МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с задержкой
психического развития (вариант 7.2.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия»
для обучающихся 1-4 классов (вариант 7.2.)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286) (далее – ФГОС НОО) и с учётом Федеральной
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения России от
24.11.2022 № 1023).
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционноразвивающей области АООП НОО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим
сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого
развития у обучающихся 1-4 классов, получающих образование в соответствии с АООП НОО
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой
компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения,
обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или
ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР,
развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование
зрительно-пространственных
и
пространственно-временных
представлений;
• совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
• коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков
грамотного письма;
• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование
языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых
средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя
речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи
путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи,
моделями различных синтаксических
конструкций. Осуществляется развитие связной речи,
соответствующей законам логики, грамматики, композиции
речевого
высказывания,
выполняющей коммуникативную функцию.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические
занятия» построена по
модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений
коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при
ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный
подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с
ЗПР. Учитель-логопед вправе структурировать содержание программного материала по курсу,
исходя из потребностей обучающегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на
изучение одного или нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение
каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает
вариативность и индивидуализацию содержания программы.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения
конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих
занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных
модулей.
Планируемые результаты освоения курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Место коррекционного курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса – 270 часов: в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33
учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).
Продолжительность и интенсивность логопедических занятий для обучающихся с ЗПР
определяется индивидуально, но не реже 1-2 раз в неделю, в зависимости от выраженности
речевого нарушения, рекомендаций ПМПК и школьного ППк МБОУ ПГО «СОШ № 16». При этом
МБОУ ПГО «СОШ № 16» вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного
материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на
освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность
данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и
предметных).
Общее количество коррекционно-развивающих занятий в год – 68 часов, включая диагностику.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться. Рекомендуемое количество
часов для организации и проведения диагностического обследования – не менее 8 часов.
Направление курса: коррекционно-развивающая область.
Форма организации: практические занятия.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Содержание курса
Курс «Логопедические занятия» включен в АООП НОО ЗПР в соответствии с заключениями
ЦПМПК и является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных
недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных
потребностей, обозначенных в указанных документах. Курс «Логопедические занятия»
представляет особую значимость для обучающихся с ЗПР.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с
учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на
протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно
преодолевать речевую активность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими
разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. В
соответствии с АООП НОО ЗПР выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных
и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться МБОУ
ПГО «СОШ № 16» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с
ЗПР. Содержание логопедических занятий представлено следующими направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение
и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования); – коррекция диалогической и формирование
монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков
диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой
мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных
процессов).
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и
коррекционного блока.
Логопедическая диагностика обучающихся состоит из:
- обследования артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
- Обследования фонематического слуха.
- Обследования лексического строя речи.
- Обследования грамматического строя.
- Обследования процесса письма и чтения.
Курс представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только
речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР и способствует повышению качества освоения
программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». При реализации данного
курса учителю-логопеду необходимо выполнять общие рекомендации, удовлетворяющие
специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2. Эффективность
логопедических занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа
комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
учителя-предметника, педагога-психолога, родителей (законных представителей) и др.
Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных на диагностику,
профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса чтения и письма, что достигается
работой над языковым анализом и синтезом, а также звуко-слоговым и звуко-буквенным составом
слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над
слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.
Индивидуальные, подгрупповые занятия по коррекции нарушений произносительной
стороны речи проводятся по необходимости на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). Периодичность индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах
постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по
коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах
разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в
подгруппах. К третьему классу недостатки звукопроизношения у обучающихся должны быть
устранены.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что и во
втором классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет расширения
представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной
деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных
лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный.
Значительно расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На логопедических
занятиях закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на основе чего расширяется
система словесных понятий. Проводится большая работа по развитию лексической системности,
формированию семантических полей. Развитие мыслительных операций происходит за счет
использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст
предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в
процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания
(пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное
овладение правилами словоизменения и словообразования существительных, прилагательных и
глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их использования. Большое внимание
уделяется конструированию словосочетаний и предложений. В третьем классе обучающиеся
учатся составлять связные письменные высказывания с опорой на различные вспомогательные
средства, большое внимание уделяется самостоятельному написанию предложению, его
распространению и написанию изложения.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Развитие и совершенствование диалогической и формирование, коррекция монологической
форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо
моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответновопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника
и т.д.), инициативных для «оречевления» наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и
учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие
постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых,
должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным;
во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с
выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную
ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям,
учитывающим контекст ситуации.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется на групповых занятиях.
Продолжается работа по формированию навыков звукового, слогового и языкового анализа и
синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях.
Усиленное внимание в третьем классе уделяется практическому использованию падежных форм
имен существительных в единственном и множественном числе, устранению ошибок в
согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными. На логопедических занятиях
уточняются представления обучающихся о частях речи и членах предложения. Коррекционнологопедическая работа по преодолению ошибок на письме и чтении проводится в большей степени
на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В третьем классе проводится большая
работа по закреплению основных словообразовательных моделей, усвоению понятия
«однокоренные слова». Данная работа отражается в планировании логопедических занятий и
проводится в течение всего учебного года. В первом полугодии коррекционная работа направлена
на коррекцию специфических ошибок, второе полугодие на преодоление дизорфографии. Если
ученик по-прежнему допускает специфические ошибки, то с ним продолжается коррекционная
работа по их преодолению. На занятиях формируется навык беглого чтения, выразительного
чтения, отрабатывается понимание прочитанного.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех
коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и
письменного высказывания по лексическим темам.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые
ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и уточняющих
вопросов. Инструкции к заданиям давать понятные и простые, учить переключаться с одного
задания на другое, следовать алгоритму при решении орфографической задачи. При запоминании
учебного материала использовать активное действие с материалом, осмысливание и осознание
содержащих в нем фактов. При запоминании материала учить детей разбивать его на смысловые
части и коротко их называть. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями
и в предложениях, текстах.
Планируемые результаты освоения программы курса на уровне начального общего
образования.
Личностные результаты:
-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления
национальной культуры;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с
учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
- приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
- повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и
тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал;
-у обучающегося формируются умения:
образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух
слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные,
существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных
синтаксических структур;
вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по
картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей
речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать,
классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение;
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и
аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
- нарушенный порядок слов в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу
(несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- подбирать к слову родственные слова;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- дифференцировать предлоги и приставки;
- составлять распространенные предложения;
- определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных
с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
- (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён
прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные
ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
- учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, сопоставлять
и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста
небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и тем Количество
программы
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
2
Текст. Предложение.
14
3
Слово. Слог. Ударение.
10
4
Звуки и буквы
18
5
Части речи
22
6
Обследование устной и письменной речи
2
Итого
2
www.lenagold.ru/fon/clipart/al
f.ru/, http://logoburg.com/,
http://www.logoped.ru/index.h
tm,
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
http://mersibo.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://interneturok.ru/
68
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
3 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и тем Количество
программы
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
2
Текст. Предложение.
20
3
Слово. Состав слова
14
4
Звуки и буквы
12
5
Части речи
18
6
Обследование устной и письменной речи
2
2
Итого
www.lenagold.ru/fon/clipart/al
f.ru/, http://logoburg.com/,
http://www.logoped.ru/index.h
tm,
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
http://mersibo.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://interneturok.ru/
68
4 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и тем Количество
программы
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
2
Текст. Предложение.
20
3
Звуки и буквы. Слово
18
4
Части речи
26
5
Обследование устной и письменной речи
2
2
Итого
www.lenagold.ru/fon/clipart/al
f.ru/, http://logoburg.com/,
http://www.logoped.ru/index.h
tm,
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
http://mersibo.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://interneturok.ru/
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
1
2
Обследование устной и письменной речи
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Текст. Предложение.
3
Главная мысль текста.
1
4
Части текста.
1
5
Работа с деформированными текстами.
1
6
Списывание с печатного текста.
1
7
Пересказ текста.
1
8
Составление текста.
1
9
Выразительное чтение текста.
1
10
1
11
Составление
предложений
по
предложенным схемам. Составление схем
предложений.
Главные члены предложения.
12
Второстепенные члены предложения.
1
13
1
14
Распространённое и нераспространенное
предложение.
Связь слов в предложении.
15
Работа с деформированным предложением.
1
16
Словосочетание в составе предложения.
1
https://www.yaklass.ru/,
https://interneturok.ru/
1
1
Слово. Слог. Ударение.
17
Лексическое значение слов.
1
18
Однозначные и многозначные слова.
1
19
Прямое и переносное значение слов.
1
20
Синонимы. Антонимы.
1
21
Родственные слова.
1
22
Корень слова. Однокоренные слова.
1
23
Деление слов на слоги.
1
24
25
Смыслоразличительная
формообразующая роль ударения.
Безударные и ударные слоги.
26
Правила переноса слов.
и
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Звуки и буквы.
27
Различие звуков и букв.
1
28
Прописные и строчные буквы. Заглавные
буквы.
Дифференциация гласных и согласных
букв и звуков.
Гласные звуки первого и второго ряда.
1
1
34
Дифференциация твердых и мягких
согласных звуков.
Дифференциация звонких и глухих
согласных звуков.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне.
Словарные слова.
35
Удвоенные согласные.
1
36
Мягкий знак.
1
37
Правописание
буквосочетаний
шипящими звуками.
Буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
29
30
31
32
33
38
с
1
1
1
1
1
1
1
1
49
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком.
Разделительный мягкий знак.
41
Звуко-буквенный разбор слова.
1
42
Звуко-буквенный разбор слова.
1
43
Развитие навыков грамотного письма.
1
44
Развитие навыков грамотного письма.
1
39
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Части речи.
45
Имя существительное.
1
46
1
48
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Собственные и нарицательные имена
существительные.
Число имен существительных.
49
Глагол.
1
50
Число глаголов.
1
47
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
52
Правописание частицы не с глаголами.
1
52
Роль глаголов в повествовательном тексте.
1
53
Повествовательный текст.
1
54
Составление повествовательного текста.
1
55
Пересказ повествовательного текста.
1
56
Имя прилагательное.
1
57
Число имен прилагательных.
1
58
1
59
Роль имен прилагательных в описательном
тексте?
Описательный текст.
60
Составление описательного текста.
1
61
Пересказ описательного текста.
1
62
Местоимение.
1
63
Текст-рассуждение.
1
64
Составление текста-рассуждения.
1
65
Предлоги.
1
66
Правописание предлогов.
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Обследование устной и письменной речи
67
Обследование устной и письменной речи
1
68
Обследование устной и письменной речи
1
Общее количество часов по программе
3 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
68
Количество
часов
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
1
2
Обследование устной и письменной речи
1
Текст. Предложение.
3
Виды текстов.
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
4
Главная мысль текста.
1
5
Части текста.
1
6
Работа с деформированными текстами.
1
7
Составление повествовательного текста.
1
8
Пересказ повествовательного текста.
1
9
Составление описательного текста.
1
10
Пересказ описательного текста.
1
11
Составление текста-рассуждения.
1
12
Деление текста на абзацы.
1
13
Предложение.
1
14
Виды предложений по цели высказывания.
1
15
Виды предложений по интонации.
1
16
Обращение.
1
17
19
Главные
и
второстепенные
предложения.
Главные
и
второстепенные
предложения.
Простое и сложное предложения.
20
Знаки препинания в сложном предложении.
1
21
Работа с деформированным предложением.
1
22
Словосочетание.
1
18
члены
1
члены
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
1
Слово. Состав слова.
23
Лексическое значение слов.
1
24
Однозначные и многозначные слова.
1
25
Синонимы. Антонимы.
1
26
Омонимы.
1
27
Фразеологизмы.
1
28
Корень.
1
29
Окончание.
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
30
Приставка.
1
31
Значение приставок.
1
32
Суффикс.
1
33
Значение суффиксов.
1
34
Основа слова.
1
35
Морфемный разбор слова.
1
36
Морфемный разбор слова.
1
Звуки и буквы.
37
Безударные гласные в корне слова.
1
38
Дифференциация согласных звуков.
1
39
Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком.
Правописание слов с непроизносимым
согласным звуком в корне.
Правописание
слов
с
удвоенными
согласными.
1
42
Правописание суффиксов.
1
43
Правописание приставок и предлогов.
1
44
Разделительный твердый знак.
1
45
Развитие навыков грамотного письма.
1
46
Фонетический разбор слова.
1
47
Фонетический разбор слова.
1
48
Разделительный мягкий знак.
1
40
41
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Части речи
49
Имя существительное.
1
50
1
52
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Собственные и нарицательные имена
существительные.
Число имен существительных.
53
Род имен существительных.
1
54
Падеж имен существительных.
1
51
1
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
55
Имя прилагательное.
1
56
Имя прилагательное.
1
57
Род имен прилагательных.
1
58
Число имен прилагательных.
1
59
Склонение имен прилагательных.
1
60
Личные местоимения.
1
61
Глагол.
1
62
Неопределенная форма глагола.
1
63
Число глаголов.
1
64
Времена глаголов.
1
65
Род глаголов в прошедшем времени.
1
66
Правописание не с глаголами.
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Обследование устной и письменной речи
67
Обследование устной и письменной речи
1
68
Обследование устной и письменной речи
1
Общее количество часов по программе
4 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
68
Количество
часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
1
Обследование устной и письменной речи
1
2
Обследование устной и письменной речи
1
Текст. Предложение.
3
Главная мысль текста.
1
4
План текста.
1
5
Типы текстов.
1
6
Работа с деформированными текстами.
1
7
Составление повествовательного текста.
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
8
Пересказ повествовательного текста.
1
9
Составление описательного текста.
1
10
Пересказ описательного текста.
1
11
Составление текста-рассуждения.
1
12
Деление текста на абзацы.
1
13
Изложение.
1
14
Предложение. Виды предложений.
1
15
Обращение.
1
16
17
Главные
и
второстепенные
предложения.
Словосочетание.
18
Однородные члены предложения.
1
19
1
20
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложения.
21
Характеристика предложения.
1
22
Выразительное чтение.
1
члены
1
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Звуки и буквы. Слово.
23
Лексическое значение слова.
1
24
Синонимы, антонимы, омонимы.
1
25
Фразеологизмы.
1
26
Части слова.
1
27
Части слова.
1
28
Морфемный разбор слова.
1
29
1
31
Правописание гласных и согласных в корне
слова.
Правописание гласных и согласных в корне
слова.
Правописание суффиксов.
32
Правописание суффиксов.
1
33
Мягкий и твердый знаки.
1
30
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
34
Мягкий и твердый знаки.
1
35
Развитие навыков грамотного письма.
1
36
Развитие навыков грамотного письма.
1
37
Морфологический
существительных.
Морфологический
прилагательных.
38
разбор
имен
1
разбор
имен
1
39
Морфологический разбор глагола.
1
40
Морфологический разбор местоимений.
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
Части речи.
41
Наречие.
1
42
Наречие.
1
43
45
Изменение
по
падежам
существительных.
Изменение
по
падежам
существительных.
Склонение имен существительных.
46
Склонение имен существительных.
1
47
1
51
Падежные
окончания
имен
существительных единственного числа 1, 2,
3 склонения.
Падежные
окончания
имен
существительных единственного числа 1, 2,
3 склонения.
Падежные
окончания
имен
существительных множественного числа 1,
2, 3 склонения.
Падежные
окончания
имен
существительных множественного числа 1,
2, 3 склонения.
Род и число имен прилагательных.
52
Род и число имен прилагательных.
1
53
Падеж имен прилагательных.
1
54
Падеж имен прилагательных.
1
55
Местоимение.
1
56
Местоимение.
1
44
48
49
50
имен
1
имен
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
1
1
1
http://www.logopedplus.org/,
http://www.logolife.ru/about,
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
59
Изменение личных
падежам.
Изменение личных
падежам.
Время глагола.
60
Время глагола.
1
61
Неопределенная форма глагола.
1
62
Спряжение глаголов.
1
63
Спряжение глаголов.
1
64
Правописание окончаний глаголов
настоящем и будущем времени.
Правописание окончаний глаголов
настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы.
57
58
65
66
местоимений
по
1
местоимений
по
1
1
в
1
в
1
1
Обследование устной и письменной речи
67
Обследование устной и письменной речи
1
68
Обследование устной и письменной речи
1
Общее количество часов по программе
68
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина