Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 6 от 24.03.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 24.03.2025 г. № 102-Д
Согласовано с Советом школы
Протокол № 2 от 21.03.2025 г.
Положение
об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным образовательным программам
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее —
Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского
муниципального округа Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
школа)
регулирует
организацию
и осуществление
образовательной
деятельности
по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам школы, в том числе
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность.
1.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
направлена на:
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
обучающихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени обучающихся;
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
профессиональную ориентацию обучающихся;
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований
1.3. Руководителем, курирующим дополнительное образование обучающихся, является
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который организует деятельность
объединений дополнительного образования обучающихся и несет ответственность за ее
результаты.
1.4. По инициативе обучающихся в МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» могут создаваться детские
и юношеские общественные, творческие, научно-исследовательские и т. п. объединения и
организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация
школы оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
1.5. В МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» не допускается создание и деятельность
организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных
движений и организаций.
1.6. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями
дополнительного образования, учреждениями профессионального образования и социальной
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
сферы, другими предприятиями, организациями для реализации целей развития системы
дополнительного образования.
1.7.
Деятельность
сотрудников
дополнительного
образования
определяется
соответствующими должностными инструкциями.
1.8. Положение является обязательным к исполнению для всех работников школы,
осуществляющих деятельность по дополнительным общеразвивающим программам.
2. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам
2.1. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» создает условия для реализации дополнительных
общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.2. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» может реализовывать дополнительные
общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время.
2.3. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» может организовать образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы,
секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
2.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
2.5. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным образовательным программам
различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной,
художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
2.6. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
2.7. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
2.8. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных
образовательных программ и определяются МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
2.9. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в
процессе обучения из одного объединения в другое.
2.10. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.11. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» самостоятельно, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
2.12. Дополнительные образовательные программы реализуются МБОУ ПМО СО «СОШ №
16» как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2.13. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» может на договорной основе оказывать услуги по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
других
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
2.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих
образовательных технологий.
2.15. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
2.16. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» обновляет дополнительные образовательные программы
с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2.17. Дополнительное образование обучающимися может быть получено на иностранном
языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке,
установленном Федеральным законом№ 273-ФЗ и локальными нормативными актами МБОУ
ПМО СО «СОШ № 16».
2.18. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16» может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые
условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
2.19. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных образовательных
программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных
образовательных программ, реализуемых МБОУ ПМО СО «СОШ № 16») и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
2.20. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» вправе в соответствии с Федеральным законом об
образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
образовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы
высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется указанными организациями.
2.21. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся.
2.22. При реализации дополнительных образовательных программ могут предусматриваться
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам
или индивидуально.
2.23. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» определяют формы аудиторных занятий, а также формы,
порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
2.24. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ ПГМО СО «СОШ
№ 16» организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных
категорий обучающихся.
2.25. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» создает специальные условия в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой
реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Правила доступности МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», реализующей образовательную
деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
2.26. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным образовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывает особые
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и направлена на
решение следующих задач:
оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
предоставление дифференцированной помощи;
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации
дополнительных образовательных программ.
2.27. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
2.28. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по дополнительным образовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения
указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а
также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной
переподготовки и повышения квалификации.
2.29. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» обеспечивает:
2.29.1. для обучающихся с задержкой психического развития:
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор,
облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных
упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаковосимволической форме);
особую структуру учебного занятия, направленную на профилактику физических,
эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции
деятельности и поведения;
использование специальных приемов и методов обучения;
дифференциацию требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом
психофизических возможностей обучающихся;
соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей
нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование
гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных
технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной
ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации
дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
2.29.2. для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной
перегрузки;
для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;
учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности
с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное
понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых
движений, изменения в поведении при физических нагрузках);
сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная
инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для
усвоения нового материала, новых движений.
2.30. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в
том числе по индивидуальному учебному плану.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
2.31. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.32. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
2.33. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО и ДОТ)
в МБОУ ПМО СО «СОШ №16» обеспечиваются условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные
ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных
технологий,
соответствующих
технологических
средств
и гарантирующей освоение обучающимися дополнительных образовательных программ в полном
объеме.
2.34. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением ЭО
и ДОТ объем образовательной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных
занятий с применением ЭО и ДОТ определяется в соответствии с требованиями санитарных
правил и гигиенических нормативов.
2.35. Необходимым условием реализации дополнительных образовательных программ
с применением ЭО и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды
школы, которая обеспечивает:
предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного подразделения
централизованного автоматизированного управления обучением;
быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию и
возможность многократного использования;
единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с современными
стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
широкое взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
2.36. При реализации дополнительных образовательных программ с применением ЭО и ДОТ
местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы,
независимо от местонахождения обучающихся.
3. Разработка дополнительных образовательных программ
3.1 Разработка дополнительных образовательных программам осуществляется в соответствии
с Положением о дополнительной образовательной программе.
4. Организация занятий
4.1. Занятия проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года с
участием педагогических работников, с учетом режима труда и отдыха обучающихся и начинается
с 1 сентября текущего учебного года.
4.2. Продолжительность занятий и их количество определяются дополнительной
образовательной программой. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние
возрастной состав детской группы, а также форма организации учебного процесса.
5. Прием обучающихся на обучение
5.1. К освоению дополнительных образовательных программ допускаются обучающиеся
школы в возрасте от 6,5 до 18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное
не обусловлено спецификой реализуемой дополнительной образовательной программы. При
наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных
организаций.
5.2. Прием обучающихся для обучения по дополнительным образовательным программам
производится на основе свободного выбора обучающихся по мере комплектования групп
в течение календарного года, включая каникулярное время. Для зачисления в группу
дополнительного образования необходимы заявление родителя (законного представителя)
ребенка до 14 лет.
5.3. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде
и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной
дополнительной образовательной программы.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
5.4. За обучающимся сохраняется место в объединении дополнительного образования в
случаи болезни, прохождении санаторно-курортного лечения.
5.5. Зачисление обучающихся в объединение осуществляется на срок, предусмотренный для
освоения программы, в соответствии с приказом директора школы.
6. Отчисление обучающихся
6.1. Отчисление обучающихся производится:
в связи с получением образования (завершением обучения);
по инициативе
обучающегося
или
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для
продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую
образовательную деятельность;
по инициативе МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» при грубом нарушении Устава и правил
поведения обучающихся. Отчисление проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания
к обучающимся старше 15 лет.
6.2. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы.
6.3. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
обучающиеся, готовые к усвоению программы.
6.4. Отчисление обучающихся, объединение или расформирование групп оформляется
приказом директора школы.
7. Мониторинг образовательной деятельности
7.1. Мониторинг образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения
за условиями и результатами реализации дополнительных образовательных программ
заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим данное направление
деятельности.
7.2. В мониторинге учитываются следующие показатели:
динамика спроса родителей (законных представителей) на дополнительное образование
обучающихся;
активность участия в мероприятиях различного уровня;
положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями
и познавательными интересами, положительная динамика показателей количества победителей и
призеров объединений в различных конкурсах, фестивалях.
7.3. Оценка соответствия образовательной деятельности проводится директором школы и его
заместителями.
7.4. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год включаются в отчет о
результатах самообследования
6. Обязанности педагогов дополнительного образования
6.1. Добросовестно и своевременно выполнять свои должностные обязанности.
6.2. Участвовать в разработке и реализации дополнительных образовательных программ,
нести ответственность за качество их выполнения.
6.3. Поддерживать одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч.
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.4. Организовывать участие обучающихся в конкурсах разного уровня.
6.5. Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные
документы.
6.6. Принимать участие и активно работать на заседаниях педагогических советов, проявлять
инициативу и ответственность в решении педагогических задач.
6.7. Обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения
исходя из психофизиологической целесообразности и способностей обучающихся.
6.8. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения досуговой
деятельности обучающихся.
6.9. Вносить предложения по совершенствованию работы системы дополнительного
образования в МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
6.10. Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, отвечать за жизнь, здоровье
и безопасность обучающихся во время образовательного процесса.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
7. Права педагогов дополнительного образования
7.1. Педагоги дополнительного образования имеют право разрабатывать дополнительные
образовательные программы и вносить предложения по их корректировке, участвовать в
подготовке проектов решений, определяющих их направление работы, отражать работу
дополнительного образования в годовом планировании работы МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
7.2. Педагоги дополнительного образования имеют право на поощрение их за успешное
решение задач обучения, воспитания и развития детей, создание благоприятных условий для
самовыражения и самоопределения обучающихся.
7.3. В соответствии с дополнительной образовательной программой педагог может
использовать различные формы и виды образовательно-воспитательной деятельности:
аудиторные занятия, лекции-концерты, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки,
экспедиции и др.
8. Права и обязанности обучающихся
8.1. Каждый обучающийся имеет право выбирать объединения дополнительного образования
разной направленности.
8.2. Обучающиеся обязаны посещать занятия выбранных объединений дополнительного
образования, соблюдать правила поведения, принятые в МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
выполнять требования педагогов.
8.4. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе посещать занятия как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
9.Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
9.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения в
него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»