РП ВД Юные инспектора движения. 6 кл.

Приложение к ООП ООО
Приказ от 29.08.2025г.№ 191-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7022970)
Юные инспектора движения
для обучающихся 6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора
движения» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в 6 классе на уровне основного общего
образования.
Планируемые результаты освоения учебного курса включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
основного общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с
учетом концепции информационно – пропагандистского проекта по организации
работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и
вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения, а также на основе
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе
воспитания.
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей
жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет
сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки
пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные
аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею
общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого
является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожнотранспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками
ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из
обучающихся 6 класса. Работа проводится в форме теоретических и практических
занятий. Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения. А также предусматривает агитационную работу для обучающихся 1-9
классов школы с участием агитбригады 6 класса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков;
создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного
движения и осознанного к ним отношения;
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
обучить способам оказания самопомощи и первой помощи при ДТП;
повысить интерес школьников к велоспорту;
развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на
дорогах и улицах;
выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 34 часа: в 6
классе– 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс практической направленности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правила движения – закон улиц и дорог.
Зачем нужны правила дорожного движения? Оформление уголка «Дорога,
транспорт, пешеход».
Понятие об участниках дорожного движения
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно- транспортных происшествий. Дороги и их
элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар.
Прилегающие территории.
Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационноуказательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Дорожная
разметка и ее характеристики. Движение через железнодорожные пути. ПДД для
велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.
Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры
ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по
конкретным дорожным знакам.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и
правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных
дорожных ситуациях.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных
перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы
велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для
движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда.
Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности
маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения
велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих
место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с
электронными экзаменаторами.
Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая
доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и
правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Аптечка
автомобиля и ее содержимое.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшему.
Профилактика детского дорожного травматизма
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его
основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка
маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в
автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального
автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного
движения.
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного
движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории
транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса
эрудитов и т. п.
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад
юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения на дорогах; ориентация на совместную
деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений о правилах дорожного движения; интерес к обучению и
познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а
также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
правил дорожного движения.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности, связанных с дорожным движением.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей
их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации;
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Юные инспектора движения».
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
соблюдать основные правила безопасного поведения на дороге;
анализировать и избегать типичные ошибки поведения в дорожной обстановке,
приводящих к несчастным случаям;
определять названия и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей;
определять опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и
дорогах;
определять безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; места, где можно и
где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликах, санках;
практическим умениям и навыкам правильно вести себя во дворах, на тротуаре,
при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий, не
стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

навыкам дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте;
оказанию помощи пострадавшим;
осознанному и осмысленного пониманию опасных и безопасных действий на
улицах и дорогах, в транспорте.
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа осуществляется в следующих
формах:
побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Блок 1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов
и автотранспорта.

10

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

2

Блок 2. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в
ДТП

8

https://school.kontur.ru/publications/1891

3

Блок 3. Профилактика детского дорожного травматизма

8

https://ppt-online.org/1123441

4

https://multiurok.ru/blog/1-azbukabezopasnosti-zaniatie-1-viktorinadorozhnye-znaki-v-zagadkakh-i-stikhakh1.html

4

5

Блок 4. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных
знатоков правил дорожного движения

Блок 5.Подготовка и проведение соревнований «Безопасное
колесо»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4
34

9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Количество
часов

Тема урока

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1.

Изучение правил дорожного движения

1

2.

Изучение правил дорожного движения

1

3.

Поведение пешехода при приближении к главной
дороге
Части дороги. Рисуем схему дороги.

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до
приближающегося транспорта и его скорость.
Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам.
Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам.
Цвет и форма предупреждающих и
запрещающих знаков
Разбор реальных ситуаций, имеющих место в
практике дорожного движения
Разбор реальных ситуаций, имеющих место в
практике дорожного движения
Состав и назначение автоаптечки

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

Классификация возможных травм и первая
доврачебная помощь пострадавшим в ДТП.
Обработка ран и способы остановки кровотечения.

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

Отработка приёмов обработки ран и способов
остановки кровотечения.
Виды перевязочных средств и правила наложения
повязок

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

1
1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

1
1

10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

16.

Отработка приёмов наложения повязок

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

17.

Правила транспортировки пострадавших

1

https://school.kontur.ru/publications/1891

18.

1

19.

Отработка правил транспортировки
пострадавших.
Виды и назначение автогородков

1

https://ppt-online.org/1123441

20.

Устройство автогородка

1

https://ppt-online.org/1123441

21.

Разработка маршрутов по схеме безопасного
движения и поведения
Разработка маршрутов по схеме безопасного
движения и поведения
Правила движения в автогородке.

1

1

https://ppt-online.org/1123441

Тренинг по безопасному
вождению велосипеда.
Настольная игра на тему правил дорожного
движения.
Настольная игра на тему правил дорожного
движения.
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

https://www.drom.ru/pdd/pdd/

Конкурс эрудитов по истории
средств и на знание ПДД.
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

1

22.
23.
24.
25.
26.

1

1
1
1

27.
28.

транспортных

1

29.
30.

Игра «Аукцион знаний»

1

31.

Подготовка соревнований «Безопасное колесо».

1

32.

Проведение тренировочных соревнований.

1

https://multiurok.ru/blog/1-azbuka-bezopasnostizaniatie-1-viktorina-dorozhnye-znaki-v-zagadkakhi-stikhakh-1.html

https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/11/16/podvizhnaya-igra-krasnyyzhyoltyy-zelyonyy

11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

33.
34.

Соревнования
по
безопасному
вождению
велосипеда
Выступление агитбригады юных инспекторов
дорожного движения.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
34

12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».