Приложение к АООП ИН
Приказ от 29.08.2025г.№ 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия»
для обучающихся 4 классов
с интеллектуальными нарушениями, вариант 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АООП ИН (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в
форме групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия
(по отдельному плану) – 3 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи коррекционного курса «Логопедические занятия».
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету
«Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой
деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции
дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , авторы:
Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;
− умение слушать и понимать речь окружающих;
− умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
− социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
− овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи;
− умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание; завершить разговор;
− умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий
одноклассников.
Предметные:
Минимальный уровень:
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке.
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно
обозначать их на письме;
− определять место ударения в слове;
− с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между
словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения;
− связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
− с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень:
− систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне речи.
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную терминологию.
− владеть способами словообразования и словоизменения;
− интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные
члены предложения;
− выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
− составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
− составлять небольшие рассказы на предложенную тему;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
− определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
− делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова;
− составлять план текста;
− пересказывать текст по плану.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−
1 балл - минимальная динамика;
−
2 балла - удовлетворительная динамика;
−
3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
2
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять
из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную
работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта
результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное
(на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся
положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом
при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и
тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность
получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения
и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических
предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны
речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма,
формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная
программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на
более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования
умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся,
формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
3
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости
от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является
уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
2
1.
Обследование устной и письменной речи
9
2.
Гласные и согласные
1
3.
Предложение
4
4.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
15
5.
Мягкий знак на конце в середине слова
3
6.
Сочетание гласных с шипящими
2
7.
Дифференциация согласных по звонкости-глухо-
20
сти
8.
Слово
4
9.
Ударение. Безударные гласные
5
10.
Предлоги. Дифференциация предлогов
8
Итого:
68
2
4
№
Тема курса
1.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи
2.
Обследование экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи
3.
Обследование связной
речи, словарного запаса
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
1
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
Выявление умения ребенка
Произносят звуки, слова (где
произносить тот иной звук
звук находится в разных позиизолированно, в слове, в пред- циях). Подбирают картинки на
ложении.
заданный звук с помощью
Придумывание короткой
учителя – логопеда
фразы с заданным словом
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых
на слух словесных инструкций
различной сложности
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью
учителя-логопеда
Выявление степени уровня
сформированности развернутого самостоятельного высказывания
Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на
инструкцию. Составляют
фразы по сюжетным
Минимальный уровень
Произносят звуки, слова
(где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на заданный звук
Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Восстанавливают последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
5
картинкам с помощью учителя-логопеда
4.
Обследование грамматического строя речи,
слоговой структуры
слова
1
5.
Обследование навыка
чтения
1
6.
Обследование навыка
письма
1
7.
Гласные и согласные
звуки.
Их различение
1
Выявление правильности построения грамматической
структуры предложения; использования падежных форм
существительных; правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного и множественного числа.
Произнесение звуков в слове,
определение их количества и
последовательность
Чтение предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста.
Написание диктанта
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления
Читают предложения по смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку
Читают доступный текст
правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая
паузы на знаках препинания
Списывают с печатного
шрифта доступный текст,
вставляя пропущенные буквы.
Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора
Гласные и согласные звуки – 1 час
Закрепление связи между зву- Умеют слышать и выделять
ком и буквой.
гласные и согласные звуки из
Произношение гласных и соряда звуков и букв с помощью
гласных звуков, их различие.
учителя-логопеда.
Выделение в словах гласных и Делят слова на слоги, опредесогласных звуков.
ляют звук (гласный или
Деление слов на слоги, выдесогласный).
ление гласных и согласных
Умеют писать под диктовку
текст
Знают и различают гласные
и согласные звуки.
Выявляют особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью условных символов
гласные и согласные звуки.
6
Осуществляют звуко-буквенный анализ с помощью учителя –логопеда
8.
Уточнение и закрепление понятия "предложение"
1
9.
Интонационное
оформление предложений
1
Предложение – 4 часа
Определение понятия «ПредС помощью учителя-логопеда
ложение».
составляют распространенное
Составление и запись предло- предложение с опорой на каржений по картинкам.
тинку.
Составление графической
Умеют составлять и записысхемы предложения.
вать предложения по картинОпределение количества слов кам.
в предложении.
Составляют графические
Формирование навыков зрисхемы предложений.
тельного и слухового вербаль- Определяют количество слов в
ного анализа
предложении с помощью учителя-логопеда
Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения.
Понимание видов предложения по цели высказывания.
Функции предложения.
Развитие слухового восприятия
Умеют произносить простые
предложения, делая остановку
в конце предложения.
По образцу учителя-логопеда
правильно произносят предложения по цели высказывания.
Ставят знаки в конце предложения с помощью учителя-логопеда и в соответствии с целью высказывания
Находят заданную букву,
обозначающие гласный
или согласный звук из ряда
букв.
Подбирают слова на гласные и согласные звуки.
Делят слова на слоги,
Умеют проводить звукобуквенный анализ и синтез
слова
Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения.
Составляют распространенное предложение; следят
за правильностью произнесения фразы.
Составляют и записывают
предложения по картинкам,
графическим схемам, предложений.
Определяют количество
слов в предложении
Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания;
правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда,
опираясь на слуховое восприятие.
7
10.
11.
12.
Предложение.
Составление предложений по вопросу, по
началу, из набора
слов, "деформированные предложения"
Предложение.
Тренировочные
упражнения по составлению предложений по вопросу, по
началу, из набора
слов, "деформированные предложения"
1
1
Составление предложений из
разрозненных слов, по началу
предложения, вопросу учителя-логопеда.
Составляют из слов, данных в
правильной и неправильной
грамматической форме, предложение.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа
Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом.
Составляют предложения по
его началу с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме с помощью учителя-логопеда
Ставят правильный знак в
конце предложения в соответствии с целью высказывания
Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом.
Составляют предложения
по его началу.
Составляют предложения
из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме.
Составляют предложения
из данных слов так, чтобы
выделенные слова были
первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном
порядке и падеже
Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 15 часов
Гласные звуки .Арти1
Уточнение и закрепление арПравильно произносят гласЗнают характеристику и
куляция гласных, спотикуляции гласных звуков.
ные звуки и соотносят их с со- нормы произношения глассобы образования.
Произношение гласных звуответствующей буквой.
ных звуков.
Слогообразующая
ков.
Умеют вычленять гласный
Умеют записать серию
роль гласных
Закрепление понятия о слого- звук в слове в ударной позигласных букв по беззвучной
образующей роли гласных
ции в начале и конце слова,
артикуляции учителя- логозвуков.
под ударением на слух.
педа.
Определение гласных звуков
Называют первый звук в слове Соотносят звук с буквой и
по беззвучной артикуляции.
с помощью учителя-логопеда
цветовым символом.
Графическое изображение
Называют гласный звук в
гласных звуков в словах
слове в ударной позиции: в
8
13.
Выделение (узнавание) звука из ряда
гласных, слогов, на
фоне слова.
Определение места
звука и буквы в слове.
Выделение гласных
под ударением в
начале, середине,
конце слова
1
14.
Дифференциация звуков и букв
И-Й
1
Выделение гласных звуков в
начальной позиции, под ударением в начале, середине,
конце слова.
Определение места гласного
звука в слове.
Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на
предметную картинку и без
нее.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие слухового восприятия
Произнесение звуков и называние букв
Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и
цветовым символам (И-красный, Й-зеленый)
Выделение звуков в словах,
определение места звука в
словах и называние соответствующей буквы.
Написание пропущенных букв
в словах.
Дифференциация предметных
картинок
Упражнения в словоизменении слов.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
начале, середине, конце
слова по картинному материалу и на слух.
Выделяют первый и последний звук в слове
Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с опорой на
предметные картинки.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда
Правильно произносят
звуки и соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Умеют правильно подобрать цветовой символ к
звукам.
Выделяют и определяют
место звуков в словах.
Вставляют пропущенные
буквы в слова, словосочетания, простые предложения.
Изменяют слова по образцу
9
15.
Образование гласных
звуков 2 ряда
1
Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Выделение голосом гласной в
начале и конце слова и запись
соответствующей буквы на
слух и по предметным картинкам.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Слушают сказку об образовании гласных звуков второго
ряда.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно.
Выделяют голосом начальную
гласную в слове и записывают
соответствующую букву (на
слух)
Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным
предложением.
Выделяют голосом гласную в начале и конце слова
и записывают соответствующую букву (на слух и по
предметным картинкам)
16.
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда: ЫИ в слогах, словах и
словосочетаниях
1
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
17.
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда: ЫИ в предложениях и
тексте
1
Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых
и мягких согласных.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
И-Ы.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных
гласных букв в словах, предложениях и тексте.
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
10
18.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: У-Ю в слогах,
словах и словосочетаниях
1
19.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: У-Ю в предложениях и тексте
1
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Различение звуков изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых
и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
У-Ю.
Дифференцированная запись
слов из предложений
Написание пропущенных
гласных в предложениях и
тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
буквы с помощью учителя логопеда
Изменяют слова в предложениях (текстах) по
смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по
смыслу.
11
20.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: А-Я в слогах,
словах и словосочетаниях
1
21.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: А-Я в предложениях и тексте
1
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых
и мягких согласных звуков.
Формирование навыков анализа и синтеза слов
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
звуков А-Я.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных
гласных букв в словах, в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в словах нужную букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными звуками .
Изменяют слова в предложениях (текстах) по
смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы
12
22.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: О-Ё в слогах,
словах и словосочетаниях
1
23.
Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: О-Ё в предложениях и тексте
1
24.
Дифференциация
гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях
1
Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых
и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
О-Ё.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных
гласных звуков
в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Различение букв в слогах и
словах.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово с помощью учителя-логопеда
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
Называют начальные буквы в
словах.
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное
по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по
смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию.
13
в словах.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда
25.
Дифференциация
гласных: Ё-Ю в предложениях и тексте
1
Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными
Ю-Ё.
Дифференцированная запись
слов из предложений
Написание пропущенных
гласных в предложениях и
тексте.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического
слуха
Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
26.
Тренировочные
упражнения по дифференциации гласных
звуков 1 и 2 ряда
1
Чтение слов парами.
Сравнение слов по смыслу и
написанию.
Называние гласных звуков,
стоящих после согласных в
словах.
Составление предложений с
парами слов.
Написание пропущенных
гласных в предложениях .
Написание под диктовку слов
и предложений.
Читают слова парами.
Сравнивают пары слов по звучанию.
Называют гласные звуки, стоящие после согласных.
Составляют предложения с
опорой на картинку с парами
слов.
Вставляют в предложение
пропущенные слова с помощью учителя-логопеда.
Называют буквы в словах
(в начале, середине, конце)
и записывают их.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать
из предложений (текстов)
слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы
Читают слова парами.
Умеют сравнить и объяснить значение слов.
Выделяют гласные, стоящие после согласных.
Различают твердые и мягкие согласные звуки.
Умеют подчеркнуть мягкие
согласные буквы в словах.
Составляют предложения
без опоры) на картинку с
парами слов.
14
Развитие фонематического
слуха
27.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме
(на конце слова)
1
28.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (в середине
слов)
1
Списывают слова и предложения
Мягкий знак на конце в середине слова – 3 часа
Различение твердых и мягких Умеют определять в слове посогласных.
следний согласный по твердоНазывание мягкого соглассти-мягкости с помощью учиного.
теля-логопеда.
Чтение слов парами.
Называют мягкий согласный
Сравнение пар слов по
звук.
смыслу, звучанию и написаЧитают слова парами
нию.
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Развитие умения писать слова
с мягким знаком на конце.
Развитие фонематического
слуха
Различение твердых и мягких Умеют определять в слове посогласных звуков в середине
следний согласный по твердослова.
сти-мягкости с помощью учиНазывание мягкого согласного теля-логопеда.
в середине слова.
Называют мягкий согласный
Чтение слов парами.
звук.
Сравнение пар слов по
Читают слова парами.
смыслу, звучанию и написаЗаписывают слова по предметнию.
ным картинкам
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Развитие умения писать слова
с мягким знаком в середине.
Развитие фонематического
слуха
Вставляют в предложение
пропущенные слова.
Пишут под диктовку слова
и предложения
Умеют определять в
слове последний согласный
по твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный звук.
Читают слова парами.
Различают слова по
смыслу, звучанию и написанию.
Умеют писать слова с мягким знаком и без него на
конце слов под диктовку
Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по
смыслу, звучанию и написанию.
Выделяют произношением
мягкие согласные звуки и
обозначают их на письме.
Пишут слова под диктовку
15
29.
Тренировочные
упражнения по обозначению мягкости
согласных с помощью
мягкого знака
1
Закрепление написания слов с
мягким знаком на конце и середине слова в предложениях
и тексте.
Развитие фонематического
слуха
Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине
слова по картинкам.
Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда
Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине
слова по картинкам, на
слух.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах, предложениях.
Пишут под диктовку текст
Сочетание гласных с шипящими – 2 часа
30. Работа над преодоле1
Различение звуков по акусти- Закрепляют правописание
Закрепляют правописание
нием ошибок на праческим признакам.
слов с сочетаниями гласных
слов с сочетаниями гласных
вописание: чу-щу, чаДифференциация звуков и
звуков с шипящими.
звуков с шипящими.
ща
букв для обозначения на
Изменяют слова по образцу.
Умеют объяснить орфописьме после шипящих.
Пишут слова на изучаемое
грамму.
Закрепление правописания
правило с помощью учителяОтгадывают загадки, запислов с сочетаниями шипящих логопеда.
сывают слова-отгадки.
31. Работа над преодоле1
и гласных звуков.
Отгадывают загадки
Накапливают слова с изучанием ошибок на праЧтение
и
написание
слов
с
соемой орфограммой
вописание: жи-ши
четаниями ча-ща, чу-щу; шижи.
Изменение слов по образцу.
Развитие умения находить в
словах данные сочетания.
Образование слов из предложенных слогов.
Отгадывание загадок, закрепление правописания слов-отгадок
Дифференциация согласных по глухости-звонкости - 20 часов
(дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся, различаемые пары могут ежегодно варьироваться)
32. Звук и буква К.
1
Упражнения в правильном
Правильно произносят звук.
Знают характеристику и
Артикуляция, звучапроизнесении звука.
Называют слова, в которых
норму произношения звука.
ние, выделение звука
есть изучаемый звук.
16
в слове, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой К
33.
Звук и буква Г.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой Г
1
34.
Дифференциация
звука и буквы Г- К.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию
1
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие /отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую
букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
17
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
35.
Различение звука и
буквы Г - К в слогах,
словах
1
36.
Различение звука и
буквы Г - К в предложениях, связных
текстах
1
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук
слогах и словах.
в слогах и словах, записыПовторяют за учителем-лого- вают соответствующую
педом слоговые цепочки, чибукву.
стоговорки.
Проговаривают слоговые
Произносят слова парами соцепочки, пары слов и чипряженно, выделяя изучаемый стоговорки.
звук голосом.
Определяют место звука в
Изменяют слова по образцу
словах, записывают соотучителя-логопеда.
ветствующую букву.
Читают и записывают слова и Образуют новые слова разпредложения с изучаемой бук- личными способами.
вой.
Вставляют пропущенные
Отвечают на вопросы учителя- буквы в слова и предложелогопеда односложно
ния.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
18
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
37.
Звук и буква Ж.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
1
38.
Звук и буква Ш.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
1
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие /отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Формирование навыков анализа и синтеза слов.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем-логопедом
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Правильно произносят звук.
Знают характеристику и
Называют слова, в которых
норму произношения звука.
есть изучаемый звук.
Различают произношение
Выбирают (называют) предтвердого и мягкого звука в
метные картинки, в которых
слогах и словах.
есть изучаемый звук и буква.
Определяют наличие/отсутВставляют в словах нужную
ствие звука в словах.
букву с опорой на картинный
Умеют определить место
материал.
звука в слове. Соотносят
Выделяют звук из слогов и
звук и букву устно и на
слов, записывают соответству- письме.
ющую букву с опорой на кар- Пишут под диктовку слова,
тинный материал.
выделяя букву. Выделяют
Произносят слова сопрязвук из слогов и слов, запиженно, выделяя изучаемый
сывают соответствующую
звук голосом.
букву.
Изменяют слова по образцу
Произносят слова отраучителя-логопеда.
женно, выделяя изучаемый
Читают и записывают слова и звук голосом.
предложения с изучаемой бук- Изменяют слова по образцу
вой.
учителя-логопеда.
Отвечают на вопросы учителя- Выбирают картинки, в
логопеда односложно
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
19
39.
Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию
1
Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
40.
Различение звуков и
букв Ж - Ш в слогах,
словах
1
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Произносят звуки изолироЗнают характеристику и
ванно, в слогах и словах.
нормативное произношение
Выделяют начальный звук в
различаемых звуков.
слогах и словах.
Сопоставляют звуки по меЧитают слоги хором
сту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук
слогах и словах.
в слогах и словах, записыПовторяют за учителем-лого- вают соответствующую
педом слоговые цепочкии чи- букву.
стоговорки.
Проговаривают слоговые
Произносят слова парами соцепочки, пары слов и чипряженно, выделяя изучаемый стоговорки.
звук голосом.
Определяют место звука в
Изменяют слова по образцу
словах, записывают соотучителя-логопеда.
ветствующую букву.
Читают и записывают слова и Образуют новые слова разпредложения с изучаемой бук- личными способами.
вой.
Вставляют пропущенные
Отвечают на вопросы учителя- буквы в слова и предложелогопеда односложно
ния.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
20
41.
Различение звуков и
букв Ж - Ш в предложениях, связных
текстах
1
42.
Звук и буква В.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
1
43.
Звук и буква Ф.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения составлять
предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие /отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем-логопедом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву.
21
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
44.
Дифференциация звуков и букв В - Ф.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию
1
Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором
45.
Различение звуков и
букв В - Ф в слогах,
словах
1
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
22
46.
Различение звуков и
букв В - Ф в предложениях, связных
текстах
1
47.
Звук и буква З.
1
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем-логопедом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Правильно произносят звук.
Знают характеристику и
норму произношения звука.
23
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой З
48.
Звук и буква С.
Артикуляция, звучание, выделение звука
из слов, определение
места звука в слове.
1
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов,
слов.
Определение наличие /отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове.
Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук.
Изменение и словообразование слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал.
Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной координации.
Развитие умения соотносить
звук с графемой.
Произносят звуки изолированно, в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую
букву.
Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
24
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой С
49.
50.
51.
Выделение начальных звуков
в слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно.
Дифференциация звуков и букв З - С.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию, букв – по написанию
Различение З - С в
слогах, словах
1
Различение З - С в
предложениях, связных текстах
1
1
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в предложения.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
Выделяют начальный звук
в слогах и словах, записывают соответствующую
букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
25
52.
Родственные слова
1
53.
Родственные слова
1
54.
Состав слова.
Образование слов
1
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова с помощью учителялогопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем-логопедом
Слово - 4
Умение находить и выделять
группы родственных слов.
Подбор родственных слов к
данным словам.
Выделение общей части в родственных словах.
Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу
слово.
Развитие навыка словообразования и подбора родственных
слов
часа
Находят и выделяют родственные слова, ориентируясь на
цветовые символы.
Выделяют общую часть в родственных словах с помощью
учителя-логопеда
Выделение в словах корня,
приставки и суффикса.
Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Находят и выделяют родственные слова.
Выделяют общую часть в
родственных словах.
Умеют подобрать родственные слова по главному
слову «гнезда» родственных слов.
Выделяют на слух родственные слова.
Образовывают новые родственные слова
Читают слова находят корень,
выделяют его; суффикс и
26
55.
Состав слова.
Образование слов
1
56.
Ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль)
1
57.
Форморазличительная
роль ударения
1
Словообразование слов с помощью приставки и суффикса.
Развитие слухового восприятия и внимания
приставку – с помощью учителя-логопеда.
Изменяют слова по образцу
Ударение. Безударные гласные в слове– 5 часов
Выделение голосом ударного
Умеют отхлопывать ритмичеслога.
ский рисунок слова.
Определение сильной позиции Воспроизводят ритм слова с
гласного звука в слове.
выделением ударного гласПостановка ударения в словах. ного путём отстукивания, отПодбор к слову соответствую- хлопывания с помощью учищей картинки.
теля-логопеда
Выбор слова с одинаковым
написанием, но разным значением.
Расширение и активизация
словарного запаса
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Чтение предложений парами.
Читают предложения парами.
Развитие умения находить
Находят слова с одинаковым
слова с одинаковым написанаписанием.
нием.
Ставят ударение в выделенПостановка ударения.
ных словах с помощью учиГрамматическое значение слов теля-логопеда
Умеют образовывать новые
слова от корня с помощью
приставки и суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Умеют подобрать подходящее по смыслу слово в
предложении
Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова
с выделением ударного
гласного путём отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение перемещается
Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым написанием.
Умеют поставить ударение
в словах в соответствии со
смысловым значением.
Объясняют грамматическое
значение слов в предложении
27
58.
Ударные и безударные гласные в слове.
1
Прослушивание стихотворения про ударение.
Постановка ударения в словах.
Выделение безударных гласных звуков в словах.
Словоизменение и словообразование слов.
Запись слов с пропущенными
буквами
59.
Подбор проверочных
слов к словам с безударным гласным звуков
Тренировочные
упражнения по подбору проверочных
слов к словам с безударной гласной
1
Выделение безударного слога
и безударной гласной.
Подбор проверочных слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
60.
1
61.
Предлог, как самостоятельное слово
1
62.
Дифференциация
предлогов.
1
Слушают стихотворение про
ударение.
Ставят ударение в словах с помощью учителя-логопеда.
Выделяют безударные гласные с помощью учителя-логопеда.
Вставляют в слова пропущенные безударные гласные, используя слова для справок
Выделяют безударный слог и
безударную гласную в словах.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова
и называют нужную гласную
букву
Предлоги. Дифференциация предлогов – 8 часов
Закрепление знаний о предПовторяют предлоги и нахологе как слове и его роли в
дят их в словосочетании и
речи.
предложении с помощью учиОтработка пространственного теля-логопеда
значения предлогов.
Развитие умения находить
предлоги в предложении.
Правильное использование
предлогов в речи
Различение предлогов между
собой.
Слушают стихотворение
про ударение.
Умеют поставить ударение
в словах.
Выделяют безударные гласные и подбирают проверочные слова.
Вставляют в слова пропущенные безударные гласные
Выделяют в слове безударный слог и безударную
гласную.
Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной.
Расширяют словарный запас через накопление гнезд
родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени сложности и подбирают к ним
проверочные слова
Повторяют предлоги, их
значение и роль в словосочетаниях и предложениях.
Находят предлоги в предложении
Правильно используют
предлоги в речи
Различают предлоги.
28
На – в
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Дифференциация
предлогов.
С – из
Дифференциация
предлогов.
По – к
Дифференциация
предлогов.
За - из-за
Дифференциация
предлогов.
Над – под
Употребление предлогов в связной речи
Тренировочные
упражнения по употреблению предлогов
в речи
Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи
1
1
1
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного
предлога.
Запись предложений с использованием предлогов.
Развитие пространственных
представлений
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов.
Выбирают нужный предлог с
опорой на картинку.
Записывают предложения с
использованием предлога с
помощью учителя-логопеда
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных конструкций.
Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание
(предложение)
Различение предлогов между
собой.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного
предлога.
Составление предложений из
слов с использованием нужных предлогов.
Развитие пространственных
представлений
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов.
Составляют предложения из
данных слов, правильно выбирая нужный предлог с помощью учителя-логопеда
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с
соблюдением предложнопадежных конструкций.
Составляют предложения
из данных слов, правильно
выбирая нужный предлог.
Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения.
Составляют предложении
из данных слов, изменяя
слова по смыслу
1
1
1
1
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявляемых
учителя-логопеда.
на слух словесных инструкций Умеют воспроизводить слогоразличной сложности
вые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно.
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
29
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью
учителя-логопеда
70.
Обследование устной
речи
1
Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Читают предложения по смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой на картинку
71.
Обследование письменной речи
1
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя-логопеда
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным картинкам
Читают доступный текст
правильно, целыми словами, осознано, соблюдая
паузы на знаках препинания.
Пересказывают прочитанный материал
Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные ошибки и исправлять
их после предварительного
анализа и разбора учителем-логопедом
30