Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" Рассмотрен на заседании педагогического УТВЕРЖДЕН совета МБОУ ПГО «СОШ №16» Протокол № 9 от 20.05.2024 г. Приказ от 23.05.2024 г. №107/1 -Д ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП, вариант 7) на 2024 – 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область, 2024 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1 Пояснительная записка План внеурочной деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 16» на 2024/2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, установленными федеральными государственными образовательными стандартами. План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287); - Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025), - Федеральная образовательная программа основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370); - Федеральная рабочая программа воспитания основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые акты в области образования; - Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020); - Положение «Об организации внеурочной деятельности». Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 2 деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ ПГО «СОШ № 16» (до 1750 академических часов за пять лет обучения). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ ПГО «СОШ № 16». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности сформирован МБОУ ПГО «СОШ № 16» с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Цель внеурочной деятельности: - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; - создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы основного общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ ПГО «СОШ № 16» учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3 тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. - Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю, 5 часов из которых выделяются на обязательные коррекционные курсы в соответствии с программой коррекционной работы. Количество часов в год Учебный план всего 5 6 7 9 Обязательная часть учебного плана 986 1020 1088 1122 4216 Часть, формируемая образовательных отношений 68 34 68 34 204 Всего учебных часов на учебный период 1054 1054 1156 1156 4420 Внеурочная деятельность, включая коррекционно-развивающую область 340 340 272 306 1258 Учебные недели 34 34 34 34 136 участниками В организации внеурочной деятельности участвуют все педагоги МБОУ ПГО «СОШ № 16». Коррекционно-развивающая область включает коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)». Цель занятий -диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель. Внеурочная деятельность в 5-9 классах организуется по следующим Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 4 направлениям развития личности: - ВД, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (классные часы); - ВД, направленная на развитие личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся; - ВД по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся; - ВД по формированию функциональной грамотности, проектная деятельность; - ВД, направленная на развитие личности, профориентацию, предпрофильную подготовку. Выбор форм организации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР подчиняется следующим требованиям: преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося с ЗПР в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); организация проектной и исследовательской деятельности (в том числе экспедиции, практики), экскурсий (в музеи, парки, на предприятия и другие), походов, деловых игр и другое; учет специфики познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с ЗПР, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; обеспечение гибкого режима занятий (продолжительность, последовательность); использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. В основу результатов внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5 начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Курсы внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам триместров. Формы промежуточной аттестации курсов внеурочной деятельности представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации 5 класс Разговоры о важном собеседование Моя безопасность тестирование Рукотворный мир творческий проект Юный кулинар творческий конкурс 6 класс Разговоры о важном собеседование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 6 Россия-мои горизонты собеседование Информатика вокруг нас тестирование Моя безопасность тестирование Рукотворный мир творческий проект 7 класс Разговоры о важном собеседование Россия-мои горизонты собеседование В мире музыкальных звуков творческий конкурс История родного края творческий проект 8 класс Разговоры о важном собеседование В мире права тестирование Россия-мои горизонты собеседование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 7 План внеурочной деятельности (недельный) Направление внеурочной деятельности Учебные курсы Коррекционно-развивающая область Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» Коррекционный курс: «Логопедические занятия» Разговоры о важном ВД, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (классные часы) ВД, направленная на развитие личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся ВД по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся ВД, направленная на развитие личности, профориентацию, предпрофильную подготовку Количество часов в неделю 5в 6в 6г 7в 8в 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 В мире права История родного края В мире музыкальных звуков Рукотворный мир Информатика вокруг нас Моя безопасность 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 0 Юный кулинар Россия- мои горизонты 2 0 0 0 0 0 1 1 1 1 ИТОГО недельная нагрузка 10 10 10 9 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 8 План внеурочной деятельности (годовой) Направление внеурочной деятельности Учебные курсы 5в Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» Коррекционный курс: «Логопедические занятия» ВД, направленная на организационное Разговоры о важном обеспечение учебной деятельности (классные часы) ВД, направленная на развитие личности, ее В мире права способностей, удовлетворения История родного края образовательных потребностей и интересов, В мире музыкальных звуков самореализации обучающихся Рукотворный мир Информатика вокруг нас ВД по обеспечению безопасности жизни и Моя безопасность здоровья обучающихся ВД, направленная на развитие личности, Юный кулинар профориентацию, предпрофильную подготовку Россия- мои горизонты ИТОГО недельная нагрузка Количество часов в год 6в 6г 7в 8в Коррекционно-развивающая область 102 102 102 102 102 68 68 68 68 68 34 34 34 34 34 0 0 0 34 0 0 0 0 34 34 0 0 0 34 34 0 34 34 0 0 34 0 34 0 0 34 34 34 0 0 68 0 340 0 34 340 0 34 340 0 34 306 0 34 306 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 9 Направления и формы внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности (ВД) Формы организации внеурочной деятельности Коррекционноразвивающее Коррекционный курс Названия программы цель «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. «Логопедические занятия» ВД, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (классные часы) Дискуссионный клуб Разговоры о важном развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе ВД, направленная на развитие личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и творческая мастерская Рукотворный мир расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 10 интересов, самореализации обучающихся музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов. В мире музыкальных звуков расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых. факультативный курс краеведения; творческие проекты История края расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине". учебный курс практической направленности В мире права формирование обучающихся учебный курс практической направленности. Информатика вокруг нас развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации ВД по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся учебный курс практической направленности. Моя безопасность научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать со знанием дела. ВД, направленная на развитие личности, профориентацию, профориентационные игры (игрысимуляции, деловые игры, квесты, кейсы); Россия – мои горизонты Юный кулинар активизация самоопределения формирование у родного правовой компетентности профессионального обучающихся и них основ карьерной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 11 предпрофильную подготовку экскурсии на предприятия; посещение ярмарок профессий и профориентационных парков; изучение специальных цифровых ресурсов грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения); формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 12