Положение о логопедическом пункте

Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д

Положение
о логопедическом пункте
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее – Положение) в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской
области «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует деятельность
логопедического пункта, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Задачи логопедического пункта
2.1. Организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся.
2.2 Организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи.
2.3. Организация пропевдической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям,
педагогическим работникам).
2.4. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
3. Порядок оказания логопедической помощи
3.1. Логопедический пункт создаётся для помощи обучающимся, имеющих трудности в
освоении общеобразовательной программы в виду различных нарушений в развитии устной и
письменной речи, коммуникативных навыков.
3.2. Учителем-логопедом ведется документация, представленная в приложении настоящего
положения.
3.3. Срок хранения документов составляет три года с момента завершения оказания
логопедической помощи.
3.7. Обследование обучающих, не имеющих заключения ТПМПК и зачисление на занятие к
учителю-логопеду осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей),
ходатайства педагога при наличии согласия родителя (законного представителя)
3.8. Обследование речи обучающихся проводится с 1 по 15 сентября и с 10 по 25 мая. На
каждого обучающегося, зачисленного на занятия учитель-логопед заполняет речевую карту. Также
учитель-логопед проводит внеплановую диагностику по запросу педагогов. При необходимости
после обследования учитель-логопед заполняет педагогическую характеристику.
3.9. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируются на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающихся, рекомендаций ТПМПК, ППк.
Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у
детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Выпуск обучающихся с
логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения
специфических ошибок устной и письменной речи.
3.10. Занятия с обучающимися проводятся индивидуально, с подгруппой, в группе.
Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

развитии устной и письменной речи обучающегося, с учетом рекомендаций ТПМПК, ППк.
3.11. Логопедические занятия проводятся с учетом режима работы школы.
Допустимо посещение логопедических занятий во время уроков русского языка,
литературного чтения и др., если учебный материал урока и логопедические занятия совпадают.
4. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования.
4.1. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется
выраженностью
речевого
нарушения
и
требованиями
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых или индивидуальных занятий)
не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
и не менее одного – двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с
ОВЗ.
2) Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ППк или ПМПК с рекомендацией об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий
с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме
групповых или индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю.
3) Для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам
логопедической диагностики, определяется (в форме групповых или индивидуальных занятий) в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
4.2. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном)-1 классах- групповое занятие - 35-40 минут, индивидуальное 20-40
минут.
во 2 -11 –групповое занятие -40 минут, индивидуальное 20-40 минут.
4.3. Рекомендуемая наполняемость групповых занятий:
4.3.1. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключения ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6-8
человек;
4.3.2. Для обучающихся, имеющих заключения ППк и ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6-8 человек;
4.3.3.Для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам
логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16».
5. Заключительные положения
5.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
5.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения в
него в установленном порядке изменений или замены новым.

Приложения
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

-Приказ о зачислении обучающихся на логопункт в текущем учебном году (и/или по мере
внесения в него изменений) с обязательным списком обучающихся, имеющих нарушения в
развитии устной и письменной речи по форме (Приложение 1)
- Речевая карта ребёнка, зачисленного на логопедический пункт по форме (Приложение 2).
-Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на
логопункт (учитель-логопед в праве использовать стандартный Классный журнал или разработать
иные формы, удобные в работе, в том числе и электронные).
- Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда (Приложение 3)
- Тетрадь/журнал учёта консультаций. (Приложение 4)
- Циклограмма работы учителя-логопеда в текущем учебном году.
- Рабочие тетради обучающихся для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции нарушений устной и письменной речи.
-Педагогическая характеристика на обучающегося (Приложение 5)
- Паспорт кабинета.
- Отчет с подробным анализом о проделанной за учебный год работе.
Приложение 1
Приказ о зачислении обучающихся на логопункт в текущем учебном году (и/или по мере
внесения в него изменений).
Форма «Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи,
зачисленных на логопункт МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» в 20 ____ - 20 ___ учебном году:

№

ФИО обучающегося

Дата
рождения.

Класс

Приложение 2
Речевая карта
(логопедический пункт МОУ ПМО СО «СОШ №16»)
1. Фамилия, имя______________________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________
3. Класс_____________________________________________________________
4. Домашний адрес____________________________________________________
5. Дата зачисления на логопедический пункт______________________________
6. Успеваемость по русскому языку (к моменту обследования) ______________
7. Жалобы учителя или родителей (законных представителей) _______________
__________________________________________________________________
8. Заключение психиатра_______________________________________________
9. Состояние слуха____________________________________________________
10. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________
11. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ___________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________
12. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а). словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно
употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству
(привести примеры): _____________
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б). грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (примеры):
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
в). Произношение и различение звуков: произношение звуков, отсутствие, искажение, замена,
смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с
различным
звуко-слоговым
составом
(привести
примеры);
темп
и
внятность
речи____________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
13.Уровень
сформированности
навыков
анализа
и
синтеза
звукового
состава
слова________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________
14.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв,
аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях
выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях на логопедическом пункте
(письменные
работы
прилагаются
к
речевой
карте)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами):
__________________________________________________________________
ошибки
при
чтении:
________________________________________________
__________________________________________________________________
понимание
прочитанного:
____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________
16.Проявление заикания: ____________________________________________
__________________________________________________________________
17.Краткая характеристика ребёнка по данным психолога и учителя (организованность,
самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к
имеющемуся нарушению речи) __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
18.Заключение учителя – логопеда: ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________
19.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из
логопедического пункта): ____________________________
_____________________________________________________________________________________
Дата______________

Учитель – логопед: ________________

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из
логопедического пункта)________________________________________________________

Приложение 3
Годовой план организационно-методической работы учителя - логопеда МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16» Ф. И. О. учителя-логопеда на 20__- 20__ учебный год
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Направления, виды работы

№
1
2
№
1
2
№
1
2
№
1
2

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
Направления, формы и методы работы

№
1
2

Сроки выполнения

Сроки выполнения
Приложение 4

Журнал обращений
№

Дата

ФИО консультируемого (педагог,
родитель)

Тема
консультации

Рекомендации

1
2
3
4

Приложение 5
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в классе;
2. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество
детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не
проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной
деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного
ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется),
истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
2. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
3. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать);
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать
длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления <9>:
<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств
и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его
собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные
проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан,
либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в
освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать
рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения,
настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».