Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" Рассмотрен на заседании педагогического УТВЕРЖДЕН совета МБОУ ПГО «СОШ №16» Протокол № 9 от 20.05.2024 г. Приказ от 23.05.2024 г. № 107/1-Д ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область, 2024 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1 Пояснительная записка План внеурочной деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 16» на 2024/2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, установленными федеральными государственными образовательными стандартами. План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286); - Федеральная образовательная программа начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 372); - Федеральная рабочая программа воспитания начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 372); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые акты в области образования; - Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020); - Положение «Об организации внеурочной деятельности». Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ ПГО «СОШ № 16» (до 1320 академических часов за четыре года обучения). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МБОУ ПГО «СОШ № 16». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 2 Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности сформирован МБОУ ПГО «СОШ № 16» с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Цель внеурочной деятельности: - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; - создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ ПГО «СОШ № 16» учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3 организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации внеурочной деятельности начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Количество часов в год Учебный план Обязательная часть учебного плана Часть, формируемая образовательных отношений всего 1 2 3 4 660 748 748 782 2938 34 34 - 101 участниками 33 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Внеурочная деятельность 297 272 272 272 1113 Учебные недели 33 34 34 34 135 В организации внеурочной деятельности участвуют все педагоги МБОУ ПГО «СОШ № 16». Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель. Внеурочная деятельность в 1-4 классах организуется по следующим направлениям развития личности: - гражданско-патриотическое (духовно-нравственное); - спортивно-оздоровительная деятельность; - проектно-исследовательская деятельность; - коммуникативная деятельность; - художественно-эстетическая творческая деятельность; - информационная культура; - интеллектуальные марафоны; - «учение с увлечением!». В основу результатов внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 4 социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Курсы внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам триместров. Формы промежуточной аттестации курсов внеурочной деятельности представлены в таблице: Формы промежуточной Предметы, курсы, модули аттестации 2 класс Разговоры о важном Собеседование История родного края Творческий проект Мир шахмат Соревнование Становлюсь грамотным читателем: читаю, Тестирование думаю, понимаю Креативное мышление Тестирование 3 класс Разговоры о важном Собеседование Движение есть жизнь! Соревнование Рукотворный мир Творческий проект Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5 Я – путешественник Интеллектуальная игра Креативное мышление Тестирование 4 класс Разговоры о важном Собеседование Учусь создавать проекты Защита проекта Рукотворный мир Творческий проект Моя информационная культура Тестирование Креативное мышление Тестирование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 6 План внеурочной деятельности (недельный) Направление внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Коммуникативная деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением! ИТОГО недельная нагрузка Учебные курсы Количество часов в неделю 2а 3а 0 1 Движение есть жизнь! 1а 0 4а 0 Учусь создавать проекты История родного края Мир шахмат Рукотворный мир 0 0 0 4 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю Разговоры о важном Моя информационная культура Я – путешественник Креативное мышление 0 1 0 0 1 0 0 4 9 1 0 0 4 8 1 0 1 4 8 1 1 0 4 8 План внеурочной деятельности (годовой) Направление внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Учебные курсы Движение есть жизнь! 1а 0 Учусь создавать проекты История родного края Мир шахмат 0 0 0 Количество часов в год 2а 3а 0 34 0 34 34 0 0 0 4а 0 34 0 0 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 7 Художественно-эстетическая, творческая деятельность Коммуникативная деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением! ИТОГО недельная нагрузка Рукотворный мир Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю Разговоры о важном Моя информационная культура Я – путешественник Креативное мышление 132 0 34 34 0 34 0 0 33 0 0 132 297 34 0 0 136 272 34 0 34 136 272 34 34 0 136 272 Направления и формы внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности (ВД) Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Формы организации ВД Названия программы Учебный курс физической культуры, соревнования. Движение жизнь! Факультативный курс краеведения; игровая, экскурсии, круглые столы, дискуссии, миниисследования, творческие проекты "Достопримечатель История края Цель есть Формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. родного Расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине". Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 8 ности родного края" Художественноэстетическая, творческая деятельность Экспедиции, практики, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. Учусь создавать проекты Углубление знаний и представлений по выбранной теме проекта, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению выбранного предмета, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание культуры безопасности работы в сети «Интернет», эстетического и нравственного отношения к окружающей информации. Учебный курс факультатив; игрысоревнования в шахматы "Юные шахматисты" Мир шахмат Расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения. Творческие мастерские, выставки творческих работ. Рукотворный мир Расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 9 Коммуникативная деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система практических занятий). Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю Совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации; развитие творческой способности создавать необычные тексты. Дискуссионный клуб Разговоры о важном Развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Практические занятия с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смартчасов, наушников и других технических устройств Моя информационная культура Знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. Дискуссионный клуб «Я – путешественник» Расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений работать с информацией, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 10 представленной на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований. Учение с увлечением! Учебный курс практической направленности Креативное мышление Развитие познавательных способностей, функциональной грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов и развития универсальных учебных действий. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 11