МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Движение юных пожарных» для обучающихся 8 класса (основное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Движение юных пожарных» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые предлагаются для обязательного изучения в 8 классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности «Движение юных пожарных» основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания. Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Ежегодно в Российской Федерации происходит около 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей. Около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской шалости детей с огнём, каждый второй пожар из-за неосторожного обращения с огнём, каждый пятый-из-за несоблюдения требований правил эксплуатации оборудования и бытовых приборов. Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением огромного количества новых веществ, созданных благодаря достижениям в области химии. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретённые знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил обучающиеся пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение юных пожарных (далее - ДЮП). Оно способствует расширению знаний о мерах пожарной безопасности, оказанию помощи в профессиональной ориентации; пропаганде пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров; формированию среди обучающихся позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с пожарами, способствует привитию навыков безопасного поведения. Приоритетная цель программы: повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности; воспитывать чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде; привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности. Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач: познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров; научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них; закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации; создать условия для развития индивидуальных творческих способности; пробуждать интерес обучающихся к пожарному делу и профессии пожарного. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 34 часа: в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: проектно-исследовательское. Форма организации: учебный курс практической направленности. Промежуточная аттестация: тестирование Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Введение. Пожарная охрана, её истории и традиции. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Герои огненного фронта. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами. Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Раздел 2. Огонь-друг и враг человека Огонь – друг человека. Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Огонь – враг человека. Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Спички – детям не игрушки! Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике. Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Огонь. Основы горения. Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ. Раздел 3. От чего происходят пожары? Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление. Газ. Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!». Электробезопасность. Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество – помощник или коварный враг?». Викторина «Опасности в моей квартире». Практическое занятие «Где живет электричество?». Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома. Средства пожаротушения Что делать при возникновении пожара. Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде». Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Подготовка заданий и атрибутов к игре «Не шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников. Проведение игры «Не шути с огнём». Подведение итогов. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности Раздел 5. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, Первая помощь при ожогах. Электротравмы. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Итоговое занятие. Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Движение юных пожарных» на уровне основного общего образования. В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина проживающих в родной стране; формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; 2) гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 3) духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни; формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей; 4) эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни; 5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах; установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды); 8) экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Метапредметные результаты. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, проводить обоснованные выводы по результатам исследования; проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога; публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями: Самоорганизация: выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях; аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение. Самоконтроль и эмоциональный интеллект: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах); определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Движение юных пожарных». К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов; оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности; предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; применять на практике навыки оказания первой помощи; применять на практике методы и формы противопожарной безопасности; планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками; убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения; осознавать свою ответственности за качество выполненного проекта; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество Электронные (цифровые) тем программы часов образовательные ресурсы Всего 1. Раздел 1. Введение 1 http://www.goodlife.narod.ru МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 2. 3 4 5 Итого Раздел 2. Огонь – друг и враг человека Раздел 3. От чего происходят пожары? Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома. Средства пожаротушения Раздел 5. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 2 6 9 http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru 16 http://www.goodlife.narod.ru 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество тем программы часов Всего Раздел 1. Введение 1.1 Вводное занятие. Цели и задачи 1 дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России Раздел 2. Огонь – друг и враг человека 2.1 Что такое огонь? Пожар как явление. 1 Основные характеристики горючей среды и источников зажигания 2.2 Практическая работа: составление 1 словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России Раздел 3. От чего происходят пожары? 3.1 Отчего происходят пожары? Данные по 1 пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах 3.2 Практическая работа: составление 1 таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. 3.3 Правила пожарной безопасности в 1 школе и в быту Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru http://www.goodlife.narod.ru МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Правила содержания зданий и 1 http://www.goodlife.narod.ru помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. 3.5 Практическая работа: проверка 1 http://www.goodlife.narod.ru состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. 3.6 Элементарные способы тушения 1 http://www.goodlife.narod.ru возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома. Средства пожаротушения 4.1 Правила действия в случае 1 http://www.goodlife.narod.ru возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. 4.2 Практическая работа: тренинги по 1 http://www.goodlife.narod.ru правильному использованию средств пожаротушения. 4.3 Практическая работа: тренинги по 1 http://www.goodlife.narod.ru правильному использованию средств пожаротушения. 4.4 Ознакомление с основными статьями 1 http://www.goodlife.narod.ru Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. 4.5 Практическая работа: подготовка 1 http://www.goodlife.narod.ru иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома ив образовательных учреждениях. 4.6 Освоение знаний и умений в области 1 http://www.goodlife.narod.ru противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. 3.4 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Основные параметры станции 1 http://www.goodlife.narod.ru пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. 4.8 Практическая работа: 1 http://www.goodlife.narod.ru Распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; 4.9 Практическая работа: проведение 1 http://www.goodlife.narod.ru организационно деятельной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. Раздел 5. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 5.1 Первичные средства тушения 1 http://www.goodlife.narod.ru пожаров. 5.2 Пожарные автомобили и 1 http://www.goodlife.narod.ru противопожарное оборудование 5.3 Практическая работа: тренинги по 1 http://www.goodlife.narod.ru освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе 5.4 Практическая работа: тренинги по 1 http://www.goodlife.narod.ru освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе 5.5 Основы профессии пожарного 1 http://www.goodlife.narod.ru 4.7 5.6 5.7 5.8 Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России. Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. Противопожарное водоснабжение 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. 5.15 Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту 5.16 Практическая работа: проведение соревнования по пожарноспасательному спорту. Общее количество часов по программе 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru 1 http://www.goodlife.narod.ru 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 34 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина