Приложение к АООП ИН
Приказ от 29.08.2025 г. № 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Дефектологические занятия»
для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями,
вариант 1
5-9 классы
Пояснительная записка.
АООП ИН адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с
учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
К числу важнейших задач работы по данной программе относится
повышение эффективности и качества обучения детей младшего школьного
возраста с легкой умственной отсталостью, имеющих недоразвитие
интеллектуальной сферы.
Программа дефектологических занятий направлена на коррекцию и
компенсацию дефектов развития детей с интеллектуальными нарушениями,
вариант 1. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических
функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а
также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции
социального поведения. Учитываются принципы систематичности и
взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности,
постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет
ребенку опираться на уже имеющиеся у него умения и навыки, что обеспечивает
его поступательное развитие.
Общая характеристика коррекционного курса.
В рабочей программе определены основные направления работы учителядефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и
1
профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушениями
интеллекта. Данная программа является комплексной, объединяет различные
виды речевой, социальной, коммуникативной деятельности для достижения
целостного развития основных психических процессов ребенка: внимания,
памяти, воли, интеллекта.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных
образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов
психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач,
направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов
организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом
изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает
необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставление
квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на
основе использования всего многообразия методов, техник и приемов
коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на
процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели,
подбираются такие формы работы, которые способствуют разнообразию
содержания занятий, а выбор упражнений и заданий позволит стимулировать
познавательный интерес обучающихся.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование
дефектологом
специальных
приемов
и
методов,
обеспечивающих
удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с
интеллектуальными
нарушениями,
что
позволяет
максимально
индивидуализировать коррекционный процесс:
частая смена видов деятельности;
включение в работу больше анализаторов;
2
использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы,
образцы или план выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)
повторяемость программного материала с усложнением;
дифференциация заданий;
развитие в адекватном темпе;
дозированность подачи материала;
объяснение материала в интересной форме;
вовлечение в занимательную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
создание ситуации успеха;
рефлексия изученного.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один
вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся
динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
планирование материала от простого к сложному,
дозирование помощи учителя-дефектолога,
постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе ученика.
Упражнения и задания выстроены так, что четко прослеживается тенденция
к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания
усложняются. Увеличивается объем материала для запоминания, наращивается
темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего
обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи
реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом
занятии (от 4 до 6 направлений).
В структуру каждого занятия могут входить задания на:
развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие всех видов
мышления;
развитие пространственной ориентировки и временных отношений;
развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
развитие связной речи;
развитие активного и пассивного словаря;
уточнение знаний об окружающем мире;
формирование социально-бытовых навыков.
формирование математических знаний, умений и навыков.
3
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями
познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких
шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов
и использованием предметно-практической деятельности.
Цели и задачи изучения коррекционного курса.
Данная программа направлена на работу с обучающимися с
интеллектуальными нарушениями, имеющими трудности в усвоении программы
по учебным предметам в связи с недоразвитием познавательной деятельности,
моторики и речи.
Цель программы:
создание
системы
комплексной
помощи
обучающимся
с
интеллектуальными нарушениями в освоении АООП образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями, коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
Обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования.
Осуществление индивидуально ориентированной дефектологической
помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учётом особенностей психического, физического, речевого развития,
индивидуальных возможностей:
формировать отчетливые разносторонние представления о предметах,
явления окружающей действительности, которые помогут обучающимся
воспринимать учебный материал сознательно;
формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.);
повышать общий уровень развития обучающихся и корректировать
индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии (учет темпа деятельности,
готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.);
формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого
вида: умение ориентироваться в задании; планировать предстоящую работу и
выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании
педагога; осуществлять самоконтроль и самооценку и др.;
развивать речь обучающихся как средство общения и как способа коррекции
их мыслительной деятельности;
формировать учебную мотивацию;
формировать социально-нравственное поведение:
4
ответственное отношение к учебе;
соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить
межличностные отношения, пассивность и др.);
осознание необходимости самоконтроля;
Оказание
консультативной и
методической
помощи
родителям (законным представителям).
Место коррекционного курса в учебном плане.
«Дефектологические
занятия» относятся к
коррекционноразвивающей
области
«Коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Дефектологические занятия» в 6 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные
недели) и составляет 1 час в неделю в форме индивидуальных занятий.
Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем- дефектологом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
дефектологической диагностики.
Программа данного курса представляет систему коррекционноразвивающих занятий и рассчитана на период освоения основного общего
образования (5-9 классы). Программа реализуется в течение 5 лет.
5 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
6 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
7 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
8 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
9класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели). Длительность
дефектологических занятий в 5- 9 классах – 40 минут.
Основные содержательные линии программы коррекционного курса.
Деятельность
учителя
дефектолога при реализации
программы коррекционного курса проводится по основным направлениям:
Диагностическое направление
Диагностическое направление ориентировано на
всестороннее
изучение психолого-педагогических особенностей ребенка и реализуется в
следующем порядке.
Изучение документации:
медицинской:
заключение городской ПМПК
при определении
варианта обучения, основной диагноз и анамнез развития, историю
развития;
5
педагогической: характеристики, тетради, рисунки.
Наблюдение за поведением обучающихся в естественных условиях.
Наблюдение за игровой деятельностью обучающихся:
Характер эмоциональной реакции при виде игрушки,
Способность самостоятельно выбрать игрушку,
Разумность производимых действий,
Стойкость интереса.
Беседа с родителями(законными представителями).
Беседа с ребёнком. Выявляет запас сведений и точность представлений:
О себе, об окружающем, о времени, явлениях природы, ориентировки в
пространстве, особенности речи.
Специальные задания диагностического характера, направленных на
получение сведений о ребёнке и затем на основе их составления индивидуальной
программы обучения и развития.
Дефектологическое обследование обучающихся проводится с 1 по 15
сентября и с 15 по
30мая.На каждого обучающегося учитель- дефектолог
заполняет протокол обследования. Обобщенный результат изучения уровня
умственного развития ребенка представляется в дефектологическом
представлении. По результатам обследования проводится группировка
школьников по преобладающим нарушениям познавательных процессов,
что помогает
учителю-дефектологу решать
принципиальные
вопросы организации коррекционной работы
с детьми и определять
содержание, методы и приемы педагогического воздействия в каждой группе.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционная
работа
с
обучающимися проводится в рамках
данного коррекционного курса в форме специально организованных
индивидуальных и групповых занятий.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие
зрительного восприятия
и
узнавания;
развитие зрительной
памяти
и
внимания; формирование обобщенных представлений
о
свойствах
предметов;
развитие пространственных представлений
и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового
внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических
представлений, формирование звукового анализа;
развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного
6
анализа; навыков группировки и классификации(на базе овладения основными
родовыми понятиями);
умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать деятельность;
развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления; развитие словесно- логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
расширение представлений об окружающем мире, развитие речи и
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
На занятиях главное внимание уделяется развитию и коррекции
познавательных процессов, восполнению пробелов в знаниях по учебным
предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы. В процессе
обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами:
математикой, чтением, русским языком, окружающим миром, максимально
используется материал, изучаемый на этих уроках.
Консультативно-просветительское направление
Учитель-дефектолог оказывает консультативную помощь учителям
общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)
обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их
преодолению.
Консультативная работа
включает: психолого-педагогическое
консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся с
интеллектуальными нарушениями; консультативную помощь семье в решении
конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в
освоении ААОП.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и
методы: беседа, консультация; анкетирование педагогов, родителей; разработка
методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Цель: создание условий для повышения компетентности родителей,
педагогов в организации обучения и воспитания школьников:
комплексная помощь обучающемуся, родителям, педагогам.
включение родителей в образовательный процесс.
Методическое направление
Цель: изучение новинок методической литературы, оснащение кабинета
инновационно-коррекционной
методической
литературой; участие
в
методических объединениях; школьных консилиумах, насыщение предметно7
развивающей среды в кабинете дефектолога.
Методическое направление предполагает проведения анализа процесса
коррекционного воздействия на развитие обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оценку его эффективности, а
также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Организация коррекционно- образовательных занятий.
Программа реализуется через специально организованные коррекционнообразовательные занятия. В процессе обучения используются групповые формы
организации дефектологических занятий, которые проводятся согласно
расписанию.
На занятиях используются настенные таблицы, иллюстрации, раздаточный
материал, настольные дидактические игры, мяч, конструктор. В начале каждого
занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие
упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка:
восприятие, различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания,
воспроизведения), внимания, мышления. Эти упражнения помогают
обучающимся сразу включиться в активную познавательную деятельность и
создают положительную мотивационную установку. Это могут быть
«пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика.
Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция,
возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать
качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.
Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость,
а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном
моменте и не заостряется на неудаче. В определенных случаях, согласно
принципу замещающего развития, существует возможность возврата (при
необходимости) на предыдущий этап работы.
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
Вводная часть. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры
и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие,
игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин;
пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения - 2-3 мин);
Основная часть. Выполнение основных заданий и упражнений,
направленных на развитие познавательных процессов (или эмоциональноволевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной
координации. В основную часть обязательно включаются упражнения
программного материала, способствующие ликвидации пробелов знаний и
умений, релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного
напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность,
8
упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и
упражнения.
Заключительная часть. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и
адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Курс дефектологических занятий наряду с коррекционной работой входит в
систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в условиях образовательного процесса.
Дефектологические
занятия
с
обучающимися
проводятся
в
групповой/подгрупповой формах. Содержание коррекционной работы с
обучающимися определяется учителем- дефектологом на основании
рекомендаций ПМПК, ППк и результатов дефектологической диагностики.
Содержание коррекционного курса.
Курс реализуется на протяжении всего периода обучения с 5 по 9 класс и
позволяет последовательно и постепенно преодолевать нарушения
познавательной деятельности, а также обусловленные ими разнообразные
трудности в обучении. При составлении планирования учитывается
последовательность и цикличность усвоения материала учащимися.
Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий
способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою
очередь способствует преодолению трудностей усвоения программы.
Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных на
диагностику, профилактику и коррекцию нарушений познавательной
деятельности и восполнения пробелов в знаниях по предметам, коррекцию
нарушений формирования процесса чтения, письма, счета, формирования
функции программирования и контроля собственной деятельности.
Диагностика, профилактика и коррекция нарушений познавательной
деятельности.
Зрительное и слуховое восприятие, развитие графомоторных навыков.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие
осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие
слухового восприятия. Восприятие размера, формы предметов. Форма
(геометрические фигуры). Величина (длина, ширина, высота, толщина).
Формирование графических навыков. Развитие точности и координации в
системе «глаз-рука», развитие навыков точного копирования образца.
Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения.
Воссоздание фигур по контурному образцу. Развитие умения анализировать
форму плоскостной фигуры. Формирование умения действовать по заданному
алгоритму.
9
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными
образами, обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на
части и, наоборот, составление из элементов заданной модели, и т. д.
Пространственные и временные представления.
Временные отношения. Времена года, части суток, дни недели.
Последовательность дней недели, времен года. Ориентировка во времени,
понятия «раньше, позже, потом». Развитие чувства времени. Пространственные
понятия. Ориентировка в пространственных отношениях («далеко», «близко»,
«около», «рядом» «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху»,
«внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.).
Воссоздание фигур по контурному образцу. Развитие умения анализировать
форму плоскостной фигуры. Формирование умения действовать по заданному
алгоритму. Перемещение и изменение объектов в двумерном измерении.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными
образами, обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на
части и, наоборот, составление из элементов заданной модели, перенос свойств
одних предметов на другие; поиск совпадающих свойств разных предметов,
деление предметов на несколько заданных фигур, складывание и
перекладывание палочек с целью составления заданных фигур.. Задания на
перемещение фигур, составление фигур из частей.
Развитие памяти.
Развитие объема внимания и оперативной зрительной памяти. Запоминание,
сохранение, воспроизведение информации. Развитие оперативной слуховой
памяти. Развитие оперативной слуховой памяти на числа. Долговременная
память. Объем слуховой и зрительной памяти. Развитие опосредованной памяти.
Развитие словесно-логической памяти. Развитие способности устанавливать
связи между словами, связанными и несвязанными по смыслу. Развитие
ассоциативной памяти.
Развивающие игры и упражнения на совершенствование слуховой и
зрительной памяти, развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение
применять специальные приемы, облегчающие запоминание.
Развитие внимания.
Развитие скорости ориентировочно-поисковых движений взора,
переключаемости внимания. Развитие объема внимания. Тренировка
распределения и избирательности внимания. Развитие концентрации и
устойчивости внимания. Тренировка помехоустойчивости и сосредоточенности.
Развитие произвольного внимания. Развитие самоконтроля.
Развивающие упражнения на выполнение заданий по словесной
инструкции, нахождение «спрятанных слов среди букв, быстрое нахождение
10
определенных чисел в таблице, нахождение и исправление ошибок в тексте,
быстрое нахождение пары цифр по определенным параметрам.
Развитие математических представлений и мышления.
Развитие логического мышления, умения осуществлять анализ и синтез
объекта, устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Развитие умения находить и анализировать закономерности, обобщать. Делать
выводы. Решение логических задач с использованием наглядных моделей,
знаков и символов (кодирование/замещение). Развитие подвижности и гибкости
мышления.
Развивающие упражнения, направленные на выделение существенных
признаков с последующим использованием проведенного обобщения и
выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда по
закономерности, нахождение нарушения в закономерности, поиск недостающих
фигур и т. д. Сравнение, дифференциация, классификация; сравнение предметов;
обобщение по заданному признаку.
Развитие речи и работа с информацией.
Развитие речи. Восприятие и осмысление полученной информации,
овладение способами обработки данной информации, определение учебной
задачи. Обогащение словаря. Совершенствование навыков чтения и понимания
прочитанного. Формирование умения ясно, четко и последовательно излагать
свои мысли. Работа с таблицами. Структура таблицы, запись информации в
таблицу. Работа со схемами и рисунками, ребусы, анаграммы, чайнворды,
знаково – символические обозначения, аббревиатура.
Развивающие игры и упражнения на комбинирование слов из
ограниченного сочетания букв; подбор слов, превращение одних слов в другие
путем перестановки или добавления букв, слогов. Составление слов из слогов,
нахождение слов с противоположным значением, составление предложений и
коротких рассказов.
Формирование функции программирования и контроля собственной
деятельности.
Формирование умения ориентироваться в задании, умения планировать
этапы выполнения задания. Основные способы самоконтроля каждого этапа
выполнения задания, формирование умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате. Развитие умения работать по образцу,
действовать по схеме.
Формирование учебной мотивации (базовых учебных действий).
Ликвидация пробелов знаний по учебным предметам: математика, русский
язык, чтение.
Тематическое планирование
11
5 класс
№п
/п
1
Количес
тв о
часов
1
Входная
диагностика.
Обследование
речевой
деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
Название темы
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина). Нахождение общих и отличительных
признаков двух предметов.
Формирование умения сравнивать предметы по образцу (опорной схеме)
и находить предметы по заданным признакам.
Развитие речи. Работа с деформированным предложением.
1
5
Определение наложенных, зашумлённых изображений, геометрических
фигур.
1
6
1
9
Формирование
пространственных
представлений.
Положение
предметов в пространстве: вверху - внизу, впереди – сзади, далеко близко, рядом: между, около, в середине.
Формирование пространственных представлений. Ориентирование на
листе бумаги и в пространстве.
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном
ивертикальном поле листа, словесное обозначение пространственных
отношений между предметами.
Развитие способности анализировать простые закономерности.
10
Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
1
11
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу:
круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
Формирование умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате действия.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать, определять
количество и порядок действий, решать.
Формирование временных представлений. Единица времени - сутки
(утро, день, вечер, ночь).
1
17
Формирование временных представлений. Времена года. Месяцы года.
1
18
Формирование временных представлений. Дни недели.
1
19
1
20
Активизация зрительного внимания путём сличения предмета с его
силуэтом. Корректурные пробы.
Развитие произвольного внимания. Найди отличия.
21
Определение взаимного расположения предметов в пространстве.
1
22
Формирование умения выражать пространственные отношения
между конкретными объектами посредством предлогов.
1
2
3
4
7
8
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
25
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (анализ, синтез).
Упражнения на развитие способности понимать скрытый смысл
наглядной ситуации, картинок-нелепиц.
Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
26
Упражнения на развитие гибкости и быстроты мышления.
1
27
Формирование наглядно-образного мышления.
1
28
Упражнения на нахождение различий в парных картинках.
1
29
1
30
Развитие слухового восприятия. Прослушивание текста и ответы на
вопросы по его содержанию.
Написание зрительных диктантов.
31
Речевые игры. Словообразование по образцу
1
32
Формирование
пространственных
представлений.
Работа с
лабиринтами.
Упражнения на запоминание и выполнение 3-4 последовательных
инструкций.
Итоговая диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
1
23
24
33
34
Итого
1
1
1
1
1
34
6 класс
№п
/п
1
Название темы
Количеств
о часов
Входная диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
1
2
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и
различия по заданным признакам: цвет, форма, размер.
1
3
Работают с деформированным предложением, текстом.
1
4
Нумерация
1
5
6
многозначных чисел. Арифметические действия с
многозначными числами.
Формирование элементов конструкторских навыков и творческого
воображения. Рисование предметов по пунктирам.
Упражнения на формирование обобщающих понятий, навыков
группировки предметов по одному признаку.
1
1
13
Активизация зрительного внимания в процессе узнавания и описания
предмета по контурному изображению его части.
Упражнения на определение наложенных, зашумлённых
изображений, геометрических фигур, цифр,букв.
Развитие устойчивости внимания. Нахождение заданной буквы, цифры
в печатном тексте.
Развитие зрительной памяти. Запоминание последовательности из 6-7
предметных картинок.
Развитие зрительной памяти. Воспроизведение по памяти простых
графических рисунков.
Составление связного высказывания описательного характера с опорой
на наглядность.
1
13
Развитие способности анализировать простые закономерности.
1
14
Упражнения на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство
и
различие», «Продолжи ряд».
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со
структурой таблицы, умение находить информацию по таблице,
заполнять таблицу в соответствии с заданием, по образцу, делают
вывод по итогам заполнения таблицы.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать,
определять количество и порядок
действий, решать.
Формирование умения пересказывать текст, используя простую
схему-план.
Развитие слуховой памяти. Запоминание цепочки из 4-5 слов,
1
7
8
9
10
11
12
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Развитие слуховой памяти. Запоминание 4-5 пар слов, объединённых по
смыслу.
Развитие слуховой памяти. Запоминание и выполнение 2-3
последовательных инструкций.
Упражнения на запоминание и выполнение 2-3 последовательных
инструкций.
Формирование временных представлений. Час. Определение времени с
точностью до 1 часа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Формирование пространственных представлений. Работа с
лабиринтами.
1
25
Работа с текстом: продолжить рассказ по данному началу.
1
26
Формирование зрительного внимания. Корректурные пробы.
1
27
Упражнения на повышение объема внимания.
1
14
1
29
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над
ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Обучение приемам запоминания.
30
Решение логических задач.
1
31
Решение логических задач.
1
32
Развивающие упражнения на выполнение заданий по словесной
инструкции.
1
33
Установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
1
34
Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.
1
28
1
Итого
34
7 класс
№п
/п
1
Количеств
о часов
Название темы
Входная диагностика. Обследование
речевой деятельности,
математических представлений,представлений об окружающем мире.
1
2
Упражнения на формирование обобщающих понятий, навыков
группировки предметов по определенному признаку.
1
3
Работают с деформированным предложением, текстом.
1
4
Нумерация многозначных чисел. Арифметические
многозначными числами.
Классификация предметов по разным признакам.
5
действия
с
1
1
6
Упражнения на соотнесение геометрических фигур с предметами
окружающей обстановки.
1
7
Получение заданной геометрической фигуры из других фигур,
складывание узоров по образцу и по памяти.
Формирование навыков произвольного внимания.
1
Развитие устойчивости внимания. Нахождение ошибок в печатном
тексте.
Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и
объяснением.
Развитие зрительной памяти. Запоминание ряда из 7 предметов, из 7 пар
предметов.
Составление связного высказывания описательного характера с опорой
на наглядность.
1
8
9
10
11
12
1
1
1
1
15
13
Определение убранного или добавленного предмета в ряду ранее
предъявленных.
1
14
Запоминание последовательности из 7 предметных картинок.
1
15
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со структурой
таблицы, умение находить информацию по таблице, заполнять таблицу
в соответствии с заданием, по образцу, делают вывод по итогам
заполнения таблицы.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать, определять
количество и порядок действий, решать.
Ориентировка во времени. Месяц. Год. Минута. Определение времени с
точностью до 5 минут.
Ориентировка во времени. Месяц. Год. Минута. Определение времени с
точностью до 5 минут.
Формирование элементов конструкторского мышления и
конструкторских навыков.
Упражнения на развитие пространственной координации.
1
Формирование концентрации и устойчивости внимания. Упражнения на
поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план.
Формирование зрительного внимания. Корректурные пробы.
1
Установление последовательности событий. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок.
Развитие зрительной памяти. Воспроизведение по памяти простых
графических рисунков.
Развитие зрительной памяти. Запись по памяти прочитанного
предложения.
Действия с многозначными числами.
1
28
Формирование умения пересказывать текст, используя простую схемуплан.
1
29
Установление последовательности событий.
1
30
1
31
Упражнения на выявление закономерности расположения чисел.
Нахождение «лишнего» числа в ряду чисел.
Упражнения на поиск закономерностей.
32
Решение логических задач.
1
33
Ориентация в пространстве. Перемещение предметов в заданном
направлении.
1
34
Итоговая диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Итого
34
8 класс
№п
/п
1
Количеств
о часов
Название темы
Входная диагностика. Обследование
речевой деятельности,
математических представлений,представлений об окружающем мире.
1
2
Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по
заданному основанию классификации.
1
3
Работают с деформированным предложением, текстом.
1
4
Нумерация многозначных
чисел. Арифметические
смногозначными числами.
Упражнения на совершенствование восприятия формы.
5
действия
1
1
6
Упражнения на различение цветовых тонов и правильное их словесное
обозначение.
1
7
Формирование навыков произвольного внимания.
1
8
Развитие устойчивости внимания. Нахождение ошибок в печатном
тексте.
1
9
Развитие зрительной памяти. Запоминание ряда из 10 картинок.
Определение убранного или добавленного предмета в ряду ранее
предъявленных.
Развитие слуховой памяти. Воспроизведение по памяти цепочки из 7-10
прочитанных слов.
Составление связного высказывания описательного характера с
опоройна наглядность.
Заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими
фигурами.
Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух–трех
особенностей, лежащих в основе выбора.
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со структурой
таблицы, умение находить информацию по таблице, заполнять таблицу
в соответствии с заданием, по образцу, делают вывод по итогам
заполнения таблицы.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать, определять
количество и порядок действий, решать.
Самостоятельное
моделирование
пространственных ситуаций,
предоставление словесного отчета.
Работа с текстом: продолжить рассказ по данному началу.
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
22
Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение
магических квадратов сложения.
Решение магических квадратов сложения. Нахождение 2 недостающих
изображений в логическом квадрате 9*9.
Упражнения на выявление закономерности расположения чисел.
Нахождение «лишнего» числа в ряду чисел.
Обучение приемам запоминания.
23
Формирование
1
32
навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Составление плоскостных геометрических фигур и предметов с
использованием специальных наборов «Волшебный круг»,
«Танграм»,
«Колумбово яйцо».
Развивающие упражнения на выполнение заданий по словесной
инструкции.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
математических заданий.
Формирование пространственных представлений. Выполнение
графического диктанта под диктовку учителя.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
математических заданий.
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над
ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над
ликвидацией пробелов вычислительных и речевых
навыков.
Упражнения на развитие способности понимать скрытый смысл
наглядной ситуации, картинок-нелепиц.
Обучение приемам запоминания.
33
Упражнения на формирование навыков конструирования.
1
34
Итоговая диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
1
19
20
21
24
25
26
27
28
29
30
31
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
9 класс
№п
/п
1
2
Название темы
Количеств
о часов
Входная диагностика. Обследование
речевой деятельности,
математических представлений,представлений об окружающем мире.
1
Работают с деформированным предложением, текстом.
1
18
1
3
Нумерация многозначных
многозначными числами.
4
Упражнения на совершенствование восприятия формы.
Упражнения на различение цветовых тонов и правильное их словесное
обозначение.
Формирование навыков произвольного внимания.
1
Развитие устойчивости внимания. Нахождение ошибок в печатном
тексте.
Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и
объяснением.
1
Развитие зрительной памяти. Запоминание ряда из 10 картинок.
Определение убранного или добавленного предмета в ряду ранее
предъявленных.
Развитие слуховой памяти. Воспроизведение по памяти цепочки из 7-10
прочитанных слов.
Составление связного высказывания описательного характера с
опоройна наглядность.
Заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими
фигурами.
Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух–трех
особенностей, лежащих в основе выбора.
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со структурой
таблицы, умение находить информацию по таблице, заполнять таблицу
в соответствии с заданием, по образцу, делают вывод по итогам
заполнения таблицы.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать, определять
количество и порядок действий, решать.
Самостоятельное
моделирование
пространственных
ситуаций,
предоставление словесного отчета.
Работа с текстом: продолжить рассказ по данному началу.
Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение
магических квадратов сложения.
Решение магических квадратов сложения. Нахождение 2 недостающих
изображений в логическом квадрате 9*9.
Упражнения на выявление закономерности расположения чисел.
Нахождение «лишнего» числа в ряду чисел.
Обучение приемам запоминания.
1
Формирование навыков
письменных заданий.
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
чисел. Арифметические
самоконтроля
во
время
действия с
выполнения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
24
25
26
Развивающие упражнения на выполнение заданий по словесной
инструкции.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
математических заданий.
Формирование пространственных представлений. Выполнение
графического диктанта под диктовку учителя.
1
1
1
20
1
30
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
математических заданий.
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над
ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на развитие способности понимать скрытый смысл
наглядной ситуации, картинок-нелепиц.
Обучение приемам запоминания.
31
Упражнения на формирование навыков конструирования.
1
32
Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание.
1
33
Решение логических задач.
1
34
Итоговая диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об окружающем мире.
1
27
28
29
Итого
1
1
1
34
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Освоение
программы коррекционного курса
«Дефектологические
занятия» обеспечивает достижение обучающимися с
интеллектуальными
нарушениями развития личностных и предметных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их
необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных
возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и
классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и
внешкольных мероприятиях);
придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и
требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учетом
конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и
склонностей;
21
при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование
для дальнейшего обучения;
с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и
неудач в различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;
давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее
выполнения, задаваемых педагогом;
осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки
зрения усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью
педагога;
принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи,
природы, своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к
окружающим людям). Коммуникативными результатами является формирование
следующих умений:
вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками и учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;
регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные
ситуации посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;
согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в
области использования информационно-коммуникационных технологий;
сознательно использовать устную и письменную речь в учебнопознавательной деятельности, для общения, выражения собственных мыслей,
чувств, идей на индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи
педагога;
использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования,
осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством
педагога;
участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности
на индивидуально доступном уровне.
Регулятивными результатами является формирование следующих умений:
с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели,
выбирать наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных
задач;
самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;
под руководством педагога или самостоятельно координировать свои
действия с планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой
деятельности, выбирать способы действий, исходя из имеющихся условий и
22
требований, корректировать действия при изменении ситуации;
с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности
при выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;
самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной
и внеучебной деятельности; делать простейший прогноз будущих
событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под
руководством педагога;
прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и
внеучебной деятельности самостоятельно или с помощью педагога;
осуществлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном
уровне. Познавательными результатами является формирование следующих
умений:
самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и
преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения
учебно- познавательных задач;
использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне,
применять основы ознакомительного, поискового чтения;
проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под
руководством учителя; самостоятельно или под руководством педагога объяснять
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный
смысл выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;
самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его
структуру, главную идею, тему, последовательность событий и причинноследственные связи;
на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектноисследовательской деятельности самостоятельно или под руководством педагога.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются
формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
23
находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи,
24