Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" Рассмотрен на заседании педагогического УТВЕРЖДЕН совета МБОУ ПГО «СОШ №16» Протокол № 9 от 20.05.2024 г. Приказ от 23.05.2024 г. № 107/1-Д УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО (ИН), вариант 1) на 2024 – 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область, 2024 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" (далее - учебный план) для 1в,3в,4в классов (в которых в 2024-2025 учебном году проходят обучение обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по адаптированной основной образовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее – АООП УО (ИН)), соответствующую ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.122014 г. № 1599), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минпросвещения от 18.24.11.2022 № 1026), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план является частью АООП УО (ИН) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина" (далее – МБОУ ПГО «СОШ № 16») определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены обязательные предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит коррекционно-развивающая область, включающая как обязательные коррекционные курсы, определяемые ФГОС УО, так и курсы, определяемые МБОУ ПГО «СОШ № 16» с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его особых образовательных потребностей. Учебный план обеспечивает выполнение требований к организации режима образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает пролонгированные календарные сроки образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 2 При реализации АООП УО (ИН) созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания адаптированной образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Процесс инклюзивного обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, в котором обучающиеся осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу НОО, и организует занятия с обучающимся по адаптированной ООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в соответствии с расписанием уроков. Учебный год в МБОУ ПГО «СОШ № 16» начинается 02.09.2024г. и заканчивается 26.05.2025г. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умственной отсталостью. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность учебного года в 3-4 классах – 34 учебные недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, в 3 – 4 классах - 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, или среднему баллу и наименьшему баллу по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине второго триместра. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В 3-4 классах из части, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час на изучение предмета «Мир природы и человека». Формы организации образовательного процесса в рамках реализации АООП определяет МБОУ ПГО «СОШ № 16». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Психологическая азбука - развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания». Этикет - воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Количество часов учебного плана, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны, и их выбор определяется МБОУ ПГО «СОШ № 16». Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС УО является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными (групповыми) и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными курсами – ритмикой, коррекционными занятиями, логопедическими и психокоррекционными, а также дополнительными Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 4 – дефектологическими занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ ПГО «СОШ № 16», исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Логопедические занятия - формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия - формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Дефектологические занятия обучение словоизменению и словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых), развить общее понимание речи; формирование звуковой стороны речи. Ритмика - развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением; развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «СОШ № 16», которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется МБОУ ПГО «СОШ № 16» в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). В этом учебном году внеурочная деятельность в 1в,3в,4в классах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) осуществляется в объеме 3 часов, так как они проходят обучение в рамках инклюзии (классы коррекционно-развивающего обучения). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП УО (ИН) определяется образовательной организацией. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5 Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 21 мая 2024 г. N 347 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников»). Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с календарным графиком, начиная со 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 3, 4-х классов, проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ПГО «СОШ №16») и предполагает установление соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на момент окончания учебного года. Промежуточная аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Промежуточная аттестация является обязательной для всех обучающихся. Все предметы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются по триместрам. Курсы внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам триместров. Качество образования на уровне начального общего образования рассматривается как совокупность личностного, предметного и метапредметного результата. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации 3 класс Русский язык Административная контрольная работа Чтение Техника чтения Речевая практика Среднее арифметическое за триместры Математика Административная контрольная работа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 6 Мир природы и человека Среднее арифметическое за триместры Музыка Среднее арифметическое за триместры Изобразительное искусство Среднее арифметическое за триместры Адаптивная физическая культура Среднее арифметическое за триместры Ручной труд Творческая работа Психологическая азбука Среднее арифметическое за триместры Этикет Среднее арифметическое за триместры Разговоры о важном Собеседование Движение есть жизнь! Соревнование Рукотворный мир Творческий проект 4 класс Русский язык Административная контрольная работа Чтение Техника чтения Речевая практика Среднее арифметическое за триместры Математика Административная контрольная работа Мир природы и человека Среднее арифметическое за триместры Музыка Среднее арифметическое за триместры Изобразительное искусство Среднее арифметическое за триместры Адаптивная физическая культура Среднее арифметическое за триместры Ручной труд Творческая работа Психологическая азбука Среднее арифметическое за триместры Этикет Среднее арифметическое за триместры Разговоры о важном Собеседование Учусь создавать проекты Творческая работа Рукотворный мир Творческий проект Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (АООП УО (ИН)) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) Предметная область 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4.Искусство Учебный предмет Обязательная часть Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Ручной труд 5.Физическая культура 6. Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Психологическая азбука Этикет ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность Количество часов в неделю 1в 3в 4в всего 3 3 2 3 2 2 1 3 2 21 0 0 0 21 33 693 6 3 1 2 3 9 11 6 11 6 4 3 9 4 63 4 2 2 67 101 2257 18 9 3 6 9 3 4 2 4 2 1 1 3 1 21 2 1 1 23 34 782 6 3 1 2 3 3 4 2 4 2 1 1 3 1 21 2 1 1 23 34 782 6 3 1 2 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 8 направления Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Художественно-эстетическая, творческая деятельность Коммуникативная деятельность Итого курсы Движение есть жизнь! Учусь создавать проекты 0 1 1 0 0 1 1 2 Рукотворный мир 1 1 1 3 Разговоры о важном 1 30 1 32 1 32 3 94 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 9