МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Этикет»
для обучающихся 2-4 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(начальное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Пояснительная записка
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Этикет» относится части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений и является обязательным для изучения. В соответствии с учебным
планом рабочая программапо учебному предмету «Этикет» во 2-4 классах рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 часа в неделю) в каждом классе.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее
время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень
нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит
элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации
и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания самореализации, развитию их культурного уровня.
Задачи:
формировать нравственные понятия;
познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя
и другого человека;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков окружающих;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение различных
видов этикета (больший акцент делается на речевой этикет), приучение школьников к выполнению
правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой
деятельности, решения проблемных ситуаций. Знания и навыки, которые приобретут обучающиеся
на данных занятиях, позволят им быть полноценной личностью, вежливой, способной свободно
общаться в обществе с окружающими его людьми.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и
мультимедийных материалов, иллюстраций).
При организации учебного процесса учитываются психолого-педагогический особенности
обучающихся.
Способы контроля знаний
Контроль знаний и умений осуществляется с помощью практических заданий при анализе
речевых ситуаций, дидактических игр, итоговых уроков.
Технологии
Формы и виды деятельности игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно - ролевые
игры; просмотр видеосюжетов; посещение выставочных залов и музеев, театра, библиотеки;
праздники, конкурсы, тематические встречи.
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных
поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа- размышление, посещение
музейных экспозиций).
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов
кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
-Практические (игровые практикумы).
Межпредметные связи
Урок «Этикет» тесно связан с такими предметами, как «Речевая практика», «Русский язык»,
«Мир природы и человека», «Чтение».
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию
гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию
добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями
и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития школы содержит теоретические положения по
формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовнонравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни
интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную,
внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других
местах. Основные правила довольно просты, но детям с умственной отсталостью нелегко их освоить.
Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию
и избегут казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной
личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом раннем возрасте чувствовал себя уверенным.
Программа «Этикет» учит обучающихся:
Знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических
нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп.
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной
социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных
знаний и начинает их ценить.
Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета,
приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им
соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными знаниями в области
этики и этикета и закрепить их на практике.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического
характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде
работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в
процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с
умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
осознание себя как гражданина России;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского
народа;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Личностные:
Овладение начальными первичными навыками адаптации
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Формирование бережного отношения к материальным ценностям
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных
целей.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету
«Этикет» на конец обучения
2-3 классы
Минимальный уровень:
различение хороших и плохих поступков;
представление о правилах поведения в образовательной организации;
уважение родителей, старших;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
Достаточный уровень
умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и
проанализировать его;
иметь представление о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице,
в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважать родителей, старших, доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
установление дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;
иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямств;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения,
использования грубых и нецензурных слов и выражений).
4 класс
Минимальный уровень:
начальные представления о моральных нормах и правилах;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе;
выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Достаточный уровень:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как
хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные БУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД:
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Коммуникативные БУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Содержание предмета
2 класс
Школьный этикет
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила
поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё
поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его
людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его
характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий
«дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами
общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с
учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои
суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их
высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие
«трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения
трудиться. Организация труда.
БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть
ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие «гигиена». Правила
личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.
Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт».
Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон,
интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 класс
Этика общения
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает
фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и
трудно. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью,
добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью,
сочувствием и т.д. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Высказывания детей, особенно о тех, кого
не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих
характеристик учителем. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные
правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и
считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Подчеркнуть как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку,
рассказ.
Этикет
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой
мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Этикет – свод правил поведения человека в разных
жизненных ситуациях. Знакомство с правилами школьного этикета. Разрабатывается ряд правил
поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в
библиотеке. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не
было крика, чтобы нравилось быть дома. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно
мешать ее течению, засорять ее поток. Классный «Огонек» с праздничным столом.
Этика отношений с окружающими
Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает
мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Рисование
любимых героев песен. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое
мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в
других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед
другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что
интересно, что не любит. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства,
поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые
определяют наши отношения ко всему окружающему. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем
общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Занятие в виде
праздника. Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый
сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень
разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Занятие проводится по традиционной
методике. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек. Задание на будущее и цель, как достичь
намеченное. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять
себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
4 класс
Этика общения
Оглянись внимательно вокруг. Решение нескольких педагогических задач, в которых
рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях
человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы
поведения, поступки характеризуют человека к личности.
Умение быть самим собой. Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее
необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Что достойно гражданина. Рассматривание понятий гражданин, гражданственность,
гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя
блага или радости других – шаг гражданина.
Даже будни может труд сделать праздничными днями. Труд воспитывает человека, а плоды
его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не
только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже
труд.
Праздник школьного вальса. Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его
устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю
правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Этикет
«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин. Рассматривание истории русского этикета.
Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области
культуры взаимоотношений людей.
Твой стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю
поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в
коллективе.
Мальчики. Девочки. Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для
девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Поиграем и подумаем. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии.
Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность.
Ролевые игры.
Когда какое слово молвить. Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый
человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как
оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
За общим столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести
себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Доброта и доброжелательность. Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость,
отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть
доброты.
Этика отношений с окружающими
«Поспешай делать добро». (народная мудрость). Игровые моменты. Ролевые игры.
Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли,
мыслите, думайте, творите Добро!»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). Жизнь предлагает
разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое
достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий
большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор
злу.
Родительский дом. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости,
несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается
море человеческого долга.
Любите ваших матерей. Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти.
Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете
своих мам».
«Поздравляем наших мам». «Огонек», посвященный мамам.
О тех, кто сердце отдал людям. Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя.
Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших
и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Умей быть щедрым. Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и
забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Праздник благодарности. Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на
хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Этика отношений в коллективе
Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции Тема 28. Присмотритесь друг к
другу. На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все
за одного – надежно, радостно, легко.
Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились
отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Я, ты, мы. Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность
интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
О дружбе мальчиков и девочек. Разговор о нормах этического отношения мальчиков и
девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое
согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Не хуже других. Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми
ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
«Скажи себе сам». Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив
каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Храни достоинство свое повсюду, человек! Разговор за круглым столом. Обмен мнениями,
суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет
недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего
достоинства.
Содержание разделов
2 класс
№
Количествочасов Контрольные
п/п Название раздела
работы
(количество)
1.
Школьный этикет
8
2.
Правила общения
11
3.
Внешкольный этикет
15
Итого:
34
3 класс
№
Количествочасов Контрольные
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
п/п Название раздела
1.
Этика общения
2.
Этикет
3.
Этика отношений с окружающими
4.
Этика отношений в коллективе
Итого:
8
7
12
7
34
работы
(количество)
-
4 класс
№
п/п Название раздела
1.
Этика общения
2.
Этикет
3.
Этика отношений с окружающими
4.
Этика отношений в коллективе
Итого:
Количествочасов Контрольные
работы
(количество)
8
9
9
8
34
-
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
№
Тема предмета
Колво
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Дифференциация видов деятельности
Программное содержание
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Школьный этикет- 8 часов
1
Правила поведения на
уроке и на перемене.
1
2
Правила поведения на
уроке и на перемене.
1
3
Правила
поведения
гардеробе.
Правила
поведения
столовой.
Правила поведения в
библиотеке
1
Правила
поведения
в школьном дворе.
1
4
5
6
1
1
по
коррекционным Работа по коррекционным
Правила поведения в школе, Работа
на уроке, на перемене, в карточкам
по
правилам карточкам
по правилам
столовой. Приход в школу без поведения на уроке и на поведения на уроке и
опозданий,
правильная перемене.
Просмотр
на
организация работы на уроке, презентации. Работа по
перемене. Просмотр
учебное сотрудничество.
дидактическому материалу.
презентации. Работа по
Школьные перемены как
дидактическому материалу.
время активного отдыха, игры.
по
коррекционным Работа по коррекционным
Правила поведения в школе, Работа
на уроке, на перемене, в карточкам
по
правилам карточкам
по правилам
столовой. Приход в школу без поведения на уроке и на поведения на уроке и
опозданий,
правильная перемене.
Просмотр
на
организация работы на уроке, презентации. Работа по
перемене. Просмотр
учебное сотрудничество.
дидактическому материалу.
презентации. Работа по
Школьные перемены как
дидактическому материалу.
время активного отдыха, игры.
Поведение в гардеробе
Просмотр
презентации.
Просмотр
презентации.
Практическая работа.
Практическая работа.
Поведение в столовой,
Сюжетно-ролевая
игра. Сюжетно-ролевая игра.
правила поведения за столом. Практическая работа.
Практическая работа.
Правила
поведения
в Просмотр презентации. Экскурсия. Просмотр презентации.
Работа по вопросам.
Экскурсия. Работа по
библиотеке.
вопросам.
Практическая работа. Беседа по
Правила
поведения
в Практическая работа. Беседа по
наглядному материалу.
наглядному материалу.
школьном дворе
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
7
Как вести себя на улице
и дома.
1
8
Как вести себя на улице
и дома.
1
9
Что такое «добро и зло».
1
10 «Ежели вы вежливы».
1
11 Добрые и не добрые
дела.
12 Ты и твои друзья.
1
13 Помни о других – ты не
один на свете.
14 Заповеди.
1
15 Дал слово - держи!
16 Дал слово - держи!
17 «Дружба
каждому
нужна.
Дружба
верностью сильна».
18 «Дружба
каждому
нужна.
Дружба
верностью сильна».
1
1
1
1
1
1
Правила поведения на улице и Просмотр презентации. Работа по Просмотр презентации. Работа
дома
дидактическому материалу. Рисунок. по дидактическому материалу.
Рисунок.
Правила поведения на улице и Просмотр презентации. Работа по Просмотр презентации. Работа
дома
дидактическому материалу. Рисунок. по дидактическому материалу.
Рисунок.
Правила общения – 11 часов
Понятия
Закрепление изученного
Закрепление изученного
материала. Просмотр
материала. Просмотр
«доброжелательность»,
презентации. Беседа.
«вежливость».
Отношениепрезентации. Беседа. Творческая
работа.
Творческая работа.
человека к окружающим его
людям. Понятия «мимика», Работа по
коррекционным
Работа по
коррекционным
«жесты», «поза». Отражение в карточкам. Практическая работа.
карточкам. Практическая
мимике,
жестах,
позах
работа.
человека его характера и Просмотр мультфильма. Беседа.
Просмотр мультфильма.
отношения к людям. Игра Рисунок.
Беседа. Рисунок.
«Угадай по мимике мое Просмотр
презентации.
Просмотр
презентации.
настроение».
СодержаниеСюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра.
понятий
«дружба»
и Беседа. Пение песни. СюжетноБеседа. Пение песни.
«одноклассники».
Законы ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра.
дружбы. Тестирование «мой Просмотр презентации. Беседа.
Просмотр презентации.
друг».
Знакомство
с Составление краткого рассказа.
Беседа.Составление краткого
правилами
общения,
рассказа.
представления и обращения. Работа в парах. Игра.
Работа в парах. Игра.
Разыгрывание
ситуаций. Работа в парах. Игра.
Работа в парах. Игра.
Проигрывание
ситуаций Работа в парах. Игра.
Работа в парах. Игра.
общения
с
учителем.
Знакомство с историей имён,
появлением
фамилий.
Работа в парах. Игра.
Работа в парах. Игра.
Обращение к одноклассникам.
Изучение
поступков
сказочных героев. Умение
вести
диалог,
спор.
Знакомство
с
правилами
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
приветствия и прощания.
Моделирование ситуаций.
19 Преданный друг.
1
20 О доброте и бессердечие.
1
21 О доброте и бессердечие.
1
22 Об
уважительном
отношениик старшим.
23 Об
уважительном
отношениик старшим.
24 О зависти и скромности.
1
25 О
доброте
жестокосердии.
26 О
доброте
жестокосердии.
27 Золотые правила.
и
1
и
1
28 Учимся
понимать
настроение другого, по
внешним признакам.
29 Учимся
понимать
настроение другого, по
внешним признакам.
30 Учимся
находить
хорошее в человеке,
даже если он нам не
нравится.
31 Учимся
находить
хорошее в человеке,
1
1
1
1
Внешкольный этикет- 15 часов
Общение с незнакомыми Закрепление изученного.Просмотр Закрепление изученного.
Просмотр мультфильма.
людьми. Правила поведения вмультфильма. Беседа.
Беседа.
городе.
Моделирование
ситуаций. Соблюдение правил Этическая
беседа. Просмотр
Этическая
беседа. Просмотр
дорожного
движения. социального ролика.
социального ролика.
Сигналы светофора. ПонятиеПросмотр презентации. Игровые
Просмотр презентации.
«общественный транспорт». ситуации. Беседа.
Игровыеситуации. Беседа.
Проигрывание
ситуаций Чтение
рассказа.
Беседа. Чтение
рассказа. Беседа.
поведения
в
транспорте. Творческая работа.
Творческая работа.
Знакомство
с
правилами Просмотр
презентации. Беседапо Просмотр
презентации.
поведения
в
гостях. вопросам.
Беседа по вопросам.
Разыгрывание.
Ситуации. Просмотр
презентации. Беседапо Просмотр
презентации.
Усвоение
стандартныхвопросам.
Беседа по вопросам.
приёмов эстетических форм Просмотр
презентации. Беседапо Просмотр
презентации.
общения.
вопросам.
Беседа по вопросам.
Работа по
коррекционным
Работа по
коррекционным
карточкам. Работа в парах.
карточкам. Работа в парах.
. Работа
по
коррекционным Работа по
коррекционным
карточкам. Работа в парах.
карточкам. Работа в парах.
1
Работа по
коррекционным
карточкам. Работа в парах.
Работа по
коррекционным
карточкам. Работа в парах.
1
Работа с наглядным материалом.
Просмотр социального ролика.
Работа
с
наглядным
материалом.
Просмотр
социального ролика.
1
Работа с наглядным материалом.
Просмотр социального ролика.
Работа
с
материалом.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
наглядным
Просмотр
социального ролика.
даже если он нам не
нравится.
32 В мире мудрых мыслей.
1
33 В мире мудрых мыслей.
1
34 В мире мудрых мыслей.
1
Работа с наглядным материалом.
Просмотр социального ролика.
Работа
с
наглядным
материалом.
Просмотр
социального ролика.
Чтение
рассказа.
Беседа. Чтениерассказа.
Беседа.
Творческая работа.
Творческая работа.
Чтение
сказок.
Работа Чтениесказок. Работа
по
повопросам. Подвижные игры.
вопросам. Подвижные игры.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
№
Тема предмета
Колво
часов
3 КЛАСС
Дифференциация видов деятельности
Программное содержание
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Этика общения (8 часов)
1
Здравствуйте все!
1
2
Будем беречь друг друга.
1
3
Дружим
словами.
1
с
добрыми
небольшие устные составляют
небольшие
«Здравствуйте!»
Что составляют
устные
монологические
высказывания.
означает это слово? Встреча с
монологические высказывания.
феей Добра. Есть страна, где
хозяйничает фея Зла. Она Идентифицируют
себя
сИдентифицируют себя с
сделала так,
что
люди принадлежностью к народу, стране, принадлежностью к народу,
разучились беречь друг друга. государству;
проявляют
в стране, государству; проявляют
В этой стране все печально и конкретных
ситуациях в конкретных ситуациях
трудно. Жадность заменяется доброжелательность
доверие, доброжелательность доверие,
щедростью,
зависть
–внимательность, помощь и др.; внимательность, помощь и др.;
доброжелательностью,
приводят примеры в качестве приводят примеры в качестве
расположенностью,
доказательства
выдвигаемых доказательства выдвигаемых
добродушием. Грубость –положений;
положений;
нежностью,
лаской, анализируют
и
характеризуют анализируют и характеризуют
снисходительностью.
эмоциональные состояния и чувства эмоциональные состояния и
Жестокость
–
жалостью, окружающих,
чувства окружающих,
сочувствием и т.д. Учимся проявляют
терпение
проявляют
терпение
видеть
добрые
поступки
и
и
вокруг. Высказывания детей, доброжелательность
в
споре, доброжелательность в споре,
особенно о тех, кого не всегда доверие к собеседнику деятельности; доверие
к
собеседнику
любят и замечают в классе, вступают в учебный диалог с деятельности;
всего того хорошего, чего он учителем,
одноклассниками, вступают в учебный диалог с
заслужил. Дополнение этих участвуют в общей
беседе, учителем,
одноклассниками,
характеристик
учителем. соблюдая правила
участвуют в общей
беседе,
Чтобы
быть
приятными речевого поведения.
соблюдая правила
окружающим и себе, надо
речевого поведения.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
4
Любим
поступки.
добрые
1
соблюдать
определенные
правила. Главное из них –
проявлять уважение к другому
человеку: уметь видеть его
настроение и считаться с ним,
уметь поддержать интерес,
считаться с желанием другого,
уступать ему. Подчеркнуть
как интересно в классе, когда
каждый
имеет
свою
изюминку, и всем от этого
хорошо. Устраивается общий
праздник
общения,
где
каждый дарит коллективу
подарок: выдумку, песенку,
рассказ.
соотносят поступок с
моральной нормой оценивают
ситуации с точки зрения правил
поведения и этики; вступают в
учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвуют в
общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения.
5
Подари дело и слово
доброе.
1
6
Умеем общаться.
1
проявляют интерес к культуре и
истории своего народа, родной
страны, оценивают ситуации с
точки зрения правил поведения и
этики, проявляют в конкретных
ситуациях
доброжелательность,
доверие, внимательность, помощь
и др.,
7
Каждый интересен.
1
эмоциональные состояния и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом;
выделяют
общее
и
частное (существенное
и
несущественное), целое и часть,
общее и различное в изучаемых
объектах, описывают объект:
соотносят поступок с моральной
нормой, проявляют в конкретных
ситуациях
доброжелательность,
доверие, внимательность, помощь
и др.; составляют
небольшие
устные
монологические
высказывания.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Соотносят поступок
с
моральной нормой оценивают
ситуации с точки зрения
правил поведения и этики;
вступают в учебный диалог с
учителем, одноклассниками,
участвуют в общей беседе,
соблюдая правила речевого
поведения.
соотносят поступок с
моральной нормой, проявляют
в конкретных ситуациях
доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др.;
составляют
небольшие
устные монологические
высказывания.
проявляют интерес к культуре
и истории своего народа,
родной страны, оценивают
ситуации с точки зрения
правил поведения и этики,
проявляют в конкретных
ситуациях доброжелательность,
доверие, внимательность,
помощь и др.,
эмоциональные состояния
и чувства
окружающих, строят
свои
взаимоотношения с их
учетом; выделяют
общее
передают его внешние
характеристики, используя
выразительные средства языка.
8
Подарок коллективу.
дедушки
1
10 За столом с дедушкой
Этикетом.
1
11 Школьные
1
9
Премудрости
Этикета.
1
правила
способность к самооценке
своих действий; вступают в
учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвуют в
общей беседе, соблюдая
правила речевого
поведения.
(существенное
и частное
и
несущественное), целое и
часть, общее и различное в
изучаемых объектах,
описывают объект: передают
его внешние характеристики,
используя
выразительные средства языка.
способность к
самооценке
своих действий; вступают в
учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвуют
в общей беседе, соблюдая
правила речевого
поведения.
Этикет (7 часов)
основные
различают
основные
Этикет
–
свод
правил различают
нравственноэтические
понятия,
нравственноэтические
поведения человека в разных
понятия, оценивают свои и
жизненных
ситуациях. оценивают свои и чужие
честно, чужие поступки(стыдно,
Постижение этой мудрости, поступки(стыдно,
виноват,
поступил
правильно
и др.); честно, виноват, поступил
чтобы достойно жить среди
правильно и др.);
людей. Этикет – свод правил
свои
и
чужие оценивают свои и чужие
поведения человека в разных оценивают
поступки (стыдно, честно, виноват, поступки (стыдно, честно,
жизненных
ситуациях.
поступил правильно и др.);
виноват, поступил правильно
Знакомство
с
правилами
вступают в учебный диалог с и др.); вступают в учебный
школьного
этикета.
с
учителем,
учителем,
одноклассниками, диалог
Разрабатывается ряд правил
участвуют в общей беседе, одноклассниками, участвуют
поведения в общественных
в общей беседе,
соблюдая
соблюдая правила речевого
местах: на улице, в магазине, в
правила
речевого
поведения.
транспорте, в театре, в музее, в
поведения.
библиотеке.
Обсуждение соотносят поступок с
соотносят
поступок с
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
этикета.
12 Когда рядом много
людей.
1
13 Как решать семейные
проблемы.
1
14 Чистый ручеек вашей
речи.
1
волнующих детей семейных моральной нормой, оценивают
моральной
нормой,
проблем: чтобы не произошла ситуации с точки зрения правил оценивают ситуации с точки
зрения правил поведения и
ссора, чтобы не было крика, поведения и этики; анализируют
результаты
опытов,
этики;
анализируют
чтобы нравилось быть дома.
результаты
опытов,
Речь
должна
быть элементарных исследований;
элементарных исследований;
полноводной, как река, ничто
свои
и
чужие оценивают свои и чужие
не должно мешать ее течению, оценивают
засорять ее поток. Классный поступки (стыдно, честно, виноват, поступки (стыдно, честно,
правильно
и
др.); виноват, поступил правильно и
«Огонек» с праздничным поступил
выражают
положительное
столом.
др.); выражают положительное
отношение к процессу познания, отношение к процессу
проявляют
терпение
и познания, проявляют терпение
доброжелательность
в споре
и доброжелательность в
(дискуссии), доверие к собеседнику
споре (дискуссии), доверие к
(соучастнику) деятельности;
собеседнику (соучастнику)
деятельности;
различают основные нравственно- различают
основные
этические понятия, оценивают нравственно-этические
ситуации с точки зрения правил понятия, оценивают ситуации
поведения и этики;
с точки зрения правил
удерживают цель деятельности до поведения и этики;
получения ее результата;
удерживают
цель
вступают в учебный диалог с деятельности до получения
учителем,
одноклассниками, ее результата;
участвуют в общей беседе, вступают в учебный диалог с
учителем, одноклассниками,
соблюдая правила речевого
участвуют в общей беседе,
поведения.
соблюдая
правила
речевого поведения.
проявляют в конкретных
проявляют в конкретных
ситуациях доброжелательность
ситуациях
доверие, внимательность, помощь доброжелательность доверие,
и др.; анализируют
и
внимательность, помощь и
исправляют деформированный
др.; анализируют и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
15 Встречаем Новый год.
1
16 Инструктаж по т/б.
Добро – это наше
творение.
1
17
1
Отворите волшебные
двери добра и доверия.
18
1
Хорошие песни к добру
ведут.
текст: находят ошибки, дополняют, исправляют деформированный
изменяют,
текст: находят ошибки,
восстанавливают логику изложения. дополняют, изменяют,
восстанавливают логику
изложения.
оценивают
свои достижения, оценивают
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач; самостоятельность,
инициативу, ответственность,
владеют
монологической и
причины неудач; владеют
диалогической формами речи.
монологической и
диалогической формами речи.
Этика отношений с окружающими (12 часов)
основные
различат
основные
Обсуждение ситуаций: «Я различат
нравственно- этические
плачу, когда …», «Я смеюсь, нравственно- этические понятия,
понятия,
когда …», «Я радуюсь, когда применяют таблицы, схемы,
применяют таблицы, схемы,
…» Душевные силы могут модели для получения
изменить
жизненные информации; составляю небольшие модели для получения
ситуации: чтобы не остаться устные монологические
информации; составляю
высказывания.
одиноким, добро украшает
небольшие устные
мир, делает его разнообразнее.
монологические высказывания.
Волшебные двери сердца – проявляют понимание и уважение проявляют понимание и
двери добра и доверия. к ценностям
культур
других уважение к ценностям
Рисование любимых героев народов, оценивают ситуации с культур других народов,
песен.
Размышление
о точки зрения правил поведения и оценивают ситуации с точки
главном в человеке. Все мы этики, проявляют в конкретных зрения правил поведения и
доброжелательность, этики, проявляют в конкретных
разные, у каждого свое ситуациях
мироощущение
и доверие, внимательность, помощь ситуациях доброжелательность,
представление
о
жизни. и др.;
доверие, внимательность,
Каждый
человек
помощь и др.;
индивидуален. Вглядываясь в соотносят поступок с
соотносят поступок с
моральной нормой;
себя и в других, мы моральной нормой; владеют
монологической
и
задумываемся о хорошем и
владеют монологической и
плохом. Диалог, в котором диалогической формами речи
диалогической формами речи
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
19
1
Вглядись в себя, сравни
с другими.
20
1
Помоги понять себя.
21
1
О настоящем и
поддельном.
дети раскрываются друг перед
другом: где живет, с кем
проводит время, какая семья,
что больше всего любит
делать дома, что интересно,
что не любит. Настоящее – это
то, что реально существует и
влияет на наши чувства,
поступки, жизнь. И это не
только все живое: люди,
животные, природа, но и
понятия, которые определяют
наши отношения ко всему
окружающему. Часто ли всей
семье собираемся и обсуждаем
общие
и
наболевшие
проблемы?
Тепло
дома
должно согревать всех его
обитателей. Занятие в виде
праздника. Цветы – это живое
воплощение, отклик Родины
на наше чувство, живая
ниточка, связывающая нашу
жизнь с местом, где мы
родились. Итоговое занятие –
праздник весны и песни.
идентифицируют
себя
с
принадлежностью к народу,
стране, государству;
анализируют и характеризуют
эмоциональные состояния и
чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом,
проявляют в конкретных
ситуациях доброжелательность,
доверие, внимательность, помощь
и др.;
себя
с
принадлежностью к народу,
стране, государству;
анализируют
и
характеризуют эмоциональные
состояния и чувства
окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом,
проявляют в конкретных
ситуациях доброжелательность,
доверие, внимательность,
помощь и др.;
идентифицируют
себя
идентифицируют
себя
с
с
принадлежностью к народу,
принадлежностью к
стране,
народу,
государству; выражают
стране,
положительное отношение к
государству; выражают
процессу познания;
положительное отношение к
выявляют
особенности
процессу познания;
(качества, признаки) разных
выявляют
особенности
объектов в процессе
(качества, признаки) разных
их рассматривания (наблюдения);
объектов в процессе
их рассматривания
(наблюдения);
идентифицируют
себя
идентифицируют
себя
с
с
принадлежностью к народу,
принадлежностью к народу,
стране, государству;
стране, государству;
оценивают ситуации с точки
оценивают ситуации с
зрения правил поведения и этики; точки зрения правил
поведения и этики;
стремятся
к
красоте,
готовы поддерживать состояние стремятся к красоте, готовы
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
идентифицируют
окружающей среды и своего
здоровья;
22
1
Тепло родного дома.
23 Моя большая семья.
1
Поздравляем наших
мам.
25 Наши девочки
1
24
26
Моя Родина
1
1
поддерживать состояние
окружающей среды и своего
здоровья;
осознают себя как гражданина, осознают себя как
как представителя определённого гражданина, как
народа, определённой культуры, представителя определённого
интерес и уважение к другим народа, определённой
народам;
культуры, интерес и уважение
к другим народам;
находят дополнительную
находят дополнительную
информацию, используя
информацию, используя
справочную литературу;
справочную литературу;
анализируют
и исправляют
анализируют
и
деформированный
текст:
исправляют деформированный
находят ошибки, дополняют,
текст: находят ошибки,
изменяют,
дополняют, изменяют,
восстанавливают логику изложения.восстанавливают логику
изложения.
Оценивают свои достижения,
Оценивают свои достижения,
самостоятельность, инициативу,
самостоятельность,
ответственность, причины неудач; инициативу,
выстраивают последовательность
ответственность, причины
необходимых
операций
неудач; выстраивают
(алгоритм действий);
последовательность
владеют
монологической
необходимых
операций
и
(алгоритм действий);
диалогической формами речи
владеют монологической
и
диалогической формами речи
Оценивают свои достижения,
Оценивают свои достижения,
самостоятельность, инициативу,
самостоятельность,
ответственность, причины неудач; инициативу,
выстраивают последовательность
ответственность, причины
необходимых
операций
неудач; выстраивают
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
(алгоритм действий);
владеют
монологической
и
диалогической формами речи
27 Когда солнце тебе
улыбается.
1
28
1
последовательность
необходимых
операций
(алгоритм действий);
владеют монологической
и
диалогической формами речи
осознают себя как гражданина, осознают себя как
как представителя определённого гражданина
народа, определённой культуры, как
представителя
интерес и уважение к другим определённого
народа,
народам;
определённой
культуры,
стремятся к красоте, готовы интерес и уважение к другим
поддерживать
состояние народам;
окружающей среды и своего стремятся к красоте, готовы
здоровья;
поддерживать
состояние
находят
дополнительную окружающей среды и своего
информацию,
используя здоровья;
справочную литературу;
находят
дополнительную
оценивают
свои достижения, информацию,
используя
самостоятельность, инициативу, справочную литературу;
ответственность, причины неудач; оценивают
свои
вступают в учебный диалог с
достижения,
учителем, одноклассниками,
самостоятельность,
участвуют в общей беседе,
инициативу,
соблюдаяправила
речевого
ответственность, причины
поведения.
неудач; вступают в учебный
диалог с учителем,
одноклассниками,
участвуют в общей беседе,
соблюдаяправила
речевого
поведения.
Этика отношений в коллективе (7 часов)
себя
идентифицируют
себя
Постановка
задачи: идентифицируют
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Что такое коллектив
29 Коллектив начинается с
меня.
1
30 Подарок коллективу.
1
31 Секретные советы
девочкам
и мальчикам.
1
с
преодолеть все плохое в
принадлежностью
к
коллективе. Каждый намечает
народу,
стране,
государству;
свой путь, каждый сам себе
дает задание в этом пути. И способны к самооценке своих
радость тоже общая. Как жить действий, оценивают ситуации с
в коллективе, будучи очень точки зрения
поведения
и
этики,
разными?
Что
считать правил
терпение
и
хорошим в коллективе, что проявляют
в
споре
плохим? Занятие проводится доброжелательность
доверие
к
по традиционной методике. (дискуссии),
(соучастнику)
Вопросник
отдельно
для собеседнику
мальчиков и девочек. Задание деятельности;
на будущее и цель, как достичь оценивают
собственную
намеченное. Путешествие по учебную деятельность:
свои
лабиринту
мудрых достижения, самостоятельность
откровений, которые помогли инициативу, ответственность,
нам лучше понять себя, причины неудач; планируют (в
с
других, стать строже к себе и сотрудничестве
и одноклассниками
добрее, снисходительнее к учителем
другим, помогли стать умней и или самостоятельно) необходимые
операции,
добрей.
Заключительный действия,
действуют
по плану;
праздник со всеми элементами
этической направленности.
с
принадлежностью
к
народу, стране, государству;
способны к самооценке своих
действий,
оценивают
ситуации с точки зрения
правил поведения и этики,
проявляют
терпение
и
доброжелательность в споре
(дискуссии),
доверие
к
собеседнику
(соучастнику) деятельности;
оценивают
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность
инициативу,
ответственность, причины
неудач; планируют
(в
сотрудничестве
с
учителем и
одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действуют
по
плану;
соотносят
поступок
с соотносят
поступок
с
моральной нормой, анализируют и моральной
нормой,
характеризуют
эмоциональные анализируют и характеризуют
состояния и чувства окружающих, эмоциональные состояния и
строят
свои взаимоотношения чувства окружающих, строят
с их учетом; вступают в учебный свои взаимоотношения с их
диалог
с
учителем, учетом; вступают в учебный
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
32
1
Скажи себе сам.
33
1
Вот и стали добрей и
умней.
34 Школе посвящается.
1
одноклассниками, участвуют в диалог
с
учителем,
общей беседе,
соблюдая
одноклассниками, участвуют
правила
речевого поведения.
в общей беседе,
соблюдая
правила
речевого
поведения.
проявляют понимание и
проявляют понимание и
уважение к ценностям культур
уважение к ценностям
других народов,
культур других народов,
способны к самооценке своих
способны к самооценке своих
действий; применяют таблицы,
действий; применяют
схемы, модели для
таблицы, схемы, модели для
получения информации;
получения информации;
соотносят поступок с
соотносят поступок с
моральной нормой, оценивают
моральной нормой,
ситуации с точки зрения правил
оценивают ситуации с
поведения
и этики,
точки зрения правил
проявляют
терпение
поведения
и
и доброжелательность
этики,
в
споре
проявляют
(дискуссии), доверие к
терпение
и
собеседнику
доброжелательность
в
(соучастнику) деятельности;
споре
анализируют
и исправляют (дискуссии), доверие к
деформированный
текст:
собеседнику
находят ошибки,
дополняют, (соучастнику) деятельности;
изменяют,
анализируют
и
восстанавливают логику изложения.
исправляют
деформированный
текст:
находят
ошибки,
дополняют,
изменяют,
восстанавливают логику
изложения.
оценивают
собственную
оценивают
собственную
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
учебную деятельность: свои
достижения, самостоятельность
инициативу, ответственность,
причины неудач; оценивают
уровень владения тем или иным
учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не
умею?»);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
учебную
деятельность: своидостижения,
самостоятельность
инициативу, ответственность,
причины неудач; оценивают
уровень владения тем или
иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»);
№
Тема предмета
Колво
часов
4 КЛАСС
Дифференциация видов деятельности
Программное содержание
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Этика общения (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
Оглянись внимательно
вокруг.
Умение быть самим
собой.
Что
достойно
гражданина.
Даже будни может труд
сделать праздничными
днями.
Школьный
вальс
–
история народа.
Праздник
школьного
вальса.
Приглашение к зеркалу.
«Свет – мой
зеркальце,
скажи…»
1
Оглянись внимательно вокруг. Проявляют нравственные качества к Проявляют нравственные
Решение
нескольких поведению человека.
качества к поведению человека.
педагогических
задач,
в Воспитывают чувство совести.
Воспитывают чувство совести.
которых
рассматриваются
качества людей: гордость, Рассматривают понятие гражданин, Рассматривают понятие
скромность,
достоинство. гражданственность, гражданская гражданин,
Вывод:
в
проявлениях активность.
гражданственность,
человека,
его
поведении
гражданская активность.
проступают
нравственные Учатся быть трудолюбивыми.
Учатся быть трудолюбивыми.
качества характера, то есть
различные формы поведения,
поступки
характеризуют Проявляют интерес к культуре и
Проявляют интерес к культуре
человека к личности.
истории своего народа.
и истории своего народа.
Умение быть самим собой. Проявляют в конкретных
Проявляют в конкретных
Совесть воспитать трудно. А ситуациях доброжелательность, ситуациях
обманывать
легко.
Тем доверие, внимательность, помощь доброжелательность, доверие,
упорнее необходимо бороться и др.,
внимательность, помощь и др.,
за чистоту этого важнейшего
свойства души.
Что достойно гражданина.
Рассматривание
понятий
гражданин,
гражданственность,
гражданская
активность.
Определение своей роли в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
«Обычай – деспот меж
людей» А.С. Пушкин
10 Твой стиль поведения.
9
жизни школы, класса, в любом
действии во имя блага или
радости
других
–
шаг
гражданина.
Даже будни может труд
сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а
плоды его труда украшают
жизнь. Не случайно говорят:
«Где нет труда, сады там не
цветут». Труд – это не только
физическая работа. Трудиться
приходится карандашом над
книгой… воспитание себя –
тоже труд.
Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе
устроят
праздник,
будь
активным его устроителем!»
роль вальса в школьной
жизни.
Приглашение
к
зеркалу.
Каждый задает волшебный
вопрос: «Ну-ка, зеркальце,
скажи,
да
всю
правду
доложи…» зеркало должно
быть доброжелательным и
тактичным.
Этикет (9 часов)
«Обычай – деспот меж людей» Изучают историю русского этикета. Изучают историю русского
А.С. Пушкин. Рассматривание
этикета.
истории русского этикета. Изучают, что свойственно стилю Изучают, что свойственно
Нормы этикета складывались воспитанного человека.
стилю воспитанного человека.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
11 Школьный стиль
поведения.
12 Мальчики. Девочки.
13 Поиграем и подумаем.
14 Когда какое слово
молвить.
15 За общим столом.
16 Доброта.
17 Доброжелательность.
постепенно
в
результате Придумывают систему отношений Придумывают систему
отбора из правил поведения в в коллективе.
отношений в коллективе.
области
культуры Изучение важных советов в этике Изучение важных советов в
взаимоотношений людей.
поведения для мальчиков и для
этике поведения для мальчиков
Твой
стиль
поведения. девочек.
и для девочек.
Разобраться, что же должно и Высказывают впечатления о
Высказывают впечатления о
что
не
должно
быть незнакомом человеке по
незнакомом человеке по
свойственно стилю поведения фотографии. Учатся проявлять
фотографии. Учатся проявлять
воспитанного
человека. доброжелательность, к любому
доброжелательность, к любому
Работа
с
пословицами. человеку.
человеку.
Придумывание
системы Учатся проявлять понимание и
Учатся проявлять понимание и
отношений в коллективе.
уважения к людям.
уважения к людям.
Мальчики. Девочки. Отбор Обсуждают необходимость
Обсуждают необходимость
наиболее важных советов в сервировки праздничного стола, сервировки праздничного
этике
поведения
для умения вести себя за столом.
стола, умения вести себя за
мальчиков и для девочек.
столом.
Обыгрывание: у девочек и Различают основные нравственные Различают основные
мальчиков по свитку, в понятия: доброта – глубокое и
нравственные понятия: доброта
которые они записывают свои широкое понятие – чуткости,
– глубокое и широкое понятие
отзывчивость, деликатность по
– чуткости, отзывчивость,
советы.
деликатность по отношению к
Поиграем
и
подумаем. отношению к другим людям.
другим людям.
Высказывание впечатлений о
Различают
основные
нравственные
Различают основные
незнакомом
человеке
по
нравственные понятия,
фотографии. Убеждение в том, понятия, доброжелательность –
составная
часть
доброты.
доброжелательность –
что в мерке о любом человеке
составная часть доброты.
должна
присутствовать
доброжелательность. Ролевые
игры.
Когда какое слово молвить.
Умение
разговаривать
–
искусство весьма не простое.
Каждый
человек
несет
ответственность
за
произнесенное
слово.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
18 «Поспешай делать
добро».
(народная мудрость)
19 «Думай хорошо, и
мысли созреют в добрые
поступки» (Л.Н.
Толстой)
20 Родительский дом.
21 Любите ваших матерей.
Печали,
Бестактное слово – угроза
здоровью, так как оно больно
ранит,
угроза
мирным
отношениям, начало взаимных
обид и ссор.
За общим столом. Обсуждение
необходимости
сервировки
праздничного стола, умения
вести
себя
за
столом.
Организация стола общими
усилиями.
Закрепление
навыков этикета.
Доброта
и
доброжелательность. Доброта
– глубокое и широкое понятие
– чуткость, отзывчивость,
деликатность по отношению к
другим
людям,
а
доброжелательность
–
составная часть доброты.
Этика отношений с окружающими (9 ч)
«Поспешай
делать Изучают изречения, пословицы на
добро». (народная мудрость).тему добра.
Игровые моменты. Ролевые
игры. Изречения, пословицы Обсуждают необходимость
на тему добра. Назначение защищать доброе и в себе, и в
человека – творить добро. других. Решительно давать отпор
Призыв:
«Люди
Земли, злу.
мыслите, думайте, творите Анализируют ситуацию «Как
Добро!»
избежать проявления в семье лени».
«Думай хорошо, и Обсуждают ситуацию «Отчего
мысли созреют в добрые грустнеют мамины глаза? Как
поступки» (Л.Н. Толстой).сократить минуты грусти».
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
22 «Поздравляем наших
мам».
23 О тех, кто сердце отдал
людям.
24 Умей быть щедрым.
25 Праздник
благодарности.
26 Добрыми делами
славен
человек.
Жизнь предлагает разные Выражают положительное
ситуации, и очень важно отношение к маме, бабушке.
думать, как поступить. Суметь Вспоминают о воевавших и
защитить свое человеческое отстоявших нашу Родину от бед и
достоинство. Противостоять невзгод.
злу,
несправедливости, Устанавливают разницу между
наказать зло – добрый «быть щедрым» и «быть добрым».
поступок,
требующий Любовь и забота о других – вот
большого
мужества. основа человеческой щедрости.
Необходимо защищать доброе Участвуют в обсуждении о
и в себе, и в других. человеческой щедрости.
Решительно давать отпор злу. Обсуждают зачем нужны добрые
Родительский
дом.дела.
Ролевые игры. Как избежать
проявления в семье лени.
Грубости,
несдержанности,
каприз,
претензий.
Повседневные обязанности –
это капли, из которых
сливается море человеческого
долга.
Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины
глаза? Как сократить минуты
грусти. Печали, душевных
огорчений
наших
мам?
Разыгрывание
ситуаций.
Анкета «Насколько вы знаете
своих мам».
«Поздравляем наших
мам». «Огонек», посвященный
мамам.
О тех, кто сердце отдал
людям. Любовь, как и доброта,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
должна
быть
активной,
проявлять себя. Самая чистая,
действенная и светлая любовь
– это любовь к матери и к
Родине. Разговор о воевавших
и отстоявших нашу Родину от
бед и невзгод.
Умей быть щедрым.
Установит разницу между
«быть щедрым» и «быть
добрым». Любовь и забота о
других
–
вот
основа
человеческой
щедрости.
Ролевые игры.
Праздник
благодарности.
Участие
каждого в празднике, внесение
своих предложений. Добрыми
делами славен человек.
Работа с изречениями.
Для осмысления себя – анкета
с
целью
увидеть
и
откликнуться на хорошее,
остановиться,
подумать,
чтобы знать, куда и как
двигаться дальше.
27
Расскажи мне обо мне.
28
Присмотритесь друг к
другу.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Расскажи
мне обо Изучают, что свойственно стилю
мне.Проведение
повоспитанного человека.
сложившейся традиции Тема Обсуждают сказки об охотнике и
28. Присмотритесь друг к приходят к выводу. Что вместе, в
другу. На базе сказки об коллективе, где один за всех и все за
охотнике прийти к выводу. одного – надежно, радостно, легко.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
Изучают, что свойственно
стилю воспитанного человека.
Обсуждают сказки об охотнике
и приходят к выводу. Что
вместе, в коллективе, где один
за всех и все за одного –
29
Подарок коллективу.
30
Я, ты, мы.
31 О дружбе мальчиков и
девочек.
32 Не хуже других.
33 «Скажи себе сам».
34 Храни достоинство свое
повсюду, человек!
Что вместе, в коллективе, где
один за всех и все за одного –Оценивают собственную учебную
надежно, радостно, легко.
деятельность: свои достижения,
Подарок
коллективу. самостоятельность
Коллективная деятельность, в инициативу, ответственность,
которой проявляется, как причины неудач.
сложились отношения детей,
подведение итогов навыков Соотносят поступки с моральной
этического поведения.
нормой, анализируют и
Я, ты, мы. Стремление к тому, характеризуют эмоциональные
чтобы
товарищество, состояния и чувства окружающих.
солидарность,
единство,
общность интересов, общие Проявляют уважение и понимание к
дела
легли
в
основу своим одноклассникам и
отношений
в
детском одноклассницам.
коллективе.
О дружбе мальчиков и Соотносят свои поступки с
девочек. Разговор о нормах моральной нормой, оценивают
этического
отношения ситуации с точки зрения правил
мальчиков и девочек. Работа с поведения и этики, проявляют
таблицей
требований
к терпение и доброжелательность в
мальчикам
и
девочкам. споре к собеседнику.
Каждый аргументирует свое
согласие или несогласие с Оценивают свои нравственные
пунктами таблицы.
качества, важные для человека.
Не хуже других. Ролевые
Обсуждают достойные качества
игры. Работа с изречениями.
человека, свои достижения и
Принцип: покупаю, добываю.
обретения своего достоинства.
Костьми ложусь, а захватываю
только для того, чтобы
выглядеть «не хуже людей», –
очень опасный принцип.
«Скажи себе сам». Написать
пять нравственных качеств,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
надежно, радостно, легко.
Оценивают собственную
учебную деятельность: свои
достижения,
самостоятельность
инициативу, ответственность,
причины неудач.
Соотносят поступки с
моральной нормой,
анализируют и характеризуют
эмоциональные состояния и
чувства окружающих.
Проявляют уважение и
понимание к своим
одноклассникам и
одноклассницам.
Соотносят свои поступки с
моральной нормой, оценивают
ситуации с точки зрения
правил поведения и этики,
проявляют терпение и
доброжелательность в споре к
собеседнику.
Оценивают свои нравственные
качества, важные для человека.
Обсуждают достойные
качества человека, свои
достижения и обретения
своего достоинства.
важных
для
человека.
Напротив
каждого
–
собственная оценка себя.
Ролевые игры.
Храни
достоинство
свое
повсюду, человек! Разговор за
круглым
столом.
Обмен
мнениями,
суждениями,
знаниями в поисках общего
решения
проблемы.
Достойный человек не тот, у
кого нет недостатков. А тот, у
кого
есть
достоинство.
Наметить путь достижения и
обретения своего достоинства.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина