Аннотация к дополнительной образовательной программе

Аннотация
к дополнительной образовательной программе
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Дополнительная образовательная программа (далее - Программа) муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского
городского
округа
«Средняя
общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее –
МБОУ ПГО «СОШ №16») – нормативно – управленческий документ, характеризующий основные
тенденции, главные цели, задачи и направления дополнительного образования обучающихся,
особенности содержания и организации образовательной деятельности, основные планируемые
результаты, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся и обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья.
Дополнительная
образовательная
программа
является
основным
документом,
регламентирующим дополнительную образовательную деятельность и направлена на достижение
каждым обучающимся планируемых результатов освоения программы, целевых установок, знаний,
умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Дополнительное образование определяется как вид образования, направленный на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном,
нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не
сопровождается повышением уровня образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Дополнительное образование в МБОУ ПГО «СОШ № 16» организуется как дополнение к
основному образованию, которое позволяет обучающимся ознакомиться с областями знаний,
выходящими за рамки образовательных программ. Школьное дополнительное образование
направлено на личностное ориентирование обучающихся, также оно является функциональным,
имеет жизненную направленность. В нем обеспечивается широкий выбор форм и методов
педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, направленных на
активизацию деятельности школьников.
Объем, содержание, планируемые результаты дополнительной образовательной программы
определяются следующими нормативно-правовыми документами:
⎯ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
(с изменениями дополнениями);
⎯ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115
с изменениями и дополнениями);
⎯ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
⎯ Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
⎯ Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
⎯ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
⎯ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2
«Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
МБОУ ПГО «СОШ № 16»

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" с дополнениями и
изменениями);
⎯ Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 17 декабря
2021г., регистрационный № 66403), действующим до 1 сентября 2028 года;
⎯ нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые
акты в области образования;
⎯ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
⎯ Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020);
⎯ нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 16».
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273
– ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку обучающихся, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития
личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей
(законных представителей), что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению.
Дополнительное образование в МБОУ ПГО «СОШ № 16» создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных
развивающихся средах. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности обучающихся в
самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам направлена
на:
⎯ формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
⎯ удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях
физической культурой и спортом;
⎯ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
⎯ обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся;
⎯ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
⎯ профессиональную ориентацию обучающихся;
⎯ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
⎯ формирование общей культуры обучающихся;
⎯ удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
⎯

Цели и задачи дополнительного образования
Дополнительное образование в значительной степени востребовано обучающимися и их
родителями (законными представителями) МБОУ ПГО «СОШ №16».
Система дополнительного образования школы подвижна и выстраивается с учетом следующих
условий:
МБОУ ПГО «СОШ № 16»

свободный выбор школьником видов и сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности каждого ребенка;
возможность субъективного самоопределения и самореализация ребенка;
единство воспитания, развития, обучения;
обновление содержания образования.
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МБОУ ПГО «СОШ №
16» соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является создание единого образовательного
пространства МБОУ ПГО «СОШ № 16», повышение качества образования и воспитания
обучающихся, формирование их социально активной, творческой, всесторонние развитой личности,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ,
имеющих
естественнонаучную,
физкультурно-спортивную,
художественную,
туристскокраеведческую и социально-гуманитарную (педагогическую) направленности, и внедрения
современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
⎯ изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;
⎯ обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по
образовательным (общеразвивающим) программам;
⎯ обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития
и воспитания обучающихся;
⎯ формирование условий для создания единого образовательного пространства;
⎯ формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
⎯ формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в
обществе;
⎯ формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
⎯ создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных
ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

Концептуальная основа дополнительного образования в МБОУ ПГО «СОШ № 16»
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
в МБОУ ПГО «СОШ № 16» заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы
общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять
в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 16» по дополнительному образованию обучающихся
строится на следующих принципах:
⎯ природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой
ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
⎯ гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
⎯ демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий
для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
⎯ творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни,
роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива
обучающихся) и педагогов;
⎯ свободного выбора каждым обучающимся вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают
дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
⎯ дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося:
существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся
разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить
МБОУ ПГО «СОШ № 16»

свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
Функции дополнительного образования:
⎯ образовательная – обучение обучающегося по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
⎯ воспитательная – обогащение культурного слоя МБОУ ПГО «СОШ № 16», формирование
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
⎯ информационная – передача педагогом обучающемуся максимального объема информации (из
которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
⎯ коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения
обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время;
⎯ рекреационная
– организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
⎯ интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
⎯ компенсаторная – освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для него фон
освоения содержания общего образования, предоставление обучающемуся определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
⎯ социализация – освоение обучающимся эмоционального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
⎯ самореализация – самоопределение обучающегося в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Значимой является работа с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями,
детьми-инвалидами.
В работе с одаренными детьми решаются следующие задачи:
⎯ психологическая поддержка;
⎯ формирование адекватной самооценки;
⎯ охрана и укрепление психологического здоровья.
В работе с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами главным является:
⎯ развитие навыков общения с окружающими;
⎯ развитие социальной компетентности и преодоление социальной изоляции.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования
детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание
уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно- равноправная
позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем
личность, достойную уважения.
Система дополнительного образования в школе функционирует в течение календарного года и
позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок,
концертов, участия в соревнованиях и конкурсах. Создаются условия для непрерывного процесса
(урочного и внеурочного) развития творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:
⎯ обучение организуется на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители (законные
представители), педагоги);
⎯ обучающимся предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий,
переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню
интеллектуального развития);
⎯ учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и
взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Дополнительные образовательная программа характеризуется открытостью, что позволяет
вносить в неё изменения, диктуемые государственной образовательной политикой или
обусловленные социальным заказом обучающихся и их родителей (законных представителей). В
системе образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
⎯ максимально
приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
⎯ обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и их личностную значимость;
МБОУ ПГО «СОШ № 16»

налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах
реального гуманизма;
⎯ активно использует
возможности окружающего
социокультурного
и
духовного
пространства;
⎯ побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
⎯ обеспечивает оптимальное соотношение управления
и
самоуправления
в
жизнедеятельности школьного коллектива.
⎯

. Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной образовательной программы МБОУ ПГО
«СОШ № 16» являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые
представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих
содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых
достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и
реализации дополнительных образовательных программ необходимо ориентироваться на
метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных
ситуаций; представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия
деятельности);
эмоционально-волевыми
(уровень
притязаний,
самооценка,
эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Личностные результаты:
адаптация обучающегося к условиям детско-взрослой общности;
удовлетворенность обучающегося своей деятельностью в объединении дополнительного
образования;
⎯ повышение
творческой
активности
обучающегося,
проявление
инициативы
и
любознательности;
⎯ формирование ценностных ориентаций;
⎯ формирование
мотивов к конструктивному взаимодействию, общению и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами;
⎯ формирование
навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях,
толерантного отношения к окружающим;
⎯ развитие жизненных, социальных компетенций, таких как:
⎯ автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь);
⎯ ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их
последействия);
⎯ мировоззрение (следование социально значимым ценностям);
⎯ социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни;
готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных
обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и
гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания
(умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение
«презентовать» себя и свои проекты).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
формирующуюся через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые
преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут
включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные
программой.
⎯
⎯

МБОУ ПГО «СОШ № 16»

Предметные результаты (результаты в конкретной образовательной области):
усвоение обучающимися конкретных элементов продуктивного опыта в конкретной
предметной направленности;
⎯ изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного
опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде сверстников;
⎯ приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и
учебных действий развитие творческого потенциала через познание своих возможностей и
освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
⎯

МБОУ ПГО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».