Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Согласовано с Советом школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Положение
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов (далее – Положение) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует деятельность школы
по обеспечению права на получение образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ), разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность.
1.2. С целью реализации права на получение образования обучающимися с ОВЗ и
создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития, социализации и адаптации,
обучающихся с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения в образовательной
организации, функционирует психолого-педагогический консилиум.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Прием лиц с ОВЗ на обучение по основным общеобразовательным программам за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, за исключением случаев
индивидуального отбора при приеме для получения основного общего и среднего общего
образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного
обучения.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций ПМПК.
2.3. Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста 18 лет, принимаются на обучение по
адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать максимальных
пределов, установленных действующих санитарных правил.
3.4. Урочная и внеурочная деятельность для обучающихся с ОВЗ проводится
исключительно по пятидневной учебной неделе и только в первую смену.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю
на одного обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей.
3.6. Для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ОВЗ
создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц,
в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
3.8. Родители (законные представители) детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся
с ОВЗ выбирают форму обучения в школе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе адаптированные,
могут быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, в форме сетевого взаимодействия, на дому и в медицинских
организациях по медицинским показаниям и т. д.
3.10. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения, а
также при сочетании различных форм обучения в соответствии с законодательством Российской
Федерации и локальными нормативными актами школы.
3.11. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» реализует образовательные программы, в том числе
адаптированные, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными
нормативными актами школы.
3.12. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» предусматривает для обучающихся с ОВЗ особые
формы промежуточной аттестации в соответствии с Положением о текущем контроле и
промежуточной аттестации. Система оценки результатов освоения АООП базируется на
приоритете динамики индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ.
3.13. МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» устанавливает режим обучения и учебную нагрузку
для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями действующих СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
3.14. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями в соответствии с
действующего
законодательства,
регламентирующего
деятельность
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, а также на основании рекомендаций ПМПК и
коллегиального заключения психолого-педагогического консилиума школы.
3.15. При расположении парт (столов) в классах, используемых при организации обучения
и воспитания, обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следует учитывать особенности физического
развития обучающихся. Допускается использование многофункциональной (трансформируемой)
мебели. Мебель для лиц с ОВЗ и инвалидов должна быть приспособлена к особенностям их
психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья.
3.16. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ с
задержкой психического развития и различными формами интеллектуальных нарушений.
4. Гарантии обучающимся с ОВЗ
4.1. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Для этого
родителю (законному представителю) обучающегося с ОВЗ необходимо подать заявление на имя
директора с указанием периода, на который необходимо предоставить питание, и основания для
предоставления бесплатного питания.
4.2. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно учебники и учебные пособия, иная
учебная литература, а также услуги ассистентов в соответствии с рекомендациями ПМПК.
4.3. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом – школой
проводятся мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
5. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
5.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии
с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 и от 04.04.2023 №
233/552.
5.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного
выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и
ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме.
5.3. ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным
предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм
проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
6. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
6.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
6.2. Обучающимся с ОВЗ (с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
установленном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 октября 2024
года № 731.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16».
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
7.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»