МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление Образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Россия - мои горизонты»
для обучающихся 6-9 классов
с задержкой психического развития (вариант 7)
(основное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия- мои горизонты»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими разделами, которые предлагаются для
обязательного изучения в 6-9 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за
каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом методических рекомендаций по реализации
проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования (Распоряжения Минпросвещения России от
08.09.2021 № АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет
в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»), письма Минпросвещения
России от 20.03.2023 N 05-848 «О направлении информации» (вместе с "Методическими
рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных
организациях Российской Федерации"), а также на основе планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной
рабочей программе воспитания.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация
обучающихся, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и
предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной
образовательной траектории и направления получения профессионального образования.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и
вовлечению всех участников образовательного процесса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся основного общего
образования на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее
— проект).
Приоритетная цель программы базового уровня:
активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ
карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).
Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач:
организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и
специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях
профессионального образования;
информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда
специалистов;
развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
((утвержденная Правительством Российской Федерации, Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р).)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является
обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке
с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника,
т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в
МБОУ ПГО «СОШ № 16» является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого
человека, так и общества в целом.
Планирование своих профессиональных и жизненных перспектив - это дело каждого человека,
проявления его стремлений и свободы выбора. В то же время человек является частью общества, и
общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы
участвовать в жизни общества и его развитии.
Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а
пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко
локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором
направления профессионального образования по окончании школы. Современный меняющийся мир
является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни
человека.
Таким образом, система профориентационной работы рассчитана на освоение универсальных
компетенций, касающихся всего цикла профессионального самоопределения и охватывающих
одновременно несколько его уровней:
целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального
самоопределения);
мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных
ориентаций);
информационный
(профессионально-образовательная
информированность,
карьерная
грамотность);
деятельностный (опыт профориентационно значимой деятельности, ведущий к получению
профориентационно значимых результатов);
рефлексивный (осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения
и его результатов).
К долгосрочным эффектам можно отнести выработку у обучающихся определенного
личностного отношения к процессу и задачам самоопределения (причем не только в сфере выбора
профессии, но и жизненном смысле), готовность к активному и самостоятельному изучению спектра
потенциальных профессий и средств их освоения (а также понимание того, что в определенных
условиях и контекстах может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных
вариантов образовательно-профессиональной траектории, но и формировать ее самостоятельно,
соотнося с общественными задачами). Это способствует не только профессиональной самореализации
обучающихся, предотвращению структурного кризиса на рынке труда, но и развитию страны и
общества.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе
обучающихся 6-9 классов с одного уровня обучения на другой (при переходе из класса в класс).
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех
базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
«ХОЧУ» — ваши интересы;
«МОГУ» — ваши способности;
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о
мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий
и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: в основе занятия лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов 7
классов: русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание,
физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие.
В 8 классе: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального
развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На
уроке раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения
профессионального образования (уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников
о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное
образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями
профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях
высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования
(СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для
обучающихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей
персональной карьерной траектории развития.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с разнообразием
современных профессий и необходимых компетенций (формирование системного представления о
мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут поразному воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным
предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих
предметах. Формирование представлений о современных компетенциях, которые сегодня
предъявляются к специалистам из различных отраслей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за
каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 136 часов: в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные
недели).
Направление курса внеурочной деятельности: профориентация.
Форма организации: профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы, беседы, дискуссии, мастер-классы); экскурсии на предприятия; посещение ярмарок профессий
и профориентационных парков; изучение специальных цифровых ресурсов, встречи с
представителями разных профессий, профессиональные пробы, консультации педагога и психолога.
Промежуточная аттестация: собеседование
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части
обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и
коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной
регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать
особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с
ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного
материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
- включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации
образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней
начального и основного общего образования; развитие и коррекция приемов мыслительной
деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций,
расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих
процесс освоения программного материала;
- применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей
усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование
«пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач
и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных
схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя
проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным
жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с
жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного
материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);
- организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации
образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР
(индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и
быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности,
сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
- специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов
эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных
социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
- учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего
тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации
внимания и др.); стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых на
уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной жизни; формирование
читательской культуры;
- применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных,
метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария оценивания
достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;
- формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций
личностного становления и профессионального самоопределения;
- развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и
социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь обучающемуся с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при установлении
социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из инструментов
реализации требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения АООП ООО и
направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную
деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО ЗПР
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
- особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в
малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
- присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;
- организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения времени,
отводимого на выполнение работы;
- предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной
поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых слов,
плана, образца) при самостоятельном применении;
- гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
- большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
- адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения
задания);
- отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Обучающиеся с ЗПР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной необходимости для
обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых Объем знаний и умений по учебным предметам
несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
Проведение профориентационных уроков – вводного и тематического (по классам).
Вводный профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты»:
Понятие «рынок труда». Что такое Россия с точки зрения рынка труда? Россия - страна
безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты об
отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем.
Обзор развития следующих направлений:
- медицина и здоровье;
- архитектура и строительство;
- информационные технологии;
-промышленность и добыча полезных ископаемых;
- сельское хозяйство;
- транспорт и логистика;
- наука и образование;
- безопасность;
- креативные технологии;
- сервис и торговля;
- предпринимательство и финансы.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Мотивационные истории «успеха» на примере интервью с представителями различных
отраслей (сотрудник МЧС, инженер-технолог, ученый и другие). С чего начать проектирование
собственного профессионального пути.
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех
базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
«ХОЧУ» — ваши интересы;
«МОГУ» — ваши способности;
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о
мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий
и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором
обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: в основе занятия лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов 7
классов: русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание,
физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с разнообразием
современных профессий и необходимых компетенций (формирование системного представления о
мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут поразному воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным
предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих
предметах. Формирование представлений о современных компетенциях, которые сегодня
предъявляются к специалистам из различных отраслей.
Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных
участников
проекта)
позволяет
определить
требуемый
объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
- методика онлайн-диагностики обучающихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 6-7 классов включает только
диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику
ценностных ориентиров;
- методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 1011 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает
версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам
диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с
помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная
постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия - Моя история» (очно, в
онлайн-формате доступно на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9
ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная
среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная
среда; Креативная среда; Аграрная среда.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Задачи выставки:
- знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с
многообразием вариантов профессионального выбора;
- вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;
- помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше.
Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт».
Профессиональные пробы. Понятие «профессиональная проба». Профессиональная проба как
средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Разнообразие видов,
форматов профессиональных проб. Содержание профессиональных проб. Расширение границ
понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта
профессиональной деятельности. Проведение профессиональных проб в проекте возможно в
следующих форматах: очном, онлайн, проба на платформе проекта (проводится в образовательной
организации).
При очном формате организуется выездная площадка в организациях профессионального и
дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п. Очный
формат подразумевает непосредственное постоянное присутствие наставника площадки в месте
проведения мероприятия.
Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие наставника, который
взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций,
контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат,
дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.
Проба на платформе проводится на базе образовательной организации с использованием
дистанционных технологий на интернет-платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/.
Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом рефлексии
опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
- методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 классах
методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и
уровня готовности к выбору профессии. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности
к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров;
- методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 1011 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает
версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультация по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение
обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ ).
Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения
всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по
возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и
мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).
Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития
(последовательность реализации целей).
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Россия –
мои горизонты» на уровне основного общего образования.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в
рамках реализации программы «Россия – мои горизонты» (проект «Билет в будущее»);
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации
подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
для представителей многих профессий;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
- стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той
сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
знаний, полученных в ходе изучения программы «Россия – мои горизонты (проект «Билет в будущее»);
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человекприрода»;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в деятельности, связанной с освоением программы «Россия – мои горизонты»
(проект «Билет в будущее»), на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира
профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
- навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
- умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
- использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
- аргументировать свою позицию, мнение;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с
интернет-источниками;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;
- выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность
в новых условиях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации,
связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную
для остальных участников программы «Россия – мои горизонты» (проект «Билет в будущее»).
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в
рамках занятий, включённых в программу «Россия – мои горизонты» (проект «Билет в будущее»);
- выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;
- понимать намерения других участников занятий по программе «Россия – мои горизонты»
(проект «Билет в будущее»), проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в
занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с
другом;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,
связанных с тематикой курса по профориентации;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- уметь обобщать мнения нескольких участников программы «Россия – мои горизонты» (проект
«Билет в будущее»), проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других участников «Россия – мои горизонты» (проект
«Билет в будущее»).
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой
ситуации;
- уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- различать, называть и управлять собственными эмоциями;
- уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Россия
– мои горизонты» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых
в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи
современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на
основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и
научно-популярной литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
- участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;
- обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
- извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею,
свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе
информационно-справочными системами в электронной форме;
- создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста:
соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность;
- последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа
речи);
- правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в
тексте, логичность.
Литература:
- овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах,
Интернете для выполнения учебной задачи;
- применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык:
- овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой
современных профессий;
- приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете;
- использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно- справочные
системы в электронной форме.
Информатика:
- овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации,
алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических
задач;
- умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи
данных;
- сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного
предмета.
География:
- освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических
объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его
среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта;
- умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами;
- умение использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
- сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета
на уровне среднего общего образования.
Физика:
- умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
- расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой
и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности;
- сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на
уровне среднего общего образования.
Обществознание:
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных
чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и
микроэкономики);
- умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
- умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам
общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
- овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
- приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности,
в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного
представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом.
Биология:
- владение навыками работы
с информацией биологического содержания, представленной
в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений),
критического анализа информации и оценки её достоверности;
- умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
- интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета
на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области
биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
- сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и
различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и
умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время
пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа)
Проведение профориентационных уроков – Актуализация
процессов
профессионального
вводного и тематического (по классам). cамоопределения на основе знакомства с
Вводный профориентационный урок «Моя познавательными
фактами
о
достижениях
Россия – мои горизонты» (открывает изразличных
отраслей
экономического
программу курса, 2 часа)
развитиястраны. Формирование представлений о
современных
универсальных
компетенциях,
предъявляемых к специалистам из
различных
отраслей. Повышение познавательного интереса и
компетентности обучающихся в построении своей
карьерной траектории развития (1 час).
Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения,
игры и практические задания на уроке. В рамках
самостоятельной работы (1 час) анализ полученного
опыта, работа с памятками и материалами уроков,
знакомство с онлайн-инструментом «Примерочная
профессий», заполнение анкеты саморефлексии на
интернет-платформе проекта https://bvbinfo.ru/.
Материалы для проведения урока представлены на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).
Тематический профориентационный урок (4 часа):
для 6 класса
Каждому компоненту посвящен отдельный блок
Тематическое содержание урока построено на урока,
в
рамках
которого
обучающиеся
трех
базовых
компонентах,
которые дискутируют, смотрят видеоролики, выполняют
необходимо учитывать при выборе:
практические задания (1 час).
«ХОЧУ» - ваши интересы;
В
конце
каждого
блока
обучающимся
«МОГУ» - ваши способности;
предлагается раздаточный материал (чек«БУДУ» - востребованность
лист) с рекомендациями (его можно использовать в
обучающегося на рынке труда в будущем.
качестве задания на самостоятельную работу).
Информирование обучающихся о профессиях Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:
с постепенным расширением представлений о - Как распознать свои интересы?
мире профессионального труда вообще - Какие способности могут пригодиться при
(формирование системного представления о освоении профессии, и как их развивать?
мире профессий, например, как различные - Какие бывают личностные качества, и почему они
качества или навыки могут по-разному важны для выбора карьерного пути?
воплощаться в разных профессиях). Помощь в - Как стать в будущем востребованным
выборе увлечения, в котором обучающийся специалистом?
может реализовать свои интересы и развивать В рамках самостоятельной работы (1
час)
возможности. Поиск дополнительных занятий заполнение
чек-листа,
заполнение
анкеты
и увлечений.
саморефлексии, знакомство с онлайн-инструментом
«Примерочная профессий» на интернет-платформе
проекта
https://bvbinfo.ru/.
Материалы
для
проведения урока представлены на интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).
для 7 класса
В уроке используются демонстрационные ролики,
интерактивные
форматы
взаимодействия,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
В основе урока лежит Обсуждение
обязательного набора школьных предметов 7
классов общеобразовательных учреждений,
таких как русский язык, литература, алгебра,
геометрия, иностранный язык, история,
обществознание,
физика,
биология,
информатика и ИКТ, география и др.
Информирование
обучающихся
о
взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и
необходимых компетенций (формирование
системного представления о мире профессий,
например,
как
знания
и
навыки,
приобретаемые за школьной партой, могут поразному воплощаться в разных профессиях).
Повышение познавательного интереса к
школьным предметам, а
также повышение ценности знаний, навыков
и умений, которых приобретаются на этих
предметах. Формирование представлений о
современных компетенциях, которые сегодня
предъявляются к специалистам из различных
отраслей.
для 8 класса
Урок знакомит обучающихся
с
разнообразием
направлений
профессионального развития, возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального самоопределения. На
уроке раскрываются
существующие
профессиональные
направления, варианты получения
профессионального образования (уровни
образования). Актуализация
процессов
профессионального самоопределения.
Информирование школьников о видах
профессионального образования (высшее
образование/среднее профессиональное
образование). Помощь школьникам
в
соотношении личных качеств и интересов с
направлениями
профессиональной
деятельности.
для 9 класса
дискуссии и обсуждения, рефлексивные
упражнения и задания для самостоятельной
работы
(1 час). В конце урока
обучающиеся будут понимать:
- знание каких
предметов необходимо в тех
или иных современных профессиях и отраслях;
- какие профессии востребованы сегодня и станут
востребованы в будущем;
- зачем школа даёт широкий круг знаний, и как их
можно применить во взрослой профессиональной
жизни;
- какие шаги для выбора профессионального
пути можно делать учащимся уже сейчас.
В рамках самостоятельной работы (1
час)
заполнение «Карты предметов», знакомство с
онлайн-инструментом «Примерочная профессий»,
заполнение анкеты саморефлексии на интернетплатформе проекта https://bvbinfo.ru/. Материалы
для проведения урока представлены на интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).
Каждому компоненту посвящен отдельный
блок
урока, в рамках которого обучающиеся
обмениваются
мнениями (дискуссии, обсуждения),
смотрят
видеоролики, выполняют практические задания,
заполняют анкеты-подсказки, принимают участие в
играх и упражнениях,
в рамках которых
отвечают на вопросы (1 час):
- Что такое профессия?
- Насколько разнообразен мир профессий?
- Какие
существуют профессиональные
направления?
- Как выбрать соответствующий
профессиональным запросам уровень
образования?
В рамках самостоятельной работы (1
час)
заполнение
Таблицы по видам образования, знакомство
с
онлайн-инструментом «Примерочная
профессий»,
заполнение анкеты саморефлексии на интернетплатформе проекта https://bvbinfo.ru/ . Материалы
для проведения урока представлены на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов проекта).
Просмотр видеороликов о видах образования,
профессиях и др. Участие в дискуссиях и
обсуждениях. Заполнение и анализ анкет-
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Формирование
представлений
о
преимуществах обучения как
в
организациях
Высшего образования (ВО, вузы), так и в
организациях среднего профессионального
образования
(СПО).
Актуализация
представлений
о
возможных
профессиональных
направлениях
для
учащихся.
Повышение
познавательного
интереса к философии выбора и построению
своей персональной карьерной траектории
развития.
подсказок. Участие в играх и упражнениях. На
уроке учащиеся смогут
узнать
на реальных
примерах (1 час):
- как стать специалистом того или иного
направления;
как
работает
система
получения
тпрофессионального
образования;
- о базовом наборе качеств и навыков, необходимых
в той или иной образовательной траектории;
- какие
перспективы
открывает
любое
направление
после получения профессионального или высшего
образования.
В рамках самостоятельной работы (1 час) работа с
анкетами-подсказками, знакомство с онлайнинструментом
«Примерочная
профессий»,
заполнение
анкеты
саморефлексии
на
интернетплатформе проекта https://bvbinfo.ru/ . Материалы
для проведения урока
представлены
на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа)
Профориентационная
диагностика Первая
часть профориентационной онлайнобучающихся на интернет платформе диагностики обучающихся в новом учебном году (1
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных час). Осуществляется для навигации
по
участников проекта).
активностям проекта «Билет в будущее».
Онлайн-диагностика
I
«Мой
выбор Обучающемуся будут предложены варианты
профессии» состоит из двух частей:
диагностических методик на основании опыта
- методика онлайн-диагностики учащихся предварительного участия в проекте, данный
«Моя готовность» для 6-11 классов. Версия 6- уровень определяется на платформе автоматически.
7 классов включает только диагностику Диагностика осуществляется
в
онлайнготовности
к
профессиональному формате, предоставляется возможность проведения
самоопределению и не включает диагностику как в образовательной организации, так и в
ценностных ориентиров.
домашних условиях.
методика
онлайн-диагностики
на Варианты:
определение профессиональных
1. Онлайн диагностика «Мой выбор».
Склонностей и направленности обучающихся 2. Онлайн диагностика «Моя готовность».
(«Мой выбор»).
3. Онлайн диагностика «Мои таланты».
Онлайн-диагностика
II
После диагностики рекомендуется проведение
«Мои таланты» включает комплексную консультации по полученным результатам (1 час), а
методику онлайн-диагностики на определение также анализ интерпретаций
в
рамках
профессиональных интересов и сильных самостоятельной работы (1 час).
сторон обучающихся с выделением «зон Результаты:
потенциала» (талантов) для дальнейшего - рекомендация по маршруту проекта «Билет в
развития.
будущее»;
Консультации
по результатам онлайн- - просмотр видеозаписи консультации по
диагностики. Сопровождение обучающихся результатам профориентационной диагностики;
по итогам диагностики (в индивидуальном - рекомендации по обсуждению результатов
или
групповом
формате).
Возможно тестирования с родственниками и специалистами.
проведение консультации с помощью
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
видеозаписи готовой
консультации
(доступной участникам проекта «Билет в
будущее»
на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (6 часа)
Посещение мультимедийной
- Экскурсия на
площадку
исторических
выставки
«Лаборатория
будущего»
- парков «Россия – Моя история» (очно в 24
специально
организованная
постоянно субъектах РФ, по предварительной записи на
действующая
экспозиция
на
базе интернет-платформе https://bvbinfo.ru , 3 часа).
исторических парков «Россия – Моя история» - Знакомство с выставкой на базе образовательной
(очно в 24 субъектах РФ, в онлайн- формате организации (виртуальная выставка) в рамках
доступно
на
интернет-платформе отдельного
урока
с
использованием
https://bvbinfo.ru/ ).
специализированного мультимедийного контента
Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми выставки на интернет-платформе
отраслями (направлениями) экономического https://bvbinfo.ru.
развития, профессиями: Индустриальная Решение интерактивных заданий, направленных на
среда; Здоровая среда;
Умная
среда; получение новых знаний о профессиях, об
Деловая среда; Социальная среда; особенностях профессиональной деятельности
Безопасная среда; Комфортная среда; различных специалистов, о качествах и навыках,
Креативная среда; Аграрная среда. Решение необходимых для работы различных специалистов.
интерактивных заданий, направленных на В рамках самостоятельной работы (1 час) анализ
получение новых знаний о профессиях, об полученного опыта,
заполнение
анкеты
особенностях
саморекфлексии
на
интернет-платформе
профессиональной деятельности различных https://bvbinfo.ru
специалистов, о качествах и навыках,
необходимых
для
работы
различных
специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (8 часа)
Профессиональные пробы. Данный формат Запись на участие в профессиональной пробе (3
реализуется
на
базе
образовательных часа).
организаций в регионе, в том
числе
- Участие в очных профессиональных пробах на
осуществляющих
профессиональную региональном уровне
по согласованию с
подготовку
(профессиональные региональным оператором. Реализуется на базе
образовательные организации
и
организаций-партнеров.
организации
высшего
образования), - Участие в профессиональных пробах в онлайнорганизаций дополнительного образования. формате на региональном уровне по согласованию
Определение
с региональным оператором. Реализуется на
Профессиональных
проб.
Особенности вебинар-площадках, сервисах видеоконференций и
проведения профессиональных проб в очном т.п.
и онлайн-форматах: организация выездной - Участие в профессиональных пробах на
площадки (очный формат) в организациях платформе проекта (проба на платформе,
профессионального
и
дополнительного
проводится в случае, если обучающиеся не
образования,
центрах
опережающей посещают очные мероприятия проекта, или
профессиональной подготовки и т.п., онлайн- дополнительно к очным мероприятиям). В рамках
формат, реализуемый через сеть Интернет для самостоятельной работы (3 часа) оценка
совместной
работы.
Профессиональные обучающимися
своего
опыта
участия
в
пробы на основе платформы, вебинар- профессиональных пробах, заполнение анкеты
площадки, сервисов видеоконференций, чата саморефлексии,
решение
профессиональных
и т.п. Уровни профессиональных проб:
проб на платформе проекта.
моделирующие
и
практические Активность проводится на интернет-платформе
профессиональные пробы. Виды: базовая и https://bvbinfo.ru
(для
зарегистрированных
ознакомительная.
пользователей).
Результаты:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- Формирование у обучающегося в процессе
выполнения пробы целостного представления о
конкретной профессии, группе родственных
профессий, сферы, их включающей.
- Развитие интересов, склонностей, способностей,
Профессионально важных качеств личности
обучающегося.
- Готовность обучающегося к выбору профессии.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» (3 часа)
Проведение повторной диагностики для Вторая
часть профориентационной онлайн
рефлексии опыта, полученного по итогам диагностики. Осуществляется для подведения
профессиональных проб.
промежуточных итогов (рефлексии) с учетом
Рекомендации
по
дальнейшим участия обучающегося
в
мероприятиях
вариантам получения образования, а также профессионального выбора. Обучающемуся будет
перспективным отраслям и профессиям.
предложен набор диагностических методик на
Развернутая консультация по результатам основании опыта предварительного участия в
повторной онлайн-диагностики.
проекте, данный уровень определяется на
Сопровождение обучающихся по итогам платформе
автоматически.
Диагностика
диагностики
(в
индивидуальном
или осуществляется в онлайн формате, предоставляется
групповом формате). Возможно проведение возможность проведения как в образовательной
консультации с помощью видеозаписи организации, так и в домашних условиях.
готовой консультации (доступной участникам Варианты:
проекта «Билет
в будущее» на интернет- 1. Онлайн диагностика «Мой выбор».
платформе https://bvbinfo.ru .
2. Онлайн диагностика «Моя готовность».
3. Онлайн диагностика «Мои таланты».
После диагностики рекомендуется проведение
консультаций по полученным результатам (1 час), а
также
анализ
интерпретаций
в
рамках
самостоятельной работы (1 час).
Результаты:
- рекомендация по построению образовательно
профессионального маршрута;
- рекомендации по развитию;
- видеозапись консультации по результатам
профориентационной диагностики;
- рекомендации по обсуждению результатов
тестирования с родственниками и специалистами.
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (6 часа)
Профориентационный рефлексивный урок Групповое
обсуждение,
рефлексия,
разбор
(проводится конце курса, по итогам всех персональных рекомендаций по результатам
профориентационных мероприятий): разбор и участия в проекте, практические задания и
обсуждение персональных рекомендаций (по упражнения, просмотр видеороликов. По итогам
возрастам). Разбор и обсуждение полученного урока каждый ученик должен отметить наиболее
опыта по
итогам профессиональных проб подходящие ему варианты из предложенных
и мероприятий. Постановка образовательных рекомендаций, в том числе с использованием
и карьерных целей (стратегических и функционала платформы.
тактических). Формирование
планов
В рамках самостоятельной работы (2 часа) анализ
образовательных шагов и формулирование полученных
рекомендаций,
обсуждение
траектории развития (последовательность результатов
с
родителями,
посещение
реализации целей).
рекомендуемых ресурсов партнеров проекта.
Стратегические
цели
–
долгосрочная Материалы для проведения урока представлены на
перспектива (профессии и отрасли, которые интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
интересуют учеников,
варианты
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
профессионального образования в случае зарегистрированных педагогов-навигаторов
средних классов).
проекта).
Тактические цели - краткосрочная
перспектива, и
что позволяет прийти к
стратегическим целям (профили обучения в
школе,
тематики
дополнительного
образования, уровни обучения в случае 8-9
классов и пр.).
Сценарий урока построен вокруг обсуждения
опыта, полученного в ходе участия в проекте,
рекомендаций по диагностикам и внедрения
рекомендаций в образовательные планы
обучающихся.
Задачи:
- Разбор и обсуждение рекомендаций
диагностики – рефлексии 5 этапа (по
возрастам).
- Разбор и обсуждение полученного опыта по
итогам
профессиональных
проб
и
мероприятий.
- Постановка образовательных и карьерных
целей (стратегических и тактических).
- Формирование планов образовательных
шагов и формулирование траектории развития
(последовательность
реализации целей).
Итого: 34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2023/2024 УЧ. ГОД
№
дата
Классы - участники Профминимума
Классы - участники Профминимума часы
(не зарегистрированные в проекте
(зарегистрированные в проекте
«Билет в будущее»)
«Билет в будущее»)
1 07.09.23 Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей
1
экономического развития РФ — счастье в труде)
2 14.09.23 Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в
1
профориентацию)
3 21.09.23 Профориентационная диагностика № Профориентационная диагностика №
1
1
1
«Мой профиль» и разбор результатов «Мои
профсреды»
и
разбор
результатов
4 28.09.23 Профориентационное
занятие
«Система
образования
России»
1
(дополнительное образование, уровни профессионального образования,
стратегии поступления)
5 05.10.23 Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
1
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)
6 12.10.23 Профориентационное
занятие Профориентационная диагностика №
1
«Россия в деле» (часть 1) (на выбор: 2 «Мои ориентиры» и разбор
импортозамещение,
авиастроение, результатов
судовождение, судостроение, лесная
промышленность)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
19.10.23 Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения
страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность,
добыча и переработка сырья)
26.10.23 Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по
аддитивным технологиям и др.)
02.11.23 Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в
области
цифровых
технологий»
(информационные
технологии,
искусственный интеллект, робототехника)
09.11.23 Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)
16.11.23 Профориентационное
занятие Профориентационная диагностика №
«Россия в деле» (часть 2) (на выбор: 3 «Мои таланты» и разбор результатов
медицина, реабилитация, генетика)
23.11.23 Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство)
30.11.23 Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: инженер- конструктор, электромонтер и др.)
7.12.23 Профориентационное
занятие
«Государственное
управление
и
общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих
службах)
14.12.23 Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалистпо кибербезопасности, юрист
и др.)
21.12.23 Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
11.01.24 Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленногокомплекса страны» (агропромышленный комплекс)
18.01.24 Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)
25.01.24 Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны
в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии)
01.02.24 Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)
08.02.24 Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо
общества»(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
15.02.24 Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджерпо туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.)
22.02.24 Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии»(сфера культуры и искусства)
29.02.24 Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25 07.03.24
26 14.03.24
27 21.03.24
28 28.03.24
29 04.04.24
30 11.04.24
31 18.04.24
32 25.04.24
31 02.05.24
34 16.05.24
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер,продюсер и др.)
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)(учитель,
актер, эколог)
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)(пожарный,
ветеринар, повар)
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное
занятие
«Пробую
профессию
в
сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1