МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» для обучающихся 2 классов (начальное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения во 2 классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа курса внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного, а в будущем и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию обучающегося - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются на уровне начального общего образования, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»: - создает условия для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой; - позволит младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических); - дает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Младший школьник-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей, обогащает нравственно–эстетический опыт. Приоритетная цель программы: - совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации; - развитие творческой способности создавать необычные тексты. Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением следующих задач: - формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; - совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг; - формирование умения извлекать информацию из различных текстов; - формирование умения применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; - развитие способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечение усвоения ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; - воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; уважения к честному труду, таланту, гению; осознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; - приобщение к проектной деятельности. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: коммуникативная деятельность Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система практических занятий). Содержание курса внеурочной деятельности. Книга, здравствуй. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?» Игра «Я — библиотекарь». Книги о детях и для детей. Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко». Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается. Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книгисборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» на уровне начального общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: - умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - умение самостоятельно работать с учебным произведением; - умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: - устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов. Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: - владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно; - воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; - отвечать на вопросы в устной и письменной формах; - задавать вопросы к прочитанным произведениям; - определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; - находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера; - составлять план текста; пересказывать текст; - характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; - находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; - находить книгу в открытом библиотечном фонде; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотек; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов; - определять позиции героев и позицию автора художественного текста; - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности; - использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество Электронные (цифровые) тем программы часов образовательные ресурсы Всего 1. Книга, здравствуй. 5 https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/reade rs-help-events/virtualny-tour-po-rgb 2. Книгочей — любитель чтения. 4 3. Книги о детях и для детей. 4 https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlyadetej-7-8-9-10-let/ 4. Книги-сборники. 4 5 Писатели-сказочники. 5 6. Книги о тех, кто подарил нам жизнь. 4 7. 8. Защитникам Отечества посвящается По страницам любимых книг 4 Итого 4 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Название блоков, модулей, разделов Количество п/п и тем программы часов Всего Блок 1. Книга, здравствуй. 1.1 Роль книги в жизни человека. 1 Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс "Пословицы о книге и учении". книги. 1.2 Художественные 1 Иллюстрации в книге и их роль. 1.3 Правила работы с книгой. 1 Читательский зал: самостоятельное чтение и выбор книги. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № Название блоков, модулей, разделов Количество Электронные (цифровые) п/п и тем программы часов образовательные ресурсы Всего 1.4 Правила работы с книгой. 1 Читательский зал: самостоятельное чтение и выбор книги. 1.5 Экскурсия в библиотеку . 1 https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/readershelp-events/virtualny-tour-po-rgb Блок 2. Книгочей — любитель чтения. 2.1 Поиск книг по каталогам. 1 2.2 Викторина «Что вы знаете о книгах» 1 2.3 Игра «Я- библиотекарь» 1 2.4 Игра «Я- библиотекарь» 1 Блок 3. Книги о детях и для детей. 3.1 Библиотечный урок «Дети — герои 1 детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. 3.3 Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. 3.4 Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Блок 4. Книги-сборники. 4.1 Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы. 4.2 Загадки. Темы и виды загадок. Игра «Отгадай загадку». 4.3 Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». 4.4 Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Блок 5. Писатели-сказочники. 5.1 Ш. Перро "Кот в сапогах", "Золушка" . 5.2 Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок", "Дюймовочка". 5.3 Рассказ-описание любимого героя сказки. 5.4 Викторина по сказкам зарубежных писателей. 3.2 1 1 https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlya-detej-78-9-10-let/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № Название блоков, модулей, разделов Количество п/п и тем программы часов Всего 5.6 Книги сказок народов мира 1 Блок 6. Книги о тех, кто подарил нам жизнь. 6.1 Жанры произведений о семье: 1 стихотворения. пословицы, сказки. 6.2 Конкурс стихов о маме . 1 6.3 Литературная игра «По страницам 1 учебника и художественных книг». 6.4 Мини-проект. Рукописная книга 1 "Семья". Блок 7. Защитникам Отечества посвящается 7.1 Былины и сказы о защитниках 1 Отечества. 7.2 Работа с книгой А. Гайдара «Сказка 1 о Военной тайне, МальчишеКибальчише и о его твёрдом слове» 7.3 Мини-проект. Рукописная книга 1 «Защитники Отечества в твоей семье» 7.4 Мини-проект. Рукописная книга 1 «Защитники Отечества в твоей семье» Блок 8. По страницам любимых книг 8.1 Презентация любимых книг 1 8.2 Презентация любимых книг 1 8.3 Коллективная творческая работа: 1 комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». 8.4 Коллективная творческая работа: 1 комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Общее количество часов по программе 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина