АРП учебного курса Моя безопасность 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Моя безопасность»
для обучающихся 7 классов
с задержкой психического развития (вариант 7)
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Моя безопасность» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые предлагаются для
обязательного изучения в 7 классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год
обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа учебного курса «Моя безопасность» основного общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
федеральной рабочей программе воспитания.
В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой является
обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обучение российских
школьников основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) является важным и
принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного
сообщества.
Приоритетная цель программы:
научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
действовать со знанием дела.
Достижение цели изучения учебного курса определяется решением следующих задач:
научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости
действовать со знанием дела;
сформировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
Изучение учебного курса способствует формированию у обучающихся 7 класса основ
индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для жизни в
условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер деятельности на
современном этапе. В процессе освоения курса обучающиеся приобретут необходимые знания,
умения, навыки и сформируют компетенции для обеспечения безопасной жизнедеятельности в
обществе в условиях современного мира, в том числе с учётом региональных особенностей.
Учебный курс «Моя безопасность» в 7 классе, а также курс внеурочной деятельности в 5,6
классах предваряют изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 89 классах.
В программе содержание учебного курса структурно представлено модулями,
обеспечивающими непрерывность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
модуль «Здоровье и как его сохранить;
модуль «Безопасность на транспорте»;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

модуль «Безопасность в быту»;
модуль «Безопасность в социуме»;
модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль «Безопасность в природной среде»;
модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»;
модуль «Основы медицинских знаний»;
модуль «Безопасность в общественных местах»;
модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»;
модуль «Экологическая безопасность».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия;
коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры. Программой
предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации
учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю,
34 учебные недели).
Промежуточная аттестация: средняя арифметическая отметка за триместры
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной
части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социальноперцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения
и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с
окружающими.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать
особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся
с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания
программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
- включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации
образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней
начального и основного общего образования; развитие и коррекция приемов мыслительной
деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций,
расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих
процесс освоения программного материала;
- применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей
усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование
«пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных
задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки,
опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией;
разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практикоориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и
переработки информации и т.д.);
- организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации
образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с
ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной
истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной
работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного
внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);
- специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов
эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных
социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с
ЗПР;
- учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации,
пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности,
«органической» деконцентрации внимания и др.);  стимулирование к осознанию и осмыслению,
упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций
в повседневной жизни; формирование читательской культуры;
- применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных,
метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария
оценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;
- формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций
личностного становления и профессионального самоопределения;
- развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и
социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь обучающемуся с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при
установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние
вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения
АООП ООО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность
в оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО ЗПР
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
- особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
(в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на
работу;
- организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения
времени, отводимого на выполнение работы;
- предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде
ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
- гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
- большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
- адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность
выполнения задания);
- отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Обучающиеся с ЗПР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования
нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании
условий, учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной
необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых Объем знаний и умений по
учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
Содержание учебного курса.
7 класс
Модуль «Безопасность в социуме»
Как улучшить отношения с окружающими. Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить
влияние стресса на поведение и общее состояние человека. Конфликт — особенности общения.
Безопасность в социальных сетях
Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)»
Безопасность в повседневной жизни. Пожарная безопасность в помещениях.
Электробезопасность в повседневной жизни.
Средства бытовой химии.
Модуль «Безопасность на транспорте».
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном.
Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Безопасность в метрополитене.
Модуль «Безопасность в общественных местах»
Безопасность в криминогенных ситуациях. Как избежать встречи с преступником. Как
избежать встречи с наркоторговцем.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Терроризм — угроза обществу и каждому человеку. Как государство борется с
терроризмом. Особенности современного терроризма.
Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать
пособником террористов.
Формирование антитеррористического поведения.
Модуль «Безопасность в природной среде»
Чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни,
обвалы.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического
происхождения.
Природные пожары. Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Защита
населения от лесных и торфяных пожаров.
Модуль «Здоровье и как его сохранить»
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения Эпидемии. Эпизоотии.
Эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.
Модуль «Основы медицинских знаний»
Первая помощь и правила её оказания. Важность своевременного оказания первой помощи.
Первая помощь при электротравме. Первая помощь при кровотечении. Первая помощь при
ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные
решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и принимать ответственность за решение. Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость для себя и других;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения рабочей программы учебного курса «Моя безопасность».
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
безопасному и здоровому образу жизни;
пониманию личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
основам подготовки граждан к защите Отечества;
основам установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
основам антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
основам сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
основам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и начальным навыкам оценки их
последствий для личности, общества и государства;
знанию мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
умению оказать первую помощь пострадавшим;
умению предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность
проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
умению принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять понятия «опасная ситуация» и «чрезвычайная ситуация», анализировать, в чём
их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия «культура безопасности» (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические,
биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного
происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения;
Модуль «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение
опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного
происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение,
канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения;
Модуль «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе
криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе
вызванного террористическим актом;
Модуль «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе
техногенного происхождения; распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально
опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных
местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера;
Модуль «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения
(землетрясения,
извержения
вулкана),
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения
(наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными
насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи;
Модуль «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,
режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
негативно относиться к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания,
игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях;
Модуль «Безопасность в социуме»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую,
террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их
основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять
манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными
людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в
различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды,
группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодёжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных
манипуляциях;
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать
потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы
в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные
Интернетсообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета, электронных изделий
бытового назначения (игровые приставки, мобильные телефоны сотовой связи и другие);
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных
сетях);
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму
в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных)
вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. «Безопасность в природной среде»
17
https://100urokov.ru/predmety/urok-2stihijnye-yavleniya
2 «Здоровье и как его сохранить»
3
https://infourok.ru/prezentaciya_po_obz
h_7_klass_biologosocialnye__chrezvychaynye__situacii439863.htm
3 «Безопасность на транспорте»
2
https://73.mchs.gov.ru/deyatelnost/polez
naya-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/bezopasnost-na-transporte
4 «Основы противодействия экстремизму и
3
https://spasтерроризму»
extreme.mchs.gov.ru/themes/
5 «Безопасность в общественных
2
http://www.obzh.ru/programmy-urokov
местах»
http://www.obzh.ru/programmy-urokov
«Безопасность в быту (аварийные
2
http://www.obzh.ru/programmy-urokov
6 ситуации, пожары)»
https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/polez
naya-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/pamyatka-po-pozharnoybezopasnosti/pravila-povedeniya-pripozhare
7 «Безопасность в социуме»
1
https://infourok.ru/prezentaciya-poobzh-stress-i-ego-vliyanie-nacheloveka-klass-573791.html
8 «Основы медицинских знаний»
3
https://71.mchs.gov.ru/deyatelnost/polez
naya-informaciya/dopolnitelnyestranicy/staticheskie-stranicy/nauchisspasat-zhizn/pamyatki-broshyuryrekomendacii/pervaya-pomoshchkogda-okazyvaetsya-pervoocherednyedeystviya
9. Итоговое занятие
1
Итого
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
Название блоков, модулей, разделов и тем
п/п
программы
1. Безопасность в природной среде
1.1
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера. Классификация чрезвычайных
ситуаций природного характера.
1.2
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясение.
1.3
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясение.
1.4
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясение.
1.5
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясение.
1.6
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения.
Извержения
вулканов.
Оползни, обвалы.
1.7
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения.
Извержения
вулканов.
Оползни, обвалы.
1.8
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения.
Извержения
вулканов.
Оползни, обвалы.
1.9
Защита
населения
от
чрезвычайных
ситуаций геологического происхождения.
1.10 Чрезвычайные
ситуации
метеорологического происхождения.
1.11 Чрезвычайные
ситуации
метеорологического происхождения.
1.12 Чрезвычайные
ситуации
метеорологического происхождения.
1.13 Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения.
1.14 Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения.
1.15 Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения.
1.16 Защита
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического
и
гидрологического происхождения

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya

1

https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya

1
1
1
1

1

https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya

1

https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya

1

https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya
https://100urokov.ru/predmety/u
rok-2-stihijnye-yavleniya

1
1
1
1
1
1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№
п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
1.17 Природные
пожары.
Степные,
1
https://100urokov.ru/predmety/u
тростниковые, лесные и торфяные пожары.
rok-2-stihijnye-yavleniya
Защита населения от лесных и торфяных
пожаров
Здоровье и как его сохранить
2.1
Чрезвычайные
ситуации
биолого1
https://infourok.ru/prezentaciya_
социального происхождения
Эпидемии.
po_obzh_7_klass_biologoЭпизоотии. Эпифитотии.
socialnye__chrezvychaynye__si
tuacii-439863.htm
2.2
Чрезвычайные
ситуации
биолого1
https://infourok.ru/prezentaciya_
социального происхождения
Эпидемии.
po_obzh_7_klass_biologoЭпизоотии. Эпифитотии.
socialnye__chrezvychaynye__si
tuacii-439863.htm
2.3
Защита
населения
от
чрезвычайных
1
https://infourok.ru/prezentaciya_
ситуаций
биолого-социального
po_obzh_7_klass_biologoпроисхождения
socialnye__chrezvychaynye__si
tuacii-439863.htm
2. Безопасность на транспорте
3.1. Безопасность в криминогенных ситуациях
1
http://www.obzh.ru/programmyКак избежать встречи с преступником.
urokov
3.2. Как избежать встречи с наркоторговцем
1
http://www.obzh.ru/programmyurokov
3. Основы противодействия экстремизму и терроризму
4.1. Терроризм — угроза обществу и каждому
1
https://spasчеловеку. Как государство борется с
extreme.mchs.gov.ru/themes/
терроризмом.
4.2. Особенности современного терроризма.
1
https://spasВиды
современной
террористической
extreme.mchs.gov.ru/themes/
деятельности. Телефонные террористы.
4.3. Как не стать пособником террористов.
1
https://spasФормирование
антитеррористического
extreme.mchs.gov.ru/themes/
поведения
Безопасность в общественных местах
5.1. Безопасность в криминогенных ситуациях
1
http://www.obzh.ru/programmyКак избежать встречи с преступником.
urokov
5.2. Как избежать встречи с наркоторговцем
1
http://www.obzh.ru/programmyurokov
Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)
6.1. Безопасность в повседневной жизни.
1
http://www.obzh.ru/programmyПожарная безопасность в помещениях.
urokov
6.2
Электробезопасность в повседневной жизни.
1
http://www.obzh.ru/programmyurokov
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№
п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Основы медицинских знаний
7.1
Первая помощь и правила её оказания.
Первая помощь при кровотечении.

7.2

Первая помощь при ушибах и переломах.

7.3

Транспортировка
пострадавших
медицинское учреждение

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

https://71.mchs.gov.ru/deyatelno
st/poleznayainformaciya/dopolnitelnyestranicy/staticheskiestranicy/nauchis-spasatzhizn/pamyatki-broshyuryrekomendacii/pervayapomoshch-kogda-okazyvaetsyapervoocherednye-deystviya
https://71.mchs.gov.ru/deyatelno
st/poleznayainformaciya/dopolnitelnyestranicy/staticheskiestranicy/nauchis-spasatzhizn/pamyatki-broshyuryrekomendacii/pervayapomoshch-kogda-okazyvaetsyapervoocherednye-deystviya
https://71.mchs.gov.ru/deyatelno
st/poleznayainformaciya/dopolnitelnyestranicy/staticheskiestranicy/nauchis-spasatzhizn/pamyatki-broshyuryrekomendacii/pervayapomoshch-kogda-okazyvaetsyapervoocherednye-deystviya

1

в

Безопасность в социуме
8.1. Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить
влияние стресса на поведение и общее
состояние человека.
Итоговое занятие
9.1. Обобщение и контроль знаний по курсу
«Моя безопасность» за год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

https://infourok.ru/prezentaciyapo-obzh-stress-i-ego-vliyaniena-cheloveka-klass-573791.html

1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов,
«Просвещение» 2021 год) ОБЖ 5-7 кл

Л.В.Сидоренко,

А.Б.Таранин

(Москва

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.obzh.ru/programmy-urokov
https://71.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/staticheskiestranicy/nauchis-spasat-zhizn/pamyatki-broshyury-rekomendacii/pervaya-pomoshch-kogdaokazyvaetsya-pervoocherednye-deystviya
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Изд.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».