МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Рукотворный мир»
для обучающихся 5-6 классов
с задержкой психического развития (вариант 7)
(основное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые предлагаются для
обязательного изучения в 5-6 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за
каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей
программе воспитания.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников
позволяет вооружать обучающихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и
навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Обучающийся становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых
изделий. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование
творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к
обучающимся различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической
деятельностью решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуальнотворческий потенциал подростка. Освоение множества технологических приемов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает
обучающимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для
развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Рукотворный мир» уделяется духовнонравственному воспитанию подростка, создаются условия для воспитания патриотизма, через
активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни (привитие уважительного отношения
к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий,
навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); ценностного отношения к
прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с
художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы,
эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых
отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); ценностного
отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин
природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным
материалом и др.); ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов,
организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность подростку как можно более
полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Приоритетная цель программы:
расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений
создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой
активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
формирование у обучающихся навыков эстетического видения преобразования мира;
освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных
материалов и техник в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как
способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и
мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за
каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 68 часов: в 5 классе – 34
часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: художественно-эстетическое.
Форма организации: творческая мастерская.
Промежуточная аттестация: творческий проект
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной
части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социальноперцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и
эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с
окружающими.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать
особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с
ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания
программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
- включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации
образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней
начального и основного общего образования; развитие и коррекция приемов мыслительной
деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций,
расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих
процесс освоения программного материала;
- применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей
усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование
«пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных
задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки,
опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией;
разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций
применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного
материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);
- организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации
образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с
ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости
и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности,
сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
- специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов
эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных
социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с
ЗПР;
- учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации,
пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности,
«органической» деконцентрации внимания и др.); стимулирование к осознанию и осмыслению,
упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в
повседневной жизни; формирование читательской культуры;
- применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных,
метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария оценивания
достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;
- формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций
личностного становления и профессионального самоопределения;
- развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и
социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь обучающемуся с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при установлении
социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Система оценки достижений
обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения
АООП ООО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в
оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО ЗПР
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
- особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в
малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
- присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;
- организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения
времени, отводимого на выполнение работы;
- предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде
ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
- гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
- большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения
задания);
- отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Обучающиеся с ЗПР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования
нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании
условий, учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной необходимости
для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых Объем знаний и умений по учебным предметам
несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
Содержание курса внеурочной деятельности.
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «Декоративно-прикладное искусство»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы,
инструменты, техники.
Раздел «Древние корни народного искусства»
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта; Образносимволический язык народного прикладного искусства;
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Раздел «Убранство русской избы»
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб; картина мира в
образном строе бытового крестьянского искусства; устройство внутреннего пространства
крестьянского дома;
Декоративные элементы жилой среды.
Раздел «Народный праздничный костюм»
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского;
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и
южнорусский (понёва) варианты;
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов
страны; вышивка в народных костюмах и обрядах; символическое изображение женских фигур и
образов всадников в орнаментах вышивки; особенности традиционных орнаментов текстильных
промыслов в разных регионах страны.
Раздел «Народные художественные промыслы»
Многообразие видов традиционных художественных промыслов России; Роспись по дереву
(Хохлома, Городец, Мезень); Разнообразие композиций и сюжетов; Роспись по металлу (Жостово);
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей; Искусство
лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра; Традиционные древние образы в современных
игрушках народных промыслов; Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы
росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и
символика орнаментов в культуре разных эпох; Характерные особенности одежды в культурах
разных эпох и народов; Выражение образа человека, его положения в обществе, характера
деятельности в его костюме и украшениях; Украшение жизненного пространства (построек,
интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды);
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды; Декор на улицах и декор помещений;
Декор праздничный и повседневный; Праздничное оформление школы.
6 класс
МОДУЛЬ № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Общие сведения о видах искусства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.
Приёмы работы и техники.
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Рисунок; Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок; Навыки
размещения рисунка на листе, выбор формата; Тон и тональные отношения; Ритм и ритмическая
организация плоскости листа; Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве,
понятие цветовых отношений, колорит в живописи; Композиция; Графические и живописные
техники; Виды скульптуры и характер материала в скульптуре; Статика и движение в скульптуре;
Круглая скульптура; Произведения мелкой пластики.
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Жанровая система в изобразительном искусстве.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Натюрморт.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности
графических техник.
Смешанная техника.
Живописное изображение натюрморта. Декоративный натюрморт.
Портрет.
Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный
рисунок с натуры или по памяти.
Портрет в скульптуре. Портрет в живописи.
Опыт работы над созданием живописного портрета. Смешанная техника.
Пейзаж.
Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении пространства. Правила
построения планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.
Графический и живописный пейзажи.
Городской пейзаж.
Многообразие в понимании образа города. Опыт изображения городского пейзажа.
Линогравюра и другие техники. Смешанная техника
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Жанровая
картина как обобщение жизненных впечатлений художника.
Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Смешанная техника
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни
общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: сказочнобылинная и мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа
над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Рукотворный мир» на уровне основного общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Патриотическое воспитание
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного
развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются
через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических
смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественнотворческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию — созданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности направлена на активное приобщение обучающихся
к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные
творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства
личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть курса
внеурочной деятельности. Задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала
способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению
базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре
как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего
спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и
низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально
значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в
отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной
жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи воспитания
наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть
окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том
числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой практике.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
специфики каждого из них Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать
реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта
в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание
эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной
трудовой деятельности, работать в команде.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными
участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с
задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта
деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает
активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных
ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между
собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному
её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях)
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в
достижении общего результата
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих
задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и
бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии
Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Рукотворный мир».
Предметные результаты сгруппированы по модулям, характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от
содержания программы внеурочной деятельности
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического,
современного, искусства промыслов;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево,
металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др );
- уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и др ;
- знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов
ленточных, сетчатых, центрических;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и
уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
- владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей
животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы
мирового искусства;
- уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского
искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского
быта;
- осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и
символическое значение его декора;
- уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
- распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта, костюм)
разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция
и Рим, Средневековье);
- характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных
народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло и др ;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и
технике декора;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных
промыслов;
- иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий
некоторых художественных промыслов;
- уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий
ряда отечественных художественных промыслов;
- уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности в
окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать
их образные особенности;
- ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства;
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё,
гобелен и т д ;
- владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению
пространства школы и школьных праздников
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» (программа «Мир изобразительного
искусства»):
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни
людей
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
- различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики,
живописи, скульптуры;
- иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами,
углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические навыки лепки из пластилина;
использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках работы разными
художественными материалами;
- понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на
двухмерной плоскости;
- знать понятия графической грамоты изображения предмета:
«освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их
применять в практике рисунка;
- понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального
анализа;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и
объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
- иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
- иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или
как самостоятельное творческое действие;
- знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные
цвета;
- определять содержание понятий «колорит», «цветовые от- ношения», «цветовой контраст» и
иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
- иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической
выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных
Жанры изобразительного искусства:
- объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры
Натюрморт:
- знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного
предмета в двухмерном пространстве листа;
- знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
- иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения
предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств
выразительности;
- иметь опыт создания графического натюрморта;
- иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
Портрет:
- знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции
лица, соотношение лице- вой и черепной частей головы;
- создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять
его на практике;
- иметь начальный опыт лепки головы человека;
- иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
- иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного
образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета
Пейзаж:
- знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
- знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
- иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости
состояний природы;
- иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
- иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению;
- иметь опыт художественной наблюдательности как способ развития интереса к окружающему
миру и его художественно поэтическому видению;
- иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению
Бытовой жанр:
- различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
- иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
- иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь
художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности
Исторический жанр:
- знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной:
периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы
над основным холстом;
- иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный
проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Количество
часов
Всего
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
1. Раздел «Древние корни народного
3
искусства»
2. Раздел «Убранство русской избы»
4
3. Раздел
«Народный
праздничный
9
костюм»
4. Раздел «Народные художественные
8
промыслы»
5. Раздел
«Декоративно-прикладное
4
искусство в культуре разных эпох и
народов»
6. Раздел
«Декоративно-прикладное
6
искусство в жизни современного
человека»
Итого
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
6 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
1. Раздел
«Язык
изобразительного
искусства и его выразительные
средства»
2. Раздел «Жанры изобразительного
искусства»
Итого
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
12
22
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
Раздел «Древние корни народного искусства»
1.1 Вводное занятие (общие сведения о
декоративно- прикладном искусстве и
его
видах;
темы,
материалы,
инструменты, техники)
1
Образы, символы, знаки в предметах
крестьянского быта
1
1.3. Образы, символы, знаки в предметах
крестьянского быта
Раздел «Убранство русской избы»
2.1 Какая она, русская изба: секреты,
тайны
и
загадки
(виртуальная
экскурсия)
2.2 Предметы русского деревенского быта
1
2.3 Предметы русского деревенского быта
2.4 Предметы русского деревенского быта
Раздел «Народный праздничный костюм»
3.1 Мотивы
народной
вышивки
(орнаментальное построение вышивки:
графика,
аппликация,
трафарет,
компьютерная графика)
1
1
1.2
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1462581217053658
6809&type=video
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F8906227777252198
450&type=video
1
https://dzen.ru/video/watch/62579211a6
63b322c4c45def?f=d2d
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F3484837881452133
753&type=video
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
3.2
Русский народный костюм — красота
покроя
(импровизация:
создание
народного праздничного костюма по
мотивам русских сказок в технике по
выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)
1
3.3
Русский народный костюм — красота
покроя
(импровизация:
создание
народного праздничного костюма по
мотивам русских сказок в технике по
выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)
Русский народный костюм — красота
покроя
(импровизация:
создание
народного праздничного костюма по
мотивам русских сказок в технике по
выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)
Традиции народных праздников и
обрядов (проект настольной игры)
Традиции народных праздников и
обрядов (проект настольной игры)
1
3.4
3.5
3.6
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1401696450881976
8098&type=video
1
1
1
Традиции народных праздников и
1
обрядов (проект настольной игры)
3.8 Традиции народных праздников и
1
обрядов (проект настольной игры)
3.9 Традиции народных праздников и
1
обрядов (проект настольной игры)
Раздел «Народные художественные промыслы»
4.1 Чудо народной росписи (импровизация
1
по мотивам мезенской, городецкой
росписей по дереву; жостовской
росписи по металлу; техника папьемаше и роспись изделия )
https://dzen.ru/video/watch/648eab23ff9
7751275114099?f=d2d
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1043905498657852
3556&type=video
3.7
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM-
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1221985788059803
7951&type=video
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
Чудо народной росписи (импровизация
по мотивам мезенской, городецкой
росписей по дереву; жостовской
росписи по металлу; техника папьемаше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация
по мотивам мезенской, городецкой
росписей по дереву; жостовской
росписи пометаллу; техника папьемаше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация
по мотивам мезенской, городецкой
росписей по дереву; жостовской
росписи по металлу; техника папьемаше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация
по мотивам мезенской, городецкой
росписей по дереву; жостовской
росписи по металлу; техника папьемаше и роспись изделия)
Русская глиняная игрушка
1
1
1
1
1
https://dzen.ru/video/watch/61e7eae0cd
6e0c22a4aaecb1?f=d2d
4.7 Русская глиняная игрушка
1
4.8 Русская глиняная игрушка
1
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
5.1 Эпоха, народ, костюм
1
5.2 Эпоха, народ, костюм
1
5.3 Коллекция исторических костюмов и
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
украшений
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F8961706478054057
535&type=video
5.4 Коллекция исторических костюмов и
1
украшений
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
6.1 Декоративные
техники:
изделие,
1
украшение, сувенир (текстильные
куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
6.2 Декоративные
техники:
изделие,
1
украшение, сувенир (текстильные
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
6.3
6.4
куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
Декоративные
техники:
изделие,
украшение, сувенир (текстильные
куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
Современное
декоративное
и
оформительское искусство
Современное
декоративное
оформительское искусство
6.6 Выставка работ
Общее количество часов по программе
6.5
и
1
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F8882490074476216
994&type=video
1
1
34
6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
1.1
Вводное занятие
1
1.2
Растительные мотивы в графике, в
живописи
1
1.3
Растительные мотивы в графике, в
живописи
Мир животных и птиц (графика,
живопись,
скульптура:
наброски
фигуры животного (по фотографии)
Мир животных и птиц (графика,
живопись,
скульптура:
наброски
фигуры животного (по фотографии)
1
1.4
1.5
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1148344078211130
1851&type=video
1
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Коллекция изображений простых
предметов (создание рисунков чёрнобелых или в цвете с заданными
свойствами: линейный рисунок, штрих,
пятно, декорирование поверхности,
контраст цвета и формы)
1.7
Коллекция изображений простых
предметов (создание рисунков чёрнобелых или в цвете с заданными
свойствами: линейный рисунок, штрих,
пятно, декорирование поверхности,
контраст цвета и формы)
1.8
Фигура человека, рисунок, лепка
1.9
Фигура человека, рисунок, лепка
1.10 «Музыкальная
палитра»
(создать
палитру картины художника (на
выбор), использовать эту
палитру при создании неформальной
цветовой композиции на
музыку своего любимого композитора)
1.11 Изобразительный калейдоскоп
1.12 Композиция-импровизация
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
1.6
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
1
1
1
1
1
1
1
Вводное занятие (жанровая система в
изобразительном искусстве))
Натюрморт (создание декоративного
натюрморта в техниках графики,
живописи)
1
Натюрморт (создание декоративного
натюрморта в техниках графики,
живописи)
Натюрморт (создание декоративного
натюрморта в техниках графики,
живописи)
Пейзаж (создание пейзажа в графике
(смешанная техника, линогравюра,
гравюра
наклейками,
граттаж,
тиснение, ограниченная палитра)
1
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1738042715998235
7001&type=video
1
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM-
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F7665318519891801
360&type=video
2.6
2.7
2.8
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
Пейзаж (создание пейзажа в графике
(смешанная техника, линогравюра,
гравюра
наклейками,
граттаж,
тиснение, ограниченная палитра)
Пейзаж (создание пейзажа в графике
(смешанная техника, линогравюра,
гравюра
наклейками,
граттаж,
тиснение, ограниченная палитра)
Портрет (выполнение портрета с
натуры с декоративным элементом
(павловопосадский платок); портрет в
среде; портрет литературного героя;
исторический портрет; автопортрет)
1
Портрет (выполнение портрета с
натуры с декоративным элементом
(павловопосадский платок); портрет в
среде; портрет литературного героя;
исторический портрет; автопортрет)
Портрет (выполнение портрета с
натуры с декоративным элементом
(павловопосадский платок); портрет в
среде; портрет литературного героя;
исторический портрет; автопортрет)
Портрет (выполнение портрета с
натуры с декоративным элементом
(павловопосадский платок); портрет в
среде; портрет литературного героя;
исторический портрет; автопортрет)
Бытовой жанр в изобразительном
искусстве (изображение сцен обычной
жизни людей, детских игр, жанровых
сценок, праздников и т д )
1
Бытовой жанр в изобразительном
искусстве (изображение сцен обычной
жизни людей, детских игр, жанровых
сценок, праздников и т д )
1
1
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F2197547657951086
607&type=video
1
1
1
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1049431654378115
2440&type=video
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Исторический жанр в изобразительном
искусстве
1
Исторический жанр в изобразительном
искусстве
2.17 Сказочно-былинные
темы
в
изобразительном искусстве
2.18 Сказочно-былинные
темы
в
изобразительном искусстве
2.19 Сказочно-былинные
темы
в
изобразительном искусстве
2.20 Сказочно-былинные
темы
в
изобразительном искусстве
2.21 Вернисаж «Мир изобразительного
искусства» (коллективная работа по
организации выставки творческих
работ)
2.22 Вернисаж «Мир изобразительного
искусства»
Общее количество часов по программе
1
2.15
2.16
https://mail.ru/search?search_source=ma
ilru_desktop_safe&msid=1&src=sugges
t_B&encoded_text=AAD7RiaplCJCWk
3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFl
NzV3QVnwFGhCRIO9vYF5O_vuwMp
_JIR5DKjSENF9e37g7yChUmOO_EO
m_GmwI7RB-cpi3y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvid
eo%2Fpreview%2F1114167338934354
0946&type=video
1
1
1
1
1
1
34
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина