РП ВД Учусь создавать проекты 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проекты»
для обучающихся 4 классов
(начальное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развивающего курса для
младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности интеллектуальной направленности,
предназначена для организации исследовательской деятельности младших школьников и
направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности,
готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом. Это
специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает обучающегося
к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для
решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную
среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая
деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы
обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт
самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к
научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся
и их родителей (законных представителей). В программе удачно сочетаются взаимодействие
школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на
собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Приоритетная цель программы:
- углубление знаний и представлений по выбранной теме проекта, формирование
исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению выбранного
предмета, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы,
воспитание культуры безопасности работы в сети «Интернет», эстетического и нравственного
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

отношения к окружающей информации.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется решением
следующих задач:
- Знакомство с
проектной технологией, с
алгоритмом построения
проекта (познавательные УУД).
- Формирование
позиции
взаимодействия,
навыка
группового
взаимодействия (коммуникативные УУД).
- Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности (регулятивные УУД).
- Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные
УУД).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское.
Форма организации: экспедиции, практики, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и
другие), походы, деловые игры и другое.
Промежуточная аттестация: защита проекта
Содержание курса внеурочной деятельности.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они
понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует
человек свою способность исследовать окружающий мир:
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение.
Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.
Каталог. Работа с каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники
получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари,
энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и
методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и
изучением материала.
Составления анкет, опросников, интервью
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.
Интервьюирование
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
Обобщение анкет и результатов опроса.
Составление таблицы
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Отчёт по собранному материалу
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления материала
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения,
обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и
оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере
Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”,
“Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы
конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской
деятельности.
Защита проекта. Выступление
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами
исследования.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проекты» на уровне начального общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения исследуемого объекта,
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
- выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за материалом (классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

аналогичных или сходных ситуациях.
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации, понимать
информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- подготавливать небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу обучения в 4
классе обучающийся научится:
- первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения информации,
использования компьютера; поиску (проверке) необходимой информации в словарях, каталоге
библиотеки;
- наблюдению объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с
объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устному описанию
объекта наблюдения; соотнесения результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос
«Удалось ли достичь поставленной цели?»);
- определению способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли
получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определению причин возникающих
трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности
могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат
деятельности;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- навыкам смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п., аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Название блоков, модулей, разделов Количество
Электронные (цифровые)
и тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1.
Теоретический блок
16
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja-jenciklopedija-6-12.html
2.
Практический блок
18
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Итого
34
№ п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Название блоков, модулей, разделов Количество
№ п/п
и тем программы
часов
Всего
Теоретический блок
1.1
Что такое исследование? Кто такие
1
исследователи?
1.2
Что такое исследование? Кто такие
1
исследователи?
1.3
Выбор темы. Цель и задачи. Пути
1
решения. Гипотеза исследования.
1.4
Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
1
1.5
Выбор
темы
исследовательской
1
работы.
Обоснование выбранной
темы.
1.6
План
работы.
Распределение
1
обязанностей. Выбор путей решения.
1.7
Поиск
информации.
Источники
1
информации. Библиотека. Интернет.
Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с
каталогами.
1.8
Поиск
информации.
Источники
1
информации. Библиотека. Интернет.
Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с
каталогами.
1.9
Работа в школьной библиотеке с
1
различными
источниками
информации
1.10 Работа в школьной библиотеке с
1
различными
источниками
информации

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja-jenciklopedija-6-12.html

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja-jenciklopedija-6-12.html

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Составления анкет, опросников,
интервью
1.12 Правила
проведения
опроса,
интервьюирования. Поиск объектов
для опроса. Интервьюирование
1.13 Правила
проведения
опроса,
интервьюирования. Поиск объектов
для опроса. Интервьюирование
1.14 Правила
проведения
опроса,
интервьюирования. Поиск объектов
для опроса. Интервьюирование
1.15 Эксперимент
и
диагностика.
Проведение
эксперимента,
диагностики по выбранной теме
1.16 Эксперимент
и
диагностика.
Проведение
эксперимента,
диагностики по выбранной теме
Практический блок
2.1
Предварительное
прослушивание
выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации.
Корректировка работ. Выводы. Итоги
работы
2.2
Предварительное
прослушивание
выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации.
Корректировка работ. Выводы. Итоги
работы
2.3
Обобщение материала. Правила
оформления материала
2.4
Обобщение материала. Правила
оформления материала
2.5
Оформление работы на компьютере
1.11

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

2.6

Оформление работы на компьютере

1

2.7

Требования к оформлению работы

1

2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13.

Подготовка текста защиты проекта
Подготовка текста защиты проекта
Подготовка текста защиты проекта
Подготовка презентации
Подготовка презентации
Защита проекта. Выступление

1
1
1
1
1
1

http://www.fsu-expert.ru/node/2696
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
http://www.fsu-expert.ru/node/2696

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Порядок публичного выступления.
Ораторские
приёмы.
Свободное
владение материалами исследования.
2.15 Порядок публичного выступления.
Ораторские приёмы. Свободное
владение материалами исследования.
2.16 Искусство задавать вопросы и
отвечать на них
2.17 Защита проекта
2.18 Защита проекта
Общее количество часов по предмету
2.14

1

1

1
1
1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».