Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" Рассмотрен на заседании педагогического УТВЕРЖДЕН совета МБОУ ПГО «СОШ №16» Протокол № 9 от 20.05.2024 г. Приказ от 23.05.2024 г. № 107/1 -Д ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП, вариант 7.2) на 2024 – 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область, 2024 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1 Пояснительная записка План внеурочной деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 16» на 2024/2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, установленными федеральными государственными образовательными стандартами. План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286); - Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023); - Федеральная образовательная программа начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 372); - Федеральная рабочая программа воспитания начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые акты в области образования; - Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020); - Положение «Об организации внеурочной деятельности». Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 2 деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ ПГО «СОШ № 16» (до 1320 академических часов за четыре года обучения). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ ПГО «СОШ № 16». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности сформирован МБОУ ПГО «СОШ № 16» с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 7 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований). Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ ПГО «СОШ № 16» учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3 особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Общий объем внеурочной деятельности (включая коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 7 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР) не превышает 10 часов в неделю. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей МБОУ ПГО «СОШ № 16». Количество часов в год всего Учебный план 1 2 3 4 - Обязательная часть учебного плана 748 748 782 2938 34 34 - 101 693 782 782 782 3039 Внеурочная деятельность, включая 330 коррекционно-развивающие занятия 340 340 340 1350 Учебные недели 34 34 34 135 Часть, формируемая образовательных отношений 660 участниками 33 Всего учебных часов на учебный период 33 В организации внеурочной деятельности участвуют все педагоги МБОУ ПГО «СОШ № 16». Коррекционно-развивающая область включает логопедические, психокоррекционные, дефектологические занятия, ритмику. Логопедические занятия - коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся с ЗПР. Психокоррекционные занятия - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Дефектологические занятия - развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); коррекция недостатков развития учебнопознавательной деятельности обучающихся. Ритмика -обеспечение общего развития младших школьников, направленного на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 4 деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель. Внеурочная деятельность в 1-4 классах организуется по следующим направлениям развития личности: - спортивно-оздоровительная деятельность; - проектно-исследовательская деятельность; - коммуникативная деятельность; - художественно-эстетическая творческая деятельность; - «учение с увлечением!». В основу результатов внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Курсы внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам триместров. Формы промежуточной аттестации курсов внеурочной деятельности представлены в таблице: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5 Формы аттестации Предметы, курсы, модули промежуточной 3 класс Разговоры о важном Собеседование Движение есть жизнь! Соревнование Рукотворный мир Творческий проект 4 класс Разговоры о важном Собеседование Учусь создавать проекты Защита проекта Моя информационная культура Тестирование Мой друг- иностранный язык Тестирование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 6 План внеурочной деятельности (недельный) Направление внеурочной деятельности Учебные курсы Коррекционно-развивающая область Спортивно-оздоровительное Проектно-исследовательское Художественно-эстетическое Коммуникативная деятельность Учение с увлечением! Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия Ритмика Движение есть жизнь! Учусь создавать проекты Рукотворный мир Разговоры о важном Мой друг-иностранный язык ИТОГО недельная нагрузка План внеурочной деятельности (годовой) Направление внеурочной деятельности Учебные курсы Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия Ритмика Движение есть жизнь! Учусь создавать проекты Рукотворный мир Разговоры о важном Мой друг-иностранный язык ИТОГО недельная нагрузка Спортивно-оздоровительное Проектно-исследовательское Художественно-эстетическое Коммуникативная деятельность Учение с увлечением! Количество часов в неделю 1в 3в 4в 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 10 10 10 Количество часов в год 1в 3в 4в 66 68 68 68 68 68 68 68 68 33 34 34 0 34 0 34 0 34 34 34 34 34 34 34 0 0 34 330 340 340 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 7 Направления и формы внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности (ВД) Коррекционноразвивающая область Спортивнооздоровительная деятельность Формы организации внеурочной деятельности Названия программы цель практическое занятие Логопедические занятия коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся с ЗПР. практическое занятие Психокоррекционные занятия повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики. практическое занятие Дефектологические занятия развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. практическое занятие Ритмика обеспечение общего развития младших школьников, направленного на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Учебный курс физической культуры, соревнования. Движение есть жизнь! формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 8 Проектноисследовательская деятельность Художественноэстетическая, творческая деятельность Коммуникативная деятельность экспедиции, практики, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. Учусь проекты создавать углубление знаний и представлений по выбранной теме проекта, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению выбранного предмета, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание культуры безопасности работы в сети «Интернет», эстетического и нравственного отношения к окружающей информации. творческие мастерские; выставки творческих работ. Рукотворный мир расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. дискуссионный клуб Разговоры о важном развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 9 Учение с увлечением! учебный курс факультатив, клуб любителей иностранного языка. Мой другиностранный язык совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для обучающихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие понимания важности владения иностранным языком в современном мире, углубление интереса к его изучению. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 10