МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова
УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
(базовый уровень)
для обучающихся 7–9 классов
с задержкой психического развития (вариант 7)
(основное общее образование)
Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и
темам.
Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения
разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных
работ, государственной итоговой аттестации).
Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ,
тематического планирования курса учителем.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за
счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных
ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с
информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях
обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых
и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации
современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из
языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация: средняя арифметическая отметка за триместры.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной
части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социальноперцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения
и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с
окружающими.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать
особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся
с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания
программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
- включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации
образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней
начального и основного общего образования; развитие и коррекция приемов мыслительной
деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций,
расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих
процесс освоения программного материала;
- применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование
«пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных
задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки,
опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией;
разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций
применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практикоориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и
переработки информации и т.д.);
- организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации
образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с
ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной
истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной
работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного
внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);
- специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов
эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных
социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с
ЗПР;
- учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации,
пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности,
«органической» деконцентрации внимания и др.); стимулирование к осознанию и осмыслению,
упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций
в повседневной жизни; формирование читательской культуры;
- применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных,
метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария
оценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;
- формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций
личностного становления и профессионального самоопределения;
- развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и
социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь обучающемуся с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при
установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние
вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения
АООП ООО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность
в оценочную деятельность как педагогических работников, так и обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО ЗПР
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
- особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
(в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
работу;
- организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения
времени, отводимого на выполнение работы;
- предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде
ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
- гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
- большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария
оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
- адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность
выполнения задания);
- отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Обучающиеся с ЗПР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования
нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании
условий, учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной
необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых Объем знаний и умений по
учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы
компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность).
Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых
данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память
смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное
программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных.
Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла
(папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов).
Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста,
электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация
данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами
операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура
адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете.
Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как
данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной
длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите,
кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации –
двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII.
Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с
использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных
данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного
объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых
файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.
Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое
форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение
в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других
элементов.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое
распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для обработки
текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических
примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий:
изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование,
заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая
форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах
счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в
двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод
чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и
обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные
высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических
операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила
записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения,
с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату
при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и
ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические
ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с
целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение
квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое,
проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная
обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для
обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие данные
(интернет-данные, в частности данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при
работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации.
Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете.
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и другие формы).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая
служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие),
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы
государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки
документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и
графические редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели.
Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес)
ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в
графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево.
Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической
модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ
его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или
другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык):
заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного значения в массиве,
подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального
(максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического,
минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих
заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания,
расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома,
автономная система управления транспортным средством и другие системы).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование
в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые
образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер,
программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного
обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать
своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном
пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание
основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической,
аудио);
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами
измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать
их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его
основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства вводавывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя
файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры
некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и
архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных
документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению),
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического
характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и
коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети;
применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и
коммуникационных технологий на здоровье пользователя.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое
выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания,
определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в
него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием
ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие
проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту,
выделения цифр из натурального числа.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых
последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов,
суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей,
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры, находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его
элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному
условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной,
относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из
разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы,
облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
приводить
примеры
использования
геоинформационных
сервисов,
сервисов
государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной
деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения,
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Практические
работы
2
0
1
Всего
Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное
1.1
устройство обработки данных
1.2
Программы и данные
4
0
2
1.3
Компьютерные сети
2
0
1
Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
Информация и информационные
2.1
процессы
8
2
0
1
Представление информации
9
1
3
2.2
Итого по разделу
Раздел 3. Информационные технологии
11
3.1
Текстовые документы
6
1
4
3.2
Компьютерная графика
4
0
2
3.3
Мультимедийные презентации
3
1
1
13
2
0
0
Итого по разделу
Резервное время
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
15
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1
Системы счисления
6
1
3
1.2
Элементы математической логики
6
0
2
Итого по разделу
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы.
2.1
Алгоритмические конструкции
12
10
1
8
2.2
Язык программирования
9
1
5
2.3
Анализ алгоритмов
2
0
1
21
1
0
0
34
3
19
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Практические
работы
3
0
2
3
0
2
1
5
Всего
Раздел 1. Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии
1.1
безопасного поведения в ней
Работа в информационном
1.2
пространстве
Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
8
Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
8
3.1
Разработка алгоритмов и программ
6
1
3
3.2
Управление
2
0
1
Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
8
Электронные таблицы
10
1
8
1
0
1
4.1
Информационные технологии в
современном обществе
Итого по разделу
Резервное время
4.2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
6
Моделирование как метод познания
2.1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
11
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
22
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Всего
Компьютер
–
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по программе. Техника
безопасности и правила работы на
компьютере
История и современные тенденции
развития компьютеров
Программное обеспечение компьютера.
Правовая охрана программ и данных
Файлы и папки. Основные операции с
файлами и папками
Архивация данных. Использование
программ-архиваторов
Компьютерные вирусы и антивирусные
программы
Компьютерные
сети.
Поиск
информации в сети Интернет
Сервисы
интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет. Стратегии безопасного
поведения в Интернете
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
0
0
1
0
1
1
0
1
1
0
0
1
0
1
1
0
0
1
0
1
1
0
0
9
Информация и данные
1
0
0
10
Информационные процессы
1
0
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1523ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152826
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152cfe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152f74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153244
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153460
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161966
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки
Двоичный алфавит. Преобразование
любого алфавита к двоичному
Представление данных в компьютере
как текстов в двоичном алфавите
Единицы измерения информации и
скорости передачи данных
Кодирование текстов. Равномерные и
неравномерные коды
Декодирование
сообщений.
Информационный объём текста
Цифровое представление непрерывных
данных
Кодирование
цвета.
Оценка
информационного объёма графических
данных для растрового изображения
Кодирование звука
Резервный урок «Контрольная работа по
теме "Представление информации"»
Текстовые документы, их ввод и
редактирование в текстовом процессоре
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
https://m.edsoo.ru/863ec324
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162848
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1629ec
1
0
0
1
1
0
1
0
0
22
Форматирование текстовых документов
1
0
1
23
Параметры страницы. Списки и таблицы
1
0
1
1
0
0
1
0
0
24
25
Вставка нетекстовых объектов в
текстовые документы
Интеллектуальные
возможности
современных систем обработки текстов
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161fec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162316
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1625f0
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162b72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162d02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162fe6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Обобщение и систематизация знаний по
теме
«Текстовые
документы».
Проверочная работа
Графический
редактор.
Растровые
рисунки
Операции редактирования графических
объектов
Векторная графика
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Компьютерная графика»
Подготовка
мультимедийных
презентаций
Добавление на слайд аудиовизуальных
данных, анимации и гиперссылок
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Мультимедийные презентации».
Проверочная работа
Резервный
урок.
Обобщение
и
систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1635c2
1
1
0
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1
1
0
1
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164652
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164828
34
3
15
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163874
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1639d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16404e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164472
8 КЛАСС
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
№ п/п
Тема урока
1
Непозиционные и позиционные системы
счисления
1
0
0
2
Развернутая форма записи числа
1
0
1
3
Двоичная
система
счисления.
Арифметические операции в двоичной
системе счисления
1
0
1
4
Восьмеричная система счисления
1
0
1
5
Шестнадцатеричная система счисления
1
0
1
6
Проверочная работа по теме «Системы
счисления»
1
1
0
7
Логические высказывания
1
0
0
8
Логические операции «и», «или», «не»
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
1
0
0
10
Определение истинности
высказывания
Таблицы истинности
11
Логические элементы
9
12
13
Всего
составного
Контрольная работа по теме «Элементы
математической логики»
Понятие
алгоритма.
Исполнители
алгоритмов
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1649e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164ba2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164d96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165296
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16549e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16564c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1657fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165b56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165cf0
https://m.edsoo.ru/863ec324
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165e94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a178c38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Свойства алгоритма. Способы записи
алгоритма
Алгоритмическая
конструкция
«следование». Линейный алгоритм
Алгоритмическая
конструкция
«ветвление»: полная и неполная формы
Алгоритмическая
конструкция
«повторение»
Формальное исполнение алгоритма
Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов для управления
формальными исполнителями
Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов и ветвлений для
управления формальными исполнителями
Выполнение алгоритмов
Обобщение и систематизация знаний.
Контрольная
работа
по
теме
«Исполнители
и
алгоритмы.
Алгоритмические конструкции»
Язык
программирования.
Система
программирования
Переменные. Оператор присваивания
Программирование линейных алгоритмов
Разработка
программ,
содержащих
оператор ветвления
Диалоговая отладка программ
Цикл с условием
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179606
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
1
0
0
1
0
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17a06a
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17a18c
1
0
0
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179aac
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ac4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ad6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ae8e
29
Цикл с переменной
1
0
1
30
Обработка символьных данных
1
0
0
1
0
1
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17afa6
1
0
1
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b456
34
3
19
31
32
33
34
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Язык программирования»
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных результатов работы алгоритма
при заданном множестве входных данных
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных входных данных, приводящих
к данному результату
Резервный
урок.
Обобщение
и
систематизация знаний и умений по курсу
информатики 8 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
9 КЛАСС
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
№ п/п
Тема урока
1
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса
узлов. Большие данные
1
0
0
2
Информационная безопасность
1
0
0
3
Учет понятия об информационной
безопасности
при
создании
комплексных
информационных
объектов в виде веб-страниц
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b7bc
4
Виды деятельности в сети Интернет
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b8e8
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ba1e
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17bb36
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
1
5
6
7
8
9
10
Всего
Облачные технологии. Использование
онлайн-офиса
для
разработки
документов
Обобщение и систематизация знаний по
темам «Глобальная сеть Интернет и
стратегии безопасного поведения в ней»,
«Работа
в
информационном
пространстве»
Модели
и
моделирование.
Классификации моделей
Табличные модели
Разработка однотабличной базы данных.
Составление запросов к базе данных
Граф. Весовая матрица графа. Длина
пути
между
вершинами
графа.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b690
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17be06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c04a
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
11
Вычисление количества путей
в
направленном ациклическом графе
Дерево. Перебор вариантов с помощью
дерева
1
0
1
https://m.edsoo.ru/8a179e1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c4aa
12
Математическое моделирование
1
0
1
13
Этапы компьютерного моделирования
1
0
0
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c9c8
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cb12
14
15
Обобщение и систематизация знаний.
Контрольная
работа
по
теме
«Моделирование как метод познания»
Разбиение
задачи
на
подзадачи.
Составление алгоритмов и программ с
использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cc3e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cd60
16
Одномерные массивы
1
0
1
17
Типовые алгоритмы обработки массивов
1
0
1
18
Сортировка массива
1
0
1
19
Обработка потока данных
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d01c
20
Обобщение и систематизация знаний.
Контрольная работа по теме «Разработка
алгоритмов и программ»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d1ca
21
Управление. Сигнал. Обратная связь
1
0
0
22
Роботизированные системы
1
0
0
23
Электронные таблицы. Типы данных в
ячейках электронной таблицы
1
0
1
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d4d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d602
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d710
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Редактирование и форматирование
таблиц
Встроенные функции для поиска
максимума, минимума, суммы и
среднего арифметического
Сортировка и фильтрация данных в
выделенном диапазоне
Построение диаграмм и графиков в
электронных таблицах
Относительная,
абсолютная
и
смешанная адресация
Условные вычисления в электронных
таблицах
Обработка больших наборов данных
Численное
моделирование
в
электронных таблицах
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Электронные таблицы»
Роль информационных технологий в
развитии экономики мира, страны,
региона
Резервный
урок.
Обобщение
и
систематизация. Итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d832
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d990
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ed54
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ee6c
34
3
22
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17db70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e08e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e2b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e87c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17eaca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ec3c
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
www.mathcs.carleton.edu/probweb/probweb.html
www.ruf.rice.edu/~lane/rvls.html
www.math.uah.edu/stat
www.statsoft.com/textbook/stathome.html
www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm
www.mathstatica.com
www.statsoft.ru/home/portal
www.mathcs.carleton.edu/probweb/probweb.html
www.ruf.rice.edu/~lane/rvls.html
www.math.uah.edu/stat
www.statsoft.com/textbook/stathome.html
www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm
teorver-online.narod.ru/tvms-i.html
newasp.omskreg.ru/probability
distance.ru/4stud/umk/stat/stat.html
www.mathstatica.com
www.statsoft.ru/home/portal
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. 7–9 классы. Методическое пособие.
Авторы:Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Алексей Анатольев, Н. А. Аквилянов.
Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.mathcs.carleton.edu/probweb/probweb.html
www.ruf.rice.edu/~lane/rvls.html
www.math.uah.edu/stat
www.statsoft.com/textbook/stathome.html
www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm
www.mathstatica.com
www.statsoft.ru/home/portal
www.mathcs.carleton.edu/probweb/probweb.html
www.ruf.rice.edu/~lane/rvls.html
www.math.uah.edu/stat
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
www.statsoft.com/textbook/stathome.html
www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm
teorver-online.narod.ru/tvms-i.html
newasp.omskreg.ru/probability
distance.ru/4stud/umk/stat/stat.html
www.mathstatica.com
www.statsoft.ru/home/portal
https://m.edsoo.ru/8a1521d2
https://m.edsoo.ru/8a152a74
https://m.edsoo.ru/8a163b30
https://m.edsoo.ru/8a152a74
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
им. Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина