МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» для обучающихся 6 классов (основное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» 6 кл. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в 6 классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом концепции информационно – пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания. Программа направлена на формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из обучающихся 6 класса. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. А также предусматривает агитационную работу для обучающихся 19 классов школы с участием агитбригады 6 класса. Приоритетная цель программы: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков; создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения; сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; обучить способам оказания самопомощи и первой помощи при ДТП; повысить интерес школьников к велоспорту; развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах; выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Планируемые результаты освоения курса включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности. Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 34 часа: в 6 классе– 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное. Форма организации: учебный курс практической направленности. Промежуточная аттестация: тестирование Содержание курса внеурочной деятельности. Правила движения – закон улиц и дорог. Зачем нужны правила дорожного движения? Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Понятие об участниках дорожного движения Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно- транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Дорожная разметка и ее характеристики. Движение через железнодорожные пути. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами. Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступлений агитбригады. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» на уровне основного общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения на дорогах; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: наличие представлений о правилах дорожного движения; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения правил дорожного движения. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с дорожным движением. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения». К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: соблюдать основные правила безопасного поведения на дороге; анализировать и избегать типичные ошибки поведения в дорожной обстановке, приводящих к несчастным случаям; определять названия и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; определять опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; определять безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; места, где можно и где нельзя МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина играть, кататься на велосипеде, роликах, санках; практическим умениям и навыкам правильно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде; ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий, не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; навыкам дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; оказанию помощи пострадавшим; осознанному и осмысленного пониманию опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Название блоков, модулей, разделов и Количество Электронные (цифровые) п/п тем программы часов образовательные ресурсы Всего 1 Блок 1. Правила безопасного 10 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ дорожного движения пешеходов и автотранспорта. 2 Блок 2. Оказание первой доврачебной 8 https://school.kontur.ru/publications помощи пострадавшим в ДТП /1891 3 Блок 3. Профилактика детского 8 https://ppt-online.org/1123441 дорожного травматизма 4 Блок 4. Подготовка и проведение игр и 4 https://multiurok.ru/blog/1-azbukaконкурсов юных знатоков bezopasnosti-zaniatie-1-viktorinaправил дорожного движения dorozhnye-znaki-v-zagadkakh-istikhakh-1.html 5 Блок 5.Подготовка и проведение 4 соревнований «Безопасное колесо» Итого 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Всего Блок 1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. 1.1 Изучение правил дорожного 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ движения 1.2 Изучение правил дорожного 1 движения 1.3 Поведение пешехода при 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ приближении к главной дороге 1.4 Части дороги. Рисуем схему дороги. 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Всего 1.5 Оценивание дорожных ситуаций: 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. 1.6 Знаки для водителей, которые 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ необходимо знать пешеходам. 1.7 Знаки для водителей, которые 1 необходимо знать пешеходам. 1.8 Цвет и форма предупреждающих и 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ запрещающих знаков 1.9 Разбор реальных ситуаций, 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ имеющих место в практике дорожного движения 1.10 Разбор реальных ситуаций, 1 имеющих место в практике дорожного движения Блок 2. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 2.1 Состав и назначение автоаптечки 1 2.2 Классификация возможных травм и 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. 2.3 Обработка ран и способы остановки 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 кровотечения. 2.4 Отработка приёмов обработки ран и 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 способов остановки кровотечения. 2.5 Виды перевязочных средств и 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 правила наложения повязок 2.6 Отработка приёмов наложения 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 повязок 2.7 Правила транспортировки 1 https://school.kontur.ru/publications/1891 пострадавших 2.8 Отработка правил транспортировки 1 пострадавших. Блок 3. Профилактика детского дорожного травматизма 3.1 Виды и назначение автогородков 1 https://ppt-online.org/1123441 3.2 Устройство автогородка 1 https://ppt-online.org/1123441 3.3 Разработка маршрутов по схеме 1 безопасного движения и поведения 3.4 Разработка маршрутов по схеме 1 безопасного движения и поведения 3.5 Правила движения в автогородке. 1 https://ppt-online.org/1123441 3.6 Тренинг по безопасному 1 https://www.drom.ru/pdd/pdd/ МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы вождению велосипеда. 3.7 Настольная игра на тему правил 1 дорожного движения. 3.8 Настольная игра на тему правил 1 дорожного движения. Блок 4. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 4.1 Викторина «Дорожные знаки в 1 https://multiurok.ru/blog/1-azbukaзагадках и стихах». bezopasnosti-zaniatie-1-viktorinadorozhnye-znaki-v-zagadkakh-i-stikhakh1.html 4.2 Конкурс эрудитов по истории 1 транспортных средств и на знание ПДД. 4.3 Игра «Красный, жёлтый, зелёный» 1 https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/11/16/podvizhnaya-igrakrasnyy-zhyoltyy-zelyonyy 4.4 Игра «Аукцион знаний» 1 Блок 5.Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 5.1 Подготовка соревнований 1 «Безопасное колесо». 5.2 Проведение тренировочных 1 соревнований. 5.3 Соревнования по безопасному 1 вождению велосипеда 5.4 Выступление агитбригады юных 1 инспекторов дорожного движения. Итого 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина