МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История родного края» для обучающихся 2 классов (начальное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История родного края» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения во 2 классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа курса внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного, а в будущем и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа внеурочной деятельности «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести обучающихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовнонравственного развития ребёнка является осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров обучающихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет обучающимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города. Программа позволяет дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Урала, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у обучающихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Приоритетная цель программы: - расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина работать с разными источниками информации; - развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; - воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине. Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением следующих задач: - формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; - прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; - укреплять родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций; - расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское. Форма организации: факультативный курс краеведения. Промежуточная аттестация: творческий проект Содержание курса внеурочной деятельности. Я и окружающий мир. Мы живем в России. Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица. Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России. Символика РФ /герб, флаг, гимн/ Край, в котором мы живем. Урал карте России. Города и села Урала, Свердловской области на карте (в том числе на карте области). Символика Свердловской области. Герб, флаг. Гимн. История Урала. История создания и исследования. Времена года. Уральский климат. Флора и фауна области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Животный мир Урала. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Красная книга Среднего Урала. Охрана и значение животного мира. Водоемы Свердловской области. Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Урала, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых. Промышленность Урала. Крупные предприятия Свердловской области. Регион горняков и металлургов. Сельское хозяйство Свердловской области. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства. Экология Свердловской области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленны на снижение вредного влияния на МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина организм человека. Мой Полевской. История г. Полевского. Полевской на карте России и Свердловской области. Символика города. Полевской городской округ. Знакомство с селами. Район, в котором я живу. Улицы города. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Предприятия города. Труд людей нашего города. Город металлургов. Место работы родителей, их профессии. Достопримечательности города. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «История родного края» на уровне начального общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей; - моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: - находить информацию и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов (в том числе с помощью компьютерных средств); использовать географическую карту Свердловской области как источник информации; - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - узнавать символику города; - описывать достопримечательности Урала, г. Полевского; - устанавливать причинно‐следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - подготавливать небольшие публичные выступления; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: - устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов. Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: - различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); - описывать наиболее важные события истории родного края; - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города; - показывать на карте Свердловской области границу области, крупные города и своё местонахождение; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Свердловской области; - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Название блоков, модулей, разделов и тем п/п программы 1 Я и окружающий мир. Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Всего 8 https://mail.ru/search?search_so urce=mailru_desktop_safe&msi d=1&encoded_text=AACObtJ3 HMxXY73tvemq8BcpocdRXdB 6INFLAFEo3EHeXaUigOW9B zgC881NArfXyRWeLtBneiaVo МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего 2 Край, в котором мы живем. 16 3 Мой Полевской. 10 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы zb4PiVBYJqO6mW7kbqgZISpl G_7dbkDaFbvGusHneHFfJgqhr PBmSQSwqDfcAeYCcTIQvYJSbMa_TFKMxFd304LQXzEKyJb LmAEp22cH5C1o%2C&serp_p ath=%2Fvideo%2Fpreview%2F 5490028497766192526&type=v ideo https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F1329212 181732174601 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F1607586 5447836179570 34 Итого ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название блоков, модулей, разделов и тем п/п программы Я и окружающий мир. 1.1 Мы живем в России. Наша Родина на карте мира. 1.2 Особенности географического России. 1.3 Особенности географического России. 1.4 Москва – столица. Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://mail.ru/search?search_so urce=mailru_desktop_safe&msi d=1&encoded_text=AACObtJ3 HMxXY73tvemq8BcpocdRXdB 6INFLAFEo3EHeXaUigOW9B zgC881NArfXyRWeLtBneiaVo zb4PiVBYJqO6mW7kbqgZISpl G_7dbkDaFbvGusHneHFfJgqhr PBmSQSwqDfcAeYCcTIQvYJSbMa_TFKMxFd304LQXzEKyJb LmAEp22cH5C1o%2C&serp_p ath=%2Fvideo%2Fpreview%2F 5490028497766192526&type=v ideo положения 1 положения 1 1.5 Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson /3739/conspect/157639/ https://dzen.ru/video/watch/60ab 7d70a9463d624d2f454a?f=d2d https://geostudy.ru/physicalmap. html МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы России. 1.6 Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России. 1.7 Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России. 1.8 Символика РФ /герб, флаг, гимн/ Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 1 1 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%9C%D0% BE%D1%81%D0%BA%D0%B 2%D0%B0%2B%E2%80%93% 2B%D1%81%D1%82%D0%BE %D0%BB%D0%B8%D1%86% D0%B0.%2B%2B2%2B%D0% BA%D0%BB%D0%B0%D1%8 1%D1%81&fr=ch_ntp&serp_pa th=%2Fvideo%2Fpreview%2F6 199437525756086312 Край, в котором мы живем. 2.1 Урал карте России. Города и села Урала, Свердловской области на карте. 1 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F1329212 181732174601 2.2 Урал карте России. Города и села Урала, Свердловской области на карте (в том числе на 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы и 1 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F1221318 955355577531 2.4 История Урала. История создания и исследования. 2.5 Времена года. Уральский климат. 2.6 Флора и фауна области 2.7 Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека 2.8 Животный мир Урала. Разнообразие животного мира. 2.9 Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. 2.10 Красная книга Среднего Урала. Охрана и значение животного мира. 1 карте области). 2.3 История Урала. исследования. История создания 1 1 1 1 1 1 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F5561443 326498391186 2.11 Водоемы Свердловской области. Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов. 2.12 Полезные ископаемые Урала и Свердловской области 2.13 Промышленность Урала. Крупные предприятия Свердловской области. 2.14 Регион горняков и металлургов 2.15 Сельское хозяйство Свердловской области. 2.16 Экология Свердловской области. Мой Полевской. 3.1 История г. Полевского. Полевской на карте России и Свердловской области. 1 1 1 1 1 1 1 https://mail.ru/search?mstatid&t ype=video&q=%D0%A3%D1% 80%D0%B0%D0%BB%2B%D 0%BA%D0%B0%D1%80%D1 %82%D0%B5%2B%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B8.%2B%D0%93% D0%BE%D1%80%D0%BE%D 0%B4%D0%B0%2B%D0%B8 %2B%D1%81%D0%B5%D0% BB%D0%B0%2B%D0%A3%D 1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0% B2%D0%B5%D1%80%D0%B4 %D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D1%81%D0%BA%D0%BE% D0%B9%2B%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81 %D1%82%D0%B8%2B%D0% МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы BD%D0%B0%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5.%2B2%2B%D0%BA%D0 %BB%D0%B0%D1%81%D1% 81&fr=ch_ntp&serp_path=%2F video%2Fpreview%2F1607586 5447836179570 3.2 Символика города. 3.3 Полевской городской округ. Знакомство с селами. 3.4 Район, в котором я живу. 3.5 Улицы города. 3.6 Улицы города. 3.7 Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. 3.8 Предприятия города. Труд людей нашего города. Город металлургов. Место работы родителей, их профессии. 3.9 Достопримечательности города. 3.10 Достопримечательности города. Общее количество часов по программе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина