АРП Природоведение 5 кл УО (ИН)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 16"
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Н.В. Калашникова

УТВЕРЖДЕНО
Директор Ю.С. Трушкова
Приказ от 31.08.2023 г. №192-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Природоведение»
для обучающихся 5 классов с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
(основное общее образование)

Полевской городской округ, Свердловская область, 2023 г.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Цель
обучения – расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие
задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые
были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным
богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения
соблюдать правила личной гигиены, режима дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
совместной учебной деятельности на уроке
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим
материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела,
основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное
ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни
человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные
(благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на
уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ
(входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и
конкретизация их примерами;
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников
знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее приобретенные знания;
− соблюдение культуры устной и письменной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится
Промежуточная аттестация: среднее арифметическое за триместры
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов:
«Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами
и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера,
литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы,
меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет
ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих
объектов и их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или
объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании
свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных
на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем;
ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать
прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.

Название раздела

Количество
часов
2
6

Контрольные
работы

Введение
Вселенная
Наш дом-Земля:
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия

8
14
16
6
14

1
1
1
1
1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

Итого:

68

7

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
№

Тема
предмета

Введение
1.
Вводный урок
Что
такое
природоведение?

2.

Предметы и явления
неживой и живой
природы

Вселенная
3.
Небесные
тела:
планеты, звезды

Колво
часов

Программное содержание

1

Знакомство
с
учебным
предметом «Природоведение».
Формирование представлений
о предметах и явлениях,
которые изучаются на уроках
природоведения
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Формирование
умения
дифференцировать
предметы и явления живой и
неживой природы

1

1

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой
природе;
называют
природные предметы и явления

Выделяют существенные признаков
объектов природы, относят предметы к
природе,
называют
природные
явления

Узнают объекты неживой природы
на иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой
природе;
называют
изученные объекты живой и
неживой природы
Дописывают слова, обозначающие
явления природы, в тетради

Выделяют существенные признаки
объектов живой и неживой природы,
относят объекты к живой или неживой
природе, устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой природой.
Выполняют задание в рабочей тетради:
заполняют таблицу «Предметы и
явления живой и неживой природы»

Знакомство
с
небесными Называют изученные небесные
телами:
звёзды,
Солнце, тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя

Называют изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные тела к
разным
группам
на
основании
признаков

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

4.

Солнечная система.
Солнце

1

Формирование представления
о
Солнце
как
центре
Солнечной
системы,
о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать
краткую
характеристику
планетам
Солнечной системы

Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты, планета
Земля, Солнечная система – и их
основные
признаки.
Рассматривают
на
рисунке
строение Солнечной системы.
Выписывают названия планет

5.

Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли

1

Ознакомление обучающихся с Узнают искусственные спутники и
исследованиями космоса и их космические
корабли
на
значением для человечества
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты

6.

Полеты в космос

1

Ознакомление обучающихся с
исследованиями
космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах

7.

Смена дня и ночи

1

8.

Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе

1

Формирование представлений Называют
части
суток.
о суточном вращении Земли и Перечисляют причины смены дня
смене дня и ночи.
и ночи (с опорой на учебник);
выбирают
и
подчеркивают
правильный ответ в рабочей
тетради; подписывают на рисунках
время суток
Формирование представлений Определяют времена года на
о годовом движении Земли иллюстрациях и фотографиях,
вокруг Солнца, смене времен называют изученные времена года
года
и их основные признаки.

Называют первого космонавта Ю.
А. Гагарина, первую женщинукосмонавта В. В. Терешкову,
подписывают
фамилии
на
рисунках в рабочих тетрадях

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Называют изученные небесные тела –
звезды, Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие планеты
Солнечной системы – и их признаки;
называют объекты, которые входят в
состав
Солнечной
системы.
Сравнивают небесные тела, делают
вывод, чем звезды отличаются от
планет, записывают в таблицу
Узнают и называют искусственные
спутники и космические корабли,
называют их назначение. Показывают
на картинках и называют какие
приборы люди используют для
исследования космоса
Называют
фамилии
первых
космонавтов (Ю. А. Гагарин,
В.
В.
Терешкова),
имеют
представления о современных полетах
в космос и их значении, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях; подбирают проверочные
слова к новым терминам
Называют части суток, их признаки и
причины смены дня и ночи.
Подчеркивают название частей суток,
подбирают обобщающее слово в
рабочих тетрадях
Называют признаки времен года,
осуществляют классификацию времен
года
на
основании
основных
признаков. Называют причины смены
времен года. В рабочих тетрадях

Подписывают
на
названия месяцев
Наш дом - Земля
9.
Планета
Земля.
Оболочки Земли

рисунках показывают стрелками в какие время
года происходят природные явления

1

Закрепление
знаний
о
Солнечной
системе.
Формирование представления
о Земле как планете, отличие
Земли от других планет
Солнечной системы

Называют планету Земля и ее
основные оболочки – вода, суша,
воздух.
Вставляют в текст в рабочей
тетради
пропущенные
слова,
используя слова для справок

Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха
для
человека,
животных и растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха
Формирование в процессе
демонстрации
опытов
представления о свойствах
воздуха
(прозрачность,
бесцветность,
упругость,
теплопроводность)
и
об
использовании этих свойств в
быту
Формирование представления
о
свойствах
(упругость,
сжатие) и движении воздуха

Рассказывают о значении воздуха
для
растений,
животных
и
человека,
о
мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха

10.

Воздух. Воздух и его
охрана.
Значение
воздуха для жизни на
Земле

1

11.

Свойства воздуха

1

12.

Давление
и
движение воздуха

1

Называют
свойств
воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя слова
для справок
Составляют рассказ по картинкам
об использовании свойств воздуха
в
быту
(накачивание
шин,
матрасов, игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Узнают, чем Земля отличается от
других планет Солнечной системы.
Называют
спутники
Земли.
Описывают форму Земли и называют
основные оболочки Земли (твердая,
воздушная,
водная).
Заполняют
таблицу в рабочей тетради «Чем
образованы оболочки Земли?»
Называют газы, которые входят в
состав воздуха и рассказывают о его
значении,
о
мероприятиях,
проводимых с целью охраны чистоты
воздуха. Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть воздух?»
Узнают и называют свойства воздуха
после
демонстрации
опытов;
описывают опыты, демонстрирующие
свойства воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в быту.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради
и
составляют
рассказ,
используя опорные слова
Описывают
свойства
воздуха
(упругость, сжатие, теплый воздух
поднимается, холодный опускается);
называют свойства воздуха с опорой на
иллюстрации или демонстрируемый
опыт; умеют использовать свойства
воздуха в быту.

13.

Температура
воздуха. Термометр

1

Формирование представления
о термометре и его устройстве,
формирование
умения
измерять температуру воздуха,
читать показания термометра

14.

Движение воздуха в
природе. Ветер

1

Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком

15.

Состав
воздуха.
Кислород,
его
значение
и
применение

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода

16.

Состав
воздуха.
Углекислый газ и
азот

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах

предложения из перепутанных
слов»
Узнают
термометр
на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха;
понимают
положительные (со знаком плюс) и
отрицательные (со знаком минус)
показания температуры.
Рассматривают рисунки в рабочей
тетради, подписывают, какую
температуру
показывают
термометры
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком. В рабочей
тетради отвечают на вопрос: что
может
ветер?
Вставляют
недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят
кислород
к
газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха»,
используя
помощь
учителя
Называют газы, входящие в состав
воздуха (углекислый газ, азот),
относят углекислый газа и азот к
газам, входящим в состав воздуха.
Рассматривают диаграмму «Состав
воздуха» и подписывают названия

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Проводят опыт и отвечают на вопрос:
как определить движение воздуха?
Узнают термометр в естественных
условиях, имеют представление о
назначении термометра; умеют читать
показание термометра;
умеют
использовать
показание
термометра в повседневной жизни
(одежда – температура воздуха).
Записывают в тетрадь с помощью цифр
и знаков показания термометра
Рассказывают о движении воздуха
разной силы (ветер, ураган, шторм),
называют причины появления ветер.
Выписывают из словаря в учебнике
определения слов «ветер», «ураган»

Называют газы, входящие в состав
воздуха; знают свойства кислорода и
наличие
представлений
об
использовании свойств кислорода в
быту, хозяйстве и промышленности.
Заполняют схему «Состав воздуха»
Называют газы, входящие в состав
воздуха, знают свойства углекислого
газа, роль углекислого газа в жизни
растений и имеют представления об
использовании свойств углекислого

17.

Значение и охрана
воздуха

1

Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека.
Знакомство
с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха

18.

Значение
воздуха
для жизни на Земле и
его охрана

1

Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека,
растений
и
животных

19.

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи

1

Формирование представления
о полезных ископаемых, их
видах и значении

20.

Гранит, известняк

1

Формирование представления
о
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке

газов, используя предложенный газа
в
быту,
хозяйстве
и
текст
промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Свойства газов»
Имеют представления о значении Рассказывают о роли воздуха для
чистого
воздуха
и
мерах, жизни на Земле; устанавливают (с
принимаемых для его защиты. помощью учителя) зависимость между
Составляют рассказ по рисункам чистотой воздуха и жизнью растений,
«Как человек использует воздух»
животных и человека; соблюдают в
быту меры по охране воздуха, правила
здорового образа жизни. Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
дописывают слова в прочитанном
тексте «Что мы узнали о воздухе?»
Имеют представления о значении Рассказывают о составе воздуха,
чистого воздуха для жизни на свойствах воздуха, роли воздуха для
Земле и мерах, принимаемых для жизни на Земле; устанавливают
его защиты
(с помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека; знают
и соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни
Имеют
представление
о Называют полезные ископаемые;
назначении полезных ископаемых. выделяют
признаки
полезных
Заполняют
схему
«Полезные ископаемых;
относят
полезные
ископаемые» в рабочей тетради
ископаемые к разным группам
(твердые,
жидкие,
газообразные;
горючие,
негорючие).
Заполняют
схему «Полезные ископаемые» в
рабочей тетради. Приводят примеры
Узнают полезные ископаемые на Узнают и называют представителей
рисунках,
фотографиях,
в полезных ископаемых, используемых в
коллекциях (мел, мрамор, гранит); строительстве; выделяют признаки
называют изученные полезные полезных ископаемых, используемых в

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

21.

Песок, глина

1

Формирование представления
о
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине

22.

Горючие полезные
ископаемые. Торф

1

Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе

ископаемые; относят полезные
ископаемые
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении
данной
группы
полезных ископаемы.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название полезного ископаемого с
его характеристикой
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях (песок, глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении
данной
группы
полезных ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят из
песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях (торф); называют
изученные полезные ископаемые,
относят торф к группе полезных
ископаемых; имеют представление
о назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа»

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников, объясняют свое решение.
Показывают в коллекции полезные
ископаемые:
гранит,
известняк;
зачитывают их описание на карточках

Узнают и называют представителей
полезных ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют признаки
полезных ископаемых, используемых в
строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников; объясняют свое решение.
Заполняют
таблицу.
Сравнивают
между собой песок и глину

Узнают и называют представителей
горючих
полезных
ископаемых;
выделяют признаки горючих полезных
ископаемых и торфа, относят торф к
различным группам с учетом разных
классификаций
(полезные
ископаемые,
горючие
полезные
ископаемые,
полезные
ископаемые, используемые в качестве
удобрений). В рабочей тетради

23.

Каменный уголь.

24.

Добыча
использование
каменного угля

и

1

25

Нефть: внешний вид
и свойства

1

1

Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле

Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к
группе
полезных
ископаемых. Узнают и называют
горючие полезные ископаемые –
каменный
угль;
выделяют
признаки каменного угля; относят
каменный уголь к группе полезных
ископаемых и горючих полезных
ископаемых.
Используя
текст
учебника,
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь
Формирование представление Относят каменный уголь к группе
о каменном угле, способах полезных ископаемых; имеют
добычи и значении каменного представление
о
значении
угля
каменного угля. Подписывают на
рисунках
способы
добычи
каменного угля
Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о нефти

Называют изученные полезные
ископаемые
(нефть);
относят
нефть
к
группе
полезных
ископаемых.
Описывают
свойства
нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

заполняют схему «Горючие полезные
ископаемые»
Узнают и называют горючие полезные
ископаемые – каменный уголь;
выделяют признаки каменного угля;
относят каменный угль к группе
полезных ископаемых и горючих
полезных ископаемых. Рассматривают
образец каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь свойства каменного
угля. Заполняют таблицу «Свойства
каменного угля»

Относят каменный уголь к различным
группам;
с
учетом
разных
классификаций (полезные ископаемые,
горючие полезные ископаемые), знают
способы добычи каменного угля.
Вставляют в текст пропущенные слова
«Добыча каменного угля»
Узнают и называют горючие полезные
ископаемые;
выделяют
признаки
нефти; относят нефть к группе
полезных ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Рассматривают пробирку с нефтью и
описывают ее свойства, используя
слова для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть, называют
черты различия и сходства

26

Добыча
использование
нефти

и

1

Формирование представления Относят нефть к группе полезных
о нефти, способах добычи и ископаемых; имеют представление
значении нефти
о значении нефти.
Подчеркивают правильный ответ:
в каком состоянии находится
нефть

27

Природный
газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту

1

28

Черные
металлы.
Сталь. Чугун

1

Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представление о природном
газе, способах добычи и
значении природного газа.
Формирование
умения
соблюдать
правила
безопасного пользование газом
в быту
Знакомство
с
черными
металлами.
Формирование представления
о стали, чугуне, способах
получения и использовании в
промышленности и в быту

29

Цветные металлы

1

Знакомство
с
цветными
металлами.
Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использовании
в
промышленности и в быту

Называют изученные полезные
ископаемые
(природный
газ;
относят газ к группе полезных
ископаемых; имеют представление
о значении природного газа;
называют (с помощью учителя)
правила пользования газом в быту.
Подчеркивают
на
карточке
названия
горючих
полезных
ископаемых
Называют черные металлы (сталь,
чугун), имеют представление об
использовании черных металлов.
Рассматривают
рисунки,
подчеркивают
названия
предметов, изготовленных из
металлов,
используя
помощь
учителя
Называют цветные металлы;
имеют
представление
об
использовании цветных металлов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, используя слова для
справок:
приводят
примеры
цветных металлов, разделив их на
группы

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Относят нефть к различным группам с
учетом
разных
классификаций
(полезные
ископаемые,
горючие
полезные ископаемые); рассказывают
о способах добычи нефти.
Выписывают из словаря в учебнике
определения новых слов
Узнают и называют горючее полезное
ископаемое
–
природный
газ;
выделяют признаки природного газа;
относят природный газ к различным
группам
с
учетом
разных
классификаций (полезные ископаемые,
горючие полезные ископаемые); знают
способы добычи газа.
Вставляют
пропущенные
слова
«Запомни правила обращения с газом»
Узнают и называют черные металлы –
чугун и сталь;
знают способы получения черных
металлов; выделяют признаки черных
металлов, свойства стали и чугуна.
Используя рисунки, записывают в
рабочую тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные металлы –
алюминий, медь;
знают способы получения цветных
металлов; выделяют признаки цветных
металлов; производят классификацию
цветных металлов (относят алюминий,
медь к металлам и цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей тетради:
приводят примеры цветных металлов,
разделив их на группы

30

Благородные
(драгоценные)
металлы

1

Формирование представления
о благородных (драгоценных)
металлах.
Формирование
представления
о
золоте,
серебре,
платине,
использовании
в
промышленности и в быту

31

Охрана
полезных
ископаемых

1

Формирование представления
о
значении
полезных
ископаемых, знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны полезных ископаемых

32

Полезные
ископаемые

1

33

Вода в природе. Роль
воды в питании
живых организмов

1

Называют
благородные
(драгоценные) металлы; имеют
представление об использовании
благородных
(драгоценных)
металлов.
Вставляют пропущенные буквы в
слова с названиями благородных
металлов,
составляют
предложения с этими словами

Называют полезные ископаемые;
знают о необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану и с
опорой
на
предложения,
предложенные учителем об охране
полезных ископаемых
Обобщение и систематизация Имеют представления о полезных
знаний
обучающихся
о ископаемых, их значении для
свойствах
полезных людей.
ископаемых.
Составляют
устный
рассказ
ободном из полезных ископаемых
по
плану
и
опорным
предложениям

Формирование представлений Рассказывают о воде в природе; о
о воде в природе и о значении значении воды для растений,
воды для растений и животных животных, человека.
Выполняют
задание:
рассматривают
рисунки
и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Узнают и называют благородные
(драгоценные) металлы – золото,
серебро, платину; выделяют признаки
цветных
металлов;
производят
классификацию драгоценных металлов
(относят золото, серебро, платину к
металлам и драгоценным металлам).
Выполняют задание в рабочей тетради:
соединяют стрелками правильные
ответы, где применяют драгоценные
металлы
Узнают
и
называют
полезные
ископаемые; знают способы охраны
полезных ископаемых.
Вставляют
в
текст
карточки
пропущенные слова, используя слова
для справок
Узнают
и
называют
полезные
ископаемые.
Проводят
классификацию полезных ископаемых.
Относят полезные ископаемые к
различным группам, объясняют свой
выбор;
знают свойства полезных ископаемых,
знают меры по их охране.
Составляют устный рассказ об одном
из полезных ископаемых по плану,
используя статью учебника
Узнают на рисунках и фотографиях и
называют воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки, используя
слова для справок: где встречается вода

подписывают, кому для жизни в природе; вставляют пропущенные
нужна вода
слова в текст карточки
34

Свойства воды

1

Формирование представлений Называют
свойства
воды
о свойствах воды.
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему «Основные
свойства воды», используя слова
для
справок;
подписывают
рисунки, записывают выводы в
тетрадь по проведенным опытам

35

Растворимые
и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода

1

Формирование представлений
о
свойствах
воды,
растворимых и нерастворимых
веществах

36

Прозрачная и мутная
вода.
Очистка
мутной воды

1

Формирование представлений Узнают чистую и мутную воду в
о свойствах воды, чистой воде натуральном виде и на рисунках.
и очистке воды
Называют признаки мутной и
чистой воды.
Выполняют задание: выбирают
правильный ответ на вопрос и
подчеркивают его

Рассказывают
о
свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты, подписывают
рисунки с растворимыми и
нерастворимыми
в
воде
веществами

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Узнают и называют свойства воды
после
демонстрации
опытов;
описывают опыты, демонстрирующие
свойства воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают свойства
воды и использование этих свойств в
быту.
Заполняют схему «Основные свойства
воды»
Называют
растворимые
и
нерастворимые вещества; узнают
растворы в естественных условиях и на
иллюстрациях и называют их;
имеют представления о назначении
растворов; выделяют существенные
признаки питьевой воды, используют
полученные знания при выполнении
практических
работ
(создание
растворов – сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Растворимые и нерастворимые в воде
вещества»
Выделяют признаки чистой и мутной
воды; относят воду к разным группам;
используют полученные знания при
выполнении
практических
работ
(очистка
воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают
предложения
в
правильном порядке по проведению
опыта по очистке мутной воды

37

Три состояния воды.
Температура и ее
измерение

1

Формирование представлений
о
различных
агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное,
жидкое.
Переход воды
из одного
состояния в другое

38

Расширение
при
нагревании и сжатие
при
охлаждении,
расширение
при
замерзании

1

Формирование представлений Узнают и называют состояния
об изменении состояния воды воды
при
нагревании
и
под воздействием температуры охлаждении.
Подписывают
рисунки,
подчеркивают правильный ответ
на вопрос: что происходит с водой
при нагревании, охлаждении,
замерзании

39

Свойства
воды.
Лабораторная работа

1

40

Работа
природе

в

1

Формирование
умения
применять знания о свойствах
воды на практике, выполнять
практические действия под
контролем учителя
Формирование представлений
о работе воды в природе и
изменениях,
которые
происходят под влиянием воды

41

Значение воды в
природе.
Использование воды

1

воды

Узнают воду в твердом, жидком и
газообразном
состоянии
в
натуральном виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя текст
учебника «Состояние воды в
природе».
Проводят опыты под руководством
учителя по изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру
с
помощью
термометра

Выполняют лабораторные работы
совместно с учителем;
называют свойства воды после
проведения опыта
Узнают и называют последствия
работы воды – оврагов, пещер,
наводнений;
подписывают слова на рисунках

Формирование представлений Знают значения воды для жизни
о значении воды для человека, человека; называют (совместно с
знакомство
с
мерами, учителем) правила охраны воды в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Выделяют признаки воды в разных
агрегатных состояниях; устанавливают
зависимости между температурой и
состоянием воды;
умеют
использовать
полученные
знания при выполнении практических
работ
совместно
с
учителем
(измерение температуры воды).
Проводят опыты по изучению свойств
твердой, жидкой и газообразной воды;
измеряют
температуру
воды
термометром; записывают выводы в
рабочую тетрадь
Узнают и называют состояния воды в
естественных условиях и на картинах;
выделяют существенные признаки
воды при замерзании и нагревании;
умеют
использовать
полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку в рабочую
тетрадь: что происходит с водой при
нагревании, охлаждении и замерзании
Выполняют лабораторные работы под
контролем учителя;
прогнозируют результаты опытов,
описывают результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости
между явлениями природы (работа
воды и форма поверхности); называют
по рисункам и подписывают овраги,
пещеры, ущелья
Рассказывают о мерах, принимаемых
для охраны воды; применяют знания об
охране воды на практике.

в
быту,
промышленности и
сельском хозяйстве

принимаемыми
воды

для

охраны быту (выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по картинкам
«Как используют воду в сельском
хозяйстве»
Изучение значения воды в Называют разные состояния воды;
природе.
Формирование узнают их на иллюстрациях:
представлений о круговороте дождь, пар, облака, тучи.
воды в природе
Рассматривают схему круговорота,
вставляют в текст пропущенные
слова

42

Вода в природе

1

43

Воды суши: ручьи,
реки

1

Формирование представлений Составляют рассказ о реках и
о водах суши: ручьях и реках. ручьях. Называю отличия ручья
Правила поведения у водоёмов от реки с помощью учителя.
Называют правила поведения у
водоемов.
Подчеркивают правильный ответ в
тексте; почему нельзя пить воду из
водоемов

44

Озера, болота, пруды

1

Формирование представлений Узнают озера, болота, пруды на
о водах суши: озера, болота, иллюстрациях и фотографиях;
пруды
называют изученные объекты;
рассказывают об использовании
изученных водоемов.
Рассматривают
рисунок,
соединяют стрелками изображения
животных, обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в тетрадь
названия рыб, которые водятся в
водоемах
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Вставляют пропущенные слова в текст
карточки. Приводят свои примеры,
используя
словапомощники.
Пересказывают написанный текст
Составляют рассказ по картинкам о
состоянии воды на разных этапах ее
круговорота;
устанавливают
причинно-следственные зависимости.
По схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные слова
Рассказывают об образовании рек и
ручьёв. Составляют рассказ о реках и
ручьях. Называю отличия ручья от
реки. Называют правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей тетради:
подчеркивают правильный ответ в
тексте «Воды суши»

Рассказывают о внешнем виде озер,
болот, прудов, водохранилищ и
образовании изученных водоемов, о
значении изученных водоемов; умеют
устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.
Рассматривают рисунок, соединяют
стрелками изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом;
обосновывают
свой
вывод.
Сравнивают
водоемы,
называют
отличительные их признаки. На

45

Моря и океаны

1

46

Охрана воды

1

47

Равнины,
овраги

48

Горы

холмы,

Формирование представлений Узнают моря и океаны на
о морях и океанах и их иллюстрациях и фотографиях;
использовании
называют изученные объекты;
рассказывают об использовании
изученных водоемов.
Рассматривают рисунки в рабочей
тетради, подписывают названия
морей и океанов
Формирование представлений Рассказывают об использовании
об охране воды и мерах, воды; составляют предложения,
принимаемых
по
охране используя
опорные
слова;
водоемов
раскрашивают опорные сигналы
для плаката по охране воды

1

Формирование представлений
о формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком

Узнают и называют формы
поверхности (равнины, холмы,
овраги) на иллюстрациях и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности суши»,
используя помощь учителя

1

Формирование представлений
о формах поверхности Земли.
Горы: внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в горах

Узнают и называют горы на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют
занятия
людей,
живущих в горах.
Подписывают и раскрашивают
рисунки, как люди используют
горы

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

основании
сравнения
заполняют
таблицу
Рассказывают о внешнем виде морей и
океанов, их основных признаках, о
значении изученных водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Использование воды человеком»;
составляют рассказ по схеме «Значение
моря для человека»
Составляют
рассказ
о
мерах,
принимаемых для охраны водоемов;
применяют знания об охране воды на
практике.
Составляют
памятку
«Правила
поведения у водоемов»; рисуют в
тетради опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Выделяют существенные признаки
изученных форм поверхности суши;
называют холмы и овраги, известные
из личного опыта.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Поверхности
суши»,
соединяют
стрелками слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют существенные признаки
гор. Рассказывают о занятиях людей в
горах. Устанавливают простейшие
зависимости
между
формой
поверхности суши и занятиями
населения. Называют горы, известные
из личного опыта.

Формирование представлений
о почве, ее образовании.
Знакомство с составом почвы:
перегной, песок, глина, вода,
воздух, минеральные соли.
Закрепление знания о роли
почвы в жизни растений

Сравнивают горы и холмы, называю
отличительные признаки; заполняют
схему их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на картинах.
Называют вещества, входящие в состав
почвы и их значение.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Состав почвы»

1

Формирование представлений Рассказывают
об
основном
о плодородии почвы, способах свойстве почвы, о значении
обработки почвы и ее значении обработки почвы для получения
урожая.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради название основных частей
почвы, которые необходимы для
жизни растений

Называют виды почв и их основные
признаки; выделяют существенные
признаки
разных
видов
почв;
устанавливают связи между разными
видами почв и растительностью;
умеют применять эти знания на
практике.
Выполняют
задание:
соединяют
стрелкой название почвы с ее
характеристикой
Называют способы обработки почвы в
зависимости
от
сезона;
имеют
представления
о
взаимосвязи
обработки почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о сезонной
обработке почвы на практике.
Делают вывод: почему черноземная
почва самая плодородная

1

Закрепление представлений о
значении почвы.
Охрана
почв,
меры,
принимаемые для охраны почв

49

Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы

1

50

Разнообразие почв

1

51

Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы

52

Охрана почвы

Рассказывают о назначении почвы.
Называют состав почвы, опираясь
на схемы и
иллюстрации.
Рассказывают о роли почвы в
жизни растений.
Отгадывают загадки о животных,
которые
обитают
в
почве;
подписывают их на рисунках
Формирование представлений Называют виды почв (не менее 2).
о видах почвы: черноземные, Называют свойства одного вида
глинистые, песчаные.
почв.
Знакомство с особенностями Узнают
по
описанию
и
почв.
подписывают на рисунках виды
почв

Рассказывают о необходимости
охраны почв и некоторых мерах,
которые принимаются для защиты
почвы.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Называют вредные воздействия на
почву: костры, пожары, вырубка лесов,
бытовой мусор, химикаты, вода, ветер;
называют меры, принимаемые для
охраны почв.

Рассматривают рисунки в рабочей Обводят
рисунки,
на
которых
тетради. Обводят те, на которых показано, как человек заботиться о
показано, как человек заботиться о почве, обосновывают свой выбор
почве
Есть на Земле страна Россия53
Место России на
1
земном
шаре.
Знакомство с картой

54

Моря и океаны,
омывающие берега
России

1

55

Горы и равнины на
территории нашей
страны

1

56

Реки и озера России

1

Формирование представлений Называют название своей страны.
о России, размере территории, Рассказывают,
какие
формы
климате, рельефе
поверхности есть в России.
Рисуют Государственный флаг
России в тетради. Подчеркивают в
стихотворении
название
государства, в котором живут,
записывают его в клеточки

Называют особенности климата и
рельефа России;
узнают на карте России реки и сушу (по
цвету); устанавливают причинноследственные зависимости между
территорией,
солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой адрес

Знакомство с морями
и Рассказывают, что территорию
океанами,
омывающими России
омывают
теплые и
берега России
холодные
моря;
называют
основные признаки этих морей
(лед, снег, холодно, тепло, солнце,
пляж).
Вставляют в текст пропущенные
слова с названием океанов
Формирование представления Узнают
на
иллюстрациях
о
формах
поверхности различные формы поверхности –
России: равнины, горы
горы, равнины; рассказывают, что
на территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают
формы
земной
поверхности на карточке

Называют моря, омывающие берега
России: Черное море, Азовское море,
Балтийское море; называют их
основные признаки.
Выполняют задание в рабочей тетради:
соединяют стрелками название моря с
его характеристикой

Называют горы и равнины России:
Восточно-Европейская
равнина,
Западно-Сибирская
равнина,
Кавказские горы, Уральские горы.
Рассказывают
об
их
основных
признаках.
Вставляют в текст карточки названия
равнин и гор России, используя слова
для справок
Знакомство с реками и озёрами Узнают на иллюстрациях реки;
Называют реки и озера России: 3–4
России.
Знакомство
с рассказывают, что на территории названия, называют их основные
крупнейшими реками России
России находятся реки и озера; признаки.
называют 1–2 реки России.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Подбирают обобщающие слова к Заполняют таблицу в рабочей тетради
перечисленным названиям рек и «Реки и озера России»
озер
57

Москва – столица
России

1

Формирование представления
о столице России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт

Называют достопримечательности
Москвы с опорой на иллюстрации.
Называют
столицу
России.
Подписывают на рисунках герб
России и герб Москвы

Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные виды
транспорта Москвы.
Находят на картинках и подписывают
достопримечательности Москвы

58

Санкт-Петербург

1

Формирование представления
о городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты

Узнают
и
называют
достопримечательности
СанктПетербурга: разводные мосты,
Дворцовая
площадь
–
на
иллюстрациях и фотографиях
Знакомство
с
городами Называют города Золотого кольца:
«Золотого кольца»: Ярославль, Ярославль, Владимир, Ростов.
Владимир,
Ростов: Рассказывают
о
достопримечательности,
достопримечательностях городов
народные промыслы
«Золотого кольца» с помощью
учителя.
Выполняют задание: соединяют
линиями, с именем каких великих
людей связаны названия городов

Узнают и называют Санкт-Петербург
на картинках и иллюстрациях,
рассказывают
об его основных
достопримечательностях

59

Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города
«Золотого
кольца»

1

60

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

1

Формирование представления
о городах Нижний Новгород,
Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют
города
Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают
о
достопримечательностях
с
помощью учителя, опираясь на
иллюстрации.
Находят на карте названия городов
и выписывают их в тетрадь

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Называют города «Золотого кольца»:
Ярославль,
Владимир,
Ростов.
Называют
основные
достопримечательности: набережная в
Ярославле, театр; собор и Золотые
ворота во Владимире; Ростовский
кремль.
Вписывают в таблицу названия
некоторых достопримечательностей
городов Золотого кольца
Узнают и называют города Нижний
Новгород,
Казань,
Волгоград;
называют
основные
достопримечательности
городов
(Нижегородский кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из других
источников.
Заполняют таблицу: по описанию
определяют название городов

61

Новосибирск,
Владивосток

1

Формирование представления
о
городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

Называют города Новосибирск,
Владивосток.
Рассказывают о
достопримечательностях городов;
показывают их на карте

Узнают
и
называют
города
Новосибирск, Владивосток; называют
основные
достопримечательности
городов; называют города, известные
из других источников.
Составляют
рассказ
о
городе
Владивостоке, используя слова для
справок

62

Население и народы
России

1

Формирование представления
о населении России и России
как
многонациональном
государстве

Называют представителей народов
России. Рассказывают о традициях,
обычаях населения России; занятиях
городского и сельского населения.
Заполняют схему «Население нашей
страны»; определяют, какие рисунки
подходят к стихотворениям

63

Ваш
город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование представления
о своей местности на основе
уточнения
и
обобщения
имеющихся
знаний:
поверхность,
водоёмы,
растительный и животный мир

64

Ваш
город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Называют
отдельных
представителей народов России.
Называют места, где проживает
население России. Узнают на
иллюстрациях
и
называют
городское и сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя помощь
учителя
Называют
основные
географические объекты
и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы с опорой на
учебник.
Называют
представителей растительного и
животного мира своего региона
Показывают
на иллюстрациях
достопримечательности
своего
города с помощью учителя.
Называют
промышленные
предприятия своего региона

65

Экскурсия

1

Формирование представления
о своей местности на основе
уточнения
и
обобщения
имеющихся
знаний:
промышленность и сельское
хозяйство,
достопримечательности.
Расширение и закрепление Называют
и
знаний о родном городе; о
достопримечательные
города;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина

Показывают на карте основные
географические
объекты
и
особенности
своей
местности:
поверхность, водоёмы. Рассказывают о
представителях
растительного
и
животного мира своего региона

Рассказывают
о
достопримечательностях
своего
города.
Называют промышленные
предприятия и направления сельского
хозяйства
своего региона,
Рассказывают о населении своей
местности, их традициях и обычаях
посещают Рассказывают в ходе экскурсии о
места достопримечательностях
города
совместно с учителем;

66

Экскурсия

Повторение
67
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле
страна
Россия»

68

Неживая природа.
Обобщающий урок

1

1

1

важнейших
географических
объектах региона
Расширение и закрепление
знаний о родном городе; о
важнейших
географических
объектах региона

Называют
важнейшие
географические объекты региона
Называют
и
посещают
достопримечательные
места
города;
Называют
важнейшие
географические объекты региона

Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях
города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона

Закрепление знаний о России: Называют
отдельные
города Называют особенности климата и
формах рельефа, водоемах, России, отдельных представителей рельефа России, называют моря,
городах, населении
народов России
омывающие берега России: Черное
море, Азовское море, Балтийское море;
называют отдельные реки, озера, горы,
равнины России; называют отдельные
города
России
и
их
достопримечательности
Обобщение и закрепление Узнают и называют изученные Узнают и называют изученные
представлений о предметах и предметы неживой природы на предметы неживой природы на
явлениях неживой природы
иллюстрациях,
фотографиях; картинах, схемах и в натуральном
относят к определенным группам виде; относят предметы неживой
(вода,
воздух,
полезные природы к разным группам (вода,
ископаемые, почва); называют воздух, полезные ископаемые, почва);
предметы, относящиеся к почве, выделяют существенные признаки
полезным ископаемым, свойствам каждой группы; рассказывают о
воды или воздуха;
взаимосвязях между неживой и живой
называют элементарные правила природой;
соблюдают
правила
безопасного поведения в природе; безопасного поведения в природе
рассказывают о значении неживой
природы в жизни человека

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФС Г.И. Чебыкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».