МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Моя безопасность»
для обучающихся 5-6 классов
(основное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими модулями, которые предлагаются для
обязательного изучения в 5-6 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся
за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
федеральной рабочей программе воспитания.
В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой является
обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обучение российских
школьников основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) является важным и
принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного
сообщества.
Приоритетная цель программы:
научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
действовать со знанием дела.
Достижение цели изучения курса определяется решением следующих задач:
научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости
действовать со знанием дела;
сформировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Изучение курса внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся 5-6
классов основ индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой
человеку для жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер
деятельности на современном этапе. В процессе освоения курса обучающиеся приобретут
необходимые знания, умения, навыки и сформируют компетенции для обеспечения безопасной
жизнедеятельности в обществе в условиях современного мира, в том числе с учётом региональных
особенностей.
Курс внеурочной деятельности в 5,6 классах, а также учебный курс «Моя безопасность» в 7
классе предваряют изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-9
классах.
В программе содержание курса внеурочной деятельности структурно представлено
модулями, обеспечивающими непрерывность изучения предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на уровне основного общего образования и преемственность учебного
процесса на уровне среднего общего образования:
модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
модуль «Здоровье и как его сохранить;
модуль «Безопасность на транспорте»;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
модуль «Безопасность в быту»;
модуль «Безопасность в социуме»;
модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль «Безопасность в природной среде»;
модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»;
модуль «Основы медицинских знаний»;
модуль «Безопасность в общественных местах»;
модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»;
модуль «Экологическая безопасность».
Материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:
помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия;
коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры. Программой
предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации
занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающихся за каждый год обучения на уровне основного общего образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения курса внеурочной деятельности – 68 часов: в 5 классе – 34
часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: информационная культура
Форма организации: учебный курс практической направленности.
Промежуточная аттестация: тестирование
Содержание курса внеурочной деятельности.
5 класс
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Человек и его безопасность. Опасности в жизни человека. Основные правила безопасного
поведения в различных ситуациях. Разновидности чрезвычайных ситуаций
Модуль «Здоровье и как его сохранить»
Здоровье и факторы, влияющие на него. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Как
сохранить здоровье. Личная гигиена. Предупреждение вредных привычек. Основные правила
здорового образа жизни
Модуль «Безопасность на транспорте»
Безопасное поведение на дорогах и в транспорте. Правила поведения для пешеходов.
Правила поведения для пассажиров. Если вы водитель велосипеда
Модуль «Безопасность в быту»
Безопасность вашего жилища. Среда обитания человека. Службы, которые всегда приходят
на помощь. Основные правила безопасности на улице. Безопасность дома. Безопасность в
подъезде и на игровой площадке. Как вести себя при пожаре
Модуль «Безопасность в социуме»
Безопасность в криминогенных ситуациях. Как избежать контактов со злоумышленниками и
преступной средой. Советы на всю жизнь
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству. Что такое экстремизм.
Терроризм — крайняя форма экстремизма. Правила безопасного поведения при угрозе или
совершении террористического акта
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Безопасность в информационной среде. Что такое информационная среда. Безопасное
использование информационных ресурсов
Модуль «Безопасность в природной среде»
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях. Как погодные
условия могут влиять на безопасность человека. Безопасное поведение на водоёмах при различных
погодных условиях. Стихийные бедствия и их опасности
Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Производственные аварии и их опасности для жизни, здоровья и благополучия человека.
Химические производства и связанные с ними опасности. Ядерные объекты и их опасности.
Гидротехнические сооружения и их опасности
Модуль «Основы медицинских знаний»
Первая помощь и правила её оказания. Основные правила оказания первой помощи. Первая
помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
чрезвычайных ситуациях
6 класс
Модуль «Здоровье и как его сохранить»
Здоровье и правила его сбережения. Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Как избежать
отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Правила личной
гигиены при занятиях туризмом. Туризм как часть комплекса ГТО
Модуль «Безопасность в природной среде»
Безопасное поведение на природе. Безопасное поведение в туристских походах. Виды
туристских походов. Как ориентироваться на местности. Подготовка к проведению туристского
похода. Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костёр при разной погоде.
Если в лесу вас застигла гроза
Модуль «Безопасность в природной среде»
Правила безопасного поведения в различных видах походов. Советы на всю жизнь. Лыжные
походы. Горные походы. Водные походы.
Модуль «Безопасность в природной среде»
Безопасное поведение при автономном существовании. Поведение человека в условиях
автономного существования в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия
человека в природной среде. Организация ночлега при автономном существовании. Как добыть
питьё и пищу в условиях автономии. Как подать сигналы бедствия
Модуль «Безопасность в природной среде»
Опасные встречи в природных условиях. Безопасность при встрече с дикими животными.
Безопасность при встрече со змеёй. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика
клещевого энцефалита
Модуль «Основы медицинских знаний»
Первая помощь в природных условиях. Народные средства первой помощи. Первая помощь
при травматических повреждениях. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая
помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Моя
безопасность» на уровне основного общего образования.
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные
решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и принимать ответственность за решение. Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость для себя и других;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя
безопасность».
К концу обучения в 5-6 классах обучающийся научится:
современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
безопасному и здоровому образу жизни;
пониманию личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
основам подготовки граждан к защите Отечества;
основам установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
основам антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
основам сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
основам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и начальным навыкам оценки их
последствий для личности, общества и государства;
знанию мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умению оказать первую помощь пострадавшим;
умению предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность
проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
умению принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять понятия «опасная ситуация» и «чрезвычайная ситуация», анализировать, в чём их
сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия «культура безопасности» (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения
ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические,
биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного
происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения;
Модуль «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы,
газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение
опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного
происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение,
канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно
использовать первичные средства пожаротушения;
Модуль «Безопасность на транспорте»:
классифицировать
виды
опасностей
на
транспорте
(наземный,
подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя
велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе
криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе
вызванного террористическим актом;
Модуль «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе
техногенного происхождения; распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально
опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера;
Модуль «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения
(землетрясения,
извержения
вулкана),
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения
(наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными
насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи;
Модуль «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа
жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима
труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
негативно относиться к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания,
игровая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях;
Модуль «Безопасность в социуме»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую,
террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их
основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять
манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными
людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в
различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды,
группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодёжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных
манипуляциях;
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать
потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы
в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные
Интернет-сообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета, электронных изделий бытового
назначения (игровые приставки, мобильные телефоны сотовой связи и другие);
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных
сетях);
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных)
вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Название блоков, модулей,
разделов и тем программы
1.
2.
3.
4.
5
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
Культура
безопасности
2
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
жизнедеятельности в современном
обществе
Безопасность в быту
10
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
Безопасность на транспорте
5
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
Безопасность в социуме
3
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
https://infourok.ru/prezentaciya-poosnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnostina-temu-pravila-bezopasnogo-povedeniyav-situaciyah-kriminogennogo-harak1475075.html
Основы
противодействия
2
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ п/п
6.
7.
8.
9.
10.
Название блоков, модулей,
разделов и тем программы
экстремизму и терроризму
Безопасность в информационном
пространстве
Безопасность в природной среде
Безопасность
в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера
Основы медицинских знаний
Здоровье и как его сохранить
11. Итоговое занятие
Итого
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
2
3
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznay
a-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/chs-tehnogennogoharaktera/pravila-povedeniya-tehnogennyechs
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/8
2301/
3
2
1
34
6 КЛАСС
№ п/п
Название блоков, модулей,
разделов и тем программы
1.
Безопасность в природной сред
2.
3.
Основы медицинских знаний
Здоровье и как его сохранить
4. Итоговое занятие
Итого
Количество
часов
Всего
Количество
Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
Всего
25
http://www.school-obz.org https://mirtourista.ru/statyi/vyzhivanie-v-dikoi-prirode
5
http://www.school-obz.org/topics/med/
3
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/8
2301/
1
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
Электронные (цифровые)
п/п
тем программы
о часов
образовательные ресурсы
Всего
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
1.1 Человек
и
его
безопасность.
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/9
Опасности
в
жизни
человека.
Основные
правила
безопасного
поведения в различных ситуациях.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
1.2 Разновидности чрезвычайных
1
ситуаций
Безопасность в быту
2.1 Службы, которые всегда приходят на
1
помощь.
2.2 Безопасность вашего жилища
1
2.3 Безопасность вашего жилища
1
2.4 Безопасность вашего жилища
1
2.5 Безопасность вашего жилища
1
2.6 Основные правила безопасности на
1
улице.
2.7 Безопасность в подъезде и на игровой
1
площадке.
2.8 Как вести себя при пожаре
1
2.9 Как вести себя при пожаре
1
2.10 Как вести себя при пожаре
1
Безопасность в информационном пространстве
3.1. Безопасное использование
1
информационных ресурсов
Безопасность на транспорте
4.1. Безопасное поведение на дорогах и в
1
транспорте.
4.2 Правила поведения для пешеходов
1
4.3 Правила поведения для пешеходов.
1
4.4 Правила поведения для пассажиров.
1
4.5 Если вы водитель велосипеда
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/9
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/6
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/7
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
https://infourok.ru/seriya-prezentacij-kurokam-obzh-bezopasnost-na-transporte4659357.html
Основы противодействия экстремизму и терроризму
5.1 Экстремизм и терроризм — угрозы
1
https://spasличности, обществу и государству.
extreme.mchs.gov.ru/themes/10
5.2 Правила безопасного поведения при
1
https://spasугрозе
или
совершении
extreme.mchs.gov.ru/themes/10
террористического акта
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
Безопасность в социуме
6.1 Безопасность
в
криминогенных
1
ситуациях. Как избежать контактов со
злоумышленниками и преступной
средой. Советы на всю жизнь
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaciya-poosnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnostina-temu-pravila-bezopasnogo-povedeniyav-situaciyah-kriminogennogo-harak1475075.html
6.2 Безопасность
в
криминогенных
1
https://infourok.ru/prezentaciya-poситуациях. Как избежать контактов со
osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnostiзлоумышленниками и преступной
na-temu-pravila-bezopasnogo-povedeniyaсредой. Советы на всю жизнь
v-situaciyah-kriminogennogo-harak1475075.html
6.3 Безопасность
в
криминогенных
1
https://infourok.ru/prezentaciya-poситуациях. Как избежать контактов со
osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnostiзлоумышленниками и преступной
na-temu-pravila-bezopasnogo-povedeniyaсредой. Советы на всю жизнь
v-situaciyah-kriminogennogo-harak1475075.html
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
7.1 Производственные аварии и их
1
https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/polezna
опасности для жизни, здоровья и
ya-informaciya/rekomendaciiблагополучия человека.
naseleniyu/chs-tehnogennogoharaktera/pravila-povedeniyatehnogennye-chs
7.2 Химические
производства
и
1
https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/polezna
связанные с ними опасности.
ya-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/chs-tehnogennogoharaktera/pravila-povedeniyatehnogennye-chs
7.3 Ядерные объекты и их опасности.
1
https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/polezna
ya-informaciya/rekomendaciinaseleniyu/chs-tehnogennogoharaktera/pravila-povedeniyatehnogennye-chs
Безопасность в природной среде
8.1 Стихийные бедствия и их опасности
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/3
8.2 Безопасное поведение на водоёмах
1 https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/3
при различных погодных условиях
Основы медицинских знаний
9.1 Первая помощь и правила её оказания.
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/2
Основные правила оказания первой
помощи.
9.2 Первая помощь и взаимопомощь при
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/2
ожоге
9.3 Первая помощь при отравлениях
1
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/2
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
Здоровье и как его сохранить
10.1 Здоровье и факторы, влияющие на
1
него. Что такое здоровье и здоровый
образ жизни.
10.2 Как
сохранить
здоровье.
1
Предупреждение вредных привычек.
Итоговое занятие
Обобщение и контроль знаний по
1
курсу «Моя безопасность» за год
Общее количество часов по программе:
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/
82301/
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/
82301/
6 КЛАСС
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
Безопасность в природной среде
1.1 Безопасное
поведение
при
1
автономном существовании
1.2 Поведение человека в условиях
1
автономного
существования
в
природной среде.
1.3 Добровольная
и
вынужденная
1
автономия человека в природной
среде.
1.4 Организация ночлега при автономном
1
существовании.
1.5 Как добыть питьё и пищу в условиях
1
автономии.
1.6 Как добыть питьё и пищу в условиях
1
автономии.
1.7 Как подать сигналы бедствия
1
1.8 Как подать сигналы бедствия
1
1.9 Безопасное поведение на природе.
Безопасное поведение в туристских
походах. Виды туристских походов.
1.10 Подготовка к проведению туристского
похода.
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
1.11 Правила безопасного поведения в
различных видах походов. Советы на
всю жизнь.
1.12 Приметы, по которым можно
1
определить погоду. Как развести
костёр при разной погоде.
1.13 Приметы,
по
которым
можно
1
определить погоду. Как развести
костёр при разной погоде.
1.14 Если в лесу вас застигла гроза
1
1.15 Как ориентироваться на местности.
1
1.16 Как ориентироваться на местности.
1
1.17 Как ориентироваться на местности.
1
1.18 Основные туристические узлы и их
применение
1.19 Основные туристические узлы и их
применение
1.20 Основные туристические узлы и их
применение
1.21 Опасные встречи в природных
условиях. Безопасность при встрече с
дикими животными
1.22 Безопасность при встрече со змеёй.
1
1.23 Защита от комаров, мошки и других
насекомых.
1.24 Профилактика клещевого энцефалита
1
1.25 Профилактика клещевого энцефалита
1
Основы медицинских знаний»
2.1 Первая
помощь
в
природных
условиях. Народные средства первой
помощи
2.2 Первая помощь при травматических
повреждениях
2.3 Первая помощь при солнечном и
тепловом ударе
1
1
1
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-vdikoi-prirode
1
http://www.school-obz.org/topics/med/
1
http://www.school-obz.org/topics/med/
1
http://www.school-obz.org/topics/med/
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
№ Название блоков, модулей, разделов и Количеств
п/п
тем программы
о часов
Всего
2.4 Первая помощь при переохлаждении,
1
отморожении и ожоге
2.5 Первая помощь при переохлаждении,
1
отморожении и ожоге
Здоровье и как его сохранить
3.1 Здоровье и правила его сбережения.
1
Факторы,
способствующие
сбережению здоровья.
3.2 Факторы, разрушающие здоровье.
1
Профилактика вредных привычек.
3.3 Правила личной гигиены при занятиях
1
туризмом. Туризм как часть комплекса
ГТО
Итоговое занятие
4.1. Обобщение и контроль знаний по
1
курсу «Моя безопасность» за год
Общее количество часов по программе:
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://www.school-obz.org/topics/med/
http://www.school-obz.org/topics/med/
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/
82301/
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/
82301/
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/
82301/
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов,
«Просвещение» 2021 год) ОБЖ 5-7 кл
Л.В.Сидоренко,
А.Б.Таранин
(Москва
Изд.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/82301/
http://www.school-obz.org/topics/med/
https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-v-dikoi-prirode
https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/82301/
https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/chs-tehnogennogoharaktera/pravila-povedeniya-tehnogennye-chs
https://infourok.ru/prezentaciya-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-na-temu-pravilabezopasnogo-povedeniya-v-situaciyah-kriminogennogo-harak-1475075.html
https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина