АРП Ритмика 5,7 кл УО (ИН)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса
«Ритмика»
для обучающихся 5,7 классов с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» (коррекционноразвивающая область) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено темами, которые предлагаются для обязательного
изучения в 5,7 классах коррекционно-развивающего обучения для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на уровне основного общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся на уровне
начального общего образования.
Пояснительная записка
Актуальность. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не
только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад
детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,
находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья
учащихся. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и
гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и
укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление
Целью занятий по ритмике является, коррекция недостатков психического и
физического развития обучающихся
средствами музыкально-ритмической
деятельности,
развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи:
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой познавательной сфер,
которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности.
развитие общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению
здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На занятиях применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения;
используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы
обучения:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ);
- репродуктивные (работа с использованием видео);
- предметно-практические методы (тренировочные задания и т.д.);
- система специальных коррекционно-развивающих методов;
- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному
и глубокому усвоению жизненного опыта и показу его практической значимости для обучающегося
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В процессе реализации данной программы происходит связь занятий «Ритмика» с такими
предметами, как «Музыка», «Природоведение», «Физическая культура». Реализация
межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными
частями (отдельно по каждому предмету).
Общая характеристика предмета
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя
друг друга. Ведь именно занятия ритмикой наряду с другими предметами способствуют общему
разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей
развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На ритмике дети совершенствуют
двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка,
формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие
нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя
включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру
музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения
школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие
памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную
деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние,
помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Занятия ритмикой в целом повышают творческую активность и фантазию школьников,
побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают
скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами,
приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов
костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать
при проведении мероприятий. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они
приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного
исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно
относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Место курса в учебном плане
Курс «Ритмика» является частью коррекционно-развивающей области (коррекционные
занятия) учебного плана. Количество часов в неделю в 5, 7 классах по 1 часу, общее количество
часов в год в каждом классе– 34 (34 учебные недели) .
Содержание курса
5 класс
Содержанием работы на занятиях ритмикой является музыкально-ритмическая деятельность
детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в
колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов,
квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами)
осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость,
быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая,
грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски,
двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности,
учатся вежливо обращаться друг с другом.
Разделы:
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве
2.
Ритмико-гимнастические упражнения
3.
Игры под музыку
4.
Танцевальные упражнения

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем,
а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным
видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной
последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый
раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть
упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться
в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,
способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмикогимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от
активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся
создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое
определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой
галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель
не должен подсказывать
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный
характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод,
кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке.
Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение
из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные,
чем в предыдущих классах.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в
стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые
движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений.
Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя,
сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за
голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в
стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным
ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед
собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С
позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы,
корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Игры под музыку
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии
со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на
формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление
несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование
музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Упражнения на различение
элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги
вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей
ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
7 класс
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном
порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.
Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру
зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции
во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с
предметами, более сложные, чем в предыдущих
классах. Ходьба с отображением
длительности нот.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в
стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с
вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения,
ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на
гимнастической скамейке, с обручем.
Упражнения
на
координацию
движений.
Разнообразные
сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные хлопки над головой,
на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных
ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками,
бубном, барабаном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой
(«петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное
поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца
остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром,
с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой
гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой
песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
4. Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и
динамических
изменений в музыке.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Самостоятельная смена
движения в
соответствии со сменой частей, музыкальных
фраз, малоконтрастных частей
музыки. Упражнения на
формирование
умения
начинать
движения
после
вступления
мелодии. Разучивание и придумывание новых
вариантов игр, элементов танцевальных движений,
их
комбинирование.
Составление
несложных
танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением.
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
5. Танцевальные упражнения
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и
динамических
изменений в музыке.
Самостоятельная
смена
движения в
соответствии
со сменой
частей, музыкальных
фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на
формирование
умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление
несложных
танцевальных композиций.
Игры
с
пением,
речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Планируемые результаты
5 класс
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность
к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения
моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой
деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого
потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка
своих музыкально - творческих возможностей.
1) Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2) Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3) Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4) Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
5) Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6) Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1) принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями
музыки и движения;
2) организованно строиться;
3) сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
4) самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
5) соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
движения в определенном ритме и темпе;
6) легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые упражнения»;
7) ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с контрастными
построениями.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь;
4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
2) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
5) читать; писать; выполнять арифметические действия;
6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В программе по ритмике обозначены два уровня овладения предметными результатами:
минимальный
и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня по ритмике в 5 классе не является препятствием к
продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- уметь слушать музыку;
- выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
- активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- ходить свободным естественным шагом;
- выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
- выполнять плясовые движения по показу учителя;
организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
При проведении занятий по ритмике оценивание не предполагается.
7 класс
Личностные результаты
Включают
овладение
обучающимися
социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практико-ориентированных
задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
вступать в контакт с педагогом;
работать в коллективе (ученик-ученик);
слушать и понимать инструкцию педагога;
владеть начальными навыками адаптации;
обращаться за помощью и принимать помощь педагога.
Предметные результаты
В данной рабочей программе в седьмом
классе
предусмотрено два уровня
овладения предметными результатами: минимальный уровень и достаточный уровень.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным
для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметными результатами
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие
достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы.
Предполагается, что к концу обучения в седьмом классе учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень
- готовиться к занятиям, строится в колонну по одному, находить свое место в строю и входить
в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение;
- ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях,
не мешая друг другу;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; - выполнять
игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
- выполнять упражнения по инструкции учителя;
- отработка правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при
выполнении танцевальных упражнений;
- готовиться к занятиям, строится в колонну по одному, находить свое место в строю и входить
в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях,
не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его
линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; - выполнять
игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки; умение играть на
простейших музыкальных инструментах.
Изучение
предмета
«Ритмика»
в седьмом
классе
направлена
на
формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями
как
собственными,
так
и
своих
товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные
действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых
и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные
виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели
и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать
готовностью
к
осуществлению
самоконтроля
в
процессе деятельности;
адекватно
реагировать
на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, при-чинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Методы диагностики и критерии результативности
На протяжении всего обучения предмету «Ритмика» ведется безотметочное обучение.
Основная цель сформировать и развить оценочную деятельность обучающихся с умственной
отсталостью, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности
ребёнка. Во время обучения целесообразно поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем
и одноклассниками.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Ритмика» проводится в 3
этапа:
1 этап - сентябрь (первичная диагностика);
2 этап - декабрь (промежуточная диагностика);
3 этап - май (итоговая диагностика).
Предметные результаты оцениваются по следующим критериям: 0 баллов - не
умеет, не научился;
1 балл - выполняет задания с помощью учителя;
2 балла - допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя; 3 балла - выполняет действия
самостоятельно.
Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по
предмету «Ритмика»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Упражнения на ориентировку в
8
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibloc
пространстве
k/248/2488b04fbd603e523858d54634b5
2c67.pdf
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
7
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yOHcuNEM38B_8
3. Игры под музыку
7
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yOHcuNEM38B_8
4. Танцевальные упражнения.
12
Итого по программе
34
7 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Упражнения на ориентировку в
10
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibloc
пространстве
k/248/2488b04fbd603e523858d54634b5
2c67.pdf
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
2
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yOHcuNEM38B_8
3. Игры под музыку
8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yOHcuNEM38B_8
4. Танцевальные упражнения.
14
Итого по программе
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и
п/п
тем программы

Количество
часов
Всего
Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Что такое ритмика
1
2
Построение в шахматном порядке
1
3
Перестроение из нескольких кругов,
1
сужение и расширение их
4
Перестроение
из
простых
и
1
концентрических кругов в звездочки и
карусели
5
Ходьба по центру зала, умение намечать
1
диагональные линии из угла в угол
6
Сохранение правильной дистанции во
1
всех видах построения и использование
лент, обручей, скакалок
7
Упражнения с предметами: ленты,
1
обручи, скакалки
8
Упражнения с предметами: ленты,
обручи, скакалки
Ритмико-гимнастические упражнения.
9
Общеразвивающие
упражнения.
1
Упражнения на выработку осанки

10

Упражнения на координацию
движений.

1

11

Движение в обратном направлении
(имитация увядающего цветка).

1

Виды деятельности

Изучение шахматного порядка
Перестроение
Разучивать
перестроение
из
концентрических
кругов
в
звездочки и карусели
Учиться намечать диагональные
линии из угла в угол
Сохранение
дистанции
с
использованием лент, обручей,
скакалок
Усложнение
заданий
при
упражнениях с предметами
Усложнение
заданий
при
упражнениях с предметами
Упражнения на выработку осанки.
Круговые
движения
головы,
наклоны,
выбрасывание
рук,
плавные, резкие, медленные т.д.
Общеразвивающие
упражнения
Круговые движения туловища с
вытянутыми в стороны руками, за
головой, на поясе и т.д
Прыжки
на
двух
ногах
одновременно
с
мягкими
расслабленными коленями и корпусом,
висящими
руками
и
опущенной головой («петрушка»).
С позиции приседания на корточки
с опущенной головой и руками
постепенное поднимание головы,
корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
С позиции приседания на корточки
с опущенной головой и руками
постепенное
поднимание
головы,корпуса, рук по сторонам
(имитация
распускающегося
цветка).

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

12

Общеразвивающие упражнения.
Упражнения на осанку

1

13

Общеразвивающие
упражнения.
Упражнения на координацию движений

1

14

Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением

1

15

Общеразвивающие упражнения под
музыку с постепенном ускорением

1

Игры под музыку
16 Общеразвивающие упражнения под
музыку с постепенном ускорением

1

17

Общеразвивающие упражнения под
музыку с постепенном ускорением

1

18

Поочередные хлопки, над головой, на
груди, перед собой, справа слева, на
голени

1

19

Упражнения на координацию движений

1

20

Разучивание и придумывание новых
вариантов игр

1

Всевозможные сочетания движений
ног. Упражнения на выработку
осанки
Упражнение
на
расслабление мышц
Прыжки
на
двух
ногах
одновременно
с
мягкими
расслабленными коленями и корпусом,
висящими
руками
и
опущенной головой («петрушка»)
Выполнение
упражнений
под
музыку с постепенным ускорением,
с резкой сменой темпа движений.
Поочередные хлопки над головой,
на груди, перед собой, справа, слева,
на
голени.
Самостоятельное
составление
несложных
ритмических рисунков в сочетании
хлопков и притопов, с предметами
Упражнения с ускорением
под
музыку
Самостоятельное
составление
несложных
ритмических рисунков в сочетании
хлопков и притопов, с предметами
(погремушками,
бубном,
барабаном).
Упражнения на самостоятельную
передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в музыке
Упражнения на самостоятельную
передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в музыке
Самостоятельная смена движения в
соответствии со сменой частей,
музыкальных
фраз,
малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование
умения начинать движения после
вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых
вариантов
игр,
элементов
танцевальных
движений,
их
комбинирование.
Составление
несложных
танцевальных композиций новых
вариантов игр,

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

21

Составление несложных танцевальных
композиций

1

22

Инсценирование музыкальных сказок

1

Танцевальные упражнения.
23 Исполнение элементов плясок и танцев

1

Придумывание новых вариантов
игр,
элементов
танцевальных
движений, их комбинирование
Инсценирование
сказок,
музыкальных сказок. Игры с
пением, речевым сопровождением
Элементы плясок и танцев, с речевым сопровождением
Элементов плясок и танцев,
разученных в классе.

24

Элементов плясок и танцев, разученных
в классе.

1

25

Исполнение элементов плясок и танцев,
разученных в классе.

1

Исполнение элементов плясок и
танцев, разученных в классе.

26

Исполнение элементов плясок и
танцев, разученных в классе.
Разучивание народных танцев

1

Разучивание в классе, плясок и
танцев

27

Упражнения на различение элементов
народных танцев. Разучивание
народных танцев

1

Упражнения
на
различение
элементов народных танцев.

28

Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.

1

Три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.

29

Пружинящий бег. Упражнения на
различение элементов народных танцев.

1

Упражнения
на
различение
элементов народных танцев.

30

Быстрые мелкие шаги на всей ступне и
на полупальцах. Разучивание народных
танцев

1

Мелкие шаги на всей ступне и на
полупальцах.

1
1
1
1
34

Народные танцы
Народные танцы
Народные танцы
Народные танцы

31 Разучивание народных танцев
32 Разучивание народных танцев
33 Разучивание народных танцев
34 Разучивание народных танцев
Общее количество часов по программе

7 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и
п/п
тем программы

Количество
часов
Всего

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Виды деятельности

Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Упражнения на ориентировку в
пространстве.

1

Перестроение при ходьбе в колонну,
парами, тройками.
Упражнения на координацию
движений.

1

4

Упражнение на расслабление мышц.
Релаксация «Звенящий ручей»

1

5

Ритмические упражнения с
гимнастической палкой

1

6

Имитационные упражнения и игры
построенные на подражательных
образах. (зверей, птиц, человека).

1

2
3

7

1

1
Шаг галопа вперед и в сторону.

8

1
Шаг польки.

9

1
Упражнения на выработку осанки.

10

Упражнения на координацию
движений.

Ритмико-гимнастические упражнения.
11 Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба с движениями рук в
соответствии с различными
заданиями
12 Самостоятельное
составление
несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с
предметами
(погремушками,бубном,
барабаном)

1

Занимает
правильное исходное
положение по словесной
инструкции.
Выполняет ходьбу и бег: с
высоким подниманием колен.
Занимает
правильное исходное
положение по словесной
инструкции.
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и
сбоку).
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и
сбоку).
Выполняет наклоны и повороты
головы вправо, влево.
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и
сбоку).
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать
предметы перед собой и сбоку).
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой
и
сбоку).
Выполняет наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой
и
сбоку).

1

Выставлять правую и левую ноги
поочередно вперёд, назад, в
стороны, в исходное положение.

1

Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Игры под музыку
13 Игра на музыкальных инструментах.

1

14

Игра на музыкальных инструментах.

1

15

Подвижная, музыкально- ритмическая и
речевая игра. «Мяч в воздухе»

1

16

Музыкально- ритмические движения
«Великаны и гномы»

1

17

«Музыкальные змейки»

1

18

«Пятнашки»

1

19

Игра «Догадайся! Что это?»

1

20

Подвижная музыкально- ритмическая и
речевая игра «Отбивай мяч».

1

Танцевальные упражнения.
21 Элементы танцевальных движений, их
комбинирование.
22 Составление несложных танцевальных
композиций.
23 Шаг вальса. Исполнение танца в паре.

1
1
1

Шаг вальса. Исполнения танца в
паре.
Круговой галоп.

1

1

27

Подскоки с продвижением вперед ,назад
, кружение.
Эстрадный танец.

28

Эстрадный танец.

1

29

Русский народный танец.

1

30

Русский народный танец.

1

24
25
26

1

Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Передает притопами, хлопками и
другими движениями резке акценты
в музыке.
Выполняет
поочередное
и
одновременное сжимание в кулак и
разжимание пальцев рук
с
изменением темпа музыки.
Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Выполнять простые упражнения на
детских
музыкальных
инструментах.
Выполнять простые танцевальные
движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.
Выполнять простые
танцевальные движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.
Выполнять простые
танцевальные движения.
Выполнять простые
танцевальные движения.
Выполнять простые
танцевальные движения.
Выполнять простые

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

1
1

Выполнять простые танцевальные
движения.

33

Современный
танец
"Trackin".
Приставные шаги по диагонали с
круговыми вращениями кистей.
Современный
танец
"Trackin".
Приставные шаги по диагонали с
круговыми вращениями кистей.
«Давай танцуй»

танцевальные движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.

1

34

«Давай танцуй»

1

Выполнять простые
танцевальные движения.
Выполнять простые танцевальные
движения.

31

32

Общее количество часов по программе

34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».