МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая азбука»
для обучающихся 2-4 классов с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая азбука» для
о б учающихся 2-4 классов разработана на основе программы Вачковой И.В. «Психологическая
азбука для первоклассников» и Локаловой Н.П. « 120 уроков психологического развития.
Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет».
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему
законодательству РФ и локальным актам МБОУ ПГО «СОШ № 16».
Программа курса «Психологическая азбука» для обучающихся 2-4 классов разработана с учетом
целей и задач психолого-педагогическогосопровождения обучающихся в соответствии с ФГОС для
умственно отсталых детей. Данный курс помогает ребенку с умственной отсталостью осознать
самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания.
Основная цель: формирование базовых учебных действий: обеспечение системного подхода к
личностному развитию обучающегося с умственной отсталостью на уровне начального общего
образования.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся умения ориентироваться в новой социальной среде,
психологической готовности к обучению;
2. формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться исотрудничать;
3. развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
4. воспитание духовно–нравственных качеств личности;
5. создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку
системы единых требований;
6. формирование социально приемлемых форм поведения в обществе;
7. развитие познавательной деятельности.
Используемые в работе методы, приемы, технологии обладают следующими особенностями.
Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия,
игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы
детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает
наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути
дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого;
Классификация развивающих форм (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур),
используемых в программе:
⎯ традиционные обучающие приемы;
⎯ ритуалы знакомства, представления, прощания;
⎯ приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
⎯ психотехники самооценки и взаимооценки;
⎯ упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
⎯ экспрессивные техники (приемы самовыражения);
⎯ развивающе-тренировочные упражнения;
⎯ сказкотерапевтические упражнения;
⎯ иллюстрационно-демонстрационные задачи.
Форма занятий – групповая (одного возраста, постоянного состава – не более 12 человек).
Продолжительность занятий составляет -40 минут, режим занятий – один раз в неделю.
Результативность работы оценивается с помощью проективных методик, наблюдения за детьми
в игровых и учебных ситуациях.
Данная программа, предполагает кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к
отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшим отличием
данного курса является сдвиг акцентов с обучения на развитие.
Характеристика коррекционного курса
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Программа второго класса направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребенка,
что реализуется через развитие его познавательной деятельности.
Программа третьего класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети
учатся общаться, познают свой эмоциональный мир, овладевают элементарными навыками и
умениями самоконтроля. Развивают мышление.
Программа для четвёртого класса направлена на развитие эффективного взаимодействия со
сверстниками, учителями, членами своей семьи и другими людьми.
Описание места в учебном плане
Программа входит в часть, формируемую участниками образовательных.
Общее количество часов по программе составляет 102 часа: 2 класс- 34 учебных часа в год (1 час
в неделю), 3 класс- 34 учебных часа в год (1 час в неделю), 4 класс- 34 учебных часа в год (1 час в
неделю).
Планируемые результаты
Планируемые результаты предполагают достижение обучающимися двух видов результатов:
личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, а именно:
⎯ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
⎯
овладение
начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
⎯ владение
навыками
коммуникации
и
принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
⎯ способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной
организации;
⎯ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
⎯ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
⎯ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Русский язык (минимальный уровень): составление предложений, восстановление в них
нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста
предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Чтение (минимальный уровень): участие в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий.
Речевая практика (минимальный уровень): формулировка просьб и желаний с использованием
этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на
вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.
Математика (минимальный уровень): понимание
смысла арифметических действий
сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); знание таблицы умножения
однозначных чисел до 5;пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах; определение времени по часам (одним способом);решение, составление,
иллюстрирование изученных простых арифметических задач.
Мир природы и человека (минимальный уровень):представления о назначении объектов
изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение
изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия);называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и
понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами
окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Ручной труд (минимальный уровень): знание
правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять
порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами; использование в работе доступных материалов (глиной и
пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора).
Физическая культура (минимальный уровень): выполнение несложных упражнений по
словесной инструкции при выполнении строевых команд; подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении
подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя.
Состав базовых учебных действий формируемый у младших обучающихся, обеспечивает, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой
— составляет основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Коммуникативные учебные действия:
⎯ вступать в контакт и работать в коллективе (психолог – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс);
⎯ использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
психологом;
⎯ проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к иному мнению;
⎯ обращаться за помощью и принимать помощь;
⎯ проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную
отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление оказать помощь более слабым;
⎯ слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
⎯ входить и выходить из учебного помещения со звонком;
⎯ проявлять дисциплинированность в школе, адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
⎯ ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);
⎯ пользоваться учебной мебелью;
⎯ работать
с
учебными
принадлежностями (инструментами)
и
организовывать своё рабочее место;
⎯ слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
⎯ принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
⎯ активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о собственных
возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения задания;
⎯ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учётом выявленных недочётов;
⎯ активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила игры; эмоционально
раскрепощаться.
Познавательные учебные действия:
⎯ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
⎯ устанавливать видо – родовые отношения предметов;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
⎯ делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном
материале;
⎯ наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание,
предъявленное на бумажных и электронных носителях);
⎯ применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса и для решения
познавательных и практических задач;
⎯ использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
⎯ овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение словарного запаса и т.д.).
Содержание коррекционного курса
Разделы 2-3 классы (развитие познавательных процессов):
Внимание. Значимость для человека внимания. Знакомство с особенностями собственного
внимания. Выполнение упражнений на развитие внимания.
Восприятие. Значимость для человека восприятия. Знакомство с особенностями собственного
восприятия. Выполнение упражнений на развитие восприятия.
Развитие тонкой моторики. Помощь детям в развитии тонкой моторики пальцев рук.
Развитие самоконтроля. Знакомство с понятиями «желание», «потребность», «мотив».
Разнообразие мотивов человеческой деятельности. Знакомство с феноменом борьбы мотивов.
Осознание детьми своих мотивов и мотивов поведения других людей. Развитие позитивных мотивов.
Мышление. Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать,
сравнивать, обобщать. Развитие логического мышления и диалектического взгляда на
действительность, актуализация самооценочной деятельности.
Разделы 3-4 классы (развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков,
«Я»- концепции):
«Кто я? Какой я?». Помощь детям в осознании качеств своего характера и характера других
людей, а так же ценности психологических знаний для школьной и повседневной жизни. Осознание
важности внимательного отношения к другому человеку, развитие способности понимать
внутренний мир другого человека.
Общение человека. Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного
взаимодействия и сотрудничества, способности к рефлексии. Знакомство с понятиями «слушать» и
«слышать». Развитие умения активного слушания, навыка задавания уточняющих вопросов,
выражения поддержки и понимания говорящему. Знакомство с невербальными средствами общения,
развитие умения общаться с помощью жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции.
Определение значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении.
Способности и умения человека. Значимость для человека внимания, ощущения, памяти,
мышления, эмоций. Упорядочивание знаний о памяти, видах памяти. Знакомство с особенностями
собственной памяти. Понятие мнемические способности и способы их развития. Рассмотрение
способов эффективного запоминания, преимуществ смыслового запоминания. Мотивирование
учащихся на тренировку своей памяти.
Эмоции человека. Развитие умения выражать свои чувства и эмоции. Помощь детям в осознании
качеств своего характера, а так же ценности психологических знаний для школьной и повседневной
жизни. Роль негативных эмоций в общении, развитие способности к пониманию чужих эмоций по
выражению лица, жестам, взглядам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
тем программы
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
1.
2.
3.
4.
Развитие внимания
Развитие восприятия
Развитие тонкой моторики рук
Ознакомление с окружающим миром
Итого
Всего
8
18
3
5
34
https://vk.com/doc217153012_6201086
46?hash=2Zz8kzIiHCrXdrFQYQ6vtv1T
hd6TJPDRrGSjJKvJbET
3 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Развитие слухового восприятия
4
https://vk.com/doc217153012_6201086
46?hash=2Zz8kzIiHCrXdrFQYQ6vtv1T
2. Развитие самоконтроля
3
hd6TJPDRrGSjJKvJbET
3. Развитие эмоциональной сферы
16
4. Развитие мышления
11
Итого
34
4 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. «Кто я? Какой я?»
10
https://vk.com/doc217153012_6201086
46?hash=2Zz8kzIiHCrXdrFQYQ6vtv1T
2. «Живем без ссор»
10
hd6TJPDRrGSjJKvJbET
3. «Правила нашей жизни»
7
4. «Учимся дружить!»
7
Итого
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Развитие внимания
1
«Найди отличия».
2
«Что неправильно?».
3
«Что задумал художник?».
4
«Раскрась фигуры».
5
«Что не дорисовано?».
6
«Копирование образца».
7
«Найди такой же предмет».
Количество
часов
Всего
Характеристика деятельности
1
1
1
1
1
1
1
Находят
объекты
сравнения;
Выделяют
признаки
сходства и различия двух объектов;
Рассуждают,
пользуясь
информацией в нагляднойформе;
Выявляют
закономерность, по
которой
изменяются
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
8
«Расставь значки».
1
Развитие восприятия
9
«Назови фигуру».
10 «Геометрическое лото».
11 «Нарисуй фигуру, которую я назову».
12 «Из каких фигур состоит предмет?».
13 «Составь
целое
из
частей
(с
геометрическими фигурами).
14 «Радужный хоровод».
15 «Цветное лото».
16 «Найди 5 предметов одного цвета».
17 Беседа по картинкам (части суток).
18 «Разложи картинки».
19 «Я начну, ты продолжай».
20 Угадай время года по описанию.
21 Беседа о
временах года. Заучивание
стихотворений.
22 «Назови время года».
23 «Нарисуй в центре круг, справа
треугольник и т. д.».
24 «Посмотри и
найди
предметы
круглой формы».
25 «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и
т.д.».
26 «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит
перед (слева, справа, позади) мишкой? И
т. д.».
Развитие тонкой моторики рук
27 Комплекс № 1 (гимнастический):
выпрямление кисти, сжимание пальцев,
присоединение пальцев друг к другу и т.
д. «История о ручках и ножках».
28 Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи
контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за
облаками» и т. д.
29
Комплекс № 3 (развитие тонкой
моторикипальцев рук): «Гребешок»,
«Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.
Ознакомление с окружающим миром
30
«Гаражи и машины».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
признаки предметов;
Выбирают символ
предметной
модели.
по
данной
Составляют рассказы;
Выбирают
предметы из
предложенного ряда;
Находят признаки, по которым
изменяются объекты;
Слушают ответы одноклассников,
анализируют их;
Выбирают предметы для
продолжения ряда;
Находят
информацию в
рисунках для ответа на
поставленный вопрос;
Находят основание классификации,
сравниваяинформацию;
Вспоминают
времена
года;
Перечисляют
части
суток;
Определяют части суток,
времена года;
Различают «право-лево»;
Сравнивают объекты,
ориентируясь на заданныепризнаки.
1
1
1
1
Воспроизводят действий;
Перечисляют
алгоритм,
процесса
этапы
1
Описывают метод.
1
Объясняют использованиеметодов.
1
Проверяют
доказательство;
Приводят примеры;
Показывают, фиксируют
следствия;
31
«Что катится, что не катится?».
1
32
«Веселый зоопарк».
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
33
«Семья».
1
34
«Разрезные картинки».
1
Общее количество часов по программе
3 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и
п/п
тем программы
Развитие слухового восприятия
1
Развитие умения слышать и выполнять
требования педагога («Садись», «Бери
тетрадь», «Бери ручку», «Открой
тетрадь»).
2
Развитие
способности
на
слух
воспринимать название различных
предметов (упражнение «Найди и
покажи»).
3
Развитие
способности
на
слух
воспринимать
различные цвета
карандашей (упражнение «Где какой
цвет»).
4
Развитие речевого слуха
(упражнение «Кто как кричит?»).
Развитие самоконтроля
5
Формирование умения самостоятельно
организовывать себя к началу занятия
(упражнение «Прозвенел звонок –
начался урок»).
6
Развитие
умения
самостоятельно
убирать за собой свое рабочее место.
7
Развитие умения оценивать свой
внешний вид с использованием зеркала.
Развитие эмоциональной сферы
8
Понятия
«доброта» (упражнение
«Добрые поступки»).
9
Аппликация ромашка
«Я
радуюсь
когда…»
в
совместной
деятельности с педагогом.
10 Тренировка умения выражать свои
эмоции
в
мимике, используя
прием
подражания
(упражнение
«Повторяй»).
11 Использование
эмоции
радости
при выполнении задания (упражнение
«Ты все правильно сделал – давай вместе
похлопаем», «Похвала»).
12 Развитие
умения
соотносить
Называют событие, место, действие.
34
Количество
часов
Всего
Характеристика деятельности
1
Составляют рассказы;
Выбирают
предметы из
предложенного ряда;
Находят признаки, по которым
изменяются объекты;
Слушают ответы одноклассников,
анализируют их;
Выбирают
предметы
для
продолжения ряда;
Находят информацию в рисунках
для ответа на поставленный вопрос;
Находят основание классификации,
сравнивая информацию.
1
1
1
1
Воспроизводят алгоритм действий;
Перечисляют этапы процесса;
Описывают метод;
Объясняют использование методов.
1
1
1
1
1
1
1
Находят
объекты
сравнения;
Выделяют признаки сходства и
различия двух объектов;
Рассуждают,
пользуясь
информацией в наглядной форме;
Составляют рассказы;
Выбирают
предметы
из
предложенногоряда;
Находят признаки, по которым
изменяются объекты;
Слушают
ответы
одноклассников, анализируют их;
Выбирают
предметы для
продолжения ряда;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
инструкцию педагога
с личными
действиями (упражнение «Подними
карточку
с эмоцией …»).
13 Тренировка умения останавливаться
(упражнение «Стоп», «Остановись»).
14 Формирование умения регулировать
свое агрессивное
поведение
(упражнение «Запрещено»).
15 Сказка «Праздник дружбы».
16 Сказка «Как медвежонок учился просить
игрушки».
17 Сказка «Как медвежонок научился
дружить со всеми».
18 Сказка «Как медвежонок учился
правильно вести себя в школе».
19 «Школа добрых слов».
20 Сказка «Няня для медвежонка».
21 Сказка «Как медвежонок обращался за
помощью».
22 Сказка «Как медвежонок делал добрые
дела и получал похвалу».
23 Сказка «Непоседа, или сказка о том, как
облака превращаются в грозовые тучи».
Развитие мышления
24 «Четвёртый лишний».
25 «Найди отличия».
26 Расставь по порядку (от самого
большогок самому маленькому и т. д.)
27 «Бывает – не бывает».
28 «Как это можно использовать?»
29 «Пиктограмма»
(запоминание слов
и фраз)
30 «Рисование по точкам».
31 «Комбинирование» (рисование или
конструирование
предметов
из
3геометрических фигур).
32 «Перескажи
сказку
(небольшой
рассказ)»,
беседа
по
произведению
с
уточняющими вопросами.
33 «Говори наоборот».
34 Загадывание загадок.
Общее количество часов по программе
1
1
Находят информацию в рисунках
для ответана поставленный
вопрос;
Находят
основание
классификации,
сравнивая
информацию.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверяют доказательство;
Приводят примеры;
Показывают, фиксируют следствия;
Называют
событие,
место,
действие;
Воспроизводят алгоритм действий;
Выбирает силуэт по данной
предметной модели.
Перечисляют
этапыпроцесса;
Описывают метод;
Объясняют использование методов;
Анализируют ситуации;
Находят признаки, по которым
изменяется объект;
Обосновывают свой
выбор в речевой и наглядной форме.
1
1
34
4 КЛАСС
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
«Кто я? Какой я?»
1
Мое имя. Беседа.
2
Какой я? Рисунок «Автопортрет».
3
Мой характер. Беседа.
4
Мои любимые занятия и интересы.
Рисунок.
5
Мои привычки, полезные и
неполезные. Игра.
6
Моя семья и ее интересы. Рисунок.
7
Кто я: девочка или мальчик? Беседа.
8
Роль женщины
в жизни общества.
Беседа.
9
Роль мужчины
в жизни общества.
Беседа.
10 Животные в моем доме.
«Живем без ссор»
11 Что такое общение? Лекция.
12 Знакомство с
эмоциями. Радость.
Печаль. Горе. Игра.
13 Знакомство с
эмоциями. Страх.
Удивление. Игра.
14 Знакомство с эмоциями. Гнев. Игра.
15 Знакомство с
эмоциями. Стыд.
Чувство вины. Игра.
16 Меняем настроение. Сюжетная игра.
17 Учимся слушать. Игра с элементами
тренинга.
18 Игры по
правилам
как способ
избежать конфликта.
19 Как правильно ссориться. Сюжетноролевая игра.
20 Эмоции – наши друзья и наши враги.
Работа с карточками.
«Правила нашей жизни»
21 Слова вежливости. Игра.
22 Школьное поведение. Беседа, опрос.
23 Правила и форма обращения к людям.
Сюжетно-ролевая игра.
24 Моральные нормы:
сохранение
спокойствия и благополучия (запрет
на оскорбления). Лекция.
Количество
часов
Всего
Характеристика деятельности
1
1
1
1
Воспроизводят алгоритм действий;
Перечисляют этапы процесса;
Описывают метод;
Объясняют
использование
методов;
Находят информацию в рисунках на
заданную тему;
Описывают в речевой форме
ситуации по проблеме;
Приводят примеры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверяют доказательство;
Приводят примеры;
Показывают, фиксируют
следствия;
Называют событие, место, действие;
Воспроизводят
алгоритм
действий;
Перечисляют этапы процесса;
Описывают
последовательность
действий;
Обосновывают свой выбор в
речевой и наглядной форме.
1
1
1
1
1
1
1
Рассуждают,
пользуясь
информацией в наглядной форме;
Составляют рассказы;
Слушают
ответы
одноклассников, анализируют их;
Находят
информацию
в
рисунках
для
ответа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
25
Права и обязанности ребенка и других
членов общества. Беседа.
1
26
Моральные нормы: добро, оказание
помощи.
Работа с художественной
литературой.
Правила
законности поступков
(воровство, попрошайничество,
вымогательство). Лекция.
1
27
«Учимся дружить!»
28 Совместный коллаж «Город счастья».
29 Совместная поделка.
30 Организация поздравления товарища.
31 Пишем письмо заболевшему другу.
32 Обучение друг друга новой игре.
33 Составление совместного коллажа
«Наш класс».
34 Разбор и
заучивание поговорок,
четверостиший о дружбе.
Общее количество часов по программе
1
1
1
1
1
1
1
1
на
поставленный
вопрос;
Используют выражения,
содержащие связки «если, то»,
«каждый» и т.п.; Выбирают из
предложенных способов действий
тот,
который
решает
представленную задачу.
Составляют рассказы; Находят
признаки, по которым изменяются
объекты;
Слушают ответы одноклассников,
анализируют их;
Находят
информацию в
рисунках
для
ответа
на поставленный вопрос;
Находят основание классификации,
сравнивая
информацию;
Анализируют ситуации
с
точки зрения
заданных
отношений;
Оценивают письменный
материал.
34
Материально-технического обеспечение
Домино «Фрукты»
Набор «Домашние животные»
Настольно-развлекательная игра «Найди меня»
Настольная игра-викторина «Школа этикета для малышей»Шнуровка «На ферме» (цвета,
геометрические фигуры) Развивающий мягкий пазл «Бомик»
Набор «Дикие животные» Серия сюжетных картинок
Игровой набор из дерева «Гараж и машинки»Обучающие карточки: «Времена года»
Игра «Четвертый лишний»Набор «Инструменты» Набор «Посуда»
Набор геометрических фигурСенсорные мячи (мал.)
Набор резиновых игрушек «Львенок и черепаха»Набор резиновых игрушек «Слон и мартышка»
Набор резиновых игрушек «Теремок» Конструктор «Строитель»-2шт.
Двухсторонняя тактильная панельЗеркало
Игра «Что с чем объединяется?»
Дидактическое пособие «Голоса животных»Серии обучающих карточек:
«Дикие животные»
«Деревья»
«Домашние животные»
«Времена года»
«Уроки поведения для малышей»
«Кем быть?»
«Овощи и фрукты»
«Безопасность дома и на улице»
«Птицы»
Технические средства обучения:
Ноутбук.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина