Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 6 от 24.03.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 24.03.2025 г. № 102-Д
Согласовано с Советом школы
Протокол № 2 от 21.03.2025 г.
Положение
об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий в образовательном процессе
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе (далее – Положение) в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской
области «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) устанавливает правила реализации в
образовательной организации общеобразовательных программ с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Уставом МБОУ ПМО
СО «СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в
целях:
- предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;
- повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.3. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее - ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных
программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
является место нахождения школы независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
- образовательные онлайн-платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- видеоконференцсвязь, электронная почта;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные пособия,
разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
1.6. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в
рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- контрольные работы;
- самостоятельная работа;
- консультации с преподавателями;
- научно-исследовательская работа;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация.
1.7. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может осуществляться в
следующих режимах:
- тестирование онлайн;
- изучение материала онлайн;
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего
контроля и промежуточной аттестации).
1.8. Дистанционное обучение осуществляется посредством обязательного взаимодействия
всех участников образовательного процесса в следующих форматах:
- режимах онлайн и оффлайн с использованием существующих общедоступных платформ
(сервисов);
- в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных ресурсах;
- консультирование в режимах онлайн и офлайн;
- обучение в режиме онлайн;
- самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных
носителях).
Количество занятий для проведения в режиме онлайн каждый педагог определяет
самостоятельно.
1.9. Настоящее положение определяет также порядок и условия проведения промежуточной
аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим положением.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения
программ общего образования непосредственно по местожительству или месту их временного
пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся,
обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по
предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
способствует решению следующих задач:
- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных
и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса
в любое удобное для обучающегося время;
- создание единой образовательной среды школы;
- повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;
- повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности
освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту
временного пребывания;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного
процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий
с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного
курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
- обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
- обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники школы,
родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными
представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления.
3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы с
использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся
по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические
работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным
образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ,
вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные.
Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО и СОО.
3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и
программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций
(системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет,
электронной почтой и т. п.).
3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием
цифровых образовательных ресурсов.
4. Компетенция образовательной организации при применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
4.1. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» вправе применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах
обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, лабораторных и практических
занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.2. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» доводит до участников образовательных отношений
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их
правильного выбора. Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий в приложении № 1.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий школа:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и
телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с
требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»,
Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
4.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий школа вправе не предусматривать учебные
занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся в аудитории.
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в
полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» обеспечивает каждому обучающемуся возможность
доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой
образовательной организацией в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов
учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет
учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при
непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля
результатов обучения школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на
образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля.
5.3. При оценке результатов обучения школа обеспечивает контроль соблюдения условий
проведения оценочных мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в школе осуществляется по двум
моделям:
- модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
- модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
5.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение –
современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения
технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на
новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными
средствами.
5.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися
может быть организована с разными категориями обучающихся:
- обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;
- обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
- обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие
в соревнованиях, конкурсах);
- обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется
индивидуальным учебным планом обучающегося. Организация обучения по индивидуальному
учебному плану определяется соответствующим положением.
5.8. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут документацию:
заполняют электронные журналы успеваемости, выставляют в электронный журнал отметки.
5.9. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного процесса
с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учитель
записывает тему урока согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы с
указанием формы обучения. Например: Первый и второй признаки равенства треугольников
(дистанционное обучение).
5.10 Продолжительность урока для обучающихся 1-11 классов 30 минут. Рекомендуемая
непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране
устройства отображения информации на уроке, не должна превышать:
- для обучающихся в 1–4 классах – 15 мин;
- для обучающихся в 5–7 классах – 20 мин;
- для обучающихся в 8–9классах – 25 мин;
- для обучающихся в 10–11 классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором –
20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся 1–4 классов составляет
один урок, для обучающихся в 5–8 классах – два урока, для обучающихся в 9–11 классах – три
урока.
5.11. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять
комплекс профилактических мероприятий в соответствии с действующим Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ.
Во время перемен обучающимся следует проводить сквозное проветривание с обязательным
выходом из помещения.
6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения
в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приложение 1
Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий
1. Действия обучающегося при организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
1.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
1.2. Заходить каждый день в свой личный кабинет на цифровой платформе,
осуществляющей поддержку дистанционного обучения в соответствии со своим расписанием,
которое отображается в электронном дневнике.
1.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного
представителя)), на которую учитель высылает обучающие материалы, которые включают
видеоматериалы и сценарии уроков, тесты, собственные материалы учителя и материалы
сторонних ресурсов, с которыми обучающийся работает самостоятельно.
1.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил.
1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством цифровой платформы, осуществляющей поддержку дистанционного обучения,
электронной почты или через другие средства сообщения, которые определил учитель.
1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на
следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
2. Действия учителя при дистанционном обучении
2.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и домашние
задания с использованием дистанционных образовательных ресурсов, дублировать их на
электронную почту родителей или ребенка (при наличии).
2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно выставлять
отметки в журнал.
2.4. Осуществлять обратную связь с обучающимися, давать текстовые или
аудиорецензии, проводить онлайн-консультации согласно утвержденному расписанию.
2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в соответствии
с нормами СанПиН.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»