16.03.2023
Школьный буллинг: виды, причины, психологический портрет участников.
Буллинг - травля детей сверстниками – одна из
наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая
существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации
агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и
невротическим проблемам. Буллинг - форма психологического насилия,
представляет собой многократное негативное психологическое давление на
человека, в результате которого объект этого давления, начинает испытывать
постоянный стресс.
По мнению обучающихся, чаще всего подвергается
буллингу, те, кто слабее и не может дать сдачи, кто отличается от других
(внешне, физически), кто имеет своё мнение.
На образовательные организации ложится
ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит
сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей
образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования,
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей
охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся. Такие задачи ставит перед образовательными организациями «Закон об
образовании в РФ».
Буллинг – агрессивное поведение, проявляющееся в
запугивании и принуждении, проявляется в физическом и моральном насилии,
унижении, угрозах. Агрессор в этих отношениях проявляет свое стремление к
власти, доминированию.
Буллинг – это способ социального взаимодействия.
Особенности буллинга.
1.
Отношения в ситуациях буллиинганеравновесны и
ассиметричны. На одной стороне находится агрессор, имеющий достаточно
выраженную физическую и/или психологическую силу и власть. На другой стороне
находится жертва, который не обладает такой силой и властью. При этом для
уравновешивания отношений жертве необходима поддержка и помощь со стороны
близкого окружения.
2.
Буллинг – преднамеренное поведение, агрессор всегда
имеет цель навредить человеку, который стал объектом буллинга. Буллинг –
систематическое, а не разовое явление.
3.
Для жертвы буллинга всегда несут негативные
последствия, нарушается душевное равновесие, снижается самооценка, разрушается
самоуважение.
4.
Буллинг затрагивает не только агрессора и жертву,
но и все их ближайшее окружение. Буллинг возможен только с молчаливого согласия
окружающих, прежде всего одноклассников.
5.
Буллинг не может прекратиться сам по себе, ситуация
не может исчезнуть. Для прекращения ситуации буллинга необходимо вмешательство
из-вне. Помощь потребуется не только жертве, но и свидетелям, и самому
агрессору.
Виды буллинга
Прямой буллинг.
Этот вид буллинга включает в себя прямую
физическое, психологическое или сексуальное насилие.
Формы прямого буллинга:
· Вербальный буллинг (орудием служит речь: прозвища, обзывания).
· Жесты и действия (плевки, неприличные знаки и т.д.)
· Запугивание (интонации, резкие движения, слова, после использования
которых агрессором, жертва вынуждена совершать определенные действия.
· Вымогательство (агрессор может вымогать что угодно: еду, деньги, вещи,
выполнение дела за агрессора),
· Действия с имуществом (повреждения, воровство, прятанье вещей и т.д.).
Скрытый буллинг.
· Игнорирование.
· Бойкот.
· Намеренное создание и распространение слухов.
· Клевета
Вариантами буллинга являются:
1.
Кибербуллинг (форма психологического насилия с
применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету,
компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного
канала).
2.
Моббинг (форма психологического насилия в виде
массовой травли человека в коллективе с целью исключения этого человека их
классного коллектива, школы).
3.
Троллинг (любое провокативное и подстрекательное
общение, использование клеветы, обмана, искусственное разжигание ссор и споров,
призыв к деструктивным действиям и стилю общения без должных адекватных причин).
Роли в процессе буллинга.
· Основной агрессор (лидирующий нападающий, тот, кто является инициатором
буллинга)
· Дети, участвующие в травле (присоединившиеся к лидеру).
· Дети – свидетели, подкрепляющие травлю (занимают пассивную позицию, но
находятся на стороне агрессора, смеются, подбадривают).
· Дети-наблюдатели (внешне проявляющие нейтральность, не вмешивающиеся в
сам процесс буллинга).
· Жертва (объект агрессивных действий.
· Защитники (дети, которые занимают открытую позицию против процесса
травли, они противодействуют агрессору, присоединяясь к жертве, поддерживая
жертву эмоционально).
Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия
потенциально может стать каждый учащийся.
Распространенные мифы о буллинге
Миф № 1:Насилие в школе в таких масштабах появилось
только в последние годы.
Неправда. В школе достаточно много незрелых личностей,
хотя бы потому, что время обучения в школе – это процесс личностного
становления, формирования характерологических особенностей, во время обучения
ребенок меняется в соответствие с теми ценностными ориентациями, которые
транслирует образовательная организация.
Никогда нельзя гарантировать, что в определенный
момент в школе не появится ученик, совершающий по отношению к сверстникам акты
физического или психологического насилия. Задача педагогов дать пример такого
поведения, которое четко и однозначно говорит о неприемлемости насилия как
модели поведения в целом, показывают пример того, как нужно противостоять актам
насилия.
Миф № 2: Буллинг, как и другие формы нарушений
дисциплины, возможен только в классе у слабого учителя.
«Если я хороший педагог, то в моем классе насилия быть
не может, если акт насилия появился, то я – педагог плохой». Рассуждение
подобного рода приводят к тому, что педагоги начинают замалчивать факты
буллинга в классе, оправдывая свое поведение нежеланием «выносить сор из избы».
Но нужно всегда помнить, что замалчивание еще больше провоцирует агрессора на
совершение актов насилия в отношении жертвы, учитель начинает выполнять роль
пассивного свидетеля, поощряющего травлю.
Миф № 3: Насилия не так уж много (в нашей школе его
вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в
начальном и среднем звене.
По данным доктора Дэна Олвеуса (DanOlweus), примерно
16 процентов девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за
исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга
безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной
в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами
травли – буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.
Миф № 4: Буллинг характерен для подростковой среды, в
начальной школе этого феномена нет.
Это не так. Достаточно высокий процент случаев
буллинга отмечается во 2-4 классах.
Миф № 5: Вызывать беспокойство у педколлектива должны
только случаи физического насилия.
Учителя не могут заниматься всеми стычками,
конфликтами и пр., которые происходят между учениками. Учащиеся должны
научиться самостоятельно справляться с проблемами во взаимоотношениях. Педагоги
вмешиваются в ученические взаимоотношения только в случае серьезного
физического насилия. Эта позиция опасна тем, что противоречит статистическим
данным об особенностях восприятия ситуаций насилия в подростковой среде. Как
показывают исследования большинство подростков острее воспринимают ситуации
психологического насилия, чем физического. Остро воспринимаются учащимися
подросткового возраста оскорбления, злые шутки, словесные провокации, бойкот.
Физическое насилие идет следом за перечисленными выше актами психологического
насилия. Далее по значимости идут: распространение слухов и сплетен, воровство.
Основной причиной суицидов является не физическое
насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
Миф № 6: Буллерами становятся «несчастные» дети, с
низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Это заблуждение. Статистика показывает, агрессоры, как
правило, имеют высокую самооценку. Поведение агрессоров никогда не управляется
аффективными реакциями, оно всегда продуманное и просчитанное. Эти учащиеся
имеют достаточно высокий уровень развития интеллекта, прекрасно понимают, когда
насилие с их стороны не будет наказано, и пользуются подвернувшимся случаем, чтобы
его применить относительно какого-либо члена группы. Если насилие, как феномен
подросткового поведения, не будет прекращено, даже после ухода основной жертвы
из классного коллектива, агрессор найдет себе новый объект для травли.
Миф № 7: Жертвами буллинга становятся дети, которые
«сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.
Это верно только частично. Как показывает статистика,
жертвой буллинга может стать любой ученик. Хотя действительно, риск выше у
подростков более чувствительных, чем все, не способных постоять за себя,
лишенных настойчивости и не умеющих демонстрировать уверенность и отстаивать
ее.
Миф № 8: С фактами насилия можно справиться разовыми,
краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).
Это никогда не работало. Также ошибочно считать, что
работу с этими фактами следует передать психологу.
Так как буллинг не связан с неконтролируемыми
негативными эмоциями, гневом, раздражением, буллинг никогда не является
спонтанным поведением, то тренинговые занятия агрессора с психологом, как
индивидуальные, так и групповые, не приводят к ожидаемому результату. Не
работают для коррекции проведения агрессора методы, связанные с демонстрацией
еще большей силы и власти, не прекратят буллинг следственные действия с
последующим публичным покаянием, так как агрессор не раскаивается. Разовые
краткосрочные меры не работают. К агрессору нужны совсем другие подходы. Они
связаны не с работой с личностью агрессора, а с работой с подростковым
коллективом в целом.
Именно поэтому феномен буллинга является вызовом
школе, как организации. Он требует принятия долгосрочных и ответственных
обязательств, которые стали бы частью организационной культуры данной школы.
Миф № 9: Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно
с помощью привлечения родителей.
Это еще один миф. Чаще всего агрессоры не имеют
позитивного контакта с родителями. Часто агрессивное поведение в отношении
окружающих – отражение стиля взаимоотношений в семье, часто такое поведение
одобряется родителями, при этом сами родители факт одобрения могут отрицать и
не признаваться в нем даже самому себе. Может быть другой вариант развития
взаимоотношений ребенка-агрессора со своими родителями: ребенок так же
агрессивно относится и к родителям, а родителям не хватает твердости, понимания
особенностей происходящего, умения занять позицию лидера в семье, чтобы
противостоять буллингу в отношении себя самого.
В любом случае, родители сами не помогут справиться с
проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и
ответственность семьи.
Миф № 10: Учитель должен мочь справиться с фактами
физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.
В одиночку даже опытный взрослый не сможет справиться
с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в
школе атмосферу безопасности можно только в том случае, когда учителя
объединятся против насилия. Это должно быть действенное объединение. Не только
на словах, но и на деле педагоги должны демонстрировать свое негативное отношение
к буллингу. Следовательно, те требования, которые коллектив педагогов школы
предъявляет обучающимся, педагоги должны сами выполнять неукоснительно. Но можно начать с малого: один неравнодушный
педагог может стать катализатором формирования в образовательной организации
антибуллинговой атмосферы.
Выявление и диагностика буллинга
Буллинг легко выявляется посредством наблюдения.
Педагоги могут увидеть:
·
Ребенок часто оказывается участником ссор и драк,
но, будучи застигнутым, не пытается оправдываться, старается уйти от
обсуждения.
·
Дети берут у ребенка учебники, школьные
принадлежности, разбрасывают и портят их.
·
У ребенка часто бывает грязная одежда, порванные
вещи, синяки и порезы.
·
Ребенка не выбирают в командных играх.
·
В начальной школе ребенок, подвергающийся буллингу
будет стремиться находиться поблизости от учителя, может жаловаться или не
жаловаться (зависит от личностных особенностей).
·
Ребенок выглядит расстроенным, подавленным, может
часто плакать.
·
У ребенка резко или постепенно снижается успеваемость.
Родители дополнительно могут обратить внимание на:
·
Ребенок никогда или крайне редко приводит домой
одноклассников.
·
Ребенка не приглашают на праздники и вечеринки.
·
Не хочет ходить в школу, старается по максимуму
избегать внеурочных мероприятий.
·
Для дороги домой может выбирать неудобный путь.
·
Требует, просит или крадет деньги у родителей.
Последствия травли для жертвы и для детского коллектива в целом.
· Аффективные нарушения: снижение настроения, повышение тревожности,
формирование страхов, снижение доверия к людям.
· Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания и памяти, снижение
интеллекта.
· Поведенческие нарушения: агрессивное поведение в других коллективах,
уходы из дома, прогулы, протестное поведение, самопровреждения.
· Соматические нарушения: нарушение сна, аппетита, появление болей в
животе, головных болей, беспричинное повышение температуры, аллергических
реакций.
· Формирование школьной дезадаптации: снижение учебной мотивации,
прогулы, снижение успеваемости.
· Формирование суицидального поведения.
Превентивные меры.
Правила.
2. Бесполезно искать причины, надо предпринимать какие-либо действия,
чтобы изменить ситуацию.
3. Опасно путать травлю с непопулярностью, так как суть травли не в том,
что кто-то кого-то не любит, а в том, что существует насилие.
4. Нельзя считать буллинг проблемой только жертвы. Проблемой личности.
Буллинг затрагивает каждого, это проблема группы.
5. Нельзя начинать подыгрывать или принимать правила игры.
6. Бесполезно давить на жалость, агрессор на сочувствует, так как буллинг
это целенаправленное, продуманное поведение.
Проблему буллинга становится возможным решать
только тогда, когда взрослые признают наличие этой проблемы и обозначат ее
именно как буллинг. Взрослые должны дать однозначную негативную трактовку
буллинга как явления и трансливать свое мнение на ученическое сообщество. Это
позволить обсудить наличие буллинга как групповой проблемы. Тогда можно начинать
работать на формирование ценностно-смысловой сферы детей и подростков, на
высоких местах в которой стоят ценности взаимоуважения, взаимопомощи,
социальной солидарности, что в свою очередь приведет к формированию
ученического коллектива. Для этого должны быть разработаны детьми
самостоятельно при участии педагогов позитивные правила жизни в группе и
заключен «контракт», выполнять условия которого необходимо не только ученикам,
но и педагогам. При этом надо помнить, что позитивные изменения могут появиться
только тогда, когда окружающие эти изменения замечают, поэтому педагоги должны
акцентировать внимание детей на этих позитивных изменениях.
Профилактика и коррекция взаимоотношений – трудный
процесс. Помочь этому может внедрение в образовательный процесс принципов,
приемов, технологий восстановительной медиации.
При возникновении буллинга взрослые должны
вмешаться и прекратить подобное поведение и только потом можно заниматься
коррекцией поведения детей и подростков.
В наиболее тяжелых случаях рекомендуется вывести
жертву из процесса буллинга, выведя жертву из коллектива.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2023
Дата обновления: 16.03.2023
Дата публикации: 16.03.2023