МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История родного края» для обучающихся 7 классов (основное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История родного края» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые предлагаются для обязательного изучения в 7 классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности «История родного края» основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к малой родине. Обучающийся не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае г.Полевского Свердловской области, с ее историческими и природными особенностями. Внеурочные занятия по краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…». Приоритетная цель программы: расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине. Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории малой родины в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями Свердловской области; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран; стремиться пробудить у обучающихся познавательный интерес к области, городу, и к его изучению; способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний об области, о городе, освоению новых; формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений; привлечь обучающихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 34 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское. Форма организации: факультативный курс краеведения. Промежуточная аттестация: творческий проект Содержание курса внеурочной деятельности. Введение. Понятие «Урал» в его географическом и историческом развитии. Урал в древности. Физико-географические условия как историческая среда. Первые пути проникновения человека на Урал. Древнейшие памятники: стоянки (Пещерный лог на р. Чусовой, Крутая гора на р. Печоре и др.), пещеры – «картинные галереи» (Усть-Катавская, Каповая, Игнатьевская и др.). Распад крупных родовых коллективов. Памятники первобытного искусства на Урале. Роспись в Каповой пещере. Рисунки на скалах. Археологические свидетельства первобытной культуры Урала. Заселение Урала человеком. Первобытные охотники. Орудия каменного века. Тайны уральских пещер. Наскальная живопись. Расселение предков коми-пермяков и удмуртов, ханты и манси. Охотники и рыболовы. Древнейшие уральские гончары. Урал средневековый. Связи народов Урала с русскими. Первые походы русских на Югру (новгородские ушкуйники). Стихийное освоение русскими крестьянами уральских земель. Закрепление Прикамья за Великим Новгородом. Походы владимиро- суздальских и московских дружин на Урал в XIII веке. Ранние государственные образования на Урале: Пермь Великая, Пелымское, Кодское и другие «княжества». Народы Урала в составе Казанского и Сибирского ханства и Ногайской орды. Позднее средневековье Урала (XV-XVI вв.). Восточная политика русского государства и её роль в освоении Урала. Раздача русским правительством жалованных грамот на уральские земли. Строгановы и их вотчины на Урале. Строительство русских поселений (остроги). Поход Ермака в Зауралье, его последствия. Новые пути проникновения русских на Урал. Открытие А. Бабиновым новой сибирской дороги (через Соликамск – Верхотурье). Первые промышленные предприятия. Быт и культура Урала в эпоху позднего средневековья. Взаимодействие культур народов Урала. Воздействие русских на быт и культуру коренного населения. Распространение русского языка и письменности. Монастырские библиотеки. Библиотека Строгановых. Архитектура. Деревянное зодчество. Соборы в Соликамске и Верхотурье. Достижения местного населения в обработке дерева (деревянная скульптура), бересты, кости, металла. Обогащение фольклора, обрядов. Сохранение местных традиций в прикладном искусстве (ткачество, плетение, украшения). Становление горнозаводского Урала. Воздействие промышленной политики царизма на экономическое развитие края. Значение реформ Петра I для уральской металлургии. Предпосылки (природные, социальные) превращения Урала в основной металлургический район страны. Петровская «индустриализация» Урала. Строительство первых казенных заводов (Алапаевский, Уктусский, Каменский, Невьянский). Основные принципы размещения заводов. Проблема рабочей силы, транспорта. Новый тип поселений при крупных заводах(мануфактурах). Основание Екатеринбурга и Нижнетагильского завода. Деятельность В.Н. Татищева и В. И. Генина на Урале. Культура Урала XVI-XIX вв. Особенности культуры Урала XVI-XIX вв. Уральские города и их застройка. Традиционная крестьянская усадьба. Понятие об архитектурном стиле. Особенности композиционного построения города-завода. Воздействие горнозаводской промышленности на развитие культуры. Уральские промыслы. Старинные школы нашего края: что изучали наши предки? Гимназии и школы старого Екатеринбурга. «Именные школы». Школьный музей и его место в культурной жизни школы. Иконопись на Урале: Строгановская школа, Невьянская школа иконописи, мастера из Туринска. Книжные собрания на Урале. Уральские промыслы: чугунное художественное литьё, Златоустовская гравюра из стали, Нижнетагильский подносный промысел. Архитектура Урала: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина барокко, классицизм. Архитектор А.Н. Воронихин. Уральские архитекторы: И.И. Свиязев и И.П. Малахов. Особенности экономического развития Урала в первой половине XIX века. Появление технической и организационной отсталости уральских заводов в период Отечественной войны 1812 года. Военизированная система управления заводами (1834 г). Увеличение вывоза продукции в Сибирь. Быстрый рост добычи золота на Урале и в Сибири. Развитие водного транспорта. Упадок старых отраслей (солеварения, добычи каменного угля). Подъём движения горнозаводских рабочих. Распространение освободительных идей среди дворянской интеллигенции. Оренбургское общество либералов. Декабристы на Урале. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века. Утверждение капитализма в экономике страны. Формирование промышленного пролетариата и буржуазии. Земства на Урале и их деятельность. Подъем уральской горнозаводской промышленности в к. XIX века. Культура Урала в XX- ХХI веках. Грамотность и образование уральского населения. Развитие среднего образования, открытие гимназий, профессиональных учебных заведений. Деятельность библиотек. Писатель – демократ Д.Н. Мамин-Сибиряк, «певец Урала». Профессиональные художники и писатели Урала: А.И. Корзухин, А.К. Денисов- Уральский, П.П. Бажов. Музыкальная жизнь. Песенное народное творчество. Музыкальное просвещение и образование. Создание профессионального оперного и драматического театра. Новое архитектурное направление в промышленном строительстве Урала. Общественные сооружения: вокзалы, биржи, театры, банки, школы, лечебные учреждения. Мой Полевской. История г. Полевского. Полевской на карте России и Свердловской области. Символика города. Полевской городской округ. Знакомство с селами. Район, в котором я живу. Улицы города. Предприятия города. Труд людей нашего города. Город металлургов. Место работы родителей, их профессии. Достопримечательности города. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «История родного края» на уровне основного общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; 3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; 4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; 6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; 7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; 8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы. Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие). Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе ‒ на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок, возникших трудностей. Эмоциональный интеллект: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «История родного края». К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов; выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; оперировать историческими понятиями и их использованию для решения учебных и практических задач; рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в., характеризовать итоги и историческое значение событий; сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи; определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с использованием фактического материала, в том числе используя источники разных типов; различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные; находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; читать и анализировать историческую карту (схему); характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме), с информацией из других источников; анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм; осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность информации; взаимодействию с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество Электронные (цифровые) тем программы часов образовательные ресурсы Всего 1. Введение. 1 2. Урал в древности. 3 https://rg.ru/2014/06/12/regurfo/ural.html 3. Урал средневековый. 3 4. Позднее средневековье Урала (XV-XVI 3 https://infourok.ru/prezentaciya-poвв.). istorii-urala-na-teme-kultura-i-bytnaseleniya-urala-v-xv-xvii-vv5301784.html 5. Становление горнозаводского Урала. 3 https://sqaz.ru/iz-istorii/sozdanieuralskoj-promyshlennosti.html 6. Культура Урала XVI- XIX вв. 3 https://novainfo.ru/article/9989 7. Урал в ХХ -ХХI веках. 5 https://sqaz.ru/iz-istorii/ural-narubezhe-tysyacheletij.html 8. Культура Урала в ХХ -ХХI веках 7 https://sqaz.ru/iz-istorii/kultura-naurale-do-perestrojki.html 9. Мой Полевской. 6 https://mail.ru/search?mstatid&type =video&q=%D0%A3%D1%80%D 0%B0%D0%BB%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0% B5%2B%D0%A0%D0%BE%D1% 81%D1%81%D0%B8%D0%B8.% 2B%D0%93%D0%BE%D1%80% D0%BE%D0%B4%D0%B0%2B% D0%B8%2B%D1%81%D0%B5% D0%BB%D0%B0%2B%D0%A3 %D1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0%B2 %D0%B5%D1%80%D0%B4%D0 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество тем программы часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы %BB%D0%BE%D0%B2%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9%2 B%D0%BE%D0%B1%D0%BB% D0%B0%D1%81%D1%82%D0% B8%2B%D0%BD%D0%B0%2B% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1% 82%D0%B5.%2B2%2B%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D1%81%D1 %81&fr=ch_ntp&serp_path=%2Fv ideo%2Fpreview%2F16075865447 836179570 Итого 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Введение. 1.1 Введение. 1 Урал в древности. 2.1 Физико-географические условия как историческая среда. Первые пути проникновения человека на Урал. 2.2 Древнейшие памятники Урала 2.3 Древнейшие уральские гончары. Урал средневековый. 3.1 Первые походы русских на Югру 3.2 Ранние государственные образования на Урале 3.3 Народы Урала Позднее средневековье Урала (XV-XVI вв.). 4.1 Восточная политика русского государства и её роль в освоении Урала. Первые промышленные предприятия. 4.2 Быт и культура Урала в эпоху позднего средневековья 1 https://uraloved.ru/istoriyazaseleniya-i-osvoeniya-urala 1 https://rg.ru/2014/06/12/regurfo/ural.html 1 1 1 1 https://uraloved.ru/narody-urala 1 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poistorii-urala-na-teme-kultura-i-bytnaseleniya-urala-v-xv-xvii-vv5301784.html МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Тема урока Количество часов 4.3 Сохранение местных традиций в прикладном искусстве Становление горнозаводского Урала. 5.1 Воздействие промышленной политики царизма на экономическое развитие края. Значение реформ Петра I для уральской металлургии. 5.2 Петровская «индустриализация» Урала. Строительство первых казенных заводов (Алапаевский, Уктусский, Каменский, Невьянский). 5.3 Основание Екатеринбурга и Нижнетагильского завода. Деятельность В.Н. Татищева и В. И. Генина на Урале. Культура Урала XVI- XIX вв. 6.1 Особенности культуры Урала XVI-XIX вв. 6.2 Особенности экономического развития Урала в первой половине XIX века. 6.3 Подъем уральской горнозаводской промышленности в к. XIX века. Урал в ХХ -ХХI веках 7.1 Урал на рубеже тысячелетий 7.2 Горнозаводской Урал. 7.3 Промышленность Урала 7.4 Образование и наука Урала 7.5 Экология Урала Культура Урала в ХХ -ХХI веках 8.1 Культура Урала в XX-ХХI веках. Грамотность и образование уральского населения. Развитие среднего образования, открытие гимназий, профессиональных учебных заведений 8.2 Деятельность библиотек. Писатель – демократ Д.Н. Мамин-Сибиряк, «певец Урала». 8.3 Профессиональные писатели Урала. художники и Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 1 1 https://sqaz.ru/iz-istorii/sozdanieuralskoj-promyshlennosti.html 1 https://www.memorialromanovyh.i nfo/istoria-ekaterinburgasamoevaznoe 1 https://novainfo.ru/article/9989 1 1 1 https://sqaz.ru/iz-istorii/ural-narubezhe-tysyacheletij.html 1 1 1 1 1 https://sqaz.ru/iz-istorii/kultura-naurale-do-perestrojki.html 1 https://classlit.ru/publ/literatura_19 _veka/drugie_avtory/dmitrij_mami n_sibirjak_obzor_proizvedenij_pis atelja/69-1-0-2718 https://uralartplatform.ru/teksty/izzhizni-uralskogo-iskusstva-lidery- 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего hudozhestvennoj-stseny-v-18902010-e-gody/ 8.4 Музыкальная жизнь. Песенное народное творчество. Музыкальное просвещение и образование. Создание профессионального оперного и драматического театров. 8.5 Новое архитектурное направление в промышленном строительстве Урала. Общественные сооружения: вокзалы, биржи, театры, банки, школы, лечебные учреждения. 8.6 Выдающиеся современники 8.7 Выдающиеся современники Мой Полевской. 9.1 История г. Полевского. Полевской на карте России и Свердловской области. 9.2 9.3 9.4 9.5 Символика города. Полевской городской округ. Знакомство с селами. Район, в котором я живу. Улицы города. Предприятия города. Труд людей 1 1 https://sqaz.ru/iz-istorii/arhitekturaurala-pri-pervom-kapitalizme.html 1 1 1 https://mail.ru/search?mstatid&type =video&q=%D0%A3%D1%80%D 0%B0%D0%BB%2B%D0%BA% D0%B0%D1%80%D1%82%D0% B5%2B%D0%A0%D0%BE%D1% 81%D1%81%D0%B8%D0%B8.% 2B%D0%93%D0%BE%D1%80% D0%BE%D0%B4%D0%B0%2B% D0%B8%2B%D1%81%D0%B5% D0%BB%D0%B0%2B%D0%A3 %D1%80%D0%B0%D0%BB%D0 %B0%2C%2B%D0%A1%D0%B2 %D0%B5%D1%80%D0%B4%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9%2 B%D0%BE%D0%B1%D0%BB% D0%B0%D1%81%D1%82%D0% B8%2B%D0%BD%D0%B0%2B% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1% 82%D0%B5.%2B2%2B%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D1%81%D1 %81&fr=ch_ntp&serp_path=%2Fv ideo%2Fpreview%2F16075865447 836179570 1 1 1 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего нашего города. Город металлургов. Место работы родителей, их профессии. 9.6 Достопримечательности города. Общее количество часов по программе 1 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина