РП ВД В мире права 8-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 23.05.2024 г. №1 107/1-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире права»
для обучающихся 8-9 классов
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2024 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире права» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено темами, которые предлагаются для обязательного
изучения в 8-9 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «В мире права» основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
федеральной рабочей программе воспитания.
Актуальность выбора определена следующими факторами: в условиях реализации новых
государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей; концепция духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России особое внимание уделяет проблеме формирования
базовых национальных ценностей, на первом месте среди них: патриотизм; гражданственность;
социальная солидарность и др.; практико-ориентированный подход в изложении содержания
выстроенных правовых курсов; опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных
правоотношениях в реальной жизни; формирование активной гражданской позиции личности;
уважение к правам человека и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня
юридической грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и
самоопределения ребенка в дальнейшем.
Приоритетная цель программы: формирование правовой компетентности обучающихся.
Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач:
Предметные – расширение знаний обучающихся о роли права в жизни человека и
гражданина, показать значимость правовой информации для современного гражданина страны,
активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных
ситуаций; рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь
на социальный опыт ребёнка.
Метапредметные - уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций, развивать способность анализировать реальные
социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
основных социальных ролей.
Личностные – формировать ценностные ориентиры, основанные на гуманистических
традициях, идеях патриотизма, уважения к Родине, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
целостность;
объективность;
научность;
доступность для обучающихся основной школы.
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения
запланированных целей обучения. Практическая направленность содержания обеспечивает
гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане выбора
профиля обучения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 68 часов: в 8 , 9 классах
– по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: внеурочная деятельность, направленная на
развитие личности, самореализации.
Форма организации: учебный курс практической направленности
Промежуточная аттестация: тестирование
Содержание курса внеурочной деятельности.
8 – 9 классы
Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО
Понятие и признаки права. Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм
(религиозные, моральные, правовые и т. д.). Отличие правовой нормы от иных социальных норм.
Формы (источники) права. Источник права — официальный документ, принятый
государством. Система законодательства. Конституция — основной закон государства. Кодексы.
Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства,
нормативные акты министерств). Договоры.
Правовая норма. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза,
диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления.
Гражданин
как
субъект
административных
правоотношений.
Административная
правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые
средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций,
предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан. Обязанности граждан.
Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица. Альтернативный порядок
обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу).
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной
ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение
о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Совершение
преступления — единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при
наличии которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной
ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины (умысел,
неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной
ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение
принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение
несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ
Юридические факты. Понятие правоотношения. Юридические факты. События и действия.
Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав.
Субъекты права. Понятие субъекта права. Понятие правоспособности и дееспособности.
Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные субъекты
(государство, муниципальные образования, юридические лица).
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность
юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных
лиц.
Виды
правоотношений.
Гражданские
правоотношения.
Гражданский
кодекс.
Административные правоотношения. Кодекс об административных правонарушениях. Трудовые
правоотношения. Кодекс законов о труде. Уголовные правоотношения. Уголовный кодекс.
Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Правонарушения. Признаки правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел,
неосторожность). Виды преступлений. Проступок. Виды проступков (правонарушений):
гражданский, административный, дисциплинарный.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Принципы
юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности
(гражданская, уголовная, административная).
Тема 4. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК
Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека.
Гражданство. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с
Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с
Конституцией РФ) только гражданину.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском
законодательстве.
Тема 5. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие
основ конституционного строя. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая
ценность.
Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей.
Государственный аппарат. Президент РФ — глава государства. Законодательная власть —
Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.
Исполнительная власть. Правительство — высший исполнительный орган государства.
Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные
законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное
самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений.
Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат,
адвокатура. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд,
Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды,
районные (городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба
судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая
Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (милиция —
криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия,
учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.
Тема 6. СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ
Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим
имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак:
суд, органы ЗАГС.
Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные
права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка.
Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека
(попечительство). Приемная семья.
Тема 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения.
Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения.
Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные
неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные
гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования,
граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического
лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица.
Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право.
Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок
исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты
гражданских прав.
Тема 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право
пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права
собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная).
Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические
лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).
Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного
ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный
правовой режим.
Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права
собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого
незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права
собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от
недобросовестного приобретателя.
Тема 9. СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды
сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки.
Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора.
Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные
сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и
консенсуальные, односторонне обязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный,
предварительный, присоединения, в пользу третьего лица).
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору.
Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы
обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия,
залог, поручительство, задаток).
Тема 10. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия
наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди.
Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма
жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных
товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок.
Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация
жилья.
Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик,
страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования
(имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).
Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России.
Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов
по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов,
покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага.
Обыкновенные и привилегированные акции.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на
безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области
защиты прав потребителей).
Тема 11. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Налоги. Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоговое право. Налоги
прямые и косвенные. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налогоплательщиков. Права
налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Тема 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и
обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на
работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания
прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из
сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового
договора).
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые
несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной
плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для
несовершеннолетних. Служба занятости.
Тема 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам
человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая
декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб
в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по
правам человека.
Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и
принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм
международного гуманитарного права.
Тема 14. РАЗДЕЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Банковская система РФ, банковские операции. Споры по договорам на оказание банковских
услуг. Современные платежные средства.
Земельные правоотношения. Особенности права собственности на землю. Категории земель
по целевому использованию. Виды (формы) собственности на землю. Государственное
управление земельным фондом.
Экологическое законодательство. Экологическое право. Экологические права и
обязанности граждан. Государственные гарантии прав граждан в области экологии.
Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «В
мире права» на уровне основного общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимос­вязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и
юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и
членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации
(в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и
обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и
ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность
правонарушений для личности и общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление,
дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,
необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие
коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и
преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

несовершеннолетнего
социальных
ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и
принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о
защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой,
дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые
нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе
связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды
правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать
существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования
различных отраслей права (гражданского, трудового,
семейного,
административного и
уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав
и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных
отношений в семье;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного
права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской
Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах,
правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за
совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично
представлять
результаты
своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории
и регламентом.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
тем программы
часов
Всего
1 Тема 1. Что такое право
8
2 Тема 2. Государство
3
3 Тема 3. Право и человек
6
4 Тема 4. Право и государство
9
5 Тема 5. Человек и государство
6
6 Итоговое повторение
2
итого
34
9 КЛАСС
№ п/п Название блоков, модулей, разделов и Количество
тем программы
часов
Всего
1 Тема 6. Гражданин и государство
5
2 Тема 7. Семья. Родители. Дети
3
3 Тема 8. Общая характеристика
4
гражданских правоотношений
4 Тема 9. Право собственности
3
5 Тема 10. Договор
3
6 Тема 11. Отдельные виды гражданских
3
правоотношений
7 Тема 12. Правовое регулирование
4
трудовых отношений
8 Тема 13. Международная защита прав
2
человека
9 Тема 14. Раздел для любознательных
4
10 Итоговое повторение
3
Итого
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего
Тема 1. Что такое право
1
Правовая норма. Норма морали и
норма права
2
Система права
3
Нормативный правовой акт. Система
законодательства
4
Как найти нужный закон
5
Правоотношение
6
Правонарушение
7
Юридическая ответственность
8
Юридическая ответственность
Тема 2. Государство
9
Государство: основные признаки
10
Демократическое правовое государство
11
Правовое государство и гражданское
общество
Тема 3. Право и человек
12
Права и свободы человека
13
Личные права человека
14
Экономические,
социальные
и
культурные права человека
15
Политические права граждан
16
Права несовершеннолетних
17
Практическое
занятие
«Права
человека»
Тема 4. Право и государство
18
Конституция РФ – основной закон
государства
19
Основы конституционного строя
20
Международные нормы и принципы в
правовой системе России
21
Как принимаются законы
22
Организация государственной власти
23
Местное самоуправление
24
Судебная система РФ
25
Правоохранительные органы
26
Правоохранительные органы
Тема 5. Человек и государство
27
Гражданство РФ
28
Право избирать и быть избранным
29
Общественные объединения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

Конституционные обязанности
человека и гражданина
31
Обязанность платить налоги
32
Воинская обязанность
33
Итоговое повторение
34
Итоговое повторение
Общее количество часов по программе
30

1
1
1
1
1
34

9 КЛАСС

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего
Тема 6. Гражданин и государство
1
Взаимоотношения граждан и органов
1
государственного управления
2
Административная ответственность
1
3
Уголовная ответственность
1
4
Уголовная
ответственность
1
несовершеннолетних
5
Уголовная
ответственность
1
несовершеннолетних
Тема 7. Семья. Родители. Дети
6
Условия и порядок заключения брака.
1
Прекращение брака
7
Права и обязанности супругов
1
8
Права и обязанности родителей и
1
детей
Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений
9
Какие правоотношения называют
1
гражданскими
10
Субъекты гражданского права
1
11
Осуществление и защита гражданских
1
прав
12
Осуществление и защита гражданских
1
прав
Тема 9. Право собственности
13
Что такое собственность
1
14
Кто может быть собственником
1
15
Защита прав собственности
1
Тема 10. Договор
16
Что такое сделка
1
17
Виды гражданско-правовых договоров
1
18
Соблюдение
договоров.
1
Ответственность за неисполнение
обязательств по договору
Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений
19
Жилищные правоотношения
1
20
Права потребителей
1
21
Права потребителей
1
Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений
22
Какие правоотношения называют
1
трудовыми
23
Трудовой договор
1
24
Как устраиваются на работу
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина

25
Как устраиваются на работу
Тема 13. Международная защита прав человека
26
Международная защита прав человека
27
Международное гуманитарное право
Тема 14. Раздел для любознательных
28
Отношения с банками
29
Земельные правоотношения
30
Экологическое законодательство
31
Как защититься от мошенников
32
Повторение
33
Итоговое тестирование
34
Подведение итогов изучения курса
Общее количество часов по программе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».