РП ВД Я - путешественник 3 кл.

Приложение к ООП НОО
Приказ от 29.08.2025 г. № 191-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7130571)
Я – путешественник
для обучающихся 3 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - путешественник»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса
внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а
также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в 3 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности создает условия для социального,
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

культурного, а в будущем и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур.
Программа курса внеурочной деятельности педагогически целесообразна, т.к.
работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование
системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной
деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к
многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им
почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей
обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования
личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий
потенциал.
Материал, используемый в программе «Я - путешественник», позволит
обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах,
познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности,
готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование
патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну. Любовь к Родине,
патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления
знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского
народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
- расширение знаний и представлений о географических объектах,
формирование умений работать с информацией, представленной на географической
карте;
- развитие навыков работы в условиях командных соревнований.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется
решением следующих задач:
- расширение
кругозора обучающихся, развитие их воображения
эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам
естественнонаучного цикла;
- знакомство с народами и странами мира, с уникальными природными
территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- осознание младшим школьником ценности, целостности и многообразия
окружающего мира;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре России и
других стран;
- побуждение и поддержка стремления школьников к обогащению новыми
знаниями, интересными фактами, понятиями;
- последовательное
приобщение обучающихся к детской научнохудожественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

самостоятельной работы с ней;
- развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую
работу, формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа, (1 час в неделю, 34
учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дискуссионный клуб
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семь чудес света»
Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской,
статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей,
Колосс
Родосский,
Александрийский маяк.
Семь чудес России
Байкал, Мамаев курган, Петергоф, Эльбрус, собор Василия Блаженного,
уникальные столбы выветривания и Долина гейзеров на Камчатке.
Москва- столица России
Спасская башня. Куранты. Большой театр. Храм Христа Спасителя. Казанский
собор.
Петропавловская крепость. Зимний дворец. Мемориальная стела. Смольный
собор. Александро-Невская лавра. Исаакиевский собор. Собор Воскресения
Христова на крови.
Старинные русские города
Город-музей Кижи. Город оружейников Тула. Смоленск- ключ-город, щит
Русского государства. Керчь – портал Крыма.
Старинные русские города. Золотое кольцо России
Владимир, Сергиев Посад, Ярославль, Переславль- Залесский, Кострома,
Иваново, Суздаль, Ростов.
Природные красоты России
Крым. Ласточкино гнездо. Карелия – край озер. Великий Кавказ. Уникальный
Байкал. Алтайский заповедник. Богатство Сибири. Неспокойная Камчатка.
Национальный парк «Орловское полесье». Национальный парк «Лосиный остров».
Седой Урал. Уральские самоцветы.
Достопримечательности Среднего Урала.
Невьянская наклонная башня. Парк «Оленьи ручьи». Тальков камень.
Шигирская кладовая. Бажовские места.
Путешествие по миру
Колизей. Пизанская башня. Часы Биг-Бен. Тауэрский мост. Эйфелева башня.
Тадж Махал. Бурдж-Эль-Араб. Статуя Свободы. Мост Золотые Ворота. Эмпайер
Стейт Билдинг. Статуя Христа Искупителя. Пирамида Майя. Башни Петронас.
Сиднейский оперный театр. Пирамиды Гизы и Великий Сфинкс. Каирский музей.
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Мечеть Сулеймана Паши. Карфаген. Долина царей. Везувий. Гора Афон. Везувий,
Италия. Ньирагонго, Конго. Йеллоустоун, США. Попокатепетль, Мексика. Чайтен,
Южная Америка. Килиманджаро, Танзания. Вулкан Демавенд, Иран.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному,
культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
- формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
- формирование
и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- умение определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
- подготавливать небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных
ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
-

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- показывать на карте и глобусе местоположение основных географических
объектов, стран мира;
- рассказывать о природных и культурных достопримечательностях
различных стран мира;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений;
- рассказывать о разнообразии природных условий континентов и стран,
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

расположенных на этих континентах;
- находить страны на карте;
- использовать различные справочные издания с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений,
- описывать достопримечательности;
- создавать сообщения и проекты;
- готовить и проводить небольшие презентации;
- использовать приобретенные знания и
- умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая
программа
воспитания
реализуется
через
использование
воспитательного потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа
осуществляется в следующих формах:
побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на
занятиях;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1

Семь чудес света.

2

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovan
ie/izobrazitelnoe_iskusstvo/SEM_CHUDES_SVE
TA.html

2

Семь чудес России

2

https://yandex.ru/video/preview/865290905859661
7291

3

Москва- столица России

2

4

Старинные русские города

2

5

Старинные русские города. Золотое кольцо России

2

6

Природные красоты России.

4

https://clck.ru/yQ9nt

7

Достопримечательности Среднего Урала.

5

https://clck.ru/yQbd3

8

Путешествие по миру. «Старый свет»

3

https://clck.ru/yQUdy

9

Таинственная Азия.

1

https://clck.ru/yQX8c

10

«Новый свет»

3

https://wikiway.com/mexico/chichen-itsa/

11

Жемчужины Австралии и Океании

1

12

Дикая Африка.

3

https://clck.ru/yQagN

13

Путешествие по миру.

3

https://wikiway.com/mexico/vulkan-popokatepetl/

14

Повторение.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://yandex.ru/video/preview/121352917979967
28180

34

8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество
часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды,
храм
Артемиды
Эфесской,
статуя
Зевса
Олимпийского.
Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский,
Александрийский маяк.
Мамаев курган, Петергоф, собор Василия
Блаженного.

1

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izob
razitelnoe_iskusstvo/SEM_CHUDES_SVETA.html

1

https://yandex.ru/video/preview/7641544602690384916
https://wikiway.com/russia/petergof/

Байкал, Эльбрус, уникальные столбы выветривания
и Долина гейзеров на Камчатке.

1

https://yandex.ru/video/preview/15062414387011662523
https://wikiway.com/russia/manpupunyer/
https://wikiway.com/russia/dolina-geyzerov-nakamchatke/

Спасская башня. Куранты.

1

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-novyygod/vnutri-kremlevskih-kurantov

Храм Христа Спасителя. Казанский собор.

1

Город-музей Кижи. Город оружейников Тула.

1

https://wikiway.com/russia/kizhi/
https://wikiway.com/russia/tula/

Смоленск- ключ-город, щит Русского государства.
Керчь – портал Крыма
Владимир, Сергиев Посад, Ярославль, ПереславльЗалесский.

1

https://wikiway.com/russia/smolensk/
https://wikiway.com/russia/kerch/

1

https://videomin.net/1/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0
%BA%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B
D%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%
B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%
B8

10.

Кострома, Иваново, Суздаль, Ростов.

1

11.

Крым. Ласточкино гнездо. Карелия – край озер.

1

№ п/п

1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

Тема урока

1

9.

https://clck.ru/QgEF8
9

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Великий Кавказ.

https://clck.ru/yQ9Q8

12.

Уникальный Байкал. Алтайский заповедник.

1

https://youtu.be/NKr1QJoS5qU

13.

Богатство Сибири. Неспокойна Камчатка.

1

https://clck.ru/yQ9nt

14.

Национальный парк «Лосиный остров». Седой Урал.
Уральские самоцветы.

1

https://clck.ru/yQbd3

15.

Невьянская наклонная башня.
Парк «Оленьи ручьи».

1

https://dzen.ru/video/watch/622a34bde881b82d804f7397
?f=d2d

16.

Тальков камень. Шигирская кладовая.

1

https://www.youtube.com/watch?v=rColW_Rpi38

17.

1

18.

Бажовские места.
Экскурсия в краеведческий музей г. Полевской

19.

Экскурсия в краеведческий музей г. Полевской

1

20.

Колизей.

1

https://clck.ru/yQUdy

Часы Биг -Бен. Тауэрский мост.

1

https://yandex.ru/video/preview/1238311602624768714
https://yandex.ru/video/preview/533372430451200408

Эйфелева башня. Пизанская башня.

1

https://clck.ru/yQVVg
https://www.krugosvet.ru/

Тадж Махал. Бурдж-Эль-Араб.

1

https://clck.ru/yQX8c

Статуя Свободы. Мост Золотые Ворота.

1

https://dzen.ru/a/XDJfN2dxKgCr14Hz

Эмпайр Стейт Билдинг. Статуя Христа Искупителя.

1

https://wikiway.com/brazil/rio-de-zhaneyro/statuyakhrista-iskupitelya/

Пирамида Майя.

1

https://wikiway.com/mexico/chichen-itsa/

Башни Петронас. Сиднейский оперный театр.

1

https://wikiway.com/malaysia/kuala-lumpur/bashnipetronas/

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

1

Пирамиды Гизы и Великий Сфинкс.

https://clck.ru/yQagN

Каирский музей. Мечеть Сулеймана Паши.

https://yandex.ru/video/preview/14239384961675336930
https://en.wikipedia.org/wiki/Sulayman_Pasha_Mosque

30.

Карфаген. Долина царей.

https://novate.ru/blogs/210715/32218/

31.

Везувий. Гора Афон. Италия. Ньирагонго, Конго.

28.
29.

1
10

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

https://en.wikipedia.org/wiki/Mount_N
32.

Йеллоустоун,
Чайтен,

США.

Попокатепетль,

Мексика.

1

https://dzen.ru/a/ZNH2_XCfNUgoX6mH
https://wikiway.com/mexico/vulkan-popokatepetl/

33.

Южная Америка. Килиманджаро, Танзания. Вулкан
Демавенд, Иран.

1

https://wikiway.com/tanzania/gora-kilimandzharo/
https://dzen.ru/a/WzNNC5BgJgCpF4wW

34.

Игра по изученным темам

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».