РП УК Функциональная грамотность 2-3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 2-3 классов
(начальное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание учебного курса представлено тематическими блоками, которые предлагаются
для обязательного изучения во 2, 3 классах на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами учебного курса с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка.
Программа учебного курса на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО и
авторской программы М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность», а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Приоритетная цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока:
- «Читательская грамотность»;
- «Математическая грамотность»;
- «Финансовая грамотность»;
- «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа учебного курса «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа учебного курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации
во 2, 3 классах
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов для изучения учебного курса – 68 часов: во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Промежуточная аттестация
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ.
Содержание учебного курса во 2 классе.
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление
плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землёй, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Содержание учебного курса в 3 классе.
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет,
заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Естественнонаучная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Функциональная
грамотность» на уровне начального общего образования.
В результате изучения учебного курса на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
В результате изучения учебного курса на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
- распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы.
Предметные результаты изучения учебного курса. К концу обучения во 2 классе
обучающийся научится:
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
Блок «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Блок «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Блок «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
Блок «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Блок «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Блок «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

1.1 Читательская грамотность.
1.2 Математическая грамотность
1.3 Финансовая грамотность
1.4 Естественно- научная грамотность
Итого
3 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и тем
п/п
программы

1.1
1.2
1.3
1.4

Читательская грамотность.
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно- научная грамотность

Итого

Количество часов
Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8
8
9
9
34

Тренажёр_Функциональ
ная грамотность_2
класс.pdf (eduportal44.ru)

Количество часов
Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8
8
9
9

Funktsional_naya_gramotno
st_Trenazher_dlya_shkol_nik
ov_3_klass_2_.pdf
(gosuslugi.ru)

34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
Блок 1.Читательская грамотность.
1.1 Михаил Пришвин.Беличья память

Количество
часов
Всего
1

1.2

И. Соколов- Микитов.В берлоге

1

1.3
1.4

Лев Толстой. Зайцы
Николай Сладков. Весёлая игра

1
1

1.5
1.6

Обыкновенные кроты
Эдуард Шим.Тяжкий труд

1.7
Полевой хомяк
1.8
Про бобров
Блок 2. Математическая грамотность
2.1
Про беличьи запасы
2.2
Медвежье потомство
2.3
Про зайчат и зайчиху
2.4
Лисьи забавы
2.5
Про крота
2.6
Про ежа
2.7
Про полевого хомяка
2.8
Бобры- строители
Блок 3. Финансовая грамотность
3.1
Беличьи деньги
3.2
Повреждённые и фальшивые
деньги
3.3
Банковскя карта
3.4
Безопасность денег на
банковской карте
3.5
Про кредиты
3.6
Про вклады
3.7
Ловушки для денег
3.8
Такие разные деньги
3.9
Встреча друзей
Блок 4. Естественно- научная грамотность

1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Работа с текстом 2 класс "Беличья
память" (multiurok.ru)
И. Соколов-Микитов. В берлоге
(vremgod.ru)
Рассказ Веселая игра, Сладков
Николай - читать для детей онлайн
(deti123.ru)
Текстовый тренажёр. 3 класс.
("Тяжкий труд." Э. Шим) Печатные тесты для начальных
классов (uchportal.ru)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего
1
1
1
1
1
1

Про белочку и погоду
Лесные сладкоежки
Про Зайчишку и овощи
Лисьи норы
Корень - часть растения
Занимательные особенности
яблока
4.7
Про хомяка и его запасы
4.8
Материал для плотин
4.9
Позвоночные животные
Общее количество часов по программе
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

3 КЛАСС
№
Название блоков, модулей,
п/п
разделов и тем программы
Блок 1.Читательская грамотность.
1.1 Про дождевого червяка

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
1
1
34

Количество Электронные (цифровые) образовательные
часов
ресурсы
Всего
1

Funktsional_naya_gramotnost_Trenazher_dly
a_shkol_nikov_3_klass_2_.pdf (gosuslugi.ru)

1.2 Кальций
1
1.3 Сколько весит облако?
1
1.4 Хлеб - всему голова
1
1.5 Про мел
1
1.6 Про мыло
1
1.7 История свечи
1
1.8 Магнит
1
Блок 2. Естественно- научная грамотность
2.1 Дождевые черви
1
2.2 Полезный кальций
1
2.3 Про облака
1
2.4 Про хлеб и дрожжи
1
2.5 Мел
1
2.6 Чем интересно мыло и как оно
1
«работает»
2.7 Про свечи
1
2.8 Волшебный магнит
1
2.9 Проверь себя
1
Блок 3. Финансовая грамотность

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№
п/п

Название блоков, модулей,
разделов и тем программы

Количество Электронные (цифровые) образовательные
часов
ресурсы
Всего
3.1 Что такое «бюджет»?
1
3.2 Семейный бюджет
1
3.3 Откуда в семье берутся деньги?
1
Зарплата
3.4 Откуда в семье берутся деньги?
1
Пенсия и социальные пособия
3.5 Откуда в семье берутся деньги?
1
Наследство, вклад, выигрыш
3.6 На что тратятся семейные деньги?
1
Виды расходов
3.7 На что тратятся семейные деньги?
1
Обязательные платежи
3.8 Как сэкономить семейные деньги?
1
Блок 4. Математическая грамотность
4.1 Расходы и доходы бюджета
1
4.2 Планируем семейный бюджет
1
4.3 Подсчитываем семейный доход
1
4.4 Пенсии и пособия
1
4.5 Подсчитываем случайные (нере1
гулярные) доходы
4.6 Подсчитываем расходы
1
4.7 Расходы на обязательные платежи
1
4.8 Расходы и доходы бюджета
1
4.9 Проверь себя
1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».