МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» для обучающихся 2, 4 классов (начальное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения во 2, 4 классах на уровне начального общего образования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, с учетом авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы школе», а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Обучение игры в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим младшим школьникам не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего игрой, но носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности младшего школьника происходит через шахматную игру, в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: устремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Младший школьник, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в учебе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. У обучающихся начального общего образования на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, коммуникации и способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворения их потребностей в активных МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами. Изучение шахмат во 2,4 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя развитию логики, концентрации внимания, умению выяснять закономерности. Приоритетная цель программы: - расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения; - развитие личностного и интеллектуального потенциала младших школьников, формировать общую культуру и организацию содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением следующих задач: - познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом; - научить ориентироваться на шахматной доске; - научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами; - сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат; - сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход; - познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; - познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур; - сформировать умение записывать шахматную партию; - сформировать умение проводить элементарные комбинации; - развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности Общее число часов для изучения учебного курса – 68 часов: во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское. Форма организации: учебный курс - факультатив; игры-соревнования в шахматы "Юные шахматисты". Промежуточная аттестация: соревнование Содержание курса внеурочной деятельности. 2 класс. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 4 класс КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, уобучающиеся должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог показывает обучающимся две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от- влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР). Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» на уровне начального общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: - формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, умозаключение; - осуществлять смысловое чтение; - делать обобщение и выводы; - формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: - соблюдать правила общения и поведения; - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы; - принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов. Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: - знать и применять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - сравнивать, находить общее и различие; - ориентироваться на шахматной доске; - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - знать и применять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка; шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила; - применять правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; - применять основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля; - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: - знать и применять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - сравнивать, находить общее и различие; - ориентироваться на шахматной доске; - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - знать и применять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка; шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила; - применять правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; - применять основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина темп, оппозиция, ключевые поля; - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания; - определять горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; - записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы 1. Шахматная доска 2. 3. 4. 5 6. Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур Ходы и взятие фигур Цель шахматной партии Игра всеми фигурами из начального положения Обобщение 7. Итого Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Всего 4 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 2 1 16 6 3 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 2 34 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 4 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем Количество Электронные (цифровые) программы часов образовательные ресурсы Всего 1. Краткая история шахмат 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 3 2 1 10 3 2 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 8. Шахматная доска Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур Ходы и взятие фигур Цель шахматной партии Игра всеми фигурами из начального положения Шахматная нотация 2 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 9. Ценность шахматных фигур 2 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 10. Техника матования одинокого короля 3 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 11. 12. Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация 3 2 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 2. 3. 4. 5 6. 7. Итого 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Шахматная доска 1.1 Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. 1.2 Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Линии на шахматной доске. Диагонали. 1.4 Центр шахматной доски. Шахматные фигуры 2.1 Шахматные фигуры. 2.2 Сравнительная сила фигур. Начальная расстановка фигур 3.1 Начальная позиция Ходы и взятие фигур 4.1 Ладья 4.2 Ладья 4.3 Слон 4.4 Слон 4.5 Ладья против слона. 4.6 Ферзь. 4.7 Ферзь. 4.8 Ферзь против ладьи и слона. 4.9 Конь. 4.10 Конь 4.11 Конь против ферзя, ладьи, слона. 4.12 Пешка. 4.13 Пешка. 4.14 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона 4.15 Король. 4.16 Король против других фигур. Цель шахматной партии 5.1 Шах. 1.3 Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://dzen.ru/video/watch/60d818f460 cf8a72e02b1e85?f=d2d https://mail.ru/search?mstatid&type=vid eo&q=%D1%88%D0%BA%D0%BE% D0%BB%D0%B0%2B16%2B%D0%B F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0% B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0 %B9&&fr=ch_omnibox&serp_path=% 2Fvideo%2Fpreview%2F57061718844 31900374 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5.2 Шах. 5.3 Мат. 5.4 Мат. 5.5 Ничья. Пат. 5.6 Рокировка. Игра всеми фигурами из начального положения 6.1 Шахматная партия. 6.2 Шахматная партия. 6.3 Шахматная партия. Обобщение Повторение 7.1 1 1 1 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf Повторение 7.2 Общее количество часов по программе 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 34 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 4 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Краткая история шахмат 1.1 История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России Шахматная доска 2.1 Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. 2.2 Горизонтали и вертикали. Линии на шахматной доске. Диагонали. 2.3 2.4 Центр шахматной доски. Шахматные фигуры 3.1 Шахматные фигуры. 3.2 Сравнительная сила фигур. Начальная расстановка фигур 4.1 Начальная позиция Ходы и взятие фигур 5.1 Ладья 5.2 Слон 5.3 Ладья против слона. 5.4 Ферзь. 5.5 Ферзь против ладьи и слона. 5.6 Конь. 5.7 Конь против ферзя, ладьи, слона. 5.8 Пешка.Пешка против ферзя, ладьи, коня, Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина слона 5.9 Король. 5.10 Король против других фигур. Цель шахматной партии 6.1 Шах. 6.4 Мат. 6.5 Ничья. Пат.Рокировка. Игра всеми фигурами из начального положения 7.1 Шахматная партия. 7.2 Шахматная партия. Шахматная нотация 8.1 Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. 8.2 Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Ценность шахматных фигур 9.1 Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. 9.2 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. 9.3 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Техника матования одиноко короля 10.1 Техника матования одинокого короля. 10.2 Техника матования одинокого короля. 10.3 Техника матования одинокого короля. Достижение мата без жертвы материала 11.1 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. 11.2 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Шахматная комбинация 12.2 Комбинации для достижения ничьей. Шахматный турнир. Общее количество часов по программе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 1 https://chess555.narod.ru/er07.pdf 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина