МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
для обучающихся 7 классов с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(основное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 7 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни
для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической
информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие
задачи:
− формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России;
− знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины.
− знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
Рабочая программа предусматривает фиксацию возможных изменений в условиях ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной готовности и усилением санитарно-эпидемиологических мероприятий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец 7
класса:
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе.
− определять направления на карте с опорой на вспомогательные
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту.
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в
природе
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;
− выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;
− использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф
Достаточный уровень:
− показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами
и планом;
− показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
− выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать
их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники
своей области
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена
в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу;
- умеет использовать таблицы, схемы;
- понимает и объясняет терминологию предмета;
- самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
- не может самостоятельно привести пример;
- отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания
излагает не полностью,
- демонстрирует несвязную монологическую речь;
- воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Оценка «2» не ставится
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет
операции на швейной машине;
- умеет рассказать о последовательности выполнения данного практического задания;
- умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
- соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила техники безопасности, но допускает 1–2 неточности:
- неаккуратно выполняет машинную строчку;
- незначительно нарушает пооперационную последовательность
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4 ошибки при выполнении, неточности при обработке:
- грубо нарушает пооперационную последовательность;
- нарушает правила техника безопасности;
- не умеет пользоваться технологической картой
Оценка «2» не ставится.
Промежуточная аттестация: среднее арифметическое за триместры
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России.
Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны
рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется
экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока: 1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть
разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие
положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных
зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической,
политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России
констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое
в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
№ Тема (раздел)
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
изучение
Особенности
природы и
России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Зона степей
Зона пустынь и полупустынь
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Итого
хозяйства
11
2
5
8
18
8
7
4
5
68
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Контрольные
н
работы
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
№
урока
1
2
Тема урока
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Географическое положение России на
карте мира
1ч.
Европейская и азиатская части России
1ч.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Особенности природы и хозяйства России- 11часов
Формирование у обучающихся Показывают границу России на
представлений географическом по- настенной карте, используя положении РФ на карте мира. Повто- мощь учителя. Составляют расрение условных обозначениях мор- сказ о географическом положеских и сухопутных границ, госу- нии России по плану и опорным
дарственные символы РФ.
предложениям
Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте
Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями
экономических районов Европейской и азиатской частей РФ.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе
Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу
между Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и
Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с
помощью)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Достаточный уровень
Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке
расположено наше государство. Показывают границу
России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря,
по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте
государства, граничащие с
Россией
Показывают на карте территорию России. Называют, где
проходит условная граница, заранее обозначенная учителем,
между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по
площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят
на карте России свой город.
Определяют, в какой части
страны они живут
3
4
5
Административное
деление России
1ч.
Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории.
Знакомство с названиями наиболее
крупных областей Европейской и
азиатской части РФ.
Формирование
первоначальных
представлений обучающихся о государственном устройстве РФ
Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее
крупных административно-территориальных единиц (области,
республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на
настенной карте (с помощью учителя)
Разнообразие рельефа
1ч.
Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение
условных
цветов
физической
карты. Продолжение формирования навыков правильного показа
географических объектов на карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по
плану краткую характеристику
географического положения объекта, выделенного в учебнике,
жирным шрифтом и наносят его
на карту, используя помощь учителя
Полезные
ископаемые, их основные месторождения
1ч.
Повторение и закрепление знаний
о полезных ископаемых, способах
их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны
Называют и показывают (заранее
обозначенные
учителем
на
настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные
административно-территориальные единицы (области, республики),дают характеристику
географического
положения(по плану), показывают на
карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской
равнины,
Среднесибирского плоскогорья. Называют горы России,
показывают их на физической
карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в
тексте жирным шрифтом географические объекты
Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на
территории России. Называют
и показывают на настенной
карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на
Климат России
1ч.
Повторение и закрепление знаний
о поясах освещенности, климате,
погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ
7
Водные ресурсы России, их использование.
1ч.
8
Население России.
Народы России.
1ч.
Повторение и закрепление знаний
о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков
правильного показа географических объектов на карте.
Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края
Формирование представлений
обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях,
вероисповедании.
6
отношении к природным ресур- контурную карту крупнейшие
сам по опорным словам и слово- месторождения полезных иссочетаниям
копаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам
По схеме перечисляют пояса Называют, какие факторы влиосвещенности. По плану и опор- яют на климат, почему на терным предложениям рассказывают ритории России находится нео климате своей местности.
сколько климатических поясов. Рассказывают о климате
европейской части России, Сибири и Дальнего Востока
Находят в словаре и зачитывают Называют и показывают на
определение, что такое водные карте реки и озера России, укаресурсы. Называют (заранее вы- занные в учебнике. Рассказыделенные учителем) и показы- вают об использовании водных
вают крупные реки и отмечают ресурсов по плану. Обсужих на контурной карте. Рассказы- дают возможности хозяйственвают как люди используют водо- ного использования рек
емы по предложенным учителем
предложениям
Называют некоторые народы,
проживающие на территории
России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа,
опираясь на сюжетные картинки
и иллюстрации
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России
(с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с
9
Промышленность-основа хозяйства, её отрасли
1ч.
10
Сельское хозяйство,
его отрасли
1ч.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей
Формирование
первоначальных
представлений обучающихся о
народном хозяйстве и основных
отраслях народного хозяйства РФ.
Закрепление и систематизация знаний о промышленных предприятиях своего края.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и
систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего
края и их использовании
опорой на политико-административную карту)
Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой промышленности
(машиностроение, швейная промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки.
Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника.
Называют, какую продукцию
выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность,
какие отрасли относятся к пищевой промышленности.
Показывают на карте крупнейшие промышленные города,
заранее выделенные учителем.
Называют основные отрасли
промышленности своего края
(с помощью учителя)
Называют отраслевой состав
растениеводства (полеводство,
садоводство, лесоводство) и
животноводства
(скотоводство, птицеводство, рыболовство)
с опорой на иллюстративный
материал.
Называют главную зерновую
культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя
причинно-следственные зависимости между климатом и
11
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской
частей России
1ч.
12
Размещение
природных зон на
территории России
1ч.
13 Карта природных зон
России
1ч.
Перечисляют виды транспорта.
Называют транспорт, на котором
перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города
развитием сельского хозяйства.
Называют основные отрасли
сельского хозяйства своего
края (с помощью учителя)
Сравнивают
экономическое
развитие европейской и азиатской частей России с помощью
учителя.
Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности
и сельского хозяйства европейской и азиатской частей России
Природные зоны России –2 часов
Продолжение формирования пред- Называть природные зоны Росставлений обучающихся о многосии с помощью учителя (схемы,
образии природных условий Ростаблицы), находить и показывать
сии. Знакомство с названиями
на картинах/фотографиях разные
природных зон России.
природные зоны России
Продолжение формирования пред- Называют природные зоны, в коставлений обучающихся о многоторых расположена Россия (по
образии природных условий Роскарте природных зон), показысии. Знакомство с названиями
вают на настенной карте (с помоприродных зон России и их геощью)
графическим положением, картой
природных зон России, условными
цветами карты природных зон
Зона арктических пустынь – 5 часов
Характеризуют особенности
климата природных зон России. Объясняют различие в
климате в разных районах
нашей страны
Называют природные зоны, в
которых расположена Россия и
показывают их на настенной
карте. Объясняют зависимость
размещения зон от климата.
Условными цветами раскрашивают природные зоны в
контурной карте
Формирование представлений о
транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских
перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии
Европейской и азиатской части
России
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
14
Положение на карте
1ч.
15
Климат
1ч.
16
Растительный и животный мир
1ч.
17
Население и его основные занятия
1ч.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне
арктических пустынь. Знакомство
с особенностями климата и природными явлениями изучаемой
природной зоны
Называют общие особенности
зоны арктических пустынь после
объяснения учителя. Называют и
показывают на настенной карте
зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря
Северного Ледовитого океана,
показывают на карте
Описывают типичную зимнюю и
летнюю погоду зоны арктических
пустынь (с помощью учителя)
Показывают природную зону
на настенной карте и отмечают
на контурной карте.
Называют и показывают на
карте острова и моря Северного Ледовитого океана
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне
арктических пустынь. Знакомство
с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне
арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся о
Рассматривают и называют по
иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь.
Составляют рассказ об одном из
представителей фауны Арктики
по предложенным учителям предложениям
Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий).
Устанавливают, с помощью
учителя, причинно-следственные зависимости между внешним видом, строением и образом жизни
Рассказывают, какие факторы
влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный день
и полярную ночь, арктическое
лето
По иллюстрации рассказывают, Устанавливают, с помощью
чем занимаются население в зоне учителя, причинно-следственарктических пустынь
ные зависимости между климатом и занятиями населения.
Называют основные занятия
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
занятиях населения в зоне арктических пустынь
18
Северный морской
путь
1ч.
19
Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые
1ч.
20
Климат. Водоемы
тундры
1ч.
Продолжение формирования пред- Показывают на карте северный
ставления обучающихся о зоне
морской путь (заранее обозначенарктических пустынь. Формирова- ный на карте). По иллюстрации
ние элементарных представлений
рассказывают, какие грузы доо развитии судоходства в морях
ставляют жителем крайнего сеСеверного Ледовитого океана,
вера по Северному морскому
омывающих территорию России
пути
Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений
Показывают на настенной карте
обучающихся о тундре.
зону тундры (с помощью). ЗакраЗнакомство с географическим пошивают данную природную зону
ложением зоны тундры.
в контурной карте. Перечисляют
Продолжение формирования
полезные ископаемые, которые
навыков показа географических
добывают в тундре, используя пообъектов на карте, навыков работы мощь учителя
в контурной карте
Формирование представлений
Называть типичные особенности
обучающихся о тундре. Знакомклимата тундры, указанные в
ство с климатическими условиями учебнике. Рассказывают о климаи водоемами. Продолжение фортических условиях тундры по
мирования навыков показа геогра- плану и опорным словами (словофических объектов на карте, навы- сочетаниям). Показывают (зараков работы с контурной картой
нее выделенные учителем) реки,
протекающие по тундре
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
ученых в Арктике. Называют, с
помощью учителя, основные
экологические проблемы зоны
в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека
Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен
Северный морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики
Показывают на карте природную зону тундры. Описывают
географическое
положение
тундры(по плану) и отмечают
ее на карте. Называют, с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные
ископаемые там добывают
Называют, какой климат характерен для зоны тундры.
Сравнивают зиму и лето своего
края с зимой и летом зоны
тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника.
Анализируют
особенности
тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по
21
Растительный мир
1ч.
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны
Рассматривают на рисунке или
гербарии растения. С опорой на
иллюстрации или гербарий, называют характерные особенности
растений тундры.
По плану и опорным словами
(словосочетаниям) рассказывают
об одном из растений тундры
22
Животный мир
тундры
1ч.
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание
бережного отношения к животному миру своей страны
По рисункам называют животных
зоны тундры. Составляют рассказ
о северном олене, используя
предложенные учителем предложения. Называют животных зоны
тундры (по рисункам с надписями)
23
Хозяйство. Население
и его основные занятия
1ч.
Составляют рассказ о занятиях
населения Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения
24
Города: Мурманск,
Нарьян-Мар
1ч.
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с хозяйством, населением тундры.
Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов Севера
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с крупнейшими
зоне тундры, и показывают их
на карте. Объясняют, почему в
зоне тундры много болот
Устанавливают, с помощью
учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне
тундры не могут расти высокие
деревья. Составляют рассказ,
используя опорные слова, о
том, как растения приспособились к суровым условиям
тундры
Рассказывают, как животные
приспособились к суровому
климату тундры. Устанавливают с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и
внешним видом и образом
жизни животных
Называют коренные народы
(до 3 названий), проживающие
в зоне тундры, их быт, обычаи.
Традиции, основные занятия
Показывают на карте изучаемые Составляют краткие характегорода (заранее выделенные ристики городов по плану.
Называют основные занятия
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
25
Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь
1ч.
26
Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры
1ч.
27
Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые
1ч.
городами изучаемой природной
зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство школьников с крупнейшим городами изучаемой природной зоны, их географическим
положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с экологическими проблемами Севера. Воспитание у
обучающихся бережного отношения к природе своей страны
учителем), отмечают их на кон- населения (отрасли промыштурной карте (с помощью)
ленности) изучаемых городов.
Показывают города на карте и
отмечают их на контурной
карте
Показывают на карте изучаемые
города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью)
Находят и показывают на
карте города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о городах по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Рассказывают об особенностях
этих городов. Отмечают их на
контурной карте
Показывают заповедники зоны Устанавливают с помощью
тундры (заранее выделенные учи- учителя причины экологичетелем) на карте России
ских проблем. Находят на
карте
заповедники
зоны
тундры, рассказывают о них,
опираясь на таблицы, иллюстрации
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о
Показывают на карте природных По плану дают характеристику
зоне лесов как о самой большой по зон России лесную зону. На карте географического положения
площади природной зоне России.
природных зон называют, каким лесной зоны. Наносят ее на
Знакомство с географическим поло- цветом обозначена лесная зона. контурную карту(с помощью
жением, особенностями рельефа и Обозначают ее в контурной карте учителя). Используя физиче(с помощью). Составляют рассказ скую
карту
России,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
28
Климат
1ч.
29
Реки, озера, каналы
1ч.
30
Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)
1ч.
полезными ископаемыми изучаемой природной зоны.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте.
Воспитание бережного отношения
к природным ресурсам
Формирование представлений о
зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны
о рельефе лесной зоны из предло- рассказывают об особенностях
женных учителем предложений
рельефа лесной зоны по плану
с помощью учителя
Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой
природной зоны. Продолжение
формирования навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы в контурной
карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам
Формирование представлений
обучающихся о растительном
Показывают реки и озёра (заранее
выделенные учителем на карте).
Наносят на контурную карту
названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах лесной зоны, по
опорным словам, и словосочетаниям
Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная
зона (с опорой на схему).Называют основные характеристики
погоды в разные времена года
(лето, осень. весна, зима)
Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры
с Атлантического океана.
Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого
и Северного Ледовитого океана
Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в
европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на
контурную карту названия рек,
озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лесной
зоны (по плану)
Называют хвойные деревья. Опи- Показывают хвойные леса на
сывают одно из хвойных деревьев карте с помощью учителя
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
31
Смешанные и лиственные леса
1ч.
32
Животный мир
1ч.
33
Пушные звери
1ч.
мире лесной зоны. Закрепление и
расширение представлений о влиянии климата на растительный мир.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей
страны.
Закрепление и расширение представлений о влияние климата на
растительный мир. Повторение и
обобщение знаний обучающихся о
растительности смешанных и
лиственных лесов.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей
страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного отношения
к животному миру своей страны
по плану. Выписывают в тетрадь
породы деревьев европейской и
азиатской частей тайги.
Показывают на карте зону лесов
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание
Называют по рисунку растения
смешанных лесов.
Называют лиственные деревья.
Описывают одно из лиственных
деревьев по плану.
Показывают на карте зону лесов
Проводят на контурной карте
примерную границу смешанных лесов с помощью учителя.
Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану.
Составляют рассказ об уссурийской тайге
Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий).Узнают
на рисунках животных лесной
зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны,
используя помощь учителя
Рассказывают о многообразии
животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные.
Устанавливают, с помощью
учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ
об одном из животных лесной
зоны по плану. Называют животных, которые занесены в
Красную книгу
Называют пушных зверей (до 3
названий). Выписывают в тетрадь
из учебника названия травоядных
и хищных пушных зверей.
Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют
пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
бережного отношения к животному миру своей страны
34
Значение леса
1ч.
35
Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России
1ч.
36
Города Центральной
России
1ч.
37
Особенности развития
хозяйства Северо-Западной России
1ч.
Составляют рассказ об одном учебника названия травоядных
пушном звере (с помощью опор- и хищных пушных зверей. Соных слов)
ставляют рассказ об одном
пушном звере по плану
Продолжение формирования пред- Готовят схему о значении леса в Рассказывают означении леса
ставлений обучающихся о лесной жизни человека, используя по- в жизни людей. Готовят схему
зоне. Повторение, систематизация мощь учителя
о значении леса в жизни челои обобщение знаний о значении
века. Повторяют правила повелеса
дения в лесу
Продолжение формирования пред- Выписывают в тетрадь
Называют основные отрасли
ставлений обучающихся о лесной ведущие отрасли промышленно- промышленности и сельского
зоне. Знакомство с промышленно- сти и сельского хозяйства. По ри- хозяйства с опорой на иллюстью и сельским хозяйством Цен- сунку называют товары, выпуска- стративный материал.
тральной России.
емы промышленными предприя- Рассказывают о промышленРасширение представлений обуча- тиями Центральной России
ности и сельском хозяйстве
ющихся о народном хозяйстве РФ
Центральной России по плану
Формирование представлений
обучающихся о крупных городах,
расположенных на территории
лесной зоны.
Расширение и закрепление знаний
о столице России.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
в контурной карте
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с промышленностью и
сельским хозяйством Северо-
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России,
используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве по
предложенным учителем предложениям
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
крупные города Центральной
России. Составляют рассказ об
одном из городов Центральной
России по плану
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку
называют
товары,
Определяют географическое
положение Северно-Западной
России по карте с помощью
учителя. Называют основные
отрасли промышленности и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Западной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном
хозяйстве РФ
38
Города Северо-Западной России: СанктПетербург, Архангельск
1ч.
39
Города Северо-Западной России: Новгород,
Псков, Калининград
1ч.
40
Западная Сибирь
1ч.
выпускаемые промышленными сельского хозяйства с опорой
предприятиями Северо-Западной на иллюстративный материал.
России
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности
и сельского хозяйства.
Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по
плану
Формирование представлений
Находят на настенной карте и от- Находят на настенной карте и
обучающихся о крупных городах, мечают на контурной карте круп- отмечают на контурной карте
расположенных на территории
ные города Северо-Западной Рос- изучаемые города. Перечислесной зоны.
сии, используя помощь учителя. ляют отрасли промышленноПродолжение формирования
Составляют рассказ о Санкт-Пе- сти, которые развиты в этих гонавыков показа географических
тербурге по предложенным учи- родах. Составляют рассказ об
объектов на карте, навыков работы телем предложениям
одном из городов по плану
в контурной карте
Формирование представлений
Отмечают на контурной карте Находят на настенной карте и
обучающихся о крупных городах, крупные города Северо-Западной отмечают на контурной карте
расположенных на территории
России, используя помощь учи- изучаемые города. Перечислесной зоны.
теля. Составляют рассказ об од- ляют отрасли промышленноПродолжение формирования
ном из городов по предложенным сти, которые развиты в этих гонавыков показа географических
учителем предложениям
родах. Составляют рассказ об
объектов на карте, навыков работы
одном из городов по плану
в контурной карте
Продолжить формирование предВыписывают в тетрадь
Определяют географическое
ставлений обучающихся о лесной ведущие отрасли промышленно- положение Западной Сибири
зоне.
сти и сельского хозяйства. Пере- по карте (с помощью учителя).
Знакомство школьников с прочисляют по карте полезные иско- Называют полезные ископаемышленностью Западной Сибири. паемые, которые добывают в За- мые, которые добывают в этом
Расширение представлений обуча- падной Сибири. Находят на карте регионе. Показывают на карте
ющихся об экономических райогорода, которые упоминались в крупнейшие месторождения
нах, народном хозяйстве РФ.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
41
Восточная Сибирь
1ч.
42
Дальний Восток
1ч.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с промышленностью
Восточной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
в контурной карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего
Востока.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ
тексте учебника (с помощью учителя)
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири.
Находят на карте города, которые
упоминались в тексте учебника (с
помощью учителя)
Определяют географическое
положение Восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди
используют реки Восточной
Сибири.
Называют ведущие отрасли
промышленности
Находят на физической карте
России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя)
Находят на физической карте
России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по
карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на
Дальнем Востоке, показывают
на карте крупнейшие месторождения.
Называют ведущие отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
43
Заповедники и заказники лесной зоны
1ч.
44
Обобщающий урок по
лесной зоне
1ч.
45
Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Реки
1ч.
Продолжение формирования
Составляют рассказ о
представлений обучающихся о
правилах поведения в
лесной зоне.
лесу, используя помощь
Расширение представлений обу- учителя. Обозначают на
чающихся об охране природы в
контурной карте круплесной зоне.
нейшие заповедники и
Воспитание бережного отношенациональные парки, пания к природным богатствам
мятники
Всемирного
своей страны.
природного наследия
Продолжение формирования
(с помощью учителя)
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Обобщение представлений обуСистематизируют
и
чающихся о лесной зоне России. обобщают знаний по лесВоспитание бережного и рационой зоне
нального использования природных богатств России.
Формирование умений работать
в малых группах при выполнении заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального Показывают на карте
представления обучающихся о
«Природные зоны Росзоне степей. Знакомство с геогра- сии» зону степей. Покафическим положением, рельезывают месторождения
фом, полезными ископаемыми и полезных ископаемых и
водоемами степной зоны.
реки степей (с помощью
Продолжение формирования
учителя). Подписывают
навыков работы обучающихся с
их названия в контурной
настенной картой, картами
карте
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Устанавливает причинно-следственные зависимости между
деятельностью человека и
необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники
и
национальные
парки, памятники Всемирного
природного наследия с помощью учителя
Систематизируют и обобщают
знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на
физической карте и карте природных зон
Называют основные признаки
степей. Дают краткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне
степей. Характеризируют климатические условия степной
зоны. Показывают на карте
«Природные зоны России» и
46
Растительный мир
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром
степной зоны и его особенностями.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны
По рисунку называют
растения степной зоны.
Выписывают их в тетрадь, рассказывают о растениях степей по плану,
используя помощь учителя
47
Животный мир
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и его
особенностями.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны
По рисунку называют
животных степей.
Составляют рассказ о
растениях степей по
плану, используя помощь
учителя
48
Хозяйство. Население
и его основные занятия
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной
зоны и его занятиями.
По рисунку перечисляют
занятия населения степной зоны. Составляют
рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
обозначают зону степей на
контурной карте
Называют некоторые растения
зоны степей.
С помощью учителя выделяют
причинно-следственные зависимости между климатом и
особенностями растительного
мира.
Обсуждают приспособление
растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.
Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают
причинно-следственные зависимости между климатом и
особенностями
животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают,
как животные приспособились
к жизни в степях
Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью
учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и
49
Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск
1ч.
Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне
степей. Знакомство с крупными
городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой
50
Города степной зоны:
Самара, Саратов, Волгоград
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение
формирования навыков работы
обучающихся с настенной картой
51
Города степной зоны:
Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар
1ч.
Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне
степей. Знакомство с крупными
городами. Совершенствование
навыков показа географических
объектов на карте, навыки работы с контурной картой
52
Охрана природы степной зоны
1ч.
Формирование представление
обучающихся об экологических
степной зоне, используя хозяйственной деятельностью
помощь учителя
человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах,
выращиваемых в степях
Находят и показывают на Показывают на карте степную
карте степную и лесо- зону. Перечисляют крупные
степную зоны (с помо- города и отмечают их в конщью). Записывают назва- турной карте.
ния крупных городов Рассказывают о городах степей
степной зоны в тетрадь. по плану
Составляют рассказ о городах по предложенным
учителем предложениям
Показывают на настен- Показывают на карте степную
ной карте крупные го- зону. Находят на настенной
рода степной зоны, рас- карте города степной зоны,
положенные на Волге
расположенные на берегах
(с помощью). Состав- Волги, отмечают их в контурляют рассказ об одном из ной карте. Рассказывают о гогородов с опорой на план родах степей по плану
и иллюстрации
Показывают на настен- Называют города-миллионеры
ной карте крупные го- степной зоны. Находят изучаерода степной зоны (с по- мые города на настенной
мощью) Составляют рас- карте. Рассказывают о городах
сказ об одном из городов по плану. Подписывают назвапо плану и предложен- ния городов в контурной карте
ных учителем предложений
По схеме называют эко- Рассказывают, какая опасность
логические
проблемы угрожает животным степной
зоны степей.
зоны. Показывают на карте
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
53
Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые
1ч.
54
Климат. Реки
1ч.
проблемах в степной зоне и спо- На контурной карте отсобах их решения.
мечают
заповедники
Воспитание бережного отношестепной зоны, используя
ния к природным богатствам
помощь учителя
своей страны
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне полупустынь и пустынь.
зону пустынь и полупуЗнакомство с географическим по- стынь. Закрашивают в
ложением, рельефом, полезными контурной карте зону пуископаемыми зоны пустынь
стынь и полупустынь.
Показывают на карте по
условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о зоне пустынь и
природные зоны пустыни
полупустынь. Знакомство с осои полупустыни. Назыбенностями климата и реками
вают основные особенноизучаемой природной зоны. Про- сти климата пустынь с
должение формирования навыопорой на схему (климат
ков работы обучающихся с
сухой и жаркий) Показынастенной, контурной картами
вают реки зоны пустынь
и полупустынь, заранее
выделенные учителем.
Подписывают их названия в контурной карте.
Составляют рассказ о реках пустыни по плану,
используя помощь учителя
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
заповедники степной зоны и
отмечают их в контурной карте
Называют основные признаки
пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают ее
в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые,
которые добывают в пустынях
и полупустынях
Характеризуют климатические
условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки
зоны пустынь и отмечают их в
контурной карте
55
Растительный мир
1ч.
Формирование представлений
обучающихся о зоне пустынь и
полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира
изучаемой природной зоны
По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение по
опорным словам и словосочетаниям
56
Животный мир
1ч.
Продолжение формирование
представлений обучающихся об
особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного отношения к миру природы
По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по опорным словам и словосочетаниям
57
Хозяйство. Население
и его основные занятия
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного
отношения к людям других
национальностей, их обычаям и
традиция
Показывают на карте
зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей
зоны пустынь и полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей
зоны
пустынь
и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Называют растения пустынь и
полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями
растительного
мира.Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану
Называют животных пустынь
и полупустынь с помощью
учителя.Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и
животным миром. Рассказывают как животные приспособились к жизни в полупустыне
и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны
пустынь и полупустынь
Называют основные занятия
населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны
пустынь и полупустынь (территории между Волгой и
58
Города зоны полупустынь и пустынь
1ч.
59
Охрана природы зоны
пустынь и полупустынь.
1ч.
60
Положение на карте
1ч.
полупустынь, используя
помощь учителя
Продолжение формирование
На настенной карте покапредставлений обучающихся о
зывают города зоны пузоне пустынь и полупустынь.
стынь и полупустынь, исЗнакомство с крупными горопользуя помощь учидами изучаемой природной зоны. теля.Выписывают назваСовершенствование навыков ра- ния крупнейших городов
боты с настенной и контурной
в тетрадь
картами
Формирование представление
По схеме называют экообучающихся об экологических
логические
проблемы
проблемах в зоны пустынь и по- зоны пустынь и полупулупустынь и способах их решестынь.
ния.
Показывают зону пуВоспитание бережного отношестынь и полупустынь на
ния к природным богатствам
карте.
своей страны
Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по
опорным словам
Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне субтропиков.
зону субтропиков (с поЗнакомство с географическим по- мощью). По рисункам
ложением природной зоны, кли- называют растения и жиматом, особенностями раститель- вотных субтропиков.
ного и животного мира сухих и
Составляют рассказ об
влажных субтропиков.
одном
из
растений/
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Ахтубой, побережья Каспийского моря) по плану
Показывают зоны пустынь и
полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте
города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте.
Рассказывают о городах зоны
пустынь и полупустынь по
плану
Описывают
географическое
положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте,
называют характерные признаки климата, занятия населения,крупные города.
Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и
полупустынь и изученные географические объекты на карте
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной
карте с помощью учителя. Характеризуют климатические
условия влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения
субтропиков. Рассказывают об
61
Курортное хозяйство.
Население и его основные занятия
1ч.
62
Города зоны влажных
субтропиков (Сочи,
Анапа, Геленджик).
1ч.
63
Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь)
1ч.
64
Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Климат
1ч.
Воспитание бережного отношения к природным богатствам
своей страны
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство с населением и его
основными занятиями.
Формирование элементарных
представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на
южном берегу Крыма
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами.
Продолжение формирования
навыков работы с настенной картой
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами
животных по плану с по- одном из растений/животных
мощью учителя
зоны субтропиков по плану
По рисункам называют
занятия населения в субтропиках с помощью
учителя. Находят на
карте города - курорты на
побережье Черного моря,
заранее выделенные учителем
Называют культурные растения, которые выращивают в
субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте
крупные курортные города
субтропиков и отмечают их в
контурной карте
Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на
побережье Черного моря.
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя
Называют города на побережье
Черного моря. Находят изучаемые города на настенной
карте. Рассказывают об одном
из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте
Находят на карте города курорты на побережье
Черного моря (заранее
выделенные учителем).
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя
Высотная поясность в горах – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают горы России
представлений обучающихся о
(заранее
выделенные
природных зонах РФ.
учителем). С опорой на
Называют города на побережье
Черного моря. Находят изучаемые города на настенной
карте. Рассказывают об одном
из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах.
65
Особенности природы
и хозяйства Северного
Кавказа
1ч.
66
Города и экологические
проблемы Урала
1ч.
67
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и
1ч.
Знакомство с областью высотной
поясности, ее положением на
карте, поверхностью, полезными
ископаемыми, особенностями
климата
Формирование представлений
обучающихся о высотной поясности.
Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой,
населением, хозяйством.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям
иллюстрации называют
животных высотной поясности.
Используя
карту, называют горы
России
Показывают горы на
карте с помощью учителя. По иллюстрациям, с
помощью опорных слова
и словосочетаний, рассказывают о природе
Кавказа. Показывают и
называют по условным
знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть)
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о высотной поясно- Уральские горы, испольсти.
зуя помощь учителя. СоРасширение представлений о го- ставляют рассказ о природах РФ.
родных богатствах Урала
Знакомство обучающихся с при- по предложенным учитеродой Уральских гор, крупными лем предложениям
промышленными городами Урала.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Продолжение формирование
представлений обучающихся о
высотной поясности.
Показывают на карте Алтайские горы, используя
помощь учителя. По рисункам отвечают на
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Обозначают горы на контурной карте
Рассказывают о природе Кавказа. Перечисляют, с опорой на
карту, полезные ископаемые,
которые добывают на Кавказе.
Называют отрасли сельского
хозяйства, которые развиты в
предгорьях Кавказа с опорой на
схему/иллюстрации.
Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст
учебника
Находят на физической карте
России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах
края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой
промышленности Урала с опорой на схему/иллюстрацию.
Показывают на карте крупные
города и отмечают их на контурной карте
Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают
на карте, отмечают их на
его основные занятия.
Города
68
Обобщающий урок по
географии России
1ч.
Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами региона.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России».
Формирование навыков работать
в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради
на печатной основе.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
вопросы, чем занимаются контурной карте. Составляют
сельские жители Алтая
рассказ о занятиях сельских
жителей Алтая по плану
Показывают на карте
природные зоны России.
Называют с опорой на
карту - приложение к
учебнику - характерные
особенности природных
зон России
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Показывают на карте природные зоны России. Определяют
по описанию, иллюстрациям
природные зоны.