РП УК Функциональная грамотность 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Функциональная грамотность
для обучающихся 5-9 классов
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» (далее соответственнопрограмма по функциональной грамотности, функциональная грамотность) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения в 5-9 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год
обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа основного общего образования по функциональной грамотности составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей
программе воспитания.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала
рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International
Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих
мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную
и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в
2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу,
«в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как
факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом
задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем
самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15летних обучающихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни.
Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы;
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы) и включает 4 модуля (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), которые могут быть реализованы в
разной последовательности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических
задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами
анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Программа курса направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий и
предполагает следующие формы оценки их сформированности:
для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе в 5, 7,
9 классах;
для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью в 6, 8 классах;
для
проверки
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов выполнения
групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов в 8 классе.
В 9 классе предполагается проведение аттестации в формате диагностической работы по всем
видам грамотности, что является логичным завершением освоения программы.
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов для изучения учебного курса – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю,
34 учебные недели), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели); в 7 классе – 34 часа (1
час в неделю, 34 учебные недели); в 8 классе – 1 час (1 час в неделю, 34 учебные недели); в 9 классе
– 1 час (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра,
викторина, квест, квиз, проект.
Промежуточная аттестация: средняя арифметическая отметка за триместры
Содержание учебного курса.
5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Решение задач на грамотность чтения.
Как подготовиться к пересказу
Модуль «Основы математической грамотности»
Сюжетные задачи, решаемые с конца
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи
на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Решение комплексных заданий из Банка заданий по функциональной грамотности
Интеллектуальная игра "Ответь за 5 секунд"
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Вода. Уникальность воды
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Атмосфера Земли
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Решение комплексного задания «Чем мы дышим?»
Решение комплексного задания «Вода на стеклах»
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «свое дело»?
Защита проекта по читательской грамотности
6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты
Как подготовиться к пересказу
Пересказ как форма монологической речи
Модуль «Основы математической грамотности»
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,
движение
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на
клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения
для измерения температуры.
Испарение и конденсация. Кипение.
Плавление и отвердевание. Что такое снег?
Комплексное задание «Термос»
Царства живой природы
Комплексное задание «Комнатные растения»
Комплексное задание «Тыква к празднику Хэллоуин»
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего
это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги?
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Мир профессий и для чего нужно учиться?
Решение комплексного задания «Покупка книг»
Защита проекта по естественно-научной грамотности
7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как
источник информации
Работа с текстом: как преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего
использования?
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа
Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы
Решение комплексных задач по читательской грамотности
Модуль «Основы математической грамотности»
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях
жизни, задач практического содержания
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Решение простых текстовых задач
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Механическое движение. Инерция.
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных дронов.
Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутренне строение
рыбы. Их многообразие.
Внешнее и внутренне строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Все про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
Решение комплексного задания "Экономичные и неэкономичные привычки"
8 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Модуль «Основы математической грамотности»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

схем
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Занимательное электричество
Магнетизм и электромагнетизм
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
9 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный
текст как источник информации.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте
информации?
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация)
Критерии оценки монологической речи
Как успешно пройти собеседование
Модуль «Основы математической грамотности»
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями
чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов
Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические явления и зависимости
Повторение и обобщение «Основы математической грамотности»
Решение комплексных задания из Банка заданий по функциональной грамотности
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность
Изменение состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды
обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования
Решение комплексного задания. Философский камень современного химика
Решение комплексного задания. Вакцины
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управления ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.
Типичные ошибки инвесторов.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.
Решение комплексного задания. Заработная плата
Решение комплексного задания. Инвестиции.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Финансовая
грамотность» на уровне основного общего образования.
В результате изучения учебного курса на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая
других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции
в
соответствии с
определением
и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения рабочей программы учебного курса «Финансовая
грамотность» (5—9 классы):
освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном
финансовом планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской
национальной валюте, национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах,
правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи
российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и её последствиях;
человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его
видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках
и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых услуг;
видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;
умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников
финансовых отношений; государственной социальной помощи российским семьям; использования
сбережений, изменения стоимости активов; способов защиты персональных данных, использования
банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов;
государственных электронных услуг;
обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов:
составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять
пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры
предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать
полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного
бюджета; выделять плюсы и минусы использования заёмных средств; находить информацию о
товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этой информации;
предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с
ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг;
обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании
наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым
планированием и инвестированием; формированием семейного и личного бюджета и бюджетной
дисциплиной личности; ответственности потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли
финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты
окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

взаимосвязей явлений, процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для
аргументированного объяснения роли информации и финансовых технологий в современном мире
при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни,
рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения,
противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных
для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые отношения;
умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к
явлениям, налогам, процессам социальной действительности, связанным с миром финансов, ролью
государства в поддержке молодежи;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные
социальные взаимодействия в сфере финансов;
овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из
законодательства Российской Федерации; умение составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности
(включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для
оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик);
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также
опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и
составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и
традиций народов России.
К концу обучения в 5-6 классах обучающийся научится:
осваивать и применять знания о личном финансовом планировании; личном бюджете, семейном
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

бюджете; бюджетном балансе; роботизации и финансах; влиянии денег на окружающую среду;
приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и нелегальных доходов;
источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и доходы (личные и
семейные) в краткосрочном периоде;
осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;
решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении; бюджетном балансе; расчёте,
времени на накопление определенной суммы денег с учетом текущих доходов и расходов;
овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке
жизненных целей, выбора финансовых инструментов; осознавать риски, связанные с хранением
сбережений в наличной и безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с
представителями разных этнических групп.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовых ресурсах; рынке труда;
участниках финансовых отношений; инфляции, налогах, подушке финансовой безопасности;
платежных системах; национальной платежной системе;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности,
налогов;
характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные деньги; валюты; российский
рубль;
характеризовать финансовые потребности личности; наёмный труд и его особенности;
современный рынок труда; особенности предпринимательской деятельности; формы
предпринимательства; ответственность предпринимателей перед обществом;
приводить примеры управления личным временем и финансами;
использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;
характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению благополучия семьи, имущество
и обязательства участников финансовых отношений в том числе в условиях инфляции;
приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых
предложений, быстрых платежей и их особенностей; организаций по защите прав потребителей
финансовых услуг;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью участника
финансовых отношений и принятием финансовых решений;
определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных финансовых рисков;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и безналичной форме; определять
страховой продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации;
решать задачи по управлению финансовыми рисками, их прогнозированию и оценке
финансовых услуг и инструментов, том числе при пользовании цифровыми ресурсами; рассчитывать
размер финансовой подушки безопасности;
овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных системах, национальной
платежной системе; страховых полисов; определять ситуации, в которых использование финансовой
подушки безопасности является целесообразным;
искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг; способах защиты прав
потребителя финансовых услуг;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию об ответственности за нарушения
прав потребителей финансовых услуг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке
жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей
финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с
представителями разных этнических групп.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания об
управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за нарушение прав
участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских организациях;
определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа от кредита;
характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные приложения
банков;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой страхования
вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых
организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том числе
валютных операций;
использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по подготовке
к пенсии;
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к существующим в
цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и
кредитами;
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров банковского
вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств
(размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с
цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных
инвестиционных продуктов;
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории, видах
банковских карт и их функциях;
принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или
кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и сберегательным
продуктам в надежные, информированные источники до принятия финансовых решений;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с
представителями разных этнических групп.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных бумагах; активах и пассивах;
видах мошенничества; защите от мошенников; цифровых деньгах; современных финансовых
технологиях;
решать задачи по безопасным способам инвестирования; противодействию мошенничеству,
основам финансового здоровья;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию о видах активов и пассивов; роли
человеческого капитала в цифровом обществе; потерях и изменении стоимости активов, о
вынужденных пассивах;
использовать полученные знания при пользовании онлайн-кошельками, выбирать товар или
услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета;
при создании цифрового профиля; при выборе товаров и услуг; использовании торговых роботов;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей
финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; использовать электронные сервисы,
предоставляемые государством для достижения финансовых целей;
искать и извлекать информацию о мобильных приложениях и интернет- сервисах для
финансового планирования; торговых роботах; цифровой валюте; блокчейне и криптовалютах;
овладеть смысловым чтением финансовых документов;
анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски,
сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке
жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
определять и аргументировать риски цифровых технологий для потребителя;
определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
объяснять опасность финансового мошенничества для личного и семейного бюджета;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями
личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами
страхования; способами и сферами инвестирования;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей
финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к
рекламе инвестиционных продуктов;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии
с
представителями разных этнических групп.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Модуль
«Основы
читательской
8
https://www.yaklass.ru/p/vpr/35898/vers
грамотности»
iia-2022-goda-6506704/russkii-iazykpodgotovka-k-vpr-5-klass-5938531/red001baf8-2664-4310-ab61ea82d73ecbdd
2. Модуль «Основы математической
8
https://www.youtube.com/watch?v=A9F
грамотности»
F65kI9Zk
3. Модуль «Основы естественнонаучной
9
https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
грамотности»
4. Модуль:
«Основы
финансовой
9
https://fg.resh.edu.ru/
грамотности»
Итого
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

6 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Модуль
«Основы
читательской
8
https://www.yaklass.ru/p/vpr-6грамотности»
klass/russkij-yazyk/trenirovochnyevarianty-6929824/variant-1-6929825/re84265046-1eaa-4676-a1b1d7df67eac162
2. Модуль «Основы математической
7
https://www.yaklass.ru/p/matematika/5грамотности»
klass/naturalnye-chisla-13442/reshenietekstovykh-zadach-arifmeticheskimsposobom-13747/re-53450718-d366423d-8cc8-5dbc19c18e7e
https://www.yaklass.ru/p/vpr-6klass/matematika/trenirovochnyevarianty-6929830/variant-1-6929833/reddb8c893-e392-4f02-a8c77a6be3d99bf5
3. Модуль «Основы естественнонаучной
10
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
4. Модуль:
«Основы
финансовой
9
https://fg.resh.edu.ru/
грамотности»
Итого
34

7 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Модуль
«Основы
читательской
8
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
2. Модуль «Основы математической
7
https://math7грамотности»
vpr.sdamgia.ru/test?category_id=25&filt
er=all
3. Модуль «Основы естественнонаучной
10
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
4. Модуль:
«Основы
финансовой
9
https://fg.resh.edu.ru/
грамотности»
Итого
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

8 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
тем программы
часов
Всего
1. Модуль
«Основы
читательской
8
грамотности»
2. Модуль «Основы математической
8
грамотности»
3. Модуль «Основы естественнонаучной
9
грамотности»
4. Модуль:
«Основы
финансовой
9
грамотности»
Итого
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://rus8vpr.sdamgia.ru/test?theme=7
https://math8vpr.sdamgia.ru/test?theme=27
https://phys8vpr.sdamgia.ru/test?theme=4
https://fg.resh.edu.ru/

9 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
Электронные (цифровые)
тем программы
часов
образовательные ресурсы
Всего
1. Модуль
«Основы
читательской
7
https://rusграмотности»
oge.sdamgia.ru/test?category_id=19&fil
ter=all
https://doc.fipi.ru/itogovoyesobesedovaniye/RU9_kriterii_itog_sobesedovanie_2023.pdf
2. Модуль «Основы математической
7
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
3. Модуль «Основы естественнонаучной
9
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
4. Модуль:
«Основы
финансовой
11
https://skiv.instrao.ru/
грамотности»
Итого
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Название блоков, модулей, разделов и
п/п
тем программы
Модуль «Основы читательской грамотности»
1.1
Определение
основной темы
в
фольклорном
произведении.
Пословицы, поговорки как источник

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
https://www.yaklass.ru/p/vpr/35
898/versiia-2022-goda6506704/russkii-iazyk-

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

информации.

podgotovka-k-vpr-5-klass5938531/re-d001baf8-26644310-ab61-ea82d73ecbdd

1.2

Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля.
Личная
ситуация в текстах.

1

1.3

Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его частей?

1

1.4

Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его частей?

1

1.5

Типы задач на грамотность чтения.
Примеры задач.

1

1.7

Решение задач на грамотность чтения

1

1.8

Как подготовиться к пересказу

1

https://www.eduportal44.ru/sites
/RSMOtest/SiteAssets/SitePages/%D0%
A0%D1%83%D1%81%D1%81
%D0%BA%D0%B8%D0%B9
%20%D1%80%D0%BE%D0%
B4%D0%BD%D0%BE%D0%B
9%20%D1%8F%D0%B7%D1
%8B%D0%BA/%D0%9F%D1
%80%D0%B8%D0%BB%D0%
BE%D0%B6%D0%B5%D0%B
D%D0%B8%D0%B5%204.%2
0%D0%9F%D0%B0%D0%BC
%D1%8F%D1%82%D0%BA%
D0%B8.pdf

1

https://www.youtube.com/watch
?v=A9FF65kI9Zk
http://mmmf.msu.ru/archive/200
52006/z5/15.html

Модуль «Основы математической грамотности»
2.1
Сюжетные задачи, решаемые с конца
2.2

Задачи на переливание
Пуассона) и взвешивание

2.3

Логические
«мудрецах»

о

1

2.4

Первые
шаги
в
геометрии.
Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание.

1

задачи:

(задача

задачи

1

https://www.yaklass.ru/p/vpr/35
898/versiia-2022-goda6506704/russkii-iazykpodgotovka-k-vpr-5-klass5938531/re-30a96e67-87674588-908f-83d0416cadc4

https://testedu.ru/test/russkijyazyik/5-klass/test-nagramotnost-po-russkomuyazyiku.html

https://xn----ptbfbdrp4d3cf.xn-p1ai/k-urokammatematiki/11290
https://skysmart.ru/articles/math
ematic/osnovnyegeometricheskie-figury

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Разбиение объекта
составление модели

на

части

и

2.5

Размеры объектов окружающего мира
(от
элементарных
частиц
до
Вселенной) длительность процессов
окружающего мира.

1

2.6

Комбинаторные
задачи.
Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson
/5233/start/214055/

2.7

Решение комплексных заданий из
Банка заданий по функциональной
грамотности

1

https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/

2.8

Интеллектуальная игра "Ответь за 5
секунд"

1

https://5second.app/ru/

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Движение и взаимодействие частиц.
Признаки
химических
реакций.
Природные индикаторы.

1

3.2

Звуковые явления. Звуки живой и
неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки.

1

3.3

Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.

1

3.4

Вода. Уникальность воды

1

3.5

Решение комплексного задания «Вода
на стеклах»

3.6

Атмосфера Земли

1

3.7

Углекислый газ в природе и его
значение.

1

3.8

Решение комплексного задания «Чем
мы дышим?»

1

3.9

Уникальность планеты Земля. Условия
для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.

1

3.1

https://www.youtube.com/watch
?v=HEzWzesGSB8

https://www.youtube.com/watch
?v=DTmm3BYSu6w

https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
4.1
Как появились деньги? Что могут
деньги?

1

4.2

Деньги настоящие и ненастоящие

1

4.3

Как разумно делать покупки?

1

https://www.youtube.com/watch
?v=DDxZDdlfAmc

https://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

4.4

Кто такие мошенники?

4.5

Диагностическая
работа
функциональной грамотности

4.6

Личные деньги

1

4.7

Сколько стоит «свое дело»?

1

4.8

Подготовка проекта по читательской
грамотности

1

4.9

Защита проекта
грамотности

читательской

1

Общее количество часов по программе

34

по

1
по

1

https://fg.resh.edu.ru/

6 КЛАСС
№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
1.1
Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

https://www.yaklass.ru/p/vpr6-klass/russkijyazyk/trenirovochnyevarianty-6929824/variant-16929825/re-84265046-1eaa4676-a1b1-d7df67eac162
https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/uchimsya-formulirovatavtorskuyu-pozitsiyu

1.2

Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах

1

1.3

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1

1.4

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1

1.5

Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

1

1.6

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

1.7

Пересказ как форма монологической речи

1

1.8

Пересказ как форма монологической речи

1

Модуль «Основы математической грамотности»
2.1
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа.

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://multiurok.ru/index.php/
files/priiomy-formirovaniiasmyslovogo-chteniia.html
https://gramotei.online/demo/i
ndex
https://nsportal.ru/user/143950
9/page/zadaniya-pofunktsionalnoy-gramotnosti

https://www.yaklass.ru/p/mate
matika/5-klass/naturalnyechisla-13442/reshenietekstovykh-zadach-

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль «Основы читательской грамотности»

2.2

Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц

1

2.3

Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге

1

2.4

Конструирование геометрических фигур на
клетчатой бумаге

1

2.5

Элементы
логики,
теории
вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,

1

2.6

Вычисление вероятности

1

2.7

Решение
комплексных
математической грамотности

заданий

по

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
3.1
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

arifmeticheskim-sposobom13747/re-53450718-d366423d-8cc8-5dbc19c18e7e
https://www.yaklass.ru/p/vpr6klass/matematika/trenirovochn
ye-varianty-6929830/variant1-6929833/re-ddb8c893-e3924f02-a8c7-7a6be3d99bf5
https://www.youtube.com/wat
ch?v=xYLLPS4_6uc
https://foxford.ru/wiki/informa
tika/reshenie-logicheskihzadach-s-pomoshchyutablichnyh-modelej
https://www.yaklass.ru/p/vpr6klass/matematika/trenirovochn
ye-varianty-6929830/variant1-6929833/re-08ff1376-2fa543d3-b86c-cd224379eefd
https://www.yaklass.ru/p/vpr6klass/matematika/trenirovochn
ye-varianty-6929830/variant1-6929833/re-08dcf2bb-a3194198-9984-5236aff6fa12

https://www.yaklass.ru/p/vpr6klass/matematika/trenirovochn
ye-varianty-6929830/variant1-6929833/re-08ff1376-2fa543d3-b86c-cd224379eefd
https://skysmart.ru/articles/mat
hematic/teoriya-veroyatnostejformuly-i-primery
https://skiv.instrao.ru/

https://yandex.ru/video/previe
w/11339137118384483359

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
3.2
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры.

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

3.3

Испарение и конденсация.

1

3.4

Кипение.

1

3.5

Плавление и отвердевание. Что такое снег?

1

https://skiv.instrao.ru/

3.6

Комплексное задание «Термос»

1

https://skiv.instrao.ru/

3.7

Царства живой природы

1

https://easyen.ru/load/biologija
/9_klass/interaktivnoe_uprazh
nenie_carstva_zhivoj_prirody/
76-1-0-81964

3.8

Царства живой природы

1

3.9

Комплексное задание «Комнатные растения»

1

https://skiv.instrao.ru/

3.10

Комплексное задание «Тыква к празднику»

1

https://skiv.instrao.ru/

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
4.1
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.

1

4.2

Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?

1

4.3

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды.

1

4.4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

4.5

Как заработать деньги?

1

4.6

Решение комплексного задания «Покупка книг»

1

4.7

Подготовка проекта по естественно-научной
грамотности

1

4.8

Диагностическая работа по функциональной
грамотности

1

4.9

Защита проекта
грамотности

1

по

естественно-научной

Общее количество часов по программе

34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://skiv.instrao.ru/

https://fg.resh.edu.ru/

7 КЛАСС
№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
1.1
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации
1.2
Работа с текстом: как преобразовать текстовую
информацию с
учетом
цели
дальнейшего
использования?
1.3
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
1

1

1

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи
Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы
1.6
Работа с несплошным текстом: графики и диаграммы
1.7
Решение комплексных задач по читательской
грамотности
1.8
Решение комплексных задач по читательской
грамотности
Модуль «Основы математической грамотности»
2.1
Моделирование
изменений окружающего мира с
помощью линейной функции.
2.2
Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях жизни,
задач практического содержания
2.3
Решение задач на вероятность событий в реальной
жизни
2.4
Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики.
2.5
Решение геометрических задач исследовательского
характера.

1
1

Решение геометрических задач исследовательского
характера.
Решение простых текстовых задач

1

1.4
1.5

2.6
2.7

1
1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://skiv.instrao.ru/

1
1

1
1
1

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
3.1
Механическое движение. Инерция.

3.2

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

https://uchi.ru/lp/funcgram

https://math7vpr.sdamgia.ru/test?category
_id=25&filter=all

https://math7vpr.sdamgia.ru/test?category
_id=5&filter=all
https://math7vpr.sdamgia.ru/test?theme=
16

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
3.3
Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.
3.4
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение
их происхождения.
3.5
Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных
дронов
3.6
Растения. Генная модификация растений.
3.7
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых. Внешнее и внутренне строение рыбы. Их
многообразие.
3.8
Внешнее и внутренне строение птицы. Эволюция
птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция.
3.9
Решение комплексных заданий по естественнонаучной грамотности
3.10
Решение комплексных заданий по естественнонаучной грамотности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
4.1
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
4.2
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые
сборы?
4.3
Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу
4.4
История возникновения банков. Как накопить, чтобы
купить? Все про кредит.
4.5
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая
карта – твой безопасный Банк в кармане.
4.6
Решение комплексного задания "Экономичные и
неэкономичные привычки"
4.7
Подготовка проекта по финансовой грамотности
4.8
Диагностическая работа по функциональной
грамотности
4.9
Защита проекта по финансовой грамотности
Общее количество часов по программе

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
1
1

1

1
1

1

1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://skiv.instrao.ru/

1
1
1
1
1
1

https://skiv.instrao.ru/

1
1

https://fg.resh.edu.ru/

1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

8 КЛАСС
№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
1. 1.1
Определение основной
темы и идеи в
драматическом произведении.
2. 1.2
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
3. 1.3
Поиск ошибок в предложенном тексте.

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
1

https://rus8vpr.sdamgia.ru/test?theme=7

1
1

https://rus8vpr.sdamgia.ru/test?theme=6

4. 1.4

1

5.
6.
7.

Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
1.5
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
1.6
Работа с несплошным текстом: договоры
1.7
Решение комплексных заданий по читательской
грамотности
1.8
Решение комплексных заданий по читательской
грамотности
Модуль «Основы математической грамотности»
2.1
Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм

1
1
1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://math8vpr.sdamgia.ru/test?theme=2
7

Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни
11. 2.3
Математическое описание зависимости
между
переменными в различных процессах.
12. 2.4
Интерпретация
трехмерных
изображений,
построение фигур
13. 2.5
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события
14. 2.6
Решение
типичных
математических
задач,
требующих прохождения этапа моделирования
15. 2.7
Решение комплексных заданий по математической
грамотности
16. 2.8
Решение комплексных заданий по математической
грамотности
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
17. 3.1
Занимательное электричество
18. 3.2
Занимательное электричество

1

Магнетизм и электромагнетизм
Строительство
плотин.
Гидроэлектростанции.

1
1

8.

9.

10. 2.2

19. 3.3
20. 3.4

1
1
1
1
1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://skiv.instrao.ru/

1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://phys8vpr.sdamgia.ru/test?theme=4

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего

Модуль «Основы читательской грамотности»
Экологические
риски
при
строительстве
гидроэлектростанций.
21. 3.5
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы
22. 3.6
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
23. 3.7
Системы жизнедеятельности человека
24. 3.8
Системы жизнедеятельности человека
25. 3.9
Решение комплексных заданий по естественнонаучной грамотности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
26. 4.1
Потребление или инвестиции?
27. 4.2
Активы в трех измерениях.
28. 4.3
Как сберечь личный капитал?
29. 4.4
Модель трех капиталов.
30. 4.5
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства
31. 4.6
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски, связанные с ними.
32. 4.7
Диагностическая работа по функциональной
грамотности
33. 4.8
Подготовка проекта на свободную тему
34. 4.9
Защита проекта на свободную тему
Общее количество часов по программе

1
1
1
1
1

https://skiv.instrao.ru/

1
1
1
1
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru/

1
1
34

9 КЛАСС
№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Модуль «Основы читательской грамотности»
1.1
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации.
1.2
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
1.3
1.4

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи
Работа со смешанным текстом. Составные тексты

Количеств Электронные (цифровые)
о часов образовательные ресурсы
Всего
1

1

1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://rusoge.sdamgia.ru/test?categor
y_id=19&filter=all

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Количеств Электронные (цифровые)
о часов образовательные ресурсы
Всего

Модуль «Основы читательской грамотности»
1.5

(рубежная аттестация)
Критерии оценки монологической речи

1.6
Как успешно пройти собеседование
1.7
Как успешно пройти собеседование
Модуль «Основы математической грамотности»
2.1
Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими
2.2
Задачи с лишними данными
2.3
Количественные рассуждения, связанные
со
смыслом числа, оценкой разумности результатов .
2.4
Решение стереометрических задач
2.5
Вероятностные,
статистические
явления
и
зависимости
2.6
Решение комплексных задания из Банка заданий по
функциональной грамотности
2.7
Решение комплексных задания из Банка заданий по
функциональной грамотности
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
3.1
Радиоактивность. Искусственная радиоактивность
3.2
Изменение состояния веществ. Физические явления
и химические превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений
3.3
Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организмов.
Биогенетический
закон.
Закономерности наследования признаков.
3.4
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания.
Происхождение видов
3.5
Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов.
3.6
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие
экосистемы.
Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
3.7
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы
Рационального природопользования
3.8
Решение комплексного задания. Философский

1

https://doc.fipi.ru/itogovoye
-sobesedovaniye/RU9_kriterii_itog_sobesedovan
ie_2023.pdf

1
1
1
1
1
1
1
1

https://skiv.instrao.ru/

1

https://skiv.instrao.ru/

1
1

1

1

1

1

1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://skiv.instrao.ru/

№ п/п

Название блоков, модулей, разделов и тем
программы

Количеств Электронные (цифровые)
о часов образовательные ресурсы
Всего

Модуль «Основы читательской грамотности»
камень современного химика
3.9
Решение комплексного задания. Вакцины
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
4.1
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская
специфика
4.2
Риски акций и управление ими. Гибридные
инструменты.
4.3
Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
4.4
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управления
ими.
4.5
Инвестиционное профилирование. Формирование
инвестиционного портфеля и его пересмотр.
Типичные ошибки инвесторов.
4.6
Государственное и негосударственное пенсионное
страхование.
4.7
Решение комплексного задания. Заработная плата
4.8
Решение комплексного задания. Инвестиции
4.9
Решение комплексного задания. Инвестиции
4.10
Итоговая диагностическая работа
4.11
Мир функциональной грамотности
Общее количество часов по программе

1

https://skiv.instrao.ru/

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

https://skiv.instrao.ru/
https://skiv.instrao.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».