МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Ритмика»
для обучающихся 2-4 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ритмика»
(коррекционно-развивающая область) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено темами, которые предлагаются для обязательного
изучения в 3-4 классах коррекционно-развивающего обучения для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной
работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического
развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа курса позволяет
учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса. У обучающихся с легкой умственной отсталостью
наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность
эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных
лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки).
Обучающимся свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии
различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой
сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. У детей с легкой
умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для
возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость,
эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость,
адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных
психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика,
в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Приоритетная цель программы:
- формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к
активной реализации своих способностей посредством коррекции психических и физических
недостатков, развития творческой самостоятельности через освоения двигательной
деятельности.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
•развитие умения слушать музыку;
• выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением и пением;
•развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки;
•привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
•овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая
шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
•усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический
тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
•овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением
ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
•формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие
мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности
движений;
•развитие мышления, творческого воображения и памяти;
• эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника;
•формирование положительной мотивации.
Обучение носит коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление
отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление,
формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного
процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания.
Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы обучающихся,
дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
-коррекция – развитие двигательной памяти;
-коррекция – развитие внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
-развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование умения преодолевать трудности;
-воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
-формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового
восприятия.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического
развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию
положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма),
эстетическому воспитанию.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса – 102 часа: 2, 3 и в 4 классах по 34 часа (1 час в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: коррекционно-развивающая область.
Форма организации: практические занятия с использованием гимнастических ковриков,
музыкального сопровождения, спортивного инвентаря, музыкального проигрывателя.
Содержание курса внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область)
2-4 классы
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.1. Правильное исходное положение.
1.2. Ходьба и бег по ориентирам.
1.3. Построение и перестроение.
1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Раздел 4.Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел 5.Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
5.2. Разучивание детских танцев.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
(коррекционно-развивающая область) «Ритмика» на уровне начального общего
образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика».
• Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в
строю.
• Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
• Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Минимальный уровень:
• Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
• ходить свободным естественным шагом;
• выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
• Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
• ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
• ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
• выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-4 КЛАССЫ
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Упражнения на ориентировку в
7
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibloc
пространстве
k/248/2488b04fbd603e523858d54634b5
2c67.pdf
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yOHcuNEM38B_8
3. Упражнения с детскими музыкальными
7
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03yинструментами.
OHcuNEM38B_8
4. Музыкальные игры.
4
5. Танцевальные упражнения.
8
Итого
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и
п/п
тем программы
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
Упражнения на ориентировку в пространстве
1.1 Введение. Что такое ритмика.
1
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibl
ock/248/2488b04fbd603e523858d546
34b52c67.pdf
1.2 Правильное исходное положение.
1
.
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
1.3
1.4
1.5
1.6
Ходьба и бег по ориентирам.
Построение и перестроение.
Построение и перестроение.
Движение
по
залу
в
направлениях.
1.7
Перестроение в круг из шеренги.
разных
Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1 Ходьба и бег с высоким подниманием
бедра.
2.2
Общеразвивающие упражнения.
1
1
1
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
2
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
1
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
2.3
Упражнения на координацию движений.
1
2.4
Наклоны, выпрямление и повороты
головы.
Круговые движения плечами.
1
2.5
1
Упражнения на движения рук в разных
1
направлениях без предметов.
2.7 Упражнения на движения рук в разных
1
направлениях с предметами.
2.8 Упражнения на расслабление мышц шеи
1
и туловища.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1 Поочередное сжимание в кулак и
1
разжимание пальцев рук с изменением
темпа музыки.
3.2 Одновременное сжимание в кулак и
1
разжимание пальцев рук с изменением
темпа музыки.
3.3 Отстукивание простых ритмических
1
рисунков
на
музыкальных
инструментах.
3.5 Игра
на
музыкальных
детских
1
инструментах.
3.6 Упражнения для кистей рук.
1
3.7 Игра на детских музыкальных детских
1
инструментах.
Музыкальные игры.
4.1 Игра на металлофоне.
1
4.2 Отстукивание простых ритмических
1
рисунков
на
музыкальных
инструментах.
4.3 Поочередное
и
одновременное
1
сжимание в кулак и разжимание пальцев
рук с изменением темпа музыки.
4.4 Поочередное
и
одновременное
1
сжимание в кулак и разжимание пальцев
рук с изменением темпа музыки.
Танцевальные упражнения.
5.1 Передача притопами, хлопками и
1
другими движениями резких акцентов в
музыке.
5.2 Передача в движениях игровых образов.
1
5.3 Игры
с
пением
и
речевым
1
сопровождением.
2.6
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Элементы русской пляски. Простой
хороводный шаг.
5.5 Исполнение притопов одной ногой и
поочередно.
5.6 Музыкальные игры с предметами.
5.7 Разучивание детских танцев.
5.8 Разучивание детских танцев.
Общее количество часов по программе
5.4
1
1
1
1
1
34
3 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
Упражнения на ориентировку в пространстве
1.1 Введение. Что такое ритмика.
1
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibl
ock/248/2488b04fbd603e523858d546
34b52c67.pdf
1.2 Основные
танцевальные
правила.
1
.
Приветствие. Постановка корпуса.
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
Первый
подход
к
ритмическому
исполнению (хлопки, выстукивания,
притоп).
1.4 Ритмично
исполняем
различные
мелодии.
1.5 Ритмично
исполняем
различные
мелодии.
1.6 Понятие о правой, левой руке, правой,
левой стороне. Повороты и наклоны
корпуса.
1.7 Основные танцевальные точки, шаги.
Диагональ, середина.
Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1 Понятие о рабочей и опорной ноге.
1.3
2.2
Простейшие танцевальные элементы.
Танцевальный шаг, подскоки вперед,
назад, галоп.
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
1
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
2.3
Простейшие танцевальные элементы.
Танцевальный шаг, подскоки вперед,
назад, галоп.
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
2.4
Ритмические танцевальные комбинации
1
2.5
Ритмические танцевальные комбинации
1
2.6
Ритмические танцевальные комбинации
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
Синхронность и координация
1
движений, используя танцевальные
упражнения.
2.8 Синхронность и координация
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
движений, используя танцевальные
y-OHcuNEM38B_8
упражнения.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1 Упражнения для развития плавности и
1
мягкости
движений.
Пластичная
гимнастика.
3.2 Упражнения для развития плавности и
1
мягкости
движений.
Пластичная
гимнастика.
3.3 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с
1
приседанием, приставной, с притопом.
3.5 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с
1
приседанием, приставной, с притопом.
3.6 Танцевальный бег (ход на полу пальцах).
1
Упражнения
для
профилактики
плоскостопия.
3.7 Танцевальный бег (ход на полу пальцах).
1
Упражнения
для
профилактики
плоскостопия.
Музыкальные игры.
4.1 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.2 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.3 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.4 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
Танцевальные упражнения.
5.1 Постановка танцев
1
5.2 Постановка танцев
1
2.7
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
5.3 Постановка танцев
5.4 Постановка танцев
5.5 Постановка танцев
5.6 Постановка танцев
5.7 Постановка танцев
5.8 Постановка танцев
Общее количество часов по программе
1
1
1
1
1
1
34
4 КЛАСС
№
п/п
Название блоков, модулей, разделов и
тем программы
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
Упражнения на ориентировку в пространстве
1.1 Введение. Что такое ритмика.
1
http://www.eurekatomsk.ru/upload/ibl
ock/248/2488b04fbd603e523858d546
34b52c67.pdf
1.2 Основные
танцевальные
правила.
1
.
Приветствие. Постановка корпуса.
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
Первый
подход
к
ритмическому
исполнению (хлопки, выстукивания,
притоп).
1.4 Ритмично
исполняем
различные
мелодии.
1.5 Ритмично
исполняем
различные
мелодии.
1.6 Понятие о правой, левой руке, правой,
левой стороне. Повороты и наклоны
корпуса.
1.7 Основные танцевальные точки, шаги.
Диагональ, середина.
Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1 Понятие о рабочей и опорной ноге.
1.3
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://youtu.be/Tg1_sgg9WYE
1
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
2
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
1
https://psychlib.ru/mgppu/MMv/MV
M-001.HTM#$p1
2.2
Простейшие танцевальные элементы.
Танцевальный шаг, подскоки вперед,
назад, галоп.
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
2.3
Простейшие танцевальные элементы.
Танцевальный шаг, подскоки вперед,
назад, галоп.
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
2.4
Ритмические танцевальные комбинации
1
2.5
Ритмические танцевальные комбинации
1
2.6
Ритмические танцевальные комбинации
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
y-OHcuNEM38B_8
Синхронность и координация
1
движений, используя танцевальные
упражнения.
2.8 Синхронность и координация
1
https://youtu.be/PJzvdpzMmN4?si=03
движений, используя танцевальные
y-OHcuNEM38B_8
упражнения.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1 Упражнения для развития плавности и
1
мягкости
движений.
Пластичная
гимнастика.
3.2 Упражнения для развития плавности и
1
мягкости
движений.
Пластичная
гимнастика.
3.3 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с
1
приседанием, приставной, с притопом.
3.5 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с
1
приседанием, приставной, с притопом.
3.6 Танцевальный бег (ход на полу пальцах).
1
Упражнения
для
профилактики
плоскостопия.
3.7 Танцевальный бег (ход на полу пальцах).
1
Упражнения
для
профилактики
плоскостопия.
Музыкальные игры.
4.1 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.2 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.3 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
4.4 Игровые двигательные упражнения с
1
предметами.
Танцевальные упражнения.
5.1 Постановка танцев
1
5.2 Постановка танцев
1
5.3 Постановка танцев
1
5.4 Постановка танцев
1
5.5 Постановка танцев
1
2.7
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
5.6 Постановка танцев
5.7 Постановка танцев
5.8 Постановка танцев
Общее количество часов по программе
1
1
1
34
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина