МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 2-4 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения коррекционного курса,
место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения представлено темами, которые предлагаются для обязательного
изучения в 1-4 классах коррекционно-развивающего обучения для обучающихся УО (ИН) на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся на уровне
начального общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Н.П. Локаловой «120 уроков
психологического развития младших школьников».
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы,
условия и средства коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности
познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать
программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс,
показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться,
разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким
образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является
помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и
на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не
только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление
целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной
подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в
процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение,
произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать
заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении,
совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются
потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов
учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной
мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским —
спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей,
организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие
стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих
субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на
способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие
способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов
учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед
учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам,
т. с. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а
задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей
степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени
- подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение
образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих
занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные
процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших
школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и
развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной,
изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях
по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный,
развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умение самостоятельно работать
с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и
опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «яконцепции»).
Приоритетная цель программы:
создание эмоционально-комфортной образовательной
среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков
обучающихся.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного
обучения в начальной школе.
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я-концепции детей,
устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с
педагогами.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30—45 мин., темп и продолжительность занятий
выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются.
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно
используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость
включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и
развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника
является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает
участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на
развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного
контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого
полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого
полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как
следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность,
непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы
упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения,
которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного
пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего
развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону
актуального развития.
Структура занятия.
Материал каждого занятия рассчитан на 30—45 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой
деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают,
что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается
устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы
разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность,
быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к
активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ,
МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только
способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы
познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не
только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы,
«добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами
русского языка.
6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты
зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер,
зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь,
логическое мышление, активизируются творческие способности.
или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. В первом классе время занятий –
30 мин, 2-4 классе-40 мин. Занятия можно проводить в группах по 8-10 человек. Помещение для
занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех
обучающихся, но и проводить подвижные игры.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений,
восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А также формирование
психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических
качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это
умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать
и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей
работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических
новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом,
интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать,
подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать
свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения,
ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуальноличностно-деятельностное развитие детей, что соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только
выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет,
форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия
мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и
распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или
больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является
формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания
вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять
запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать
определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных
знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а
именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление
закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения,
являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как
на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Планируемые результаты освоения курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Место коррекционного курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса – 268 часов: в 1 классе 66 часов (по 2 часа в неделю,
33 учебных недели), 2, 3, 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Направление курса: коррекционно-развивающая область.
Форма организации: практические занятия.
Ожидаемые результаты обучающихся по окончании курса:
На
момент На
момент На
момент На
момент У выпускников
поступления в окончания
1 окончания
2 окончания
3 начальной школы
школу
класса
класса
класса
Личностные УУД
Проявляет
Проявляет
Проявляет
Проявляет
Понимает
цель
самостоятельнос самостоятельнос самостоятельнос самостоятельнос обучения,
ть в игровой ть в разных ть в некоторых ть в учебной планирует
деятельности.
видах
детской видах учебной деятельности,
результат своей
Пытается
деятельности,
деятельности.
оценивает
деятельности
оценивать себя и оценивает
Оценивает
поступки детей и способен работать
свои поступки деятельность и деятельность
взрослых,
на результат с
поступки
не литературных
аргументирует
отсрочкой
его
только свои, но и персонажей
свой ответ
достижения.
своих
пытается
сверстников.
обосновывать
свои мысли
Открыто
Относиться
Относиться
Относиться
Умеет
относиться
ко открыто
ко открыто
ко открыто
ко адаптироваться к
внешнему миру, внешнему миру, внешнему миру, внешнему миру, динамично
не
всегда чувствует
чувствует свою чувствует
меняющемуся
чувствует
уверенность
в уверенность не уверенность
в миру, способен
своих силах во только в игровой своих силах в сделать
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
уверенность
своих силах
в внеурочной
деятельности
Взаимодействуе
т
со
сверстниками и
взрослыми через
участие
в
совместных
играх. В игре
способен вести
переговоры.
Пытается
сдерживать свои
эмоции
Взаимодействуе
т
со
сверстниками и
взрослыми через
совместную
игровую
или
учебную
деятельность.
Способен
договариваться и
учитывать
интересы
других,
сдерживает свои
эмоции
В рамках игры
обсуждает
возникающие
проблемы,
правила, может
поддержать
разговор
на
интересующую
его тему
Обсуждает
проблемы,
возникающие в
учебной игровой
деятельность,
может
поддержать
разговор
на
интересующую
его тему
Положительно
относится к себе
и окружающим.
Отзывчив
к
переживаниям
другого человека
Понимает
чувства других
людей
и
сопереживает
им,
понимает
оценки учителей
своим и чужим
поступкам
Проявляет
Принимает
и
инициативу
и сохраняет
самостоятельнос учебную задачу
ть в различных
видах
детской
деятельности
деятельности,
умеет
адаптироваться к
новым
ситуациям
учебной
деятельности,
умеет
адаптироваться к
новым
ситуациям
в
учебной
деятельности
Взаимодействует Взаимодействуе
со взрослыми и т
со
сверстниками на сверстниками и
основе
любой взрослыми, даже
совместной
не
имея
деятельности
совместной
умеет
деятельности,
договариваться о имея
целью
совместных
достигнуть
действиях
и какой-либо
плане
личной цели (Нсовместной
Р,
получить
деятельности
нужную
информацию,
совершить
покупку)
Обсуждает
Обсуждает
проблемы,
проблемы,
возникающие в избегает
интересующей
конфликты,
с
его
сфер,
с интересом
интересом
обсуждает
обсуждает
интересующие
интересующие
его
вопросы,
его
вопросы, расспрашивает
расспрашивает
взрослых о том.
взрослых
Что для него
важно
Способен
Доброжелательн
сочувствовать и о реагирует на
сопереживать,
замечания
принимает
способен
оценку
своим исправиться
в
поступкам
от ответ
на
сверстников
предложение
взрослого
Регулятивные УУД
С
помощью Способен
сам
педагога ставит поставить задачу
учебную задачу в
творческой
деятельности
связанной
с
учебной
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
личностный
выбор на основе
норм морали
Ориентируется в
социальных ролях
умеет
выстраивать
межличностные
взаимоотношения
.
Умеет находить
выход
из
конфликтной
ситуации,
договариваться о
взаимовыгодном
сотрудничестве,
обмене коллекций
и т.п.
Строит
свои
отношения
со
сверстниками и
взрослыми
на
основе
взаимопонимания
и поддержки
Ставит учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно
и
усвоено
учащимися,
и
того, что еще не
известно
Умеет выбирать
себе род занятий
и
выстраивать
внутренний план
действий
в
игровой
деятельности
Переносит
навыки
построения
внутреннего
плана действий
из
игровой
деятельности из
игровой
деятельности в
учебную
Проявляет
умения
произвольности
предметных
действий
Овладевает
способами
самооценки
выполнения
действий
Совместно
с
учителем
учитывает
выделенные
педагогом
ориентиры для
построения
внутреннего
плана действия в
учебном
материале
Адекватно
принимают
оценку
своей
деятельности со
стороны
Способен
самостоятельно
выстроить
внутренний план
действий
в
некоторых видах
учебной
деятельности
Самостоятельно
определяет
ориентиры
в
новом материале,
прогнозирует
результат учебной
деятельности
Планирует свои
действия
совместно
с
учителем,
анализирует
проблемы
и
результат
Умеет
планировать
последовательнос
ть
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата,
вносит изменения
в план с учетом
результата
предыдущего
действия
Коммуникативные УУД
Активно
Имеет
Формируются
Планирует
взаимодействует первоначальные навыки
учебное
со сверстниками навыки работы в совместной
сотрудничество
и взрослыми на группе:
учебной
совместно
с
основе
общей совместное
деятельности над учителем,
деятельности
обсуждение
проектом:
принимает
правил,
выполнение
участие
в
распределение
роли, заданной контроле чужой
ролей.
учителем,
деятельности,
помощь
осуществляет
товарищам
по рефлексию
проекту
Проявляет
любопытство ко
всему новому и
необычному
Умеет задавать
вопросы,
проявляет
не
только
любопытство, но
и
любознательност
ь
Способен
Умеет
договариваться, выслушать
и
учитывать
понять
точку
интересы других зрения другого,
в
игровой отстаивать свою
деятельности
Умеет задавать
вопросы,
чем
проявляет свою
любознательност
ь, умеет слушать
Умеет
сотрудничать со
сверстниками и
взрослыми
в
поисках
интересующей
информации
Частично
владеет
навыками
преодоления
конфликта
Чувствуя
приближения
конфликта
способен
его
избежать
или
быстро
нивелировать
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Планирует
учебное
сотрудничество
со сверстниками:
участвует
в
распределении
ролей,
составлении
плана
деятельности,
обсуждении
результатов.
рефлексии
Способен
поставить задачи
для
инициативного
сотрудничества
при поиске и
сборе
информации
Владеет
способами
разрешения
конфликта, может
стать
посредником
в
разрешении
Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества
усвоения знаний обучающимися при обучении всем школьным предметам.
Тематическое планирование занятий с обучающимися 1-х классов по развитию
познавательных процессов.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается
с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть
неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового
запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания,
выполнение которых предполагает использование практических действий.
№ Название блоков, модулей, разделов Количество
Содержание
п/п и тем программы
часов
Всего
1-2
Знакомство.
2
- Вводная беседа.
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Планы на будущее
3-4
Пояснение целей и задач занятий.
2
- Психотехнические игры и упражнения
Установление контакта.
на
снятие
психоэмоционального
напряжения, развития слухового и
зрительного восприятия, внимания.
(психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка»,
«нос,
пол,
потолок»,
«запрещенное движение», «бывает не
бывает»
- Рисование. Графический диктант.
5-6
Развитие концентрации внимания.
2
- Психогимнастика.
Развитие
пространственного
- Разминка (вопросы – ответы)
восприятия
и
сенсомоторной
- Выполнение упражнений и заданий в
координации
тетради.
Развитие навыков саморегуляции.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
7-8
Тренировка внимания
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций
- Выполнение упражнений и заданий в
Развитие
аналитических
тетради.
способностей
и
способности
- Динамическая пауза («Животные рассуждать.
растения», «Право - лево»)
- Графический диктант. Штриховка.
9-10 Тренировка слуховой памяти.
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«лево - право»)
- Графический диктант. Штриховка.
11-12 Тренировка зрительной памяти.
2
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Совершенствование мыслительных
операций.
13-14 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
15-16 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
17-18 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
19-20 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
21-22 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
2
23-24 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
25-26 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
Динамическая
пауза
(«Зайкибарабанщики», «Саймон сказал»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Зернышки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Тень», «Будь
внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
27-28 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
29-30 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
31-32 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
33-34 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
35-36 Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
37-38 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
39-40 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Животные - растения»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Саймон сказал»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Из чего»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
41-42 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
43-44 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
45-46 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
47-48 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
2
49-50 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
51-52 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
53-54 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
55-56 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
57-58 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
59-60 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
61-62 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
2
63-64 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
65-66 Подведение итогов.
Выявление
уровня
развития
внимания, памяти, воображения,
мышления.
Общее количество часов программе
2
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Зернышки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее
66
Тематическое
планирование занятий с обучающимися 2-х классов по развитию
познавательных процессов.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени,
чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности
детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных
заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
№ Название блоков, модулей, разделов Количество Содержание
п/п и тем программы
часов
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Всего
2
1-2
Обсуждение планов на будущее.
Постановка целей и задач на
учебный год.
3-4
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций
2
5-6
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
11-12 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
13-14 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
15-16 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
17-18 Развитие концентрации внимания.
2
7-8
9-10
2
- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения
на
снятие
психоэмоционального
напряжения,
(психогимнастика,
«снежный ком», «улыбка», «нос, пол,
потолок», «запрещенное движение»,
«бывает не бывает»
- Рисование.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Да – нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Животные растения», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Развитие
восприятия
координации
и
пространственного
сенсомоторной
19-20 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
21-22 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
23-24 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
25-26 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
27-28 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
29-30 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
31-32 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
33-34 Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
2
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали»,
«Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Я знаю пять ...»,
«Муха»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справ»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
35-36 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
37-38 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
39-40 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
41-42 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
43-44 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
45-46 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
47-48 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
49-50 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
51-52 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
2
2
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Из чего»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Развитие
способностей
рассуждать
и
аналитических
способности
53-54 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
55-56 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
57-58 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
59-60 Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
61-62 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
63-64 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
65-66 Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать
2
67-68 Подведение итогов.
Выявление
уровня
развития
внимания, памяти, воображения,
мышления.
Общее количество часов по программе
2
2
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Да нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа»,
«Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да-нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Что
будет, если...»)
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее
68
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Тематическое
планирование занятий с обучающимися 3-х классов по развитию
познавательных процессов.
В 3-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых
двух классах, коррекция имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение
акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач
для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для
целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по
содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем
ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на
развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
№ Название блоков, модулей, разделов Количество Содержание
п/п и тем программы
часов
Всего
1-2
Обсуждение планов на будущее.
2
- Вводная беседа.
Постановка целей и задач на
- Психотехнические игры и упражнения
учебный год.
на
снятие
психоэмоционального
напряжения,
(психогимнастика,
«снежный ком», «улыбка», «нос, пол,
потолок», «запрещенное движение»,
«Перекличка»)
- Рисование.
3-4
Развитие концентрации внимания.
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»)
5-6
Тренировка внимания
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций
- Выполнение упражнений и заданий в
Развитие
аналитических
тетради.
способностей
и
способности
- Динамическая пауза («Животные рассуждать.
растения», «Сосед справа», «Смена
имен»)
7-8
Тренировка
слуховой
памяти.
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
9-10 Тренировка зрительной памяти.
2
- Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных
- Разминка (вопросы – ответы)
операций.
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»)
11-12 Развитие логического мышления.
2
- Психогимнастика.
Развитие
умения
решать
- Разминка (вопросы – ответы)
нестандартные задачи.
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
13-14 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
15-16 Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
17-18 Развитие концентрации внимания.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
19-20 Тренировка
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций
2
21-22 Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
23-24 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
25-26 Развитие логического мышления.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
27-28 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали»,
«Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перечисли предметы на
букву..»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Скульптор»)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
29-30 Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
31-32 Развитие концентрации внимания.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
33-34 Тренировка внимания Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
35-36 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
37-38 Развитие логического мышления.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
39-40 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
41-42 Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
43-44 Развитие концентрации внимания.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
45-46 Тренировка
внимания
Совершенствование мыслительных
операций
2
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
Динамическая
пауза
(«Что
изменилось», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Развитие
аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
47-48 Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
2
49-50 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
51-52 Развитие логического мышления.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
53-54 Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
2
55-56 Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
57-58 Развитие концентрации внимания.
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации
2
59-60 Тренировка
внимания
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей
и
способности
рассуждать.
2
61-62 Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Закончи слово»,
«Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа»,
«Будь внимателен»)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
63-64 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
65-66 Развитие логического мышления.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
2
67-68 Подведение итогов. Выявление
уровня развития внимания, памяти,
воображения, мышления.
2
Общее количество часов по программе
68
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да-нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Перечисли
предметы », «Хор»)
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее
Тематическое планирование занятий с обучающимися 4-х классов по развитию
познавательных процессов.
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы,
лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому
курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя
логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых
формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к
истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию,
строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то,
что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а
процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого
учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают
для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся,
например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и
расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества
примеров к какому-либо положению; нахождение
нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального
способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую
приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного,
автоматического подхода учащихся к их решению, в других — растерянность при встрече с
задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на
развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более
разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную
активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,
оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и
широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
№ Название блоков, модулей, разделов Количество Содержание
п/п и тем программы
часов
Всего
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1-2
Постановка целей
учебный год.
и
задач
на
3-4
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций
2
5-6
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
2
7-8
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
9-10
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
2
11-12 Развитие логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
13-14 Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
2
15-16 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения
на снятие психоэмоционального
напряжения, (психогимнастика,
«снежный ком», «улыбка», «нос, пол,
потолок», «запрещенное движение»,
«Перекличка»)
- Рисование.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Животные растения», «Сосед справа», «Смена
имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
17-18 Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
19-20 Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций
2
21-22 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
23-24 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
25-26 Развитие логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
27-28 Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
2
29-30 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
31-32 Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
33-34 Тренировка внимания Тренировка
слуховой памяти.
2
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно
услышим и покажем, что услышали»,
«Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Скульптор»,
«Перечисли предметы на букву..»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон
сказал», «Футбол»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Совершенствование мыслительных
операций
35-36 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
37-38 Развитие логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
39-40 Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
2
41-42 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
43-44 Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
45-46 Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
2
47-48 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
2
49-50 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Я знаю…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
Динамическая
пауза
(«Море
волнуется», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
51-52 Развитие логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
53-54 Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
2
55-56 Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
57-58 Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
59-60 Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
2
61-62 Тренировка слуховой памяти..
Совершенствование мыслительных
операций
2
63-64 Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
2
65-66 Развитие логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
2
67-68 Поведение итогов.
2
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Мы собирались в поход»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре
стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол,
потолок», «Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Мы собирались в поход»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Цепочка слов»)
Интеллектуальный марафон.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Общее количество часов по программе
68
Приложение.
Описание психотехнических игр и упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств
внимания, снятия эмоционального напряжения.
1. « Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог
сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а
показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо
от того, что показывает ведущий.
2. «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала
правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача
детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает
ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
3. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться,
поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или
«Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять
команды только с этими фразами.
4. «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий
показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены»
движения.
5. «Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно
его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
6. « Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке,
сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» –
хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7. «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями,
повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
8. «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет,
который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так
дальше продолжается по кругу.
9. « Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы,
меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял
и вернуть на места.
10. « Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов,
словосочетания, предложения, скороговорки.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
11. « Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все
предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки,
не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять,
например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
12.
«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
13.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
14.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
15.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
16.
«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения,
даже самых фантастических
17.
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного –
хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина