Принято решением педагогического совета МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Протокол № 1 от 31.08.2023г. Утверждаю: __________Ю.С. Трушкова, директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина Приказ от 31.08.2023 г. № 192 -Д Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах в МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПГО «СОШ № 16») регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения дополнительных общеобразовательных программ. 1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных документов: ⎯ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); ⎯ приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ⎯ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; ⎯ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ⎯ устава МБОУ ПГО “СОШ № 16”; ⎯ иных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее–Программы) – нормативные документы, разработанные педагогическим работником МБОУ ПГО «СОШ № 16», отражающие педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования. 1.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы соответствуют следующим направленностям: ⎯ художественной; ⎯ физкультурно-спортивной; ⎯ социально - педагогической; ⎯ естественнонаучной. 1.5. При разработке и реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. 2. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1. Цель Программ – обеспечение развития и воспитания детей, помощи в их жизненном и профессиональном самоопределении. 2.2. Основными задачами при реализации Программ являются: МБОУ ПГО «СОШ № 16» обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; ⎯ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; ⎯ адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ⎯ профессиональную ориентацию обучающихся; ⎯ выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; ⎯ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 2.3. Содержание Программ и сроки обучения по ним определяются МБОУ ПГО «СОШ № 16». 2.4. Разработка Программ осуществляется по инициативе администрации МБОУ ПГО «СОШ № 16» (на основании исследования общественного заказа) педагогами дополнительного образования. 2.5. Педагог дополнительного образования - разработчик программы несет ответственность за наличие программы и ее соответствие нормативным актам Российской Федерации и локальным нормативным актам МБОУ ПГО «СОШ № 16». 2.6. Содержание Программ должно соответствовать: ⎯ достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; ⎯ соответствующему уровню общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; направленностям дополнительных образовательных общеразвивающих программ); ⎯ интересам и потребностям обучающихся. 2.7. МБОУ ПГО «СОШ № 16» обновляет Программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 2.8. Разработка Программ строится на следующих принципах: ⎯ свобода выбора Программ и режима их освоения; ⎯ соответствие Программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; ⎯ вариативность, гибкость и мобильность Программ; ⎯ разноуровневость (ступенчатость) Программ; ⎯ модульность содержания программ, возможность взаимозачета результатов; ⎯ ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты образования; ⎯ творческий и продуктивный характер Программ; ⎯ ориентация на открытый и сетевой характер реализации Программ. 2.9. Разработчик Программ самостоятельно определяет: цель, задачи Программ, направленность, актуальность, содержание, последовательность изучения тем и количество часов на освоение, продолжительность и частоту занятий в неделю, состав обучающихся по Программам (по возрасту, по уровню развития и др.), формы и методы организации образовательного процесса, условия реализации Программ, планируемые результаты и критерии их оценивания. 2.10. Разработка Программ осуществляется педагогом дополнительного образования в течение учебного года, предшествующего году начала реализации Программ. 2.11. Методическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования по разработке Программ и консультативную помощь на протяжении всего процесса реализации Программ оказывает заместитель директора по УВР, курирующий дополнительное образование. 2.12. Программы определённой направленности имеют следующую структуру (состоят из следующих разделов): ⎯ титульный лист; ⎯ пояснительная записка; ⎯ планируемые результаты освоения Программ; ⎯ содержание разделов Программ; ⎯ учебный план; ⎯ ⎯ ⎯ МБОУ ПГО «СОШ № 16» календарно-тематическое планирование; оценочные и методические материалы; список литературы. 2.13. Титульный лист включает: ⎯ наименование образовательного учреждения; ⎯ где, когда и кем рассмотрена (Педагогическим советом, номер протокола, дата); ⎯ где, когда и кем согласована и утверждена программа (гриф утверждения программ с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); ⎯ название программы; ⎯ срок реализации программы; ⎯ адресат программы (возраст обучающихся, на которых рассчитана программа); ⎯ Ф.И.О., должность разработчика (ов) программы. 2.14. В пояснительной записке раскрывается направленность Программы; новизна актуальность, педагогическая целесообразность; цель и задачи Программы; возраст обучающихся, участвующих в ее реализации; сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их контроля; формы подведения итогов реализации Программы. 2.15. Планируемые результаты – (личностные, метапредметные и предметные) результаты, получаемые обучающимися в результате освоения Программы - совокупность личностных качеств и компетенций (знаний, умений, навыков), приобретаемых обучающимися в ходе освоения Программы. Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные результаты – универсальные способы деятельности обучающихся, приобретаемые в процессе освоения Программы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; Предметные результаты – усвоение знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, приобретаемые обучающимися в процессе освоения Программы. Планируемые результаты формулируются с учетом цели, задач обучения, развития и воспитания, уровня освоения программы и содержания. 2.16. Содержание разделов Программ включает: формы занятий и технологий их организации; приемы и методы организации образовательного процесса; формы подведения итогов Программ. 2.17. Учебный план составляется в виде таблицы, содержит перечень разделов с указанием общего количества часов по каждому разделу и разделением часов на теоретические и практические виды. 2.18. Оценочные и методические материалы содержат: педагогические методики и технологии, дидактические материалы, систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности, информационные источники, используемые при реализации программы 2.19. Методическое обеспечение Программ включает обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.). Дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы и т.д. 2.20. Информационные источники, используемые при реализации Программ, оформляются на отдельном листе под заголовком – «Список литературы» и состоит из списка литературы, рекомендуемой составителем программы педагогам, родителям и детям (если в этом есть необходимость). Список электронных образовательных ресурсов (если таковой имеется), используемых при составлении программы оформляется под заголовком – «Электронные ресурсы». 2.21. Текст Программ создается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль – 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, страницы должны быть пронумерованы. Таблицы вставляются непосредственно в текст. ⎯ ⎯ ⎯ МБОУ ПГО «СОШ № 16» 3. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы 3.1. Программы согласуются с заместителем директора школы, курирующим дополнительное образование, утверждаются приказом директора МБОУ ПГО «СОШ № 16». 3.2. Программы принимаются на Педагогическом совете школы. 3.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником, должны быть согласованы с директором школы. 4. Правила реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 4.1.При реализации Программ запрещается использование методов, средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся. 4.2. Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по Программам, несет ответственность за качество и полноту реализации Программ, объективность контроля учебных достижений обучающихся. 4.3. При реализации Программ педагог должен учитывать достижения современной педагогической науки, социальные изменения, региональные особенности и проводить соответствующую корректировку Программ. 5. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 5.1. Контроль реализации Программ производится по окончании каждого учебного периода. 5.2. Этапы контроля: ⎯ по окончании учебного периода (триместр, год) заместитель директора по УВР анализирует отчет по выполнению Программ, формируемый посредством электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой; ⎯ результаты контроля по итогам триместра рассматриваются на совещании при директоре по итогам каждого учебного периода; ⎯ результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года. 6.Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на педагогическом совете МБОУ ПГО «СОШ № 16» и утверждается приказом директора школы. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых документов. 6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым. МБОУ ПГО «СОШ № 16»