РП ВД Рукотворный мир 5-6 кл.

Приложение к АООП ИН
Приказ от 29.08.2025г.№ 191-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7873116)
«Рукотворный мир»
для обучающихся 5-6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса
внеурочной деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые
предлагаются для обязательного изучения в 5-6 классах на уровне основного общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе
воспитания.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы
школьников позволяет вооружать обучающихся техническими знаниями, развивать у
них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку
к труду, к выбору профессии. Обучающийся становится участником увлекательного
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

процесса создания полезных и красивых изделий. Программой предусмотрена
организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри
коллектива, осуществления дифференцированного подхода к обучающимся
различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической
деятельностью решают задачи художественного воспитания, развивают
интеллектуально-творческий
потенциал
подростка.
Освоение
множества
технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях
простора для свободного творчества помогает обучающимся познать и развить
собственные возможности и способности, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Рукотворный мир» уделяется
духовно-нравственному воспитанию подростка, создаются условия для воспитания
патриотизма, через активное познание истории материальной культуры и традиций
своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду,
жизни (привитие уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений
самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого
оформления результатов своего труда и др.); ценностного отношения к прекрасному,
формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся
с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты
природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика
труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных
художественных проектов); ценностного отношения к природе, окружающей среде
(создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное
отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности,
получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает
возможность подростку как можно более полно представить себе место, роль,
значение и применение материала в окружающей жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира,
формирование умений создавать предметы своими руками с использованием
природного
материала,
развитие
творческой
активности,
интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся навыков эстетического видения преобразования
мира;
освоение художественной культуры как формы материального воплощения
духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов и техник в разных видах визуально-пространственных
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и кино)
(вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 68 часов: в
5 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Творческая мастерская
Особые образовательные потребности обучающихся с ИН:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в разных формах: как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
программам, при обязательном условии создания специальных условий получения
образования, адекватных образовательным потребностям обучающихся с ИН;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое
сопровождение,
оптимизирующее
взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися;
психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Для обучающихся с ИН, осваивающих АООП ИН, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ИН (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса);
увеличение сроков освоения АООП ИН до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ИН ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ИН как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и
на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь,
направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование
осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать
помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное
расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями (законными представителями),
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ИН,
можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Система оценки достижений обучающихся с ИН представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС УО к результатам освоения АООП ИН
и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность
в оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и их
родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС УО основным объектом системы оценки, ее
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения обучающимися АООП ИН.
Система оценки достижения обучающимися с ИН планируемых результатов
освоения АООП ИН призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных
достижений обучающихся с ИН;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ИН,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных
показателей в оценке достижений обучающихся с ИН. На основе выявления
характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать
эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного
учреждения, системы образования в целом.
Результаты достижений обучающихся с ИН в овладении АООП ИН являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении
подходов к осуществлению оценки результатов школа опирается на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

обучающихся с ИН;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП ИН, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления
полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ИН, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их
образования.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения
обучающегося
в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП ИН.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения
обучающегося с ИН в овладении регулятивными, коммуникативными и
познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в
следующих основных формах:
достижение метапредметных результатов может выступать как результат
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных
на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с
ИНсодержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с ИН предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведется как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и
формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и
устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП ИН) аттестации обучающихся с ИН включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ИН;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего
хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ИН:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости,
зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ИН
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи:
стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «Декоративно-прикладное искусство»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы,
материалы, инструменты, техники.
Раздел «Древние корни народного искусства»
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта;
Образно-символический язык народного прикладного искусства;
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Раздел «Убранство русской избы»
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;
картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства; устройство
внутреннего пространства крестьянского дома;
Декоративные элементы жилой среды.
Раздел «Народный праздничный костюм»
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского;
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский
(сарафан) и южнорусский (понёва) варианты;
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для
различных регионов страны; вышивка в народных костюмах и обрядах;
символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах
вышивки; особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных
регионах страны.
Раздел «Народные художественные промыслы»
Многообразие видов традиционных художественных промыслов России;
Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень); Разнообразие композиций и
сюжетов; Роспись по металлу (Жостово);
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей;
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра; Традиционные
древние образы в современных игрушках народных промыслов; Особенности
цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской,
дымковской, каргопольской игрушки.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства,
основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох; Характерные
особенности одежды в культурах разных эпох и народов; Выражение образа человека,
его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях;
Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

культуре разных эпох.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
Многообразие
материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды); Декоративные украшения предметов нашего быта и
одежды; Декор на улицах и декор помещений; Декор праздничный и повседневный;
Праздничное оформление школы.
6 класс
МОДУЛЬ № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Общие сведения о видах искусства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их
особые свойства. Приёмы работы и техники.
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Рисунок; Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий
рисунок; Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата; Тон и тональные
отношения; Ритм и ритмическая организация плоскости листа; Цвет как
выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений,
колорит в живописи; Композиция; Графические и живописные техники; Виды
скульптуры и характер материала в скульптуре; Статика и движение в скульптуре;
Круглая скульптура; Произведения мелкой пластики.
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Жанровая система в изобразительном искусстве.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного
искусства.
Натюрморт.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков.
Особенности графических техник.
Смешанная техника.
Живописное изображение натюрморта. Декоративный натюрморт.
Портрет.
Разнообразие графических средств в изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Портрет в скульптуре. Портрет в живописи.
Опыт работы над созданием живописного портрета. Смешанная техника.
Пейзаж.
Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении
пространства. Правила построения планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости
состояний природы. Графический и живописный пейзажи.
Городской пейзаж.
Многообразие в понимании образа города. Опыт изображения городского
пейзажа.
9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Линогравюра и другие техники. Смешанная техника
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника.
Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Смешанная техника
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных
событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в
зависимости от сюжета: сказочно-былинная и мифологическая картина, картина на
библейские темы, батальная картина и др.
Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор
материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон
композиции, работа над холстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в
процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства
воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской
мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают
патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности
обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию — созданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также
участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства
личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть курса внеурочной деятельности. Задания направлены на развитие
внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует
освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на
основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое
и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в
изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска
идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание
является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в
отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье,
к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию,
к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются
в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической
направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а
также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой
практике.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности,
освоения художественных материалов и специфики каждого из них Эта трудовая и
смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное
жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого
11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к
результату, понимание эстетики трудовой деятельности.
Обучающиеся учатся
сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в
команде.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны
быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и
сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных
ориентиров и восприятие жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и
предметов между собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для
поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях)
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного
(автор — зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,
13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сгруппированы по модулям, характеризуют опыт
обучающихся
в
художественно-творческой
деятельности
и
отражают
сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной
деятельности
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства промыслов;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др );
- уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество,
плетение, ковка и др ;
- знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую
природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания
орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных
работах;
- владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального
лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого
изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических
персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
- уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного
крестьянского дома, его декоративное убранство;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
- осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй
и символическое значение его декора;
- уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
- распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта,
14
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

костюм) разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний
Китай, античные Греция и Рим, Средневековье);
- характеризовать древние образы народного искусства в произведениях
современных народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных
промыслах: дерево, глина, металл, стекло и др ;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и технике декора;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в
произведениях народных промыслов;
- иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании
изделий некоторых художественных промыслов;
- уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или
общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
- уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной
деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной
жизненной обстановке и характеризовать их образные особенности;
- ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства; различать по материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т д ;
- владеть навыками коллективной практической творческой работы по
оформлению пространства школы и школьных праздников
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» (программа «Мир
изобразительного искусства»):
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их
назначение в жизни людей
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
- различать и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;
- иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические
навыки лепки из пластилина; использовать возможности применять другие
доступные художественные материалы;
- иметь представление о различных художественных техниках работы разными
художественными материалами;
- понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
- знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные
геометрические тела на двухмерной плоскости;
- знать понятия графической грамоты изображения предмета:
«освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень»
и уметь их применять в практике рисунка;
15
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их
визуального анализа;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей
внутри целого;
- иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
- иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную
учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
- знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета;
- определять содержание понятий «колорит», «цветовые от- ношения»,
«цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
- иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении
предметов или животных
Жанры изобразительного искусства:
- объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
- знать основные виды живописи, графики и скульптуры
Натюрморт:
- знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и
изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
- знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
- иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного
расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения
всех применяемых средств выразительности;
- иметь опыт создания графического натюрморта;
- иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
Портрет:
- знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека,
пропорции лица, соотношение лице- вой и черепной частей головы;
- создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс»
и определять его на практике;
- иметь начальный опыт лепки головы человека;
- иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для
себя видения индивидуальности человека;
- иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании
портретного образа как средства выражения настроения, характера,
индивидуальности героя портрета
Пейзаж:
- знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в
рисунке;
- знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
- иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
16
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

изменчивости состояний природы;
- иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных
состояний природы;
- иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по
памяти и представлению;
- иметь опыт художественной наблюдательности как способ развития интереса
к окружающему миру и его художественно поэтическому видению;
- иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению
Бытовой жанр:
- различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
- иметь представление о композиции как целостности в организации
художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов
художественного произведения;
- иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни,
обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей
действительности
Исторический жанр:
- знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами,
уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
- иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией.
Рабочая
программа
воспитания
реализуется
через
использование
воспитательного потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа
осуществляется в следующих формах:
побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на
занятиях;
17
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

18
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество
часов

1

Раздел «Древние корни народного искусства»

3

2

Раздел «Убранство русской избы»

4

3

Раздел «Народный праздничный костюм»

9

4

Раздел «Народные художественные промыслы»

8

5

Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре
разных эпох и народов»

4

6

Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни
современного человека»

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

34

19
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

6 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1

Раздел «Язык изобразительного
выразительные средства»

искусства

2

Раздел «Жанры изобразительного искусства»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество
часов
и

его

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

12
22
34

20
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество
часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Вводное занятие (общие сведения о декоративно- прикладном
искусстве и его видах; темы, материалы, инструменты, техники)

1

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F14625812170536586809&type=video

Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта

1

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F8906227777252198450&type=video

3.

Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта

1

4.

Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки (виртуальная
экскурсия)

1

https://dzen.ru/video/watch/62579211a663b322c4c45def?
f=d2d

Предметы русского деревенского быта

1

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F3484837881452133753&type=video

6.

Предметы русского деревенского быта

1

7.

Предметы русского деревенского быта

1

№ п/п

Тема урока

1.

2.

5.

21
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

8.

9.

10.

11.

12.

Мотивы народной вышивки (орнаментальное построение
вышивки: графика, аппликация, трафарет, компьютерная графика)
Русский народный костюм — красота покроя (импровизация:
создание народного праздничного костюма по мотивам русских
сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)

1

Русский народный костюм — красота покроя (импровизация:
создание народного праздничного костюма по мотивам русских
сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)
Русский народный костюм — красота покроя (импровизация:
создание народного праздничного костюма по мотивам русских
сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика)
Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
игры)

1

1

https://dzen.ru/video/watch/648eab23ff97751275114099?
f=d2d

Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
игры)

1

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F10439054986578523556&type=video

Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
игры)
Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
игры)
Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
игры)

1

1

1

13.

14.
15.
16.

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F14016964508819768098&type=video

1
1
22

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской,
городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу;
техника папье-маше и роспись изделия )

1

Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской,
городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу;
техника папье-маше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской,
городецкой росписей по дереву; жостовской росписи пометаллу;
техника папье-маше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской,
городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу;
техника папье-маше и роспись изделия )
Чудо народной росписи (импровизация по мотивам мезенской,
городецкой росписей по дереву; жостовской росписи по металлу;
техника папье-маше и роспись изделия)
Русская глиняная игрушка

1

23.

Русская глиняная игрушка

1

24.

Русская глиняная игрушка

1

25.

Эпоха, народ, костюм

1

26.

Эпоха, народ, костюм

1

Коллекция исторических костюмов и украшений

1

17.

18.

19.

20.

21.
22.

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F12219857880598037951&type=video

1

1

1

1

27.

https://dzen.ru/video/watch/61e7eae0cd6e0c22a4aaecb1?f
=d2d

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
23

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

F8961706478054057535&type=video
Коллекция исторических костюмов и украшений

1

Декоративные
техники:
изделие,
украшение,
сувенир
(текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
Декоративные
техники:
изделие,
украшение,
сувенир
(текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
Декоративные
техники:
изделие,
украшение,
сувенир
(текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др.)
Современное декоративное и оформительское искусство

1

33.

Современное декоративное и оформительское искусство

1

34.

Выставка работ

1

28.
29.

30.

31.

1

1

1

32.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F8882490074476216994&type=video

34

24
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

6 КЛАСС
№ п/п Тема урока

Количество
часов

Вводное занятие

1

Растительные мотивы в графике, в живописи

1

Растительные мотивы в графике, в живописи

1
1

42.

Мир животных и птиц (графика, живопись, скульптура: наброски
фигуры животного (по фотографии)
Мир животных и птиц (графика, живопись, скульптура: наброски
фигуры животного (по фотографии)
Коллекция изображений простых предметов (создание рисунков
чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами: линейный
рисунок, штрих, пятно, декорирование поверхности,
контраст цвета и формы)
Коллекция изображений простых предметов (создание рисунков
чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами: линейный
рисунок, штрих, пятно, декорирование поверхности,
контраст цвета и формы)
Фигура человека, рисунок, лепка

43.

Фигура человека, рисунок, лепка

1

«Музыкальная палитра» (создать палитру картины художника (на
выбор), использовать эту
палитру при создании неформальной цветовой композиции на
музыку своего любимого композитора)
Изобразительный калейдоскоп

1

35.

36.

37.
38.
39.

40.

41.

44.
45.

Электронные цифровые образовательные ресурсы

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F11483440782111301851&type=video

1
1

1

1

1
25

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

46.

Композиция-импровизация

1

47.

жанровая система в изобразительном искусстве

1

Натюрморт (создание декоративного натюрморта в техниках
графики, живописи)

1

Натюрморт (создание декоративного натюрморта в техниках
графики, живописи)
Натюрморт (создание декоративного натюрморта в техниках
графики, живописи)
Пейзаж (создание пейзажа в графике (смешанная техника,
линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение,
ограниченная палитра)

1

Пейзаж (создание пейзажа в графике (смешанная техника,
линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение,
ограниченная палитра)
Пейзаж (создание пейзажа в графике (смешанная техника,
линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение,
ограниченная палитра)
Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным
элементом (павловопосадский платок); портрет в среде; портрет
литературного героя; исторический портрет; автопортрет)

1

48.

49.
50.

1
1

51.

52.

53.

54.

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F17380427159982357001&type=video

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F7665318519891801360&type=video

1

1

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM26

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F2197547657951086607&type=video
Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным
элементом (павловопосадский платок); портрет в среде; портрет
литературного героя; исторический портрет; автопортрет)
Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным
элементом (павловопосадский платок); портрет в среде; портрет
литературного героя; исторический портрет; автопортрет)
Портрет (выполнение портрета с натуры с декоративным
элементом (павловопосадский платок); портрет в среде; портрет
литературного героя; исторический портрет; автопортрет)
Бытовой жанр в изобразительном искусстве (изображение сцен
обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок, праздников
итд)

1

Бытовой жанр в изобразительном искусстве (изображение сцен
обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок, праздников
итд)
Исторический жанр в изобразительном искусстве

1

61.

Исторический жанр в изобразительном искусстве

1

62.

Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве

1

63.

Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве

1

55.

56.

57.

1

1

1

58.

59.

1

60.

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F10494316543781152440&type=video

https://mail.ru/search?search_source=mailru_desktop_saf
e&msid=1&src=suggest_B&encoded_text=AAD7RiaplC
JCWk3JD9o2W67w6sLSyr9WAvxUaA18QFlNzV3QVn
wFGhCRIO9vYF5O_vuwMp_JIR5DKjSENF9e37g7yCh
UmOO_EOm_GmwI7RB-cpi3-y7PvKWQgwnGiXM93HsNw%2C%2C&serp_path=%2Fvideo%2Fpreview%2
F11141673389343540946&type=video

27
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

64.

Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве

1

65.

Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве

1

Вернисаж «Мир изобразительного искусства» (коллективная
работа по организации выставки творческих работ)
Вернисаж «Мир изобразительного искусства»

1

66.
67.

1

68.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

28
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».