигур
2
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
10.
Техника матования одинокого короля
3
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
11.
12.
Достижение мата без жертвы материала
Шахматная комбинация
3
2
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
2.
3.
4.
5
6.
7.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и тем Количество
программы
часов
Всего
Итого
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Краткая история шахмат
1.1
История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в
России
Шахматная доска
2.1
Первое знакомство с шахматным
королевством. Шахматная доска.
Линии на шахматной
2.2
доске. Горизонтали и вертикали.
Линии на шахматной
2.3
доске. Диагонали.
2.4
Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры
3.1
Шахматные фигуры.
3.2
Сравнительная сила фигур.
Начальная расстановка фигур
4.1
Начальная позиция
Ходы и взятие фигур
5.1
Ладья
5.2
Слон
5.3
Ладья против слона.
5.4
Ферзь.
5.5
Ферзь против ладьи и слона.
5.6
Конь.
5.7
Конь против ферзя, ладьи, слона.
5.8
Пешка.Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона
5.9
Король.
5.10 Король против других фигур.
Цель шахматной партии
6.1
Шах.
6.4
Мат.
6.5
Ничья. Пат.Рокировка.
Игра всеми фигурами из начального положения
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
7.1
Шахматная партия.
7.2
Шахматная партия.
Шахматная нотация
8.1
Шахматная
нотация.
Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
8.2
Шахматная
нотация.
Обозначение
шахматных фигур и терминов.
Ценность шахматных фигур
9.1
Ценность
шахматных
фигур.
Сравнительная сила фигур.
9.2
Ценность
шахматных
фигур.
Достижение материального перевеса.
9.3
Ценность шахматных фигур. Способы
защиты.
Техника матования одиноко короля
10.1 Техника матования одинокого короля.
10.2 Техника матования одинокого короля.
10.3 Техника матования одинокого короля.
Достижение мата без жертвы материала
11.1 Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг.
11.2 Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле.
11.3 Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте.
Шахматная комбинация
12.1 Достижение
мата
путем
жертвы
шахматного материала.
12.2 Комбинации
для
достижения
ничьей.Шахмаатный турнир.
Общее количество часов по программе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
1
https://chess555.narod.ru/er07.pdf
34
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина