Приложение к приказу от 23.05.2024 № 107/1-Д Изменения, которые вносятся в основную образовательную программу начального общего образования (приказ МБОУ ПГО «СОШ № 16» от 31.08.2023 г. № 192-Д) (вступают в силу с 1 сентября 2024 г.) 2. Содержательный раздел 2.1.9. Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") (далее соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по труду (технологии). Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Пояснительная записка. Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, приобретение практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий. Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о технологической культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к конструкторской и изобретательской деятельности; воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире; воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда; воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения: труд, технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома); конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации); ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: "Математика" (моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), "Изобразительное искусство" (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), "Окружающий мир" (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), "Родной язык" (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), "Литературное чтение" (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание обучения в 1 классе. Технологии, профессии и производства. 2 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера - условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи. Технологии ручной обработки материалов. Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: "на глаз" и "от руки", по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с использованием рисунков, графических инструкций, простейших схем. Чтение условных графических изображений (знание операций, способов и приемов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другие. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка "на глаз", отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц. Виды природных материалов (плоские - листья и объемные - орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. Конструирование и моделирование. Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла). 3 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ИКТ. Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать ее в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого человека; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с использованием графических инструкций учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям. Совместная деятельность способствует формированию умений: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. Содержание обучения во 2 классе. Технологии, профессии и производства. Рукотворный мир - результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, 4 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Технологии ручной обработки материалов. Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты - линейка, угольник, циркуль. Их функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной работы колющими инструментами (циркуль). Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги (биговка). Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструирование и моделирование. Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. ИКТ. Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. 5 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной инструкцией; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учетом указанных критериев; строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной формах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в работе; понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого человека; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. Содержание обучения в 3 классе. Технологии, профессии и производства. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии). 6 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов - жесткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный). Технологии ручной обработки материалов. Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), знание приемов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение измерений, расчетов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя - четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе с использованием конструктора по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора конструктора, их использование в изделиях, жесткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач 7 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина на мысленную трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот). ИКТ. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учетом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; 8 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. Содержание обучения в 4 классе. Технологии, профессии и производства. Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие). Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты. Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие). Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов. Технологии ручной обработки материалов. Синтетические материалы - ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными (измененными) требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и ее варианты ("тамбур" и другие), ее назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их 9 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина обработки в сравнении с освоенными материалами. Комбинированное использование разных материалов. Конструирование и моделирование. Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и другие). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. ИКТ. Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации. Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с подготовленными цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой. Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); анализировать конструкции предложенных образцов изделий; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям; выстраивать последовательность практических действий и технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия; решать простые задачи на преобразование конструкции; выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или письменной); соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с учетом данных критериев; анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой задачей; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или 10 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ; использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие; использовать средства ИКТ для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению; описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации; создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности; планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять ее в соответствии с планом; на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические "шаги" для получения необходимого результата; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования. Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное 11 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства - эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности. В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; проводить обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности ее использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: 12 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда; применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, "на глаз", "от руки", выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими, сборку изделий с помощью клея, ниток и других; оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий "изделие", "деталь изделия", "образец", "заготовка", "материал", "инструмент", "приспособление", "конструирование", "аппликация"; выполнять задания с использованием подготовленного плана; 13 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению; называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей "на глаз", "от руки", по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и другими способами, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона; различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные работы проектного характера; называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение. К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий "инструкционная" ("технологическая") карта, "чертеж", "эскиз", "линии чертежа", "развертка", "макет", "модель", "технология", "технологические операции", "способы обработки" и использовать их в практической деятельности; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием инструкционной (технологической) карты; самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); 14 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить окружность с помощью циркуля; выполнять биговку; выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия "развертка" (трехмерного предмета), соотносить объемную конструкцию с изображениями ее развертки; отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой развертки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; решать несложные конструкторско-технологические задачи; применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий "чертеж развертки", "канцелярский нож", "шило", "искусственный материал"; выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла; называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие); читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с использованием конструктора по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; знать несколько видов информационных технологий и соответствующих способов 15 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина передачи информации (из опыта обучающихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений; называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса на основе анализа задания; самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с использованием инструкционной (технологической) карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил дизайна; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией, работать в программах текстового редактора Word, PowerPoint; решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе." 2.1.10. Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» Модуль "Биатлон". Пояснительная записка модуля "Биатлон". Модуль "Биатлон" (далее - модуль "Биатлон", модуль по биатлону, биатлон) на уровне начального общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической культуры в создании части рабочей программы по учебному предмету "Физическая культура", направленной на формирование общих представлений о 16 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях (игровых и спортивных) с целью достижения результатов ФГОС НОО, с учетом современных тенденций в системе образования и использования спортивноориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта. Биатлон - вид спорта, который способствует всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению школьников всех возрастов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному самоопределению. Полифункциональный характер биатлона как спортивной дисциплины ценен тем, что он способен развивать не только физические, но и нравственные качества обучающихся, способствует укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, способствует выработке коммуникативных качеств характера, физической выносливости, а в целом обладает зрелищными свойствами, наполняющими жизнь детей и молодежи позитивным настроем. Модуль по биатлону также направлен на развитие массовости занятий биатлоном как популярным, зрелищным, перспективным видом спорта, созданию условий занятий прикладными видами физической активности - кроссовой подготовкой, плаванием, силовыми упражнениями, лыжными гонками, стрелковой подготовкой, расширение объема селекционной работы, повышение эффективности подготовки олимпийского резерва на основе базовых решений мира биатлона. Целью изучения модуля "Биатлон" является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств биатлона. Задачами изучения модуля "Биатлон" являются: способствование формированию жизненно важных двигательных умений и навыков; укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях биатлоном; развитие координации, гибкости, профессиональных и прикладных навыков, общей физической выносливости; развитие двигательных функций, обогащение двигательного опыта; воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, коллективизма, уважения к историческому наследию российского спорта; формирование стойкого интереса к занятиям спортом и физическим упражнениям; выработка потребности в здоровом образе жизни; понимание важности занятий спортом для полноценной жизни. Место и роль модуля "Биатлон". Модуль "Биатлон" доступен для освоения всем обучающимся, и обеспечивает достижение следующих результатов ФГОС НОО: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных). Программное содержание модуля "Биатлон" может быть использовано в разделах "Знания о физической культуре", "Способы самостоятельной деятельности", "Физическое совершенствование". Интеграция модуля по биатлону поможет обучающимся в освоении образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях. Модуль "Биатлон" может быть реализован в следующих вариантах: 17 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по биатлону с выбором различных элементов специальных физических упражнений, игр и (или) элементов игры, с учетом возраста и физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и интенсивностью). Содержание модуля "Биатлон". 1) Знания о биатлоне. История зарождения биатлона. Легендарные отечественные и зарубежные биатлонисты и тренеры. Достижения национальной сборной команды страны по биатлону на чемпионатах Европы, чемпионатах мира, Олимпийских играх. Словарь терминов и определений по биатлону. Спортивные дисциплины (разновидности) биатлона. Первые правила соревнований по биатлону. Современные правила соревнований по биатлону. Состав национальных и региональных команд по биатлону. Состав судейской коллегии, обслуживающей соревнования по биатлону. Спортивные сооружения и инфраструктура для занятий биатлоном. Инвентарь и оборудование для занятий биатлоном. Правила безопасного поведения во время занятий биатлоном. Правила по безопасной культуре поведения во время посещений соревнований по биатлону. Биатлон, как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств. Режим дня при занятиях биатлоном. Правила личной гигиены во время занятий биатлоном. 2) Способы самостоятельной деятельности. Первые внешние признаки утомления. Способы самоконтроля за физической нагрузкой. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием при занятиях биатлоном. Соблюдение личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви для занятий биатлоном. Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр, направленных на формирование двигательных умений биатлониста. Организация подвижных и иных игр с элементами биатлона со сверстниками в активной досуговой деятельности. Основы организации самостоятельных занятий биатлоном. Причины возникновения ошибок при выполнении технических приемов и способы их устранения. Составление комплексов различной направленности: утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений для укрепления суставов, упражнений для развития физических качеств, упражнений для глаз, упражнений формирования осанки и профилактики плоскостопия. Контрольно-тестовые упражнения по общей и специальной физической подготовке. Подбор общеразвивающих упражнений, составление комплексов и включение их в подготовительную часть урока, занятия. Подбор и составление комплексов упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств биатлониста. Причины возникновения ошибок при выполнении технических приемов и способы их устранения. 3) Физическое совершенствование. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами на развитие основных физических качеств в биатлоне, в том числе входящих в программу 18 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ГТО. Организующие команды и приемы. Физические упражнения и двигательные действия общеразвивающего характера, в том числе из базовых видов спорта. Подвижные игры и эстафеты с элементами биатлона. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение техникой биатлона. Подвижные игры в спортзале и на открытой площадке: "Пятнашки", "Чехарда", "Горелки", "Веревочка под ногами", "Вызов", "Кто дальше прыгнет?", "Кузнечики", "Крути быстрее!", "Попрыгаем вместе", "Мяч в стенку", "Быстро по кругу", "Метко в цель" "Мяч соседу", "Прокати мяч", "Охотники и утки". Подвижные игры в воде: "Поплавок", "Звездочка", "Кто дальше проскользит", "Пятнашки", "Караси и щуки", игры с мячом и различными предметами. Комплексы специальной разминки перед соревнованиями. Комплексы корригирующей гимнастики с использованием специальных упражнений (в том числе в воде). Комплексы специальных упражнений для формирования техники движений и двигательных навыков необходимых в биатлоне. Упражнения на развитие физических качеств. Тестирование уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с возрастом, гендерной принадлежностью обучающихся. Правила безопасности во время занятий биатлоном (аква-биатлоном). Разминка, ее роль, назначение, средства. Комплексы специальной разминки перед соревнованиями по биатлону (аквабиатлону). Внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки. Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня физического развития и функционального состояния. Эстафеты на развитие физических и специальных качеств. Технические элементы биатлона. Техника выполнения элементов из базовой подготовки биатлонистов. Техника передвижения на лыжах, в том числе кросс по пересеченной местности. В воде: плавание кролем на груди, на спине, на одной руке, плавание на руках, на ногах. На лыжах: изучение основных элементов техники лыжных ходов, обучение подседанию, отталкиванию, падению, махам руками и ногами, активной постановке палок; конькового хода: обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами и так далее. Бег: бег обычный, семенящий, с ускорением, приставными и скрестными шагами, спиной вперед, челночный, на различные дистанции и с различной скоростью. Техника стрельбы из пневматической винтовки в биатлоне. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, постановка дыхания, прицеливание и обработка ударно-спускового механизма. Понятие о темпе и ритме стрельбы в биатлоне. Зависимость темпа стрельбы от степени устойчивости оружия, метеорологических условий и индивидуальных особенностей биатлониста. Способы держания оружия при изготовке для стрельбы. Тактические элементы биатлона. Игровые упражнения с элементами биатлона. Подводящие игры с элементами биатлона (аква-биатлона). Тактические комбинации и различные взаимодействия в командной эстафете; Организация школьных соревнований по биатлону (аква-биатлону) зимой и летом. Учебные соревнования по биатлону. 19 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Участие в соревновательной деятельности. Содержание модуля "Биатлон" направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. При изучении модуля "Биатлон" на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через знание истории и современного состояния развития биатлона; проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий биатлоном; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии биатлоном. При изучении модуля "Биатлон" на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты: способность самостоятельно определять цели своего обучения средствами биатлона и составлять планы в рамках физкультурно-спортивной деятельности; выбирать успешную стратегию и тактику в различных ситуациях; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности их решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. При изучении модуля "Биатлон" на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты: сформированность общих представлений о роли и значении занятий биатлоном, как средством укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств человека; сформированность знаний по истории возникновения биатлона, достижениях национальной сборной команды страны по биатлону на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, Олимпийских играх, о легендарных отечественных и зарубежных биатлонистах и тренерах; сформированность общих представлений о спортивных дисциплинах биатлона и основных правилах соревнований по биатлону; сформированность навыков безопасного поведения во время занятий биатлоном и посещений соревнований по биатлону; сформированность знаний и соблюдение базовых правил личной гигиены, требований к спортивной одежде, обуви и спортивному инвентарю для занятий биатлоном; сформированность базовых навыков самоконтроля и наблюдения за своим физическим состоянием и величиной физических нагрузок; сформированность основ организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом со сверстниками; организация и проведение со сверстниками подвижных игр специальной направленности с элементами биатлона; знание, умение составлять и осваивать упражнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений для глаз, для формирования осанки, профилактики плоскостопия; способность выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений; упражнений на развитие быстроты, ловкости, гибкости; упражнений для укрепления голеностопных суставов; специальных упражнений для формирования технических навыков биатлониста; 20 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина способность выполнять различные виды передвижений характерных для биатлона, аква-биатлона (плавание, стрельба, бег, лыжи, силовые упражнения) в упрощенных условиях естественной среды (оборудованные водоемы, бассейны, спортивные залы, пришкольные стадионы, лыжероллерные трассы, лесопарковая зона) в учебной, игровой и соревновательной деятельности; способность демонстрировать базовые навыки спортивного плавания включая: прыжки в воду, скольжения, повороты, умение ориентироваться в воде, плавание кролем на груди и на спине; способность выполнять индивидуальные технические приемы с пневматическим оружием включая: работу над выстрелом и стрельбу под нагрузкой; знание назначения основных узлов спортивного пневматического оружия, овладение основными навыками технического обслуживания пневматического оружия и мишенных установок; способность концентрировать свое внимание на базовых элементах техники движений в различных сегментах биатлона, уметь устранять ошибки после подсказки учителя, тренера; участие в контрольных занятиях и учебных соревнованиях по биатлону, аквабиатлону (или по входящим в биатлон спортивным дисциплинам) на укороченных дистанциях и по упрощенным правилам; выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке и оценка показателей физической подготовленности биатлониста; проявление во время учебной и соревновательной деятельности волевых, социальных качеств личности, организованности, ответственности; проявление уважительного отношения к оружию, одноклассникам, проявление культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях биатлоном, аква-биатлоном. 3. Организационный раздел п. 3.1 «Учебный план»: слова учебный предмет «Технология» заменить словами «Труд (технология) по всему тексту. Вариант 1 учебного плана для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная учебная неделя). Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык - 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8 21 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 20 22 22 23 87 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 0 3 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 782 782 782 3039 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 23 23 90 22 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина