Аннотация к АООП ООО ЗПР

Аннотация
к адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
(5-9 классы)
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная
школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПГО «СОШ №
16») - нормативно – управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные
цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, особенности содержания
и организации образовательной деятельности, основные планируемые результаты, направленные на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся и
обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья в
соответствии с
федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО).
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) (далее – АООП ООО ЗПР) является
основным документом, регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и
внеурочной деятельности и направлена на достижение каждым обучающимся планируемых
результатов освоения программы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представляет
собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации
обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
особых
образовательных
потребностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования
(АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий на уровне
основного общего образования.
АООП ООО ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 16» разработана на основе следующих нормативных
документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
(с изменениями дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, приказ Минпросвещения России от
18.06.2022 № 568);
- Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 №
1025),
-Федеральная образовательная программа основного общего образования (приказ
Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370);
-Федеральная рабочая программа воспитания основного общего образования (приказ
Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

с изменениями и дополнениями);
-Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями от 21 июля 2023 года N
556);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2
«Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
-Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" с дополнениями и
изменениями);
-нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые
акты в области образования;
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
-Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020);
-нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 16».
АООП ООО ЗПР построена с учётом особенностей социально-экономического развития региона,
специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и
истории области; конкретного местоположения образовательной организации. При подготовке
программы учитывались типологические психологические особенности и возможности школьникаподростка, что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
АООП ООО ЗПР определяет содержание образования. Разработка ее осуществлена на основе
ФГОС ООО, ФАОП ООО, ФОП ООО и с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих
государственно-общественный характер управления МБОУ ПГО «СОШ № 16».
При разработке АООП ООО ЗПР предусмотрено непосредственное применение при реализации
обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности
жизнедеятельности». По остальным учебным предметам, курсам, модулям (в том числе внеурочной
деятельности) рабочие программы разработаны на основе федеральных рабочих программ
федеральной образовательной программы основного общего образования.
АООП ООО ЗПР реализуется:
- на государственном языке Российской Федерации;
- через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения АООП ООО ЗПР с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП
ООО ЗПР с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ ПГО «СОШ № 16».

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел АООП ООО ЗПР определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП ООО ЗПР, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел АООП ООО ЗПР включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО ЗПР;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО ЗПР.
Пояснительная записка целевого раздела АООП ООО ЗПР раскрывает:
-цели реализации АООП ООО ЗПР, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС
ООО к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования;
-принципы формирования и механизмы реализации АООП ООО ЗПР, в том числе посредством
реализации индивидуальных учебных планов;
-общую характеристику АООП ООО ЗПР.
Содержательный раздел АООП ООО ЗПР включает следующие программы, ориентированные
на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
-адаптированные рабочие программы учебных предметов (на основе федеральных рабочих
программ), учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), модулей;
-программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
-рабочую программу воспитания.
Адаптированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, модулей (в том числе
внеурочной деятельности) обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП
ООО ЗПР и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы
основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
-описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
-характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе
завершения ими освоения адаптированной программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания разработана на основе федеральной рабочей программы
воспитания и направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения
программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой МБОУ ПГО «СОШ № 16» совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел АООП ООО ЗПР определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
адаптированной программы основного общего образования и включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
-календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МБОУ ПГО «СОШ № 16» или
в которых она принимает участие в учебном году или периоде обучения.

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

Тактические цели, задачи программы реализованы в учебном плане, который корректируется
ежегодно в соответствии с возможными изменениями в нормативно-правовых документах,
концептуальными документами и т.п. АООП ООО ЗПР является стратегическим документом МБОУ
ПГО «СОШ № 16», выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной
деятельности, т.е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации». В соответствии с законодательными актами образовательная организация
самостоятельно определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные
курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
АООП ООО ЗПР может быть реализована с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Целями реализации АООП ООО ЗПР в МБОУ ПГО «СОШ № 16» являются:
-организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и
планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
-создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
-организация деятельности педагогических работников МБОУ ПГО «СОШ № 16» по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
Достижение поставленных целей реализации АООП ООО ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами
наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
-обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
-обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
-достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР;
-обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
-установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала
образовательной
организации,
инклюзивного
подхода
в
образовании,
обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР
на уровне основного общего образования;
-выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения
их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
-организация творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
МБОУ ПГО «СОШ № 16» в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации;
-включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
-организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
-создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Принципы формирования и механизмы реализации АООП ООО ЗПР
При создании АООП ООО ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №16» были учтены следующие принципы её
формирования:

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

1) принцип учёта ФГОС ООО: АООП ООО ЗПР базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
основного общего образования;
2)принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной
организации АООП ООО ЗПР характеризует право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа
в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3)принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: АООП ООО ЗПР обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача,
учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: АООП ООО ЗПР предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР, с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5) системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на
развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
6) принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
7) принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
8) принцип интеграции обучения и воспитания: АООП ООО ЗПР предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
личностных результатов освоения образовательной программы;
9) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических
технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся с задержкой психического развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной
части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социальноперцептивных и коммуникативных способностей.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать
особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с
ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с задержкой психического
развития получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной необходимости для
обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения
основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести лет (Пункт 17
Раздел 1 ФГОС ООО, утвержденного приказом N 287). В этом случае обучение может быть
организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной
организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка
вносится в адаптированные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей потребностей
и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы в пределах осваиваемой образовательной
программы основного общего образования в порядке, установленном локальными нормативными
актами образовательной организации (Пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с
учётом традиций коллектива МБОУ ПГО «СОШ № 16», потенциала педагогических кадров и
контингента обучающихся. Среди механизмов, которые используются в основной школе, следует
отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов,
различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные
марафоны и т.п.).
В школе накоплен большой опыт патриотического воспитания, краеведческой и спортивной
работы, что даёт возможность проявить свои способности и творчество каждому обучающемуся и
педагогу. Реализация программы предполагает
активное
сотрудничество с социумом, в том
числе с учреждениями культуры и спорта.
Планируемые результаты освоения АООП ООО ЗПР
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО ЗПР обеспечивают связь между
требованиями ФГОС ООО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов
освоения АООП ООО ЗПР. Они являются содержательной и критериальной основой для
разработки:
-адаптированных рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной
деятельности), учебных модулей, (в т.ч. внеурочной деятельности);
-рабочей программы воспитания;
-программы формирования УУД у обучающихся;
-системы оценки качества освоения обучающимися АООП ООО ЗПР;
-для выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП ООО ЗПР отражают
требования ФГОС ООО, передают специфику образовательной деятельности, соответствуют
возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения АООП ООО ЗПР соответствуют современным целям
основного общего образования, представленным во ФГОС ООО как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) соответствуют ФГОС ООО
с учетом их особых образовательных потребностей.
При
проектировании
планируемых
результатов
реализуется
индивидуальнодифференцированный подход как один из ведущих в процессе образования обучающихся с ЗПР.
При проектировании планируемых предметных результатов по отдельным предметам
учитываются особые образовательные потребности и возможности обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются
результатами освоения ПКР:
1) результатами достижения каждым обучающимся сформированное конкретных качеств
личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к
социальной адаптации в обществе, в том числе:
сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностно-смысловые
установки, отражающие гражданские позиции с учетом морально-нравственных норм и правил;
правосознание, включая готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации; социальные компетенции, включая, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, значимость расширения социальных контактов, развития
межличностных отношений при соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм
взаимодействия в социуме;
сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

познавательной деятельности;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
способность повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном,
коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые
цели и строить реальные жизненные планы.
Значимым личностным результатом освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР, отражающим
результаты освоения коррекционных курсов и Программы воспитания, является сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах, обеспечивающих адаптацию обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и
природной среды;
2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач собственной учебной
и познавательной деятельности;
планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных способов решения
учебных, познавательных и задач, а также задач социальной практики;
самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами,
осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и деятельности других
обучающихся в процессе достижения результата, определением способов действий в рамках
предложенных условий и требований; принятием решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; корректированием собственных действий с учетом
изменяющейся ситуации; оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
планированием и регуляцией собственной деятельности;
умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей, для решения
учебных и познавательных задач;
умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и схем для решения
учебных и познавательных задач;
организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим
работником и сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности индивидуально и
в группе;
соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с учетом
коммуникативной ситуации и речевых партнеров;
использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний,
аргументации и доказательстве собственного мнения;
самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования позиций и учета
интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения;

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать возможные
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использованием информационно-коммуникационных технологий;
экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации;
3) достижениями планируемых предметных результатов образования и результатов
коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы, в том числе:
освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной предметной
области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами;
освоением учебных программ по предметам учебного плана;
применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет),
обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами, в том числе при подготовке презентаций для устных ответов (например, выступлений).
Требования к личностным результатам освоения обучающимися АОП ООО ЗПР включают
осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Личностные результаты освоения АООП ООО ЗПР достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 16» в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, МБОУ ПГО «СОШ № 16», местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты включают:
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей
в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями.

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение
использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с
информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения
самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории;
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и
иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты включают:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Требования к предметным результатам:
сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и
конкретные умения;
определяют минимум содержания гарантированного государством основного общего
образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по
учебным предметам;
усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом,
современного состояния науки.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего
образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой
аттестации.
В разделе «Система оценки достижений планируемых результатов ее освоения АООП ООО ЗПР
характеризуется система оценки достижений планируемых результатов ее освоения.
При определении подходов к контрольно-оценочной деятельности обучающихся уровня
основного общего образования учитываются формы и виды контроля, а также требования к объёму
и числу проводимых контрольных, проверочных и диагностических работ («Рекомендации для

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения
оценочных процедур в общеобразовательных организациях», подготовленные в 2021г. Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки РФ: письмо Минпросвещения России от
06.08.2021 N СК-228/03 письмо Рособрнадзора от 06.08.2021 N 01-169/08-01).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО ЗПР
Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования, обеспечению
преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения АООП
ООО ЗПР (вариант 7) и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО ЗПР
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в
малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;
организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения времени,
отводимого на выполнение работы;
предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной
поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых
слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения
задания);
отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения диагностических
мероприятий определяется психолого-педагогическим консилиумом МБОУ ПГО «СОШ № 16» и
вносится в специальный раздел индивидуального образовательного маршрута, доводится до
сведения педагогических работников, родителей (законных представителей), администрации в
соответствие с установленными правилами МБОУ ПГО «СОШ № 16».

МБОУ ПГО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».