Аннотация к дополнительной образовательной программе МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Дополнительная образовательная программа (далее - Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПГО «СОШ №16») – нормативно – управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления дополнительного образования обучающихся, особенности содержания и организации образовательной деятельности, основные планируемые результаты, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся и обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Дополнительная образовательная программа является основным документом, регламентирующим дополнительную образовательную деятельность и направлена на достижение каждым обучающимся планируемых результатов освоения программы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Дополнительное образование определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительное образование в МБОУ ПГО «СОШ № 16» организуется как дополнение к основному образованию, которое позволяет обучающимся ознакомиться с областями знаний, выходящими за рамки образовательных программ. Школьное дополнительное образование направлено на личностное ориентирование обучающихся, также оно является функциональным, имеет жизненную направленность. В нем обеспечивается широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, направленных на активизацию деятельности школьников. Объем, содержание, планируемые результаты дополнительной образовательной программы определяются следующими нормативно-правовыми документами: ⎯ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями дополнениями); ⎯ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 с изменениями и дополнениями); ⎯ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); ⎯ Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; ⎯ Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ⎯ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; ⎯ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; МБОУ ПГО «СОШ № 16» Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" с дополнениями и изменениями); ⎯ Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 17 декабря 2021г., регистрационный № 66403), действующим до 1 сентября 2028 года; ⎯ нормативно-методические документы Минпросвещения России, другие нормативно-правовые акты в области образования; ⎯ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); ⎯ Устав МБОУ ПГО «СОШ № 16» (приказ ОМС УО ПГО № 191-Д от 27.07.2020); ⎯ нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 16». Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей (законных представителей), что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в МБОУ ПГО «СОШ № 16» создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности обучающихся в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам направлена на: ⎯ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ⎯ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; ⎯ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; ⎯ обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся; ⎯ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; ⎯ профессиональную ориентацию обучающихся; ⎯ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ⎯ формирование общей культуры обучающихся; ⎯ удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. ⎯ Цели и задачи дополнительного образования Дополнительное образование в значительной степени востребовано обучающимися и их родителями (законными представителями) МБОУ ПГО «СОШ №16». Система дополнительного образования школы подвижна и выстраивается с учетом следующих условий: МБОУ ПГО «СОШ № 16» свободный выбор школьником видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности каждого ребенка; возможность субъективного самоопределения и самореализация ребенка; единство воспитания, развития, обучения; обновление содержания образования. Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МБОУ ПГО «СОШ № 16» соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является создание единого образовательного пространства МБОУ ПГО «СОШ № 16», повышение качества образования и воспитания обучающихся, формирование их социально активной, творческой, всесторонние развитой личности, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристскокраеведческую и социально-гуманитарную (педагогическую) направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: ⎯ изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании; ⎯ обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по образовательным (общеразвивающим) программам; ⎯ обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; ⎯ формирование условий для создания единого образовательного пространства; ⎯ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ⎯ формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе; ⎯ формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; ⎯ создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ Концептуальная основа дополнительного образования в МБОУ ПГО «СОШ № 16» Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в МБОУ ПГО «СОШ № 16» заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 16» по дополнительному образованию обучающихся строится на следующих принципах: ⎯ природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; ⎯ гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; ⎯ демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; ⎯ творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; ⎯ свободного выбора каждым обучающимся вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; ⎯ дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить МБОУ ПГО «СОШ № 16» свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: ⎯ образовательная – обучение обучающегося по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; ⎯ воспитательная – обогащение культурного слоя МБОУ ПГО «СОШ № 16», формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; ⎯ информационная – передача педагогом обучающемуся максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); ⎯ коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время; ⎯ рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; ⎯ интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; ⎯ компенсаторная – освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для него фон освоения содержания общего образования, предоставление обучающемуся определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; ⎯ социализация – освоение обучающимся эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; ⎯ самореализация – самоопределение обучающегося в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Значимой является работа с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами. В работе с одаренными детьми решаются следующие задачи: ⎯ психологическая поддержка; ⎯ формирование адекватной самооценки; ⎯ охрана и укрепление психологического здоровья. В работе с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами главным является: ⎯ развитие навыков общения с окружающими; ⎯ развитие социальной компетентности и преодоление социальной изоляции. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно- равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Система дополнительного образования в школе функционирует в течение календарного года и позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов, участия в соревнованиях и конкурсах. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного и внеурочного) развития творческой деятельности. Данная система имеет свои преимущества: ⎯ обучение организуется на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители (законные представители), педагоги); ⎯ обучающимся предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); ⎯ учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Дополнительные образовательная программа характеризуется открытостью, что позволяет вносить в неё изменения, диктуемые государственной образовательной политикой или обусловленные социальным заказом обучающихся и их родителей (законных представителей). В системе образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: ⎯ максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся; ⎯ обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и их личностную значимость; МБОУ ПГО «СОШ № 16» налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма; ⎯ активно использует возможности окружающего социокультурного и духовного пространства; ⎯ побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; ⎯ обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. ⎯ . Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной образовательной программы МБОУ ПГО «СОШ № 16» являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных образовательных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Личностные результаты: адаптация обучающегося к условиям детско-взрослой общности; удовлетворенность обучающегося своей деятельностью в объединении дополнительного образования; ⎯ повышение творческой активности обучающегося, проявление инициативы и любознательности; ⎯ формирование ценностных ориентаций; ⎯ формирование мотивов к конструктивному взаимодействию, общению и сотрудничеству со сверстниками и педагогами; ⎯ формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантного отношения к окружающим; ⎯ развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: ⎯ автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ⎯ ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); ⎯ мировоззрение (следование социально значимым ценностям); ⎯ социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, формирующуюся через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. ⎯ ⎯ МБОУ ПГО «СОШ № 16» Предметные результаты (результаты в конкретной образовательной области): усвоение обучающимися конкретных элементов продуктивного опыта в конкретной предметной направленности; ⎯ изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде сверстников; ⎯ приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий развитие творческого потенциала через познание своих возможностей и освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. ⎯ МБОУ ПГО «СОШ № 16»