Приложение к АООП НОО ЗПР
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7075448)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»
для обучающихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
основам религиозных культур и светской этики, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь
период обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от
изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты
обучения представляются за этот период. Целью программы по ОРКСЭ является
формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход
к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать
позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения
поставленной цели, находить вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется
в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена
информацией, обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ
являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на
уровне начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность,
принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня
начального общего образования, способность эмоционально реагировать на
окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность,
отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение
обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в
социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
процессе обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают
абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание
должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение
конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по
основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию
в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в
неделю в 4 классе).
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП
НОО (вариант 7.2):
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в разных формах: как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
программам, при обязательном условии создания специальных условий получения
образования, адекватных образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и другими обучающимися;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса);
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная
на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями (законными представителями), активизация ресурсов
семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР,
можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам
освоения АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что
предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогических работников,
так и обучающихся и их родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы
оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки,
предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся с ЗПР;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей
в оценке достижений обучающихся с ЗПР. На основе выявления характера динамики
образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного
процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в
целом.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП НОО являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов
к осуществлению оценки результатов МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» опирается на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных
данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно
разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и
готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения
обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и
познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих
основных формах:
достижение метапредметных результатов может выступать как результат
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
достижение
метапредметных
результатов
может
рассматриваться
как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведется как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и
формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости,
зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
предоставление,
при
необходимости,
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм
и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной
культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма,
буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству.
многоконфессионального народа России.
Патриотизм
многонационального
и
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы
морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
многоконфессионального народа России.
Патриотизм
многонационального
и
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
• – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
• – формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
• – понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
• – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
• – осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
• – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
• – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
• – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
• – понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
•
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
• – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
• – совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
• – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• – совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умения
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
•
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
• – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
• – применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
• – признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
• – выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
Работа с информацией:
• – воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике;
• – использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
• – находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
• – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках,
с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
•
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
• – использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
• – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
• – создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях
и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
• –
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
• – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
• – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
• – выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
• – выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
• – владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
• – подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры»:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
• –
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
• – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
• – раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
• – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
• – рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств,
смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
• – рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
• – раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям
и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
• – распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
• – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
• – излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению
её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
• –
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
• – рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
•
12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
• – соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях
религий;
• – рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1–2 примера);
• – рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения
с верующими;
• – рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
• – раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
• – распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
• – рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки
или звуковой среды);
• – излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
•
13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
• – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
• –
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
• – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
• – рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
• – раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
• – высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
• – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
• – раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
• – рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
14
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей;
• – распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение, выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
• – рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
• – рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных
и природных достопримечательностях своего региона;
• – раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
• – объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
• – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
• – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм российской светской (гражданской) этики и внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
• – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
• – называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
• – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
•
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по ОРКСЭ
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков ОРКСЭ Эта работа осуществляется в следующих
формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
15
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
16
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество часов
№
п/п
Наименование
программы
разделов
и
тем
Всего
1
Контрольные
работы
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1
Россия — наша Родина
2
Культура
и
религия.
Введение
православную духовную традицию
3
Во что верят православные христиане
4
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему
4
5
Отношение к труду. Долг и ответственность
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
6
Милосердие и сострадание
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
7
Православие в России
5
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
8
Православный храм и другие святыни
3
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
9
Символический
язык
православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники
в
1
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
4
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
6
17
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
10
Христианская семья и её ценности
3
11
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России
2
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
0
18
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1
Россия — наша Родина
1
2
Культура и религия. Возникновение
религий. Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира
4
4
3
Священные книги христианства, ислама,
иудаизма и буддизма
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
4
Хранители предания в религиях мира
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
5
Добро и зло
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
6
Человек в религиозных традициях
народов России
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
7
Священные сооружения
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
8
Искусство в религиозной культуре
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
9
Творческие работы учащихся
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
10
Религиозная культура народов России
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
19
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
11
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
4
4
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
12
Праздники и календари
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
13
Религия и мораль. Нравственные
заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме
2
2
14
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
15
Семья и семейные ценности
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
16
Долг, свобода, ответственность, труд
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
17
Любовь и уважение к Отечеству
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
18
Обобщающий урок. Подведение итогов
1
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
32
20
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
Количество часов
№
п/п
Наименование
программы
разделов
и
тем
Всего
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1
Россия — наша Родина
2
Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы
3
Государство
и
мораль
гражданина.
Основной
Закон
(Конституция)
в
государстве как источник российской
гражданской этики
4
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
8
8
5
Праздники как одна из форм исторической
памяти
2
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
6
Семейные ценности.
отношений
1
1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
7
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
3
3
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
8
Что значит быть нравственным в наше
время.
Методы
нравственного
самосовершенствования
Этика
семейных
1
8
1
6
8
1
6
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
21
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
9
Этикет
2
2
10
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России
2
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
32
22
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема урока
Россия-наша Родина. Стартовая диагностика
Культура
и
религия.
Введение
в
православную духовную традицию
Как христианство пришло на Русь
Бог, мир, труд, человек
Библия
Ошибка первых людей
Вдали от рая
В ожидании Спасителя
Десять заповедей
Благовещение .Рождество Христово
Богоявление .Искушение в пустыне
Нагорная проповедь
Евангельские притчи
Крест
Пасха
Итоговые учебные проекты
Храмы России
Храмы России
Икона
Икона
Церковнославянский язык
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
Практические
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
23
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Православная молитва
Церковь
Причастие
Покаяние
Подвиг
Брак
Родители и дети
Монашество
Труд и творчество
Любовь –вершина добродетелей
Суд Божий и суд человеческий
Отечество земное и небесное
Контрольная работа по итогам изучения
34
модуля
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
32
24
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Россия – наша Родина. Стартовая диагностика
Культура и духовные традиции
Возникновение религии. Мифология и религия
Политеизм и монотеизм
Иудаизм — первая монотеистическая религия
Христианство и его направления
Православие
Ислам и его святыни
Буддизм — древнейшая мировая религия
Священная книга
Буддизма. Три корзины
мудрости
Священные книги Иудаизма и Христианства
Коран — священная книга мусульман
Хранители священной мудрости
Связь человека и Бога: молитва в разных
религиях
Дома молитвы
Искусство и религия
Искусство и религия
История религий в России
Религиозное происхождение морали
Нравственный смысл заповедей. Золотое правило
этики
Всего
Контрольные
работы
1
1
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
25
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Понятия добра и зла, греха и праведности,
раскаяния и воздаяния
22
Ритуалы и их символическое значение
23
Обряды и обычаи в разных религиях
24
Святые места и паломничество
25
Отражение ритуалов в искусстве
26
Календари и летоисчисление в разных религиях
27
Религиозные праздники
28
Религиозные праздники
29
Семья и её ценности в разных религиях
30
Свобода и ответственность, долг и трудолюбие
Сострадание,
забота
о
слабых
и
31
благотворительность в религиозной культуре
32
Человек и природа
33
Любовь к Родине. Уважение и Защита Отечества
Контрольная работа по итогам изучения модуля.
34
Россия - наш общий дом
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
21
1
1
http://uralprosvet.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
1
1
1
1
1
34
1
1
2
http://orkce.apkpro.ru
http://uralprosvet.ru
http://orkce.apkpro.ru
32
26
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п
Наименование
программы
разделов
1
Россия – наша
диагностика.
Родина.
2
Духовные
ценности
Культура. Религия
3
и
тем
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Стартовая
1
человечества.
1
1
О философии и этике
1
1
4
Мораль и нравственность
1
1
5
Образцы нравственности
разных народов
1
1
6
Гуманисты мира
1
1
7
Гуманисты России. Писатели-гуманисты
1
1
8
Труд как нравственная ценность
1
1
в
культурах
1
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2018/12/16/konspekturoka-rossiya-nasha-rodina-sprezentatsiey
https://videouroki.net/razrabotki/ur
ok-orksie-v-4-klassie-na-tiemu-kultura-i-rielighiia.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiyadialog-o-filosofii-i-etike-orkse
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiyamoral-i-nravstvennostorkse-urokno
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-orkes-obrazci-kulturinarodov-klass-2296492.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2018/11/08/hristianstv
o-i-gumanizm
https://videouroki.net/blog/velikiegumanisty-evropy.html
https://infourok.ru/konspekt-urokaorkse-na-temu-trud-5275209.html
27
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
9
Нравственные
предпринимательства
10
традиции
1
1
Меценатство
1
1
11
Нравственность в наше время
1
1
12
Что такое добродетель.
добродетелях
1
1
13
Нравственные качества. Сократ
1
1
14
Нравственный выбор
1
1
15
Справедливость
1
1
16
Терпение и терпимость
1
1
17
Милосердие — «милость сердца»
1
1
18
Десять заповедей - основа нравственного
закона
1
1
Аристотель
о
https://infourok.ru/konspekt-urokana-temu-trudovaya-moral2186730.html
https://rosuchebnik.ru/material/razg
ovor-o-blagotvoritelnosti16938/?utm_source=yandex.ru&ut
m_medium=organic&utm_campaig
n=yandex.ru&utm_referrer=yandex
.ru
https://videouroki.net/video/22sledovat-nravstvennojustanovke.html
https://infourok.ru/otkritiy-urok-poorkse-uchenie-aristotelya-odobrodetelyah-klass-2587859.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiyasud-nad-sokratom-orkse-urok-no-9k
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/04/28/nravstven
nyy-vybor
https://videouroki.net/razrabotki/or
kse-spraviedlivost.html
https://infourok.ru/urok-po-orksepo-teme-terpenie-i-terpimost-4klass-4320484.html
https://videouroki.net/razrabotki/bie
sieda-milosierdiie.html
https://videouroki.net/video/11zapovedi.html
28
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
19
Десять заповедей и мораль в современном
обществе
1
1
20
Совесть
1
1
21
Долг
1
1
22
Ответственность
1
1
23
«Золотое правило нравственности»
1
1
24
Этика и этикет
1
1
25
Государство, основанное на справедливости
1
1
26
Этика религиозная и светская
1
1
27
Образование как нравственная норма
1
1
28
Отношение к другим людям и к самому себе
1
1
29
Великие мыслители о дружбе
1
1
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/11/07/urok-poorkse-v-4-klasse-desyat-zapovedey
https://videouroki.net/razrabotki/4klass-priezientatsiia-k-uroku-orkseopk-soviest-i-raskaianiie.html
https://videouroki.net/razrabotki/mo
dul-osnovy-svietskoi-etiki-urokmoral-nyi-dolgh.html
https://videouroki.net/razrabotki/ko
nspiekt-s-priezientatsiiei-po-orksena-tiemu-otvietstviennost.html
https://infourok.ru/konspekt-urokapo-orkse-na-temu-zolotoe-pravilonravstvennosti-klass-3677262.html
https://videouroki.net/razrabotki/ko
nspekt-uroka-po-orkse-dlyanachalnykh-klassov-etiket.html
https://infourok.ru/urok-16-orksegosudarstvo-osnovannoe-naspravedlivosti-4166597.html
https://infourok.ru/etika-i-etiketklass-orkse-1233675.html
https://infourok.ru/konspekt-urokapo-orkse-obrazovanie-kaknravstvennaya-norma5511447.html
https://videouroki.net/video/21zhit-vo-blago-sebe-i-drugim.html
https://videouroki.net/razrabotki/raz
rabotka-uroka-po-kursu-orksedruzhba-4-klass.html
29
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
30
О самовоспитании
1
1
31
Патриотизм как нравственная категория
1
1
32
Эмоциональный интеллект и язык общения
1
1
33
Человек - венец творения
1
1
34
Контрольная работа по итогам изучения
модуля. Россия - наш общий дом.
1
1
34
2
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotka-uroka-orkse-etika-ovospitanii-samogo-sebya1409228.html
https://videouroki.net/razrabotki/ko
nspekt-i-prezentatsiya-k-urokuorkse-patriotizm-i-patriotrasshirenie-temy-zashchitnikiotechestva.html
https://infourok.ru/emocionalnyjintellekt-i-obshenie-5580713.html
https://infourok.ru/prezentaciya-poopk-na-temu-chelovek-venectvoreniya-4154023.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/05/nash-domrossiya
32
30
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»