МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМС Управление образованием ПГО МБОУ ПГО "СОШ № 16" Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Н.В. Калашникова УТВЕРЖДЕНО Директор Ю.С. Трушкова Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 3 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) (начальное общее образование) Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы. Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося. Задачи коррекционных занятий: − формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; − формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; − коррекция познавательной деятельности; − раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; − формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: − развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); − сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); − систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; − формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов: − практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты; − наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); − словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина − двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими. В структуру коррекционного занятия могут входить: − пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения); − дыхательная гимнастика; − зрительная гимнастика; − упражнения на развитие графомоторных навыков; − кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей. Содержание разделов Название раздела, темы Обследование обучающихся - 2 часа Развитие внимания и памяти - 16 часов Зрительная слуховая тактильная Сенсорное развитие - 25 часа зрительное слуховое тактильное вкусовое Формирование мыслительной деятельности -17 часов Наглядно-действен- Наглядно-образ- Словесно-логиче- ное ное ское Элементарные математические представления Развитие элементов воображения- 6 часов Обследование обучающихся - 2 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга; − формирование мотивации к обучению и познанию; − принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − положительное отношение к окружающей образовательной среде и самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений; − понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные: Минимальный уровень: − целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя; − различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник); − группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета с помощью учителя; − определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности по показу; − дорисовывать незаконченные геометрические фигуры; − рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина − определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно; − определять направление звука в пространстве; выполнять действия по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок; − выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь учителя; − ориентироваться в условиях практических проблемных задачах; − определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя; − используют наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя. Достаточный уровень: − самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога; − самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета; − самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения; − самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности; − узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); − самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре − самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности; − самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; − самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке; − самостоятельно действовать по звуковому сигналу; − выполнять анализ наглядно-образных задач; − определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно; − использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале: − 0 баллов – отсутствие динамики; − 1 балл - незначительная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2). МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Колво часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование обучающихся- 2 часа 1. Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно 2. Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя Развитие внимания и памяти -16 часов Выполняют большинство заданий самостоятельно 3. Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке 1 Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной», «Море волнуется», «Веселый петрушка») Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым 4. Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке 1 Выполнение подражания путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра Умеют подражать путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях реальными действиями, предложенными взрослым Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями «Кошка», «Ловкий мишка», «Построй крепость») реальными действиями после замедленных действий сверстников с предметами 5. Формирование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, дорисовывать недостающие части рисунка 1 Воспроизведение целостного изображения предмета, выбирая недостающие части его элементов. Выполнение заданий: «Дорисуй грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет» Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 6 элементов ˗ при затруднениях можно уменьшить количество предметов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно 6. Закрепление умения работать на листе в клетку и узкую линейку. Выполнение графических диктантов Совершенствование выполнения графических работ по словесному указанию и по замыслу 1 Вырисовывание графического орнамента. (Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка») Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд) Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 15 команд) 1 Выполнение графических работ по словесному указанию. («Где спрятан клад», «Приказ командира») Выполняют графическую работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов учителя Выполняют графическую работу самостоятельно (6 картинок) Формирование умения находить закономерности 1 Выделение закономерности фраз, стихов, разного типа задач. Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах, Выделяют закономерности во фразах, стихах, раз- 7. 8. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (Игры: «Найди пару», «А может быть», «Закономерность») разного типа задачах (от 4-5 фраз) 1 Подбор слов с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове. Игры («Включи телевизор», «Домики», «Рыболов») Выполняют задания, подби- Подбирают слова с заданрая слова с заданным звуком ным звуком (5-6 слов) са(4-5 слов). мостоятельно Помощь оказывается при повторном предъявлении образца 10. Формирование умения запоминать наборы предложенных словосочетаний и коротких предложений 1 Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5). Выполняют задание по памяти после повторного произнесения слов учителем Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно. Воспроизводят действующих лиц 11. Формирование умения выстраивать слова из начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому объекту 1 Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов из начальных букв. (Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан») Запоминают и выстраивают фразы по памяти (56 фраз) самостоятельно 12. Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и 1 Выполнение задания по памяти: сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт сходства и отличия. Выполняют задание по памяти. Помощь оказывается при повторном предъявлении образца (4-5 фраз). При затруднениях можно уменьшить количество предметов Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (5 предметов). 9. в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух Формирование умения подбирать слова с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове на слух МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина ного типа задачах самостоятельно (фраза из 5 фраз) Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов) отличия, используя кратковременную и долговременную память (Игры «Фотоаппарат», «Сорокабелобока», «Запомнил-нарисовал») При затруднениях можно уменьшить количество предметов 13. Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить 14. Формирование умения изображать действие из сказки на листе бумаги после прослушанного описания 1 Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить. Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори» Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний) Помощь: повторное произнесение слов учителем Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (5-6 словосочетаний) самостоятельно 1 Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из сказки по словесному описанию. Задание: «Нарисуй картину к сказке «Теремок» Рисуют самостоятельно на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя 15. Формирование умения выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий героев рассказа) 1 16. Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой 1 Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти слов и название действий героев рассказа. Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел» Воспроизведение небольших предложений, логически связанных между собой. Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе? (М. Пришвин «Дятел»)» Рисуют на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя. Помощь: повторное произнесение слов учителем Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев. Помощь: повторное произнесение слов учителем Воспроизводят предложения, связанные между собой, после повторения учителем рассказа (2-3 раза) Воспроизводят небольшие предложения, связанные между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза) МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно 17. Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, связывая их с определенным предметом, животным и эмоциональным состоянием 1 18. Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки 1 19. Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования 1 Описание качества предметов на Находят и словесно описыоснове тактильного восприятия вают предметы, обследованпредмета (мягкие, пушистые, ные на ощупь (6 предметов) колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов. Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т.д.» Воспроизведение подвижного Воспроизводят рассказ с рассказа на основе тактильной опорой на тактильные допамяти. щечки. Задания: составление рассказа Помощь: повторное произ«Жил-был пушистый зайчик», несение слов учителем «Кошка на прогулке в лесу» Сенсорное развитие - 25 часов Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7 предметов) Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования. Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическая пицца» Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно 20. Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым. Развитие умения анализировать образец 21. Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном (выбор из пяти форм) 1 Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования по образцу. Задания: «Море», «Елочка» Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник по инструкции. Выполняют конструирование по образцу и показу педагога Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Выполняют конструирование по образцу 1 Дифференцирование предметов с геометрической фигурой – эталоном. Задание: «Построй дорожку», «Сложи фигуру» 22. Совершенствование умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности 1 Дифференцирование 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации). Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд» Подбирают предметы по форме и размеру по образцу. Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма с помощью учителя Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный. Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по образцу Подбирают предметы по форме и размеру самостоятельно. Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма Дифференцируют 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой. Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 23. Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.) 1 24. Совершенствование представлений о соответствии цвета содержанию изображения, создание изображения из контрастных цветов 1 25. Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет» 1 26. Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм 1 Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании. Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой, меленький, самый большой). Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу Соотнесение цвета содержанию изображения, создание изображения из контрастных цветов. Задание: «Наш двор летом», «Наш двор зимой», «Наш сад весной», «Наш сад осенью» Выполняют аппликацию из основных цветов по образцу. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 4 величины) по образцу Выполняют аппликацию из цветовых спектров и основных цветов. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (4 формы и 2 величины) по образцу Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно Умение получать голубой цвет (из трёх основных цветов) и его оттенки. Использование оттенка голубого в пейзаже летнего дня и в изображении воздушной среды (неба) Конструирование по образцу из 5-6 элементов, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм. Задания: «Разноцветные горки», «Городок для кукол» Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по образцу Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа самостоятельно Конструируют по образцу из 5-6 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм с помощью учителя Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 27. Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) 28. Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов 1 29. Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре 1 30. Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение 1 1 Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький). Задание: «Ленточки в ряд» Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов. Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки мальчика Определение и называние слов, близких по слоговой структуре. Задание: локти-ногти, удочкауточка, мишка-миска; малинамашина, мальчик - пальчик Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение. Задание: марш – дети маршируют, танцевальная музыка - кружатся, плясовая – топают и пляшут, поют знакомую песню на угаданную мелодию Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) с помощью учителя Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов с помощью учителя Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов самостоятельно Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов) Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (67 слов) Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение по инструкции учителя Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 31. Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы 1 32. Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному признаку 1 33. Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности 1 34. Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и качествах предметов 35. Формирование развития осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) 1 1 Использование условных звуковых сигналов Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево, услышал хлопок – поверни направо» Группировка слов по заданному принципу. Игра: ««Отложи картинки, в названиях которых есть звук «ш» Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности. Задание: «Пирожок», «Волшебный круг» Выполняют задание с условными звуковыми сигналами с помощью учителя Выполняют задание с условными звуковыми сигналами самостоятельно Группируют слова по заданному принципу (4-5 слов) Группируют слова по заданному принципу (5-6 слов) Выполняют аппликацию и рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета с помощью учителя Выполняют аппликацию и рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета самостоятельно Различение на ощупь свойств предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое). Задания: «Холодно-тепло-горячо» Различение на ощупь контрастных температур предметов. Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода» Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 4-х предметов) Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 4 предметов) Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 6 предметов Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 5-6 предметов) МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 36. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трех предметов 1 Различение на ощупь разных свойств предметов, (тяжелее — легче — самый легкий). Задание: взвешивание на ладони, определение веса на глаз Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3 предметов) Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3-4 предметов) 37. Совершенствование умения определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке 1 Дифференцирование на ощупь разных свойств предметов: по форме, величине, материалу. Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Выполнение рисунка (лепки) Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу и выполняют аппликацию самостоятельно. Рисуют и лепят предмет 38. Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности 39. Совершенствование умения отгадывать загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики 1 Передача целостного образа предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности. Выполнение упражнений: «Нарисуй, слепи лимон» Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Загадка: Он живет в своей фольге, Быстро тает он в руке. Очень вкусен, очень сладок, Мажет мордочки ребяток Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу. Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов. Рисуют предмет Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке с помощью учителя Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и лепке самостоятельно 40. Совершенствование умения отгадывать ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Развитие умения передачи основных признаков предмета в рисунке 1 Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет с помощью учителя Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет самостоятельно 41. Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный) 42. Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный) и развитие умения описывать предмет 43. Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей; умеренное употребление 1 Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Задания: определить продукт по описанию «Назови, что это?», «Назови, что бывает сладким», «Нарисуй, что бывает кислым» Расширение представлений о различных вкусах. Различение резких вкусов. Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на вкус», «Назови вкус продуктов») Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый). Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый, соленый). Рисуют и штрихуют предметы по описанию Различают резкие вкусы. Обозначат словесно свои вкусовые ощущения (4 продукта) Различают резкие вкусы. Обозначение словесно своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов) Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение правильного потребления соков, фруктов, овощей Используют правило для потребления соков, фруктов, овощей по инструкции учителя Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов 1 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом Формирование мыслительной деятельности - 17 часов 44. Совершенствование умения выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, развитие умения отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты 45. Совершенствование умения выявлять связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение 1 Выделение взаимосвязи между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями. Задание: «Построй забор вокруг дома», «Помоги рыбкам» Выделяют взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядночувственными представлениями с помощью уточняющих вопросов педагога Умеют самостоятельно выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями. Обобщают свой опыт в речевых высказываниях 1 Выявление связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках. Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение. Задание: «Вечерняя сказка», «На приеме у доктора», «В зоопарке» Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью уточняющих вопросов учителя 46. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению 1 Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению. Определяют предпосылки решения задач в нагляднодейственном плане к наглядно - образному мыш- Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое суждение по ситуациям, изображенным на картинках Определяют предпосылки решения задач в нагляднодейственном плане к наглядно - образному мышлению самостоятельно МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Задания: «Покорми кролика», «Напои птичку» 47. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов 1 Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Задания: «Весна», «Рыболов» 48. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов 1 Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Задания: «Зимой», «Дорисуй» 49. Формирование умения устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить предмет по описанию) 1 50. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом 1 Установление соотношения между словосочетанием и образом (умение находить предмет по словесному описанию). Задание: «Игрушки-половинки», «Картинки-половинки» Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Задания: «В магазине игрушек», «Во дворе» лению использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя Определяют логику дейОпределяют логику действий в сюжете с использо- ствий в сюжете самостояванием уточняющих и дотельно полнительных вопросов учителя Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя Определяют логику действий в сюжете самостоятельно Устанавливают соотношение между словосочетанием и образом с помощью уточняющих вопросов педагога Самостоятельно устанавливают соотношение между словосочетанием и образом Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 51. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом 52. Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию 1 53. Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех) 1 54. Совершенствование умения определять последовательность указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом 1 1 Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Задания: «В парикмахерской», «В цирке» Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию. Задания: «Смелый петушок», «Еж и кот» Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя Самостоятельно выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию педагога Определение предполагаемой причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех). Задания: «Флажок без древка» — картинку «Мальчик сломал флажок») Определение последовательности указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю» Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку с помощью уточняющих вопросов учителя Самостоятельно определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку Определяют последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок), употребляя слова сначала, потом с помощью уточняющих вопросов учителя Определяют самостоятельно последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок) МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 55. Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функции) 56. Совершенствование умения адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла 1 Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции). Задания: «Волшебная корзинка», «Настроение», «Мой портрет» 1 Адекватное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Демонстрация понимания их скрытого смысла. Задания: чтение произведения К. Чуковского «Небылицы», обсуждение 57. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач 1 58. Формирование умения оперировать смыслом 1 Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. Задания: «Из ряда слов выбрать два, обозначающие главный признак основного слова» Оперирование смыслом пословиц. Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл» Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью уточняющих вопросов педагога Реагируют на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. В случае непонимания ситуации, обсуждают сюжет с учителем Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции) самостоятельно Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений с помощью уточняющих вопросов учителя Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений самостоятельно Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога Умеют подбирать фразу с соответствующим смыслом к пословице самостоятельно МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Реагируют на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета 59. Формирование умения принять учебную задачу 1 60. Формирование умения планировать свои действия 1 61. Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей 1 62. Формирование наглядных форм символизации – умения отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки 1 Принятие учебной задачи. Принимают условие задачи Преобразование условий задачи с целью обнаружения обс целью обнаружения общего щего признака изучаемого признака изучаемого объекта. объекта с помощью уточняЗадания: «Распредели между ющих вопросов педагога куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь признак» Выделение связи и отношения Выделяют связи и отношемежду элементами ситуации, ко- ния между элементами ситуторые обычно воспринимаются ации, которые обычно воснерасчлененно. принимаются нерасчлененно Задания: «Давай теперь Леше с помощью уточняющих во(называется имя партнера по просов педагога первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него» Развитие элементов воображения - 6 часов Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта самостоятельно Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей Выполнение аппликации «Кроватки» Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки. Задания: «Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди» Составляют аппликацию из составных частей (4-5 предметов) по показу учителя Составляют аппликацию из составных частей (5-6 предметов) самостоятельно Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки с помощью уточняющих вопросов учителя Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки самостоятельно МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Самостоятельно выделяют связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо 63. Формирование умения создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов) 1 Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности. Задания: «Так не бывает!», «Портрет заговорил» Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности с помощью уточняющих вопросов учителя Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности самостоятельно 64. Формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования 1 Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования. Задания:«Логическая цепочка», «Исправь ошибку», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Если знаешь - продолжаешь ...», «Разложи правильно» Узнавание предметного рисунка. Задания: «Расколдуем фигуры», «Дополни недостающие детали в изображении» Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы с помощью учителя Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы самостоятельно Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ с помощью учителя Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ самостоятельно Знакомство с художественной литературой с использованием наглядных моделей и схем. Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд» Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно 65. Развитие зрительного воображения, формирование умения узнавать предметный рисунок 66. Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для развития воображения при ознакомлении с художественной литературой 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Обследование познавательной деятельности - 2 часа 67. Обследование познавательной деятельности 1 68. Обследование сенсорного развития 1 Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью педагога. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают бытовые звуки и звуки живой природы с помощью педагога. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия Выполнение заданий на развитие Выбирают действие, изобрасенсорного восприятия женное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Соотносят предметы по величине из 6-7 предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке. Узнают бытовые звуки и живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. Оперируют счетом, выполняют арифметические действия Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога. Выделяют и различают последовательность звуков в слове. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Находят в окружающей среде предметы заданного цвета. Различают слова с заданным звуком. выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют вкусовые характеристики предмета Приложение 1 Входное тестирование 1. Выдели признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов) 2. Соедини предметы с геометрическими формами геометрической фигурой, на которую они похожи МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуй передать их голосом 4. Скопируй по образцу. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Приложение 2 Промежуточное тестирование 1. Назови признаки предметов по цвету и размеру: проведи линию от предмета к месту его нахождения в таблице . 2. Раскрась продукты, которые имеют жидкую консистенцию. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 3. Раскрась «лёгкие» предметы, а тяжелые зачеркни. 4. Скопируй по образцу. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина